Социальной адаптации младшего школьника в полиэтнической среде Дагестана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 06:42, дипломная работа

Описание

Актуальность. Данная работа посвящена исследованию социальной адаптации младшего школьника в полиэтнической среде Дагестана. Проблема социальной адаптации сейчас очень актуальна. Обязанность государства создать ребенку "социальную ситуацию развития", среду общения, поле деятельности, адаптировать младшего школьника к современным условиям жизни, воспитать гражданина-патриота, сформировать чувство коллективизма и умение жить и работать в коллективе, воспитать инициативу, самостоятельность, профессиональную ориентацию, развить творческие способности, организовать интересный и плодотворный досуг. Проблемами социализации детей занимались знаменитые американские антропологи Маргарет Мид, Ван Эвра и др, а так же такие российские ученые педагоги как: Л.В.Мардахаева, М.А.Галагузова, Ю.В.Васильков, А.В.Мудрик, Л.И.Новикова, Д.М.Абдуразакова.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ 8
1.1. Современные научные подходы к решению проблемы социализации и социальной адаптации младшего школьника 8
1.2. Критерии социальной адаптации младшего школьника 13
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ ДАГЕСТАНА…………….18
2.1.Методы и методики………………………………………………………….18
2.2. Результаты исследования…………………………………………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………………….53

Работа состоит из  1 файл

Дипломная с.doc

— 1.04 Мб (Скачать документ)

СОЦИАЛЬНАЯ  АДАПТАЦИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ ДАГЕСТАНА 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

СОДЕРЖАНИЕ 

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………………….53

 

ВВЕДЕНИЕ

 

      Актуальность. Данная работа посвящена исследованию социальной адаптации младшего школьника в полиэтнической среде Дагестана. Проблема социальной адаптации сейчас очень актуальна. Обязанность государства создать ребенку "социальную ситуацию развития", среду общения, поле деятельности, адаптировать младшего школьника к современным условиям жизни, воспитать гражданина-патриота, сформировать чувство коллективизма и умение жить и работать в коллективе, воспитать инициативу, самостоятельность, профессиональную ориентацию, развить творческие способности, организовать интересный и плодотворный досуг. Проблемами социализации детей занимались знаменитые американские антропологи Маргарет Мид, Ван Эвра и др, а так же такие российские ученые педагоги как: Л.В.Мардахаева, М.А.Галагузова, Ю.В.Васильков, А.В.Мудрик, Л.И.Новикова, Д.М.Абдуразакова.

        Каждый родившийся человек неизбежно  входит в общество и вовлекается в процесс социализации, т.е. становления личности, постепенного усвоения им требований общества, приобретения социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют его взаимоотношения с обществом. Социализация осуществляется в семье, школе, на работе; мощными средствами социализации выступают СМИ; в процесс социализации включается передача социального опыта человека; наконец, социализация личности связана с трудовой, общественно - политической и познавательной деятельностью человека. На каждом из этих этапов могут возникать противоречия. Одна из популярнейших проблем - проблема “отцов и детей".

      Практически в каждой семье ребёнок сталкивается с проблемой несовпадения своих  взглядов, ценностей, интересов с  родительскими. Это приводит к тому, что ребёнок не может правильно оценить ту или иную ситуацию, приходит к сомнению, что может негативно отразиться на его будущем. Более того, в наше время происходит глобальная смена ценностей, связанная с изменением общественно-политической ситуации в стране. Многокультурная среда Дагестана откладывает свой отпечаток на процессы социальной адаптации младших школьников.

      Духовный  склад этноса, его  менталитет, оказывают  влияние на склад мышления ребёнка, на   формирование его системы  ценностей:  на его жизнедеятельность, восприятие мира, мировоззрение, культуру, с раннего детства в процессе усвоения ребёнком родного языка, отражающего историю этого народа.

      Россия  – совокупность регионов с различными природно-географическими  и экономическими условиями,  которые влияют на  социально-экономическое положение, культурное развитие и  социализацию личности в целом.

      Особенности социализации в городе и селе имеют  существенные различия. Жизнь городской  семьи – «закрытая система», меньше общаются с соседями, родственниками и друзьями. Слабо развита внутрисемейная деятельность, снижается доля совместной деятельности членов семьи. Города сосредоточие  криминальных структур,  повышенного уровня стресса, шума, загрязнённости, перенаселенности, и в то же время, городу характерен определённый эстетический уровень: есть возможность для решения задач интеллектуального, культурного, физического и психического развития жителей.

      У городских школьников имеются проблемы с навыками общения, групповой сплоченностью  и пониманием со стороны окружающих. В результате  чего повышается уровень агрессивности, что в свою очередь приводит к снижению общего уровня  познавательной активности.

      Для младшего школьника значимы учёба  и игра. Слабо выражено разделение отношений на деловые и межличностные. Авторитет учителя высок, он является носителем норм и ценностей. Конфликты, в основном, возникают на основе нарушения дисциплинарных требований или в играх. В старших группах детского сада между детьми существует довольно  сложная система общения. С переходом к следующему возрастному этапу и новому виду деятельности происходят изменения и во взаимоотношениях между сверстниками.

      Дошкольник  став младшим школьником,  овладевает новым видом деятельности – учением. Переход в новую социальную ситуацию требует определённого периода адаптации, в процессе которого младший школьник осваивает новые социальные отношения в условиях нового коллектива. Здесь общение проходит в процессе учебной деятельности. Изменяется и состав окружающих людей, что требует от ребёнка определения своего отношения к новому окружению взрослых и установлению с ними контактов. Потребность у младшего школьника в эмоциональном контакте чаще реализуется в отношениях со взрослыми, со сверстниками, реже с ребятами старшего и младшего  возраста.

      Наше  исследование посвящено особенностям социализации учащихся начальных классов  в  школах  Дагестана с полиэтническим составом.

      На  территории нашего края функционируют  общеобразовательные учреждения, отличающиеся по национальному составу учащихся, языку обучения, месту распределения образовательного учреждения. Основной тип школ в сельской  местности – национальные школы, там обучаются дети какой-то одной этнической общности. Обучение в начальных классах здесь ведется на родном языке, т.к. дети растут и развиваются  в этнической среде своего народа, подвергаются воздействию различных форм национальной культуры и это оказывает существенное влияние на процесс их социализации.

        В Дагестане, как и во всём  мире, ценится трудолюбие. В аулах  люди занимаются земледелием, животноводством, ремёслами. Дети растут в атмосфере трудолюбия, уважения к  старшим, что отражается  и на личностном становлении ребенка