Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:17, курсовая работа
Известно, что в качестве эмоционального фактора тревожность играет существенную роль в процессе адаптации. Психологическая толерантность детей к неблагоприятным условиям микросоциума снижается, фрустрационные ситуации становятся непереносимы для них, что отражается на нарушении функциональной активности, индивидуального барьера психологической и психической адаптации. Одним из последствий может быть формирование тревожных расстройств по невротическим механизмам
Введение 3
Глава 1. Исследование тревожности и методов ее коррекции у детей старшего дошкольного возраста в научной литературе 5
1.1. Сказки как своеобразный фольклорный жанр 5
1.2. Феномен тревожности и страхов в детском возрасте 7
Глава 2. Использование сказкотерапии для коррекции эмоциональных нарушений в детском возрасте 22
2.1. Описание методов исследования уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста 22
2.2. Коррекционная программа (на основе ознакомления со сказками) 25
2.3. Описание результатов проведенного исследования 41
Рекомендации педагогам и психологам по использованию сказкотерапии 43
Список литературы: 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 52
- Удивительно, каким разным мы видим слугу по имени Интерес. Почему, как выдумаете? Конечно, конечно, вы, как всегда, правы: мы все – разные и интересы у нас тоже отличаются друг от друга.
- А какие запахи приносит во дворец слуга по имени Интерес. Быть может, это затхлые запахи старых заброшенных домов и вещей? Или не изученных доселе миров и чужеземных стран?
- Какие блюда принесет Интерес на пробу Королю? Жареную картошку, вареные яйца или нечто невиданное и не опробованное еще нами? Давайте пофантазируем на эту тему. Кто хочет, может прямо сейчас составить рецепт Интересного блюда и запатентовать его на нашем Совете. Приступайте!
- Преподнесите свое воображаемое изысканнейшее Интересное блюдо Королю от имени его слуги Интереса. И вот зажжены свечи в трапезной Короля, звучит музыка, Король с Интересом беседуют за столом. Давайте послушаем, о чем они говорят.
- Кто что услышал, расскажите. Молодцы!
- Удивлен Король, очарован рассказами своего слуги Интереса. И говорит ему: «Как тебе удастся везде побывать, многое узнать и запомнить, да еще и рассказать обо всем этом так ярко, красочно и увлекательно!» Слуга отвечает: «Владею я одним секретом, который тебе, Король, так и быть раскрою. Прежде всего, научись с Интересом относиться к самому себе, научись слушать себя, верить себе, доверять себе, слушаться себя. Конечно, сразу все не получится, но для начала постарайся с большим Интересом слушать себя».
- Давайте и мы, ребята, вместе с Королем и Интересом поиграем в эту увлекательную игру – начнем слушать себя. Садитесь поудобнее, закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох. Прислушайтесь к себе. Слушайте биенье своего сердца. Теперь послушайте, как движется ваша грудь при дыхании. А что происходит в животе? Послушайте ноги. Сначала левую, затем правую (коленку, пальцы, пятку). Не расстраивайтесь, если не получится услышать сразу, если вас отвлекает шум на улице или в комнате, постарайтесь снова начать слушать себя. И у вас все получится!
- «Что же Вы услышали, о мой Король?» – спрашивает Интерес. Король услышал, как бьется его сердце, как движется грудь и трепещут
крылья носа при дыхании, как подрагивают веки... А что услышали вы? Что почувствовали? Молодцы! Умницы! Как Интересно все то, что происходит у нас внутри!
- Вы слышали и чувствовали, как работает сердце, а знаете ли вы, почему оно именно так стучит и вообще зачем оно? Почему движутся грудь и диафрагма (знаете это слово?) при дыхании и что будет, если эти движения изменятся или прекратятся? О, как много вопросов! И где найти на них ответы?! I
- Как вы думаете, ребята, где можно найти ответы на эти вопросы? (Спросить у мамы, у врачей, а может, у учителей, а можно книгу с полки взять, раскрыть ее и почитать!) Для чего пригодятся вам в жизни знания и умения слушать и слышать себя? Как вы думаете?
Когда Король и мы вместе с ним научились с огромным Интересом слушать и чувствовать себя, узнали о себе так много нового, Интерес продолжил свои увлекательные игры. Он учил Короля слушать и внимательно наблюдать за собеседниками. Прислушиваться, присматриваться, притрагиваться к обыкновенным предметам и явлениям и искать много интересного и удивительного в том, что кажется привычным и обыденным.
- Итак, чем же Интерес бывает полезен, а когда и в чем может навредить? Зачем слуге Короля по имени Интерес обладать таким качеством, как Мера?
- Дорогие друзья, сегодня мы с вами познакомились со слугой Короля по имени Интерес. А к вашему внутреннему Королю часто приходит этот слуга? Что вы чувствуете в это время? А к вашим близким часто приходит слуга по имени Интерес? Что можно сделать, если слуга Интерес забыл о Мере?
- Слуга по имени Интерес – важный слуга Короля. Однако важно помнить о Мере...
