Сказкотерапия как средство коррекции тревожности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:17, курсовая работа

Описание

Известно, что в качестве эмоционального фактора тревожность играет существенную роль в процессе адаптации. Психологическая толерантность детей к неблагоприятным условиям микросоциума снижается, фрустрационные ситуации становятся непереносимы для них, что отражается на нарушении функциональной активности, индивидуального барьера психологической и психической адаптации. Одним из последствий может быть формирование тревожных расстройств по невротическим механизмам

Содержание

Введение 3
Глава 1. Исследование тревожности и методов ее коррекции у детей старшего дошкольного возраста в научной литературе 5
1.1. Сказки как своеобразный фольклорный жанр 5
1.2. Феномен тревожности и страхов в детском возрасте 7

Глава 2. Использование сказкотерапии для коррекции эмоциональных нарушений в детском возрасте 22
2.1. Описание методов исследования уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста 22
2.2. Коррекционная программа (на основе ознакомления со сказками) 25
2.3. Описание результатов проведенного исследования 41
Рекомендации педагогам и психологам по использованию сказкотерапии 43
Список литературы: 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 52

Работа состоит из  1 файл

Сказкотерапия как средство коррекции тревожности (23) 10_сент - переделал.doc

— 456.00 Кб (Скачать документ)
gn:justify">что это за запах);

S вкусовой анализатор (какой вкус приносит с собой слуга: горечь,

сладость, кислоту, соленость, модификации вкусов); •S тактильно-кинестетический анализатор (каково прикосновение этого

слуги, какие он совершает движения, какие танцы он танцует).

Необходимо выбирать место для строительства дома (поляна, долина, берег реки, болото и пр.) и обосновать выбор именно этого места (почему именно здесь поселился этот слуга Короля).

Создается архитектурный проект дома слуги-чувства. Выбирается лучший на конкурсной основе.

При строительстве дома для слуги-чувства проговаривается и проигрывается приход слуги-чувства к Королю. Собираются все вербальные, невербальные, поведенческие проявления Короля при посещении его слугой-чувством.

Необходимо ввести понятие Меры (что будет с Королем и королевством, если слуга-чувство забудет о своем доме и слишком надолго задержится во дворце). Потеря Меры – потеря эмоционального баланса. Проговаривается то, как служит людям слуга-чувство, в каких ситуациях оно приносит пользу, в каких – вред. Необходимо проговорить, как распознать слугу-чувство у себя и у другого.

Занятие третье. Знакомство со слугой по имени Радость.

Выполняется ритуал входа в Сказочную страну. Ведущий говорит: «У нас есть Совет Архитекторов, пусть он примется за работу и восстановит Сказочную страну, поставит дворец, поселит Короля. У Короля – немало придворных. Но есть среди них слуги особенные, называемые Чувствами. Пришло время познакомиться с ними поближе. Это слуги по имени Радость, Удовольствие, Грусть, Злость, Страх, Обида, Вина и Интерес.

Давайте поближе познакомимся со слугой Короля по имени Радость. Сможете ли вы отличить этого слугу от прочих?

- Пусть каждый из вас попробует найти среди фигурок слугу по имени Радость.

- Посмотрите, какие разные фигурки вы выбрали. Как вы думаете, почему? Конечно, потому, что все мы разные и радость у каждого из нас своя.

- Но для Короля нам нужно выбрать только одного слугу по имени Радость. Поэтому, чтобы не ошибиться, мы познакомимся поближе с каждым выбранным вами персонажем.

Информация для ведущего: Знакомство может происходить следующим образом:

a) ведущий просит ребят рассказать о своей фигурке: что любит есть, во что одевается, чем любит заниматься, какие любит песни, игры и танцы;

b) ведущий включает ритмичную музыку и просит ребенка показать, как танцует его персонаж; участники группы становятся в круг и повторяют его движения (модификация игры «Зеркало). Игра продолжается до тех пор, пока все участники группы не расскажут о выбранных персонажах и не продемонстрируют их любимые танцы.

