Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:17, курсовая работа
Известно, что в качестве эмоционального фактора тревожность играет существенную роль в процессе адаптации. Психологическая толерантность детей к неблагоприятным условиям микросоциума снижается, фрустрационные ситуации становятся непереносимы для них, что отражается на нарушении функциональной активности, индивидуального барьера психологической и психической адаптации. Одним из последствий может быть формирование тревожных расстройств по невротическим механизмам
Введение 3
Глава 1. Исследование тревожности и методов ее коррекции у детей старшего дошкольного возраста в научной литературе 5
1.1. Сказки как своеобразный фольклорный жанр 5
1.2. Феномен тревожности и страхов в детском возрасте 7
Глава 2. Использование сказкотерапии для коррекции эмоциональных нарушений в детском возрасте 22
2.1. Описание методов исследования уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста 22
2.2. Коррекционная программа (на основе ознакомления со сказками) 25
2.3. Описание результатов проведенного исследования 41
Рекомендации педагогам и психологам по использованию сказкотерапии 43
Список литературы: 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 52
8. Одновременно полезно проводить подобную психотерапевтическую работы с группой родителей, поскольку большая часть трудностей, возникающих в дошкольном возрасте, имеет в своей основе нарушение детско-родительских отношений, и, следовательно, без положительного изменения этих отношений работа с ребенком будет недостаточно эффективной [7; 16].
Рекомендации родителям
1. Постарайтесь быть более внимательными к своему ребенку, проявляйте больше любви, тепла и ласки, чаще говорите ему, что вы его любите и скучаете без него.
2. Помните о том, что у вашего ребенка тоже есть свои проблемы. Дайте ему возможность выговориться, обсудить вместе с вами то, что его тревожит и огорчает. Каждый день выделяйте время для беседы с ребенком, чтобы он мог рассказать вам о том, что произошло за день. Спокойно обсудите с ним сложные конфликтные ситуации, объясните, как надо поступать в том или ином случае, помогите понять причины поступков других людей. Главное при этом – с пониманием и уважением относиться к проблемам ребенка, не считать их чем-то несерьезным, вести разговор спокойно и доверительно, а не на повышенных тонах в форме назиданий.
3. Заведите традицию беседовать с ребенком перед сном. Когда малыш уже в постели, присядьте рядом, погладьте его по голове, возьмите его ладошки в свои руки и спокойно поговорите о чем-то приятном. Вспомните, например, летний отдых в деревне: теплое летнее солнышко, смешного поросенка и т.д. Избегайте при этом бурных проявлений эмоций, не нужно, чтобы ребенок перевозбуждался перед сном. Поговорите о будущей поездке в выходные дни или летом. Пусть ваш ребенок засыпает с приятными мыслями и переживаниями. Если ему трудно заснуть, помогает теплая грелка, положенная к ногам, можно разрешить взять в постель любимого мишку или зайчика. Если на ребенка успокаивающе действует вода, полезны перед сном душ или ванна.
4. Никогда не высказывайте в присутствии ребенка старшего дошкольного возраста своих опасений относительно начала его обучения в школе, не пугайте школой. Ваша тревога и опасения обязательно передадутся ребенку, послужат причиной формирования «школьной тревожности» -устойчивого состояния тревоги и страха в отношении всего, что связано со школой и учением.
5. Не срывайтесь и не кричите на ребенка. Даже если он совершил что-то, на ваш взгляд, ужасное, держите себя в руках, старайтесь говорить ровным, спокойным голосом. Дети, чьи родители постоянно кричат и ругаются, перестают их слышать. Для начала введите один «разгрузочный» день в неделю. В этот день дайте себе слово, что не будете кричать на ребенка и ругать его, даже если он перевернет все вверх дном. Будьте с ним спокойны и выдержаны в этот день. Если получится, можно устраивать такие дни чаще, с тем чтобы постепенно отвыкнуть разговаривать с ребенком на повышенных тонах. Вы заметите, что он начинает вас «слышать», легче понимает и выполняет ваши требования.
6. Пересмотрите свои требования к ребенку, всегда ли они обоснованы, не слишком ли многого вы хотите от него? Полезно вспомнить себя в этом возрасте и «пропустить» требования к своему ребенку через собственные детские переживания. Только при этом постарайтесь быть объективными.
Взрослым свойственно идеализировать свое прошлое.
7. Большое значение имеет правильный режим дня ребенка. Здесь необходимо запомнить и выполнять три важных правила.
Правило 1. У ребенка должен быть полноценный сон. Несмотря ни на что, в 9 часов вечера его необходимо укладывать в кровать. Длительность ночного сна должна составлять 9-10 часов. Для детей с неустойчивой нервной системой полезен дневной сон в течение 1-1,5 часов. Шумные игры, излишне эмоциональные развлечения перед сном следует исключить.