Занятие шестое. Знакомство со слугой по имени Страх.
Выполняется ритуал входа в Сказочную страну.
- Сегодня мы познакомимся со слугой Короля по имени Страх.
Давным-давно в одном королевстве настало смутное время, к Королю с королевой подкралось Чувство Страх. Запахло в воздухе грозой, И...
...Со скрипом отворилась дверь в Тронный зал дворца, и появился слуга Короля по имени Страх.
- Ребята, как и в образе кого появляется Страх?
Вползает как змея? А может, врывается как тигр? Или степенно подступает как пантера? Захватывает внезапно, врасплох, как гигантский паук? (Очень важно, чтобы каждый участник игры высказал свое мнение, поделился своим виденьем.)
- Закройте на минуточку глаза. Попытайтесь рассмотреть поподробнее как входит слуга по имени Страх в королевский дворец. Какая музыка звучит при его появлении?
- Как движется слуга по имени Страх? Покажите, как это происходит. (Важно, чтобы каждый отыграл свое виденье слуги по имени Страх.)
Молодцы! Какие интересные и разные образы возникают у каждого из вас!
- Как вы думаете, почему?
- Ребята, а если бы Король осмелился поздороваться со слугой по имени Страх за руку или обнять его, то каким бы оказался Страх на ощупь?
(Липким, скользким, колючим, шершавым, мягким, холодным, горячим...) |
- Какие запахи заполняют дворец при появлении Страха? (Упоительные запахи цветущих растений или неприятные запахи?)
- А какие звуки приносит с собой слуга по имени Страх? (Ш..., С..., Х....Ф...)
- Какие слова произносит? (Страшно мне.... Сейчас съем... Утащу к себе...)
- Можете ли вы предположить, какое блюдо приготовил слуга по имени Страх своему Королю?
Возьмите, пожалуйста, лист бумаги, цветные карандаши и составьте рецепт того Страшного блюда, которым потчует слуга по имени Страх своего Короля. Кто хочет, может и нарисовать это блюдо.
- И вот слуга Страх накрывает на стол и приглашает Короля на вечернюю трапезу. Что же будет пробовать Король? Расскажите о том, что приготовил Страх. Как выдумаете, какой аппетит будет у Короля?
- Итак, начинается ужин и завязывается беседа. Давайте послушаем, о чем беседуют Король и слуга по имени Страх. Для этого закройте глаза, сделайте глубокий вдох и плавный выдох. Рассмотрите очень внимательно королевскую трапезную и все, что в ней происходит. О чем же говорят Король и его слуга?
- Глубоко вдохните, медленно выдохните. Открывайте глаза, возвращайтесь обратно. Что же вы слышали? Расскажите.
Какие вы молодцы!
- А было ли вам страшно? Если вам было страшно, то кто мог бы вам помочь в этом случае?
Информация для ведущего: очень важно обсудить с ребятами то, что их тревожит. Если это необходимо, разыграть сцену беседы Короля и слуги по имени Страх так, как это видел ребенок. Важно, чтобы сам ребенок был режиссером этой сцены, затем посмотрел на все происходящее со стороны вместе со зрителями и смог внести какие-то коррективы в этот мини-спектакль самостоятельно или с помощью друзей. Также можно предложить ребенку отыграть все это в песочнице.
- Окончен ужин. Угасла и беседа. Пришло время игр. Как вы думаете, ребята, в какие игры играет с Королем слуга по имени Страх? Предложите свои варианты: жмурки, прятки, догонялки, «выбивало»...
Информация для ведущего: можно сыграть в предложенные ребятами игры, назначить того, кто будет исполнять роль слуги по имени Страх. Он же и будет водящим в предложенной игре. Его задача – догнать Короля (одного из игроков) и загнать в Темницу – определенное место, очерченное заранее. Остальные участники игры – слуги короля. Их задача – защищать своего Короля, не дать слуге по имени Страх загнать Короля в Темницу. Если слуга по имени Страх запятнает кого-нибудь из слуг Короля, то слуга, которого запятнал Страх, замирает на месте и разводит в стороны руки. И говорит: «Чай-чай, выручай!» Выручить своих слуг может только Король, находящийся на свободе. Когда Король загнан в Темницу, игра закончена. Выбираются новый Король и новый слуга по имени Страх. По окончании обязательно обсудить игру. Что чувствовал Король: когда выручал своих слуг, когда слуги защищали его от Страха, когда попал в Темницу? Что чувствовал Страх, когда ему не удавалось догнать Короля, потому что мешали другие королевские слуги? И какие чувства испытал он, когда все же засадил Короля в Темницу?
Пусть все игроки поделятся своими ощущениями и чувствами. Еще можно порассуждать с ребятами о том, как часто мы попадаем в Темницу Страха, можно ли оттуда выбраться самостоятельно, или нам необходим волшебный клич: «Чай-чай! Выручай!».
- Закончилась эта игра. А слуга по имени Страх предлагает нам сыграть в новую игру под жутким названием: «В паутине страха».
Сыграем.