- Мы с вами познакомились со всеми претендентами на роль слуги Короля по имени Радость. Все оказались достойными, но выбрать нужно одного, кого же?

Информация для ведущего: Фигурку слуги по имени Радость можно выбирать следующим образом:

S создать Совет Мудрейших, которые коллегиально, аргументируя свою позицию, сделают выбор;

S фигурка выбирается ребенком, исполнявшим на прошлом занятии роль Короля;

•S Совет Мудрейших делает выбор путем тайного голосования. Условие -нельзя голосовать (писать на бумажке) за свою фигурку;

•S в самом крайнем случае (если ребята не могут договориться и проявляют признаки деструктивной коммуникации) ведущий назначает фигурку сам или предлагает свою фигурку.

- Л теперь Совет Архитекторов приступает к своим обязанностям и предлагает проект дома для слуги по имени Радость.

Для «строительства» коллективных домов можно каждому ребенку выдать конверт с вырезанными частями дома (варианты крыши, стен, фундамента, окон, дверей и пр.) и картонную карточку (6x6 см), на которой ребята, совещаясь, создают дом для слуги по имени Радость.

Когда дом будет поставлен, ведущий спрашивает ребят:

- Как выдумаете, что происходите Королем, когда к нему приходит слуга по имени Радость? Конечно, он радуется, но как он это делает? Танцует, хлопает в ладоши, улыбается, устраивает праздники?..

(Важно, чтобы ребята перечислили как можно больше признаков вербального, невербального, поведенческого проявления радости.)

- Мы с вами знаем, что Король есть у каждого из нас в душе. Представьте, что к нам пришел слуга по имени Радость.

Здесь можно предложить ребятам начать психодинамические игры: танцевать; петь; подойти к зеркалу и разглядывать свою мимику.

- Ребята, а какие звуки приносит с собой Радость? Какие запахи приносит с собой слуга по имени Радость? Что подают к столу, когда в гостях Радость? А через какое прикосновение можно подарить Радость близкому человеку? Часто ли слуга по имени Радость приходит к вам в гости? Когда и как это происходит?

- Наверное, слуга по имени Радость всегда желанный гость в любом доме. Но, скажите пожалуйста, что будет с Королем, если слуга по имени Радость слишком долго задержится в гостях у повелителя?

- Конечно, вы правы, Король просто устанет! Да и дела в королевстве разладятся, если все время только смеяться, петь и веселиться. Но как же узнать слуге по имени Радость, когда пора идти домой?

Секрет королевских слуг в том, что они обладают очень важным качеством – МЕРОЙ. Они во всем знают Меру. Поэтому слуга по имени Радость знает, когда пора уходить. (В этот момент важно показать ребятам фигурку, символизирующую Меру). В дальнейшем мы часто будем к ней обращаться. Фигурка также может быть использована для восстановления дисциплины. В этом случае, показывая фигурку, ведущий может спросить у ребят: «Мне кажется, мы забыли о чем-то очень важном. Как вы думаете, о чем?».) I

- Как вы думаете, ребята, знание Меры пригодится нам в жизни? А в каких случаях? Бывало ли с вами такое, что вы забывали Меру?

- Итак, мы познакомились со слугой короля по имени Радость. Оказывается, у нас внутри тоже есть Король и у него тоже есть слуга по имени Радость. Именно поэтому, когда мы рисовали этого слугу, у нас они получились очень разные. Потому что мы с вами – разные. Мы с вами поняли, что хоть и приятно, когда приходит слуга по имени Радость, но если он забудет о своем доме, королевство от этого потеряет. Поэтому все слуги Короля обладают важным качеством – Мерой. Наши внутренние слуги также обладают этим качеством. Будем об этом помнить.

Занятие четвертое. Знакомство со слугой по имени Грусть.