Правило 2. Ребенку необходимы продолжительные ежедневные прогулки на свежем воздухе, подвижные игры и упражнения. Хорошо, если вы найдете возможность гулять вместе с ним: общение с вами ему также необходимо.
Правило 3. Не позволяйте ребенку подолгу сидеть перед телевизором, часами играть в видеоигры. Кровавые боевики и фильмы ужасов – не для вашего ребенка, их нужно полностью исключить. Если вы купили видеокассету с новым фильмом, сначала просмотрите ее сами и решите, стоит ли показывать это ребенку.
Список рекомендаций можно было бы продолжить. Вероятно, главной рекомендацией в этом случае может быть следующее: больше любви и доброты в общении с ребенком, больше веры в его силы, больше терпения и выдержки, и тогда все получится [13, с. 49-51].
Заключение
Проведенная нами работа показала, что тревожность как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грозящей опасности являются выражением неудовлетворения значимых потребностей человека: актуальных при ситуативном переживании тревоги и устойчиво доминирующих по гипертрофированному типу при устойчивой тревожности. Тревожность – устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении достаточно длительного периода времени. Она имеет собственную побудительную силу и устойчивые формы реализации в поведении с преобладанием в последних компенсаторных и защитных проявлений. Как и любое сложное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим когнитивный, эмоциональный и операциональный аспекты при доминировании эмоционального.
Возникновение и закрепление тревожности как устойчивого образования связаны с неудовлетворением ведущих возрастных потребностей ребенка, которые приобретают гипертрофированный характер. Устойчивым личностным образованием тревожность становится в подростковом возрасте, опосредствуясь особенностями «Я-концепции», отношения к себе. До этого она является производной широкого круга семейных нарушений. Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму «замкнутого психологического круга», ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, в свою очередь, порождая негативные прогностические оценки и определяя во многом модальность актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности.
Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей, вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти «возрастные пики» тревожности являются отражением наиболее значимых социогенных потребностей. В дошкольном возрасте тревожными симптомами считают нарушение сна, ночные страхи, страх темноты и боязнь оставаться одному в комнате, энурез, заикание, постоянное шмыганье или хрюканье, навязчивые движения (передергивание и пожимание плечами, нервные тики) – все это свидетельствует о том, что нервная система ребенка находится в состоянии перенапряжения [13, с. 44].
Тревога как состояние оказывает в основном отрицательное, дезорганизующее влияние на результаты деятельности детей дошкольного возраста. Влияние тревожности на деятельность как свойства личности усиливается с возрастом.
На основе проведенного исследования, и полученных при изучении тревожности результатов, нами была разработана психокоррекционная программа в структуре специализированной психологической помощи для детей с высоким уровнем тревожности. Наша психокоррекционная программа основывалась на специально организованной работе со сказками. Сказки были подобраны в виде цикла историй, связанных одними и теми же героями, с которыми происходят различные приключения. Это удобно, так как ребенок быстрее привыкает к сказочным героям, легче сравнивает себя с ними и, кроме того, такой цикл историй может содержать определенные ритуальные моменты, команды, повторяющиеся из сказки в сказку и позволяющие успешнее руководить каждым сеансом.
Для определения влияния сказкотерапии на тревожность детей старшего дошкольного возраста мы повторно исследовали тревожность детей, отобранных для коррекционной работы, после проведения сказкотерапевтического воздействия, и провели статистический анализ полученных данных. В результате гипотеза нашего исследования подтвердилась, т.е. можно утверждать с достоверной точностью, что специально организованная работа со сказками снижает уровень тревожности детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения, следует считать сказкотерапию. Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей дошкольного, младшего школьного и других возрастов, в частности, проблемы неуверенных и тревожных детей.
1. Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста. Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы. – М.: «ЦГЛ», 2004. -246 с.
2. Абакарова Э.Г. Диагностика и коррекция тревожности у детей 5-7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – Ставрополь, 2003. – 22 с.
3. Азарина Т. За что мы любим сказки // Пралеска. – 2004. – № 9. – с. 37-41.
4. Астапов В.М. Тревожность у детей.-М.: ПЕРСЭ, 2001 – 160 с.
5. Вачков И.В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось-89, 2001. – 144 с.
6. Гнездилов А.В. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина (сказки доктора Балу). – СПб.: Речь, 2003. – 292 с.
7. Е.Е. Данилова, Т.В. Вохмянина; Под общ. Ред. И.В. Дубровиной. – 2-е изд., стереотип. – М.: «Академия», 1999. – 160 с, с. 147-157
8. Зинкевич-Евстигеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Речь, 2006. – 316 с. – (Мастерская психологии и психотерапии).