Расположитесь удобно (лучше лежа) на ковре. Закроите глаза. Глубоко вдохните и медленно выдохните. Представьте себе, что вы – Муха, опутанная паутиной. Этой паутиной вас опутал гигантский паук, так он приготовил себе ужин. Паук отлучился ненадолго, но скоро он вернется очень голодным и примется за еду. У вас есть всего лишь несколько минут. Что вы будете делать? Рассмотрите, пожалуйста, поподробнее свои действия. Молодцы! Спасибо! Глубоко вздохните, медленно выдохните, откройте глаза.
Расскажите, какие действия вы предприняли? Как освободились?
Что вы делали потом? Убежали или дождались паука, чтобы с ним расправиться? Кто-то из вас остался недвижимым, нераспутанным? Если да, то что помешало начать борьбу за свое освобождение? Кто мог бы помочь в
этой ситуации?
Кто хочет, может нарисовать комикс под названием «В паутине страха», а может поставить спектакль или снять кино под одноименным названием. (Очень важно предоставить ребенку различные возможности для проживания данной ситуации). Затем обсудите игру, и поразмышляйте на тему: «Король в паутине страха».
Варианты вопросов для обсуждения:
• Какая польза от такого слуги, как Страх?
• А какой он может нанести вред?
• Для чего слуге по имени Страх необходима Мера?
• Когда и куда исчезает слуга по имени Страх?
- Итак, дорогие друзья, мы с вами познакомились еще с одним слугой Короля. Слугой по имени Страх. Не нужно его бояться. Нужно сделать так, чтобы служил он нам. Подумайте хорошенько, как это можно сделать.
Занятие седьмое. Знакомство со слугами по имени Обида и Вина.
Выполняется ритуал входа в Сказочную страну.
- Сегодня мы познакомимся со слугами Короля по имени Обида и Вина.
Давным-давно в одном королевстве небо нахмурилось, солнышко спряталось, со скрипом отворилась дверь в Тронный зал дворца, и появился слуга Короля по имени Обида.
- Ребята, как и в образе кого появляется Обида? (Очень важно, чтобы каждый участник игры высказал свое мнение, поделился своим виденьем.)
- Закройте на минуточку глаза. Попытайтесь рассмотреть поподробнее как входит слуга по имени Обида в королевский дворец. Какая музыка звучит при его появлении?
- Как движется слуга по имени Обида? Покажите, как это происходит. (Важно, чтобы каждый отыграл свое виденье слуги по имени Обида.)
Молодцы! Какие интересные и разные образы возникают у каждого из вас!
- Как вы думаете, почему?
- Ребята, а если бы Король осмелился поздороваться со слугой по имени Обида за руку или обнять его, то каким бы оказался Обида на ощупь?
- А какие звуки приносит с собой слуга по имени Обида? Какие слова произносит?
- Можете ли вы предположить, какой подарок приготовил слуга по имени Обида своему Королю? Возьмите, пожалуйста, лист бумаги, цветные карандаши и нарисуйте его.
- И вот слуга Обида разворачивает свой подарок и дарит его Королю. Что же будет с этим подарком делать Король? Расскажите о том, что Король скажет Обиде?
Информация для ведущего: очень важно обсудить с ребятами то, какие чувства они испытывают в случае обиды и как себя ведут, когда их кто-нибудь обидел. Можно разыграть сцену беседы Короля и слуги по имени Обида во время дарения подарка. Важно, чтобы сам ребенок был режиссером этой сцены, затем посмотрел на все происходящее со стороны вместе со зрителями и смог внести какие-то коррективы в этот мини-спектакль самостоятельно или с помощью друзей. Также можно предложить ребенку отыграть все это в песочнице.
- Итак, пришло время для игр. Как вы думаете, ребята, в какие игры играет с Королем слуга по имени Обида? Предложите свои варианты: жмурки, прятки, догонялки, «выбивало»... А главное подумайте, как он играет в эти игры?
– Во время игр слуга Обида услышал топот копыт и притаился. Он понял, что это едет его старший брат – слуга Короля по имени Вина.
- Давайте подумаем, как выглядит слуга Короля по имени Вина? В чем он одет, как ходит, как говорит?
– Как вы думаете, почему притих слуга по имени Обида при появлении Вины? Что изменилось в его поведении? Как он стал говорить, с какой интонацией?
Слуга по имени Вина поздоровался с Королем и извинился за своего младшего брата, исправил его ошибку и принес Королю в дар...
– Как вы думаете, что мог привезти с собой слуга по имени Вина? Почему он извинялся за своего брата? Правильно ли он поступил в этом случае, или Обиде надо было самому извиниться?
- А теперь возьмите свои рисунки, и давайте исправим подарок.
Вот молодцы, теперь получился настоящий подарок, который Король оценит по достоинству.
Когда Король и мы вместе попрощался со слугами по имени Обида и Вина, он сел и задумался, а всегда ли они приходят один за одним. Или их вместе можно увидеть только иногда.
Информация о работе Сказкотерапия как средство коррекции тревожности