Выполняется ритуал входа в Сказочную страну. Совет Архитекторов восстанавливает Сказочную страну с дворцом Короля и домом Радости.

– Сегодня мы познакомимся со слугой Короля по имени Грусть. Вот навестила Короля Слуга-подруга Грусть, Что будет по дворне сейчас. Сказать вам не берусь!

К дворцу Короля приближается слуга по имени Грусть. Льется музыка. Все громче и громче. Что же это за музыка? Есть ли в нашей фонотеке такая? Найдите и включите эту музыку. (Поиск нужной аудиозаписи может осуществлять кто-то один, а можно работать и коллективно.)

Расположитесь удобно (лучше лежа) на ковре. Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох, длительный выдох. Постарайтесь рассмотреть, как приходит к Королю слуга по имени Грусть. (Врывается в широко распахнутые двери или тихонько проскальзывает в щелочку, влетает в распахнувшееся окно или выползает из угла...) В образе какого животного или явления природы является Королю Грусть. (Трепетный мотылек или раненая ласточка, маленький сверчок или огромная серая слониха?..) Как она движется? (Легко, крылато, невесомо или тяжело ступая по паркетному полу?..) Какие звуки произносит слуга по имени Грусть? (Охает, ахает, стонет, плачет, смеется, кричит и ругается, вообще молчит и лишь шмыгает носом...) Что говорит? Какие запахи приносит с собой? (Запахи нагретого солнцем пляжа или болотной воды и холодного осеннего дождя?..) Слушайте музыку и проживите несколько минут в королевском дворце вместе с Королем и слугой по имени Грусть.

- А теперь сделайте глубокий вдох и плавный, медленный выдох. Откройте глаза и расскажите о том, что вы видели.

- Какие вы молодцы! Ребята, а заметили ли вы, что же было общего в ваших рассказах, а чем они отличались друг от друга? Как вы думаете, почему? Верно! Мы все – разные и слугу Короля по имени Грусть видим тоже разной. Но именно в этом наша неповторимость и уникальность. И благодаря этому нам так интересно друг с другом!

- Но вернемся во дворец. В это время слуга по имени Грусть разворачивает свою котомку и выкладывает на стол Короля приготовленные им угощения. Что же это за блюда? Какие они на вкус? Вооружитесь бумагой и цветными карандашами. Составьте рецепт приготовления одного Грустного блюда. Нарисуйте его. Расскажите об этом блюде. Как вы думаете, понравится ли Королю такое угощение, попросит ли он добавки?

- И, как это часто бывает, за столом плавно и неторопливо течет беседа. О чем же беседует Король со своим слугой по имени Грусть? Послушаем? Садитесь поудобнее.

-Закройте глаза. Глубоко вдохните, медленно выдохните. Рассмотрите, что происходит за королевским столом. Слушайте, о чем говорят герои. Заканчивается трапеза, и беседа угасает. И вы глубоко вдохните, медленно выдохните и откройте глаза. Что вам удалось услышать? Что рассказывал Королю слуга по имени Грусть? Что ей отвечал Король? О чем Король поведал Грусти? Как много вам удалось услышать! Какие вы молодцы! Что же было общего в ваших рассказах, а чем они отличались? Почему?

- Пора нам возвращаться во дворец. Интересно, что делают сейчас Король и его слуга Грусть?

А они.... Играют!

- В какие игры, как вы думаете? Затрудняетесь с ответом? Да, Грустных игр не так и много на свете... Тогда я расскажу вам, в какую игру играет Король со слугой по имени Грусть.

Они обложились множеством разных журналов и вырезают из них всевозможные картинки, на которых изображены грустные люди, грустные животные, грустные пейзажи. Вырезанные картинки наклеивают в альбомы и подписывают их грустными словами. А Король даже сочиняет грустные стихи. Послушайте их: «Осень – грустная пора. Дождик часто льет с утра. Слякоть, лужи тут и там, Ветер свищет по садам. Холодно, тоскливо, голо -Плакать хочется мне снова!»

