Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 21:29, контрольная работа
Личность и общество взаимодействуют в процессе социализации: общество передает социально-исторический опыт, нормы, символы, а личность усваивает нормы, символы и социально-исторический опыт, который передает общество. С раннего детства ребенка окружают люди, которые передают ему навыки и умения взаимодействия с обществом. Достижением цивилизации является утверждение, что люди рождаются равными перед Богом, как его подобие, а Конституции государств гласят, что все люди равны перед законом. Современная российская молодежь социализируется в сложных условиях.
Введение
Личность и общество взаимодействуют в процессе социализации: общество передает социально-исторический опыт, нормы, символы, а личность усваивает нормы, символы и социально-исторический опыт, который передает общество. С раннего детства ребенка окружают люди, которые передают ему навыки и умения взаимодействия с обществом. Достижением цивилизации является утверждение, что люди рождаются равными перед Богом, как его подобие, а Конституции государств гласят, что все люди равны перед законом. Современная российская молодежь социализируется в сложных условиях. Государство не проявило заинтересованности в воспитании дееспособных участников социального взаимодействия. Напротив, при помощи СМИ были предприняты все возможные меры для подготовки манипулируемого населения. Российское общество находится на грани деградации. «Шоковая терапия» нанесла непоправимый удар по социальной сфере. В данной контрольной работе мы попробуем рассмотреть проблему социализации в общем, и в российском обществе последнего времени.
1. Сущность процесса социализации личности.
В социологии личность рассматривается как итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств. Индивид – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д. Механизм и процесс формирования личности раскрывается в социологии на основе понятия «социализация». Социализация – это процесс, посредством которого индивидом усваиваются основные элементы культуры: символы, смыслы, ценности, нормы. На основе этого усвоения в ходе социализации происходит формирование социальных качеств, свойств, деяний и умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социального взаимодействия. Социализация – это процесс становления социального «Я». Личность и общество взаимодействуют в процессе социализации: общество передает социально-исторический опыт, нормы, символы, а личность усваивает их в зависимости от своих качеств. Смыслом процесса социализации на ее ранних стациях является поиск своего социального места. На каждом из этих уровней действуют различные агенты и институты социализации. Агенты социализации – это конкретные люди, ответственные за передачу культурного опыта. Институты социализации – это учреждения, которые влияют на процесс социализации и направляют его. В социологии выделяются два уровня социализации: первичный и вторичный:
Каждый агент социализации дает для личности то, чему в ее становлении может научить и воспитатель. Агенты первичной социализации взаимозаменяемы и универсальны. Агенты вторичной социализации действуют узкоспециализировано, ибо каждый институт нацелен на решение своих задач в соответствии со своими функциями. Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами, каждый этап которых сопровождается двумя взаимодополняющими друг друга процессами: десоциализацией и ресоциализацией. 1. Десоциализация – это процесс отучения от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения. 2. Ресоциализация – это процесс обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения в замен старых. Фрейд выделял ряд психологических механизмов социализации: имитацию, идентификацию, чувство стыда и вины. Имитацией называется осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения. Идентификация – это способ осознания принадлежности к той или иной общности. Основное влияние здесь оказывает ближайшее окружение ребенка. Имитация и идентификация являются позитивными механизмами, поскольку нацелены на усвоение определенного типа поведения. Стыд и вина представляют собой негативные механизмы, так как они подавляют или запрещают некоторые образцы поведения. Чувства стыда и вины тесно связаны с друг другом и почти неразличимы, однако между ними имеются определенные различия. Стыд обычно ассоциируется с ощущением, что вас разоблачили и опозорили. Это чувство ориентированно на восприятие поступков индивида другими людьми. Ощущение вины связано с внутренними переживаниями, с самооценкой человеком своих поступков. Наказание здесь совершается самим собой, контролирующей формой выступает совесть. Теория «зеркального Я» американца Ч. Кули, зафиксировав воздействие на формирование личности окружающей среды, отмечает избирательный характер поведения личностей. В зависимости от ситуации личность адаптируется к ситуации, избирая для себя определенную роль (победитель, жертва, нейтралитет). Согласно выбранной роли личностью избираются ценности, которыми она руководствуется в процессе социализации.
2.Правовая
культура важнейший фактор
Проявлением недостатков
социализации является отклоняющееся (девиантное) поведение.