9. Зинкевич-Евстигеева Т.Д. Основы сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Речь, 2006. – 170 с: ил.
10. Зинкевич-Евстигеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Речь, 2006. – 233 с. – (Технологии Института сказкотерапии).
11. Кирюшин И.А. Тревожность у лиц с различными индивидуально-типологическими характеристиками и ее связь с состоянием адаптации: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – Хабаровск, 2004. – 19 с.
12. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. – СПб.: Речь, 2002. – 168 с.
13. Кремень М.А. Математические методы в научных исследованиях: для педагогов и психологов. – Мн., 1999. – 92 с.
14. Нижегородцева Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов, родителей / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. – М.: ВЛАДОС, 2001 – 256 с.
15. Прихожан A.M. Тревожность у детей и подростков: практическая природа и возрастная динамика. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2000. – 304 с. – (Серия «Библиотека педагога-психолога»).
16. Пропп В.Я. Корни волшебной сказки / В.Я. Пропп. – М.: Лабиринт, 2005.-331 с.
17. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева,
18. Сказки народов мира / Сост. Э. Дастоян. – Ереван: Луйс, 1995. – 416 с.
19. Тревога и тревожность: Учебное пособие / Сост. и общ. ред. В.М. Астапова. – СПб.: Питер: ЗАО «Питер бук», 2001. – 247 с. – (Серия «Хрестоматия»).
20. Тренинг по сказкотерапии: Сборник программ по сказкотерапии / Под ред. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. – СПб.: Речь, 2000. – 254 с.
ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПО МЕТОДИКЕ «ВЫБЕРИ НУЖНОЕ ЛИЦО»
Имя ребенка:
Дата проведения
обследования:___
Возраст ребенка:
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
№ п/п | ФИО | Возраст | ИТ | Оценка родителей |
1 | Юлия Толстая | 5,8 | 71,4 | 17 |
2 | Алина Шестак | 5,8 | 42,9 | 9 |
3 | Илья Здиховец | 5,7 | 50 | 11 |
4 | Алина Козлова | 5,8 | 78,6 | 18 |
5 | Влад Батун | 5,8 | 64,3 | 16 |
6 | Аня Горбач | 5,7 | 50 | 12 |
7 | Диана Аникевич | 5,7 | 42,9 | 18 |
8 | Настя Гоцко | 5,7 | 50 | 15 |
9 | Надя Валюкевич | 5,8 | 35,7 | 7 |
10 | Паша Кицук | 5,8 | 64,3 | 17 |
11 | Маша Лимонтова | 5,8 | 35,7 | 11 |
12 | Маша Мезенцева | 5,7 | 35,7 | 9 |
13 | Анилина Лукашевич | 5,8 | 50 | 9 |
14 | Даша Мусалаева | 5,9 | 50 | 8 |
15 | Настя Панкова | 5,8 | 50 | 9 |
16 | Света Павлюченко | 5,7 | 35,7 | 4 |
17 | Влада Поспелова | 5,8 | 57,1 | 9 |
18 | Виталик Рогоц | 5,7 | 35,7 | 4 |
19 | Катя Сватко | 5,8 | 50 | 9 |
20 | Алина Русак | 5,8 | 71,4 | 18 |
21 | Настя Сокольчик | 5,7 | 35,7 | 7 |
22 | Андрей Богданович | 5,7 | 42,9 | 12 |
23 | Саша Воробьева | 5,9 | 64,3 | 17 |
24 | Влад Васько | 5,10 | 42,9 | 7 |
25 | Вика Галушкина | 5,10 | 64,3 | 19 |
26 | Лера Гутырчик | 5,10 | 71,4 | 18 |
27 | Настя Жегалик | 5,8 | 57,1 | 9 |
28 | Лера Домаш | 5,10 | 28,4 | 14 |
29 | Лиза Матусевич | 5,9 | 57,1 | 9 |
30 | Полина Медведская | 5,9 | 42,9 | 5 |
31 | Маша Дунич | 5,10 | 57,1 | 9 |
32 | Диана Молосай | 5,9 | 28,6 | 4 |
33 | Аня Острога | 5,9 | 35,7 | 5 |
34 | Дима Стругач | 5,8 | 64,3 | 19 |
35 | Никита Шаченко | 5,7 | 57,1 | 9 |
36 | Катя Просняк | 5,8 | 50 | 8 |
37 | Лера Середа | 5,8 | 28,6 | 6 |
38 | Лера Богдан | 5,8 | 42,9 | 8 |
39 | Лера Бигель | 5,9 | 50 | 9 |
40 | Аня Бубен | 5,6 | 42,9 | 9 |
41 | Ангелина Артюшкевич | 5,7 | 42,9 | 6 |
Информация о работе Сказкотерапия как средство коррекции тревожности