- Как вы думаете, ребята, какое время года изображено на картинке, к которой Король сделал такую стихотворную подпись? Вы абсолютно правы – поздняя осень.

- Давайте и мы с вами создадим «Грустный вернисаж».

Дети берут стопку журналов (они приготовлены ведущим игры заранее), вооружаются ножницами и вырезают из журналов те картинки, которые кажутся им очень грустными. Дети объясняют, почему они выбрали именно эти картинки. Наклеивают их на альбомный лист. Подписывают их, если умеют писать. Подписи к картинкам могут быть такие: «Грустный одинокий медвежонок», «Плачущий ребенок», «Пустынная деревня», «Осенний дождь» и др.

Прикрепите получившиеся «полотна» к стене с помощью скотча. Теперь можно проводить и экскурсии по «Грустному вернисажу».

- Итак, мы рассмотрели все «полотна». Теперь слуга по имени Грусть созывает в королевский дворец музыкантов и певцов, исполняющих только грустные мелодии и поющих только грустные песни.

- Как вы уже догадались, эти приглашенные музыканты – вы. Какие вы помните грустные песенки? («Пропала собака», «Песни Пьеро», «Собака бывает кусачей» и т.д.) Кто хочет спеть какую-нибудь из них?

- Но вот слышите, слышите?! Звучит легкая веселая музыка. В залы дворца заглядывает яркое солнышко. Что же это происходит? Как вы думаете? Вы, как всегда, правы. Это златокудрая Мера пришла напомнить слуге по имени Грусть, что пора уходить. Король устал грустить, и ему обо многом надо поразмыслить. О чем раздумывает Король после ухода Грусти?

- Чем же Грусть бывает полезна, а когда и в чем может навредить? Конечно, когда Король грустит, он начинает очень тонко чувствовать все то, что его окружает. Ведь в радости не всегда легко понять нужду другого. Когда к Королю приходит слуга по имени Грусть, он начинает тонко чувствовать и понимать нужды своих подданных, старается им помочь, стремится их понять, сопереживает им.

- Зачем слуге Короля по имени Грусть обладать таким качеством, как Мера? Конечно, если слишком много грустить, можно даже заболеть. Поэтому и говорят: «Все хорошо в Меру».

- Дорогие друзья, сегодня мы с вами познакомились со слугой Короля по имени Грусть. А к вашему внутреннему Королю часто приходит этот слуга? Что вы чувствуете в это время? А к вашим близким часто приходит слуга по имени Грусть? Что можно сделать, если слуга Грусть забыл о Мере?

- Конечно, дорогие друзья, Мера приходит с добрым дружеским словом. И вы можете сказать тому, кто слишком долго грустит: «Грусть – это важное чувство, но и оно уходит в свой дом, потому что знает Меру».

- Слуга по имени Грусть – важный слуга Короля. Не нужно бояться его прихода. Однако важно помнить о Мере...

Занятие пятое. Знакомство со слугой по имени Интерес.

Выполняется ритуал входа в Сказочную страну. Совет Архитекторов восстанавливает Сказочную страну с домом Интереса.

- Сегодня мы познакомимся со слугой Короля по имени Интерес. Слугу и друга Интерес с волненьем ждет Король, Когда тот входит во

дворец, Все оживает в нем! «Интересно, интересно, даже очень интересно, что это тут у вас происходит...» С такими или очень похожими словами появляется Интерес в королевских покоях.

- Ребята, а как появляется Интерес? Быть может, он вползает, осторожно и медленно, как черепаха; или влетает, как вездесущий говорящий попугай, или же врывается так стремительно, как спущенная с поводка охотничья борзая?

- Как же это происходит? Какая музыка звучит при его появлении? Медленная, тихая и спокойная, или громкая, бодрая, радостная, а может быть, и тревожная?

Информация о работе Сказкотерапия как средство коррекции тревожности