Девиантное поведение означает поведение
индивида или группы, которое не соответствует
общепринятым нормам, в результате чего
эти нормы нарушаются. Термин «девиация»
употребляется в социологии в узком и
широком значении. В широком смысле термин
«девиация» подразумевает любые поступки
или действия, которые не соответствуют
писанным или не писаным нормам. Этим термином
чаще всего в социологии обозначают сферу
нравственных пороков, отступление от
принципов норм, марали и права. В этом
смысле к отклоняющемуся поведению относят
пьянство, наркоманию и преступность.
В узком смысле девиантным поведением
называют поведение, отклоняющееся от
культурных не писаных норм (обычаев, традиций).
Нарушение формальных законодательных
норм называется деликветным поведением.
Девиантное поведение относительно. Отклоняющееся
поведение всегда оценивается с точки
зрения культуры, принятой в том или ином
сообществе. Эта оценка заключается в
том, что одни отклонения осуждаются, а
другие – одобряются. Например, в советском
обществе спекуляция была наказуема, в
современной России – благое дело. Деликветное
поведение абсолютно, поскольку существуют
однозначно установленные законом нормы,
квалифицирующие его как преступление.
К основным формам отклоняющегося поведения
принято относить пьянство, наркоманию,
проституцию и т.д. Возрастание девиантного
поведения в том или ином обществе свидетельствует
о глубоком кризисе целостных оснований
этого общества, конфликте между личностями
и общественными интересами. Отклоняющееся
поведение – это чаще всего попытки уйти
от общества, убежать от жизненных повседневных
невзгод и проблем, преодолеть состояние
неуверенности и напряжения через определенные
компенсаторные формы. Любое общество
на определенном этапе развития диктует
своим гражданам характерную динамику
сознания и поведения. В особенности этому
диктату подвержены дети и молодежь. Их
сознание адаптируется согласно общему
фону общественной жизни. Человека можно
обмануть один, два раза, но потом он обретает
навык отличать правду ото лжи. Особенно
опасно для общества симптоматическое
раздвоение личности. На психологическом
уровне – это инфекционное заболевание,
которое трудно поддается лечению. Прививая
личности зачатки правовой культуры, не
следует забывать, что динамика ценностных
миров включает напряжение созидательного
и бессознательного, рационального и интуитивного,
глубоко проникающего в суть процессов
и поверхностно-
3. Проблема
формирования личности в процес
Во времена советской власти проблема социализации практически решалась с помощью обобществления личности. Начиная со вступления в октябрята ребенок нес на себе ответственность перед коллективом. Пионерская комсомольская организация так же обязывали к определенному стилю поведения. Дети с раннего возраста чувствовали себя причастными к общественной жизни, воспитывались на примерах патриотизма, любви к животному и растительному миру. В настоящее время во главу развития ставится самообразование. Оно возможно в условиях создания разнообразной социокультурной и образовательной сферы. Как отмечают Г.Е. Здоровский и Г.А. Шуклина, перенос акцента на самообразование, актуализацию личностного момента в образовательной деятельности человека является требованием времени.¹ Суть его в том, чтобы личность самостоятельно формировала, «образовывала» себя, используя институциональные формы образования как инструмент самореализации, само актуализации, самосовершенствования. Эта проблема еще более актуализируется в условиях перехода к рыночной экономике, поскольку здесь требуется соответствие человека, его интеллектуального, образовательного потенциала новым требованиям. Основным субъектом самообразования является личность, которая удовлетворяет ряд потребностей и социализируется. Реализация потребностей и социализация характеризуют функции самообразования, на основе которых личность приобщается к определенной социальной группе, ее ценностям и нормам.
1.Как отмечают Г.Е. Здоровский и Г.А. Шуклина, перенос акцента на самообразование…………… требованием времени. ¹. Радугин К.А. Социология. М. 1997 стр. 21
Таким образом, человек самостоятельно усваивает нормы и ценности группы, которую выбирает. Самообразование выступает как вид свободной деятельности личности (социальной группы), характеризующейся ее свободным выбором и направленный на удовлетворение потребностей социализации, повышение культурного, образовательного, профессионального и научного уровней, получение удовлетворения от реализации личностью ее духовных потребностей. В рамках социально-философской характеристики самообразование – это то, что создает человека, «образует», формирует его в условиях процесса «само социализации». Самообразование как вид деятельности, осуществляющий личностную самореализацию, тесно связан с процессом социализации и индивидуализации личности. Социализация возможна только в индивидуальной форме и проявляется в первую очередь посредством деятельности человека, одним из видов которой является самообразование. В самообразовании проявляется индивидуальный характер социализации посредством свободного выбора видов самообразования в соответствии с потребностями личности. В широком смысле самообразование должно признаваться как особый предмет социальной заботы и внимания, требующий соответствующих социально- политических, правовых решений, действий и регламентаций. Это означает равенство возможностей на получение образования и профессиональной подготовке. В узком смысле под социальной политикой в области самообразования следует понимать целенаправленную деятельность государственных и негосударственных организаций по созданию благоприятных условий для его развития в структуре образа жизни отдельных групп (общностей) и их представителей. В статье Здоровского настораживает то, что проблемой, требующей изучения, выдвигается типология самообразовательной деятельности социальных групп и ее критерии, то есть – уровни самообразования. Мы считаем, что ориентация на социальные группы противоречит понятиям «свободный выбор» и «индивидуализация». Авторы ниже отмечают, что другой проблемой выступают потребности, интересы, мотивы самообразовательной деятельности, ориентации на нее различных групп населения российского общества. На наш взгляд ориентация на социальные группы при решении вопроса о самообразовании противоречит принципу справедливости, а главное, может сказаться отрицательно на уровне образованности государства в целом. Уже сейчас система платного образования ограничивает право индивидуальной личности на выбор профессии. Право выбора доступно лишь состоятельным слоям населения. Если верить аналитикам, утверждающим о чрезвычайно высокой криминализации общества, то следует сделать вывод, что высшее образование будут получать люди, близкие к криминалу. Из этого следует вывод, что ориентация на социальные группы и платность образования способствуют дальнейшей криминализации общества. Поэтому поводу можно понять обеспокоенность директора Международного института планирования образования ЮНЕСКО Жака Аллака, который считает, что «правительство… должно финансировать все уровни и типы как формальной, так и неформальной системы образования и профессиональной подготовки для тех, кто хочет и способен воспользоваться ими, но не может за них заплатить»². Выше мы говорили о важности правовой культуры в процессе социализации. Однако не только сфера права является показателем цивилизованности общества. Как мы уже убедились, право не способно регулировать проявление девиантного поведения.
2.Ж. Аллак - «правительство… должно финансировать все уровни и типы……. кто хочет и способен воспользоваться ими, но не может за них заплатить» ². Фролов С.С. Социология. Уч. для вузов. М., 1997 стр. 18.
Например, в Государственной Думе все чаще и чаще всплывает вопрос о легализации проституции вместо того, чтобы искать методы ее снижения. Люди, которые серьезно рассуждают о том, что порок должен пополнять бюджет, способный заинтересоваться легализацией наркомании, чтобы официально иметь от нее выгоду. Позитивная социализация личности, ориентированной на общечеловеческие ценности возможна только в цивилизованном обществе. Российское общество в настоящее время криминализируется и деградирует. В нынешней Росси, по мнению аналитиков, интеллигенция почти полностью люмпенизирована, так как бедность унижает и ломает человека, посягает нате ценности, которых достигло цивилизованное общество – гуманизм, справедливость, свобода. Свобода требуется и для самообразования. Если человек для того, чтобы выжить, вынужден работать по 14 – 16 часов в сутки (часто в сфере, далекой от профессии), он легко дисквалифицируется. Психологи так же отмечают, что деятельность, которая выбирается человеком не по мотиву интереса, а по мотиву материального удовлетворения, разрушает его психику и ведет к срыву.
Заключение
Социализация – это процесс, посредством которого индивидом усваиваются основные элементы культуры: символы, ценности, смыслы, нормы. На основе этого усвоения в ходе социализации происходит формирование социальных качеств, свойств, деяний, умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социального взаимодействия. Анализ литературы показывает, что до тех пор, пока людям не будут платить достойную заработную плату, в России не будет возможностей построения правового государства и гражданского общества. Бедность вынуждает людей искать дополнительные заработки (часто незаконные). Парадоксально слышать от Президента фразу «Нужно строить гражданское общество». Это напрямую касается социализации. Если же расшифровать высказывание «неадекватная реакция общества на происходящее», то это получается как призыв к гражданской войне. Маленький октябренок давал клятву: «Обязуюсь быть честным …». Его социализация была принудительной. Однако и в настоящей России личность ограничивается в свободе выбора при помощи бюджетной политики создаются условия, ведущие население России к моральному разложению.
Список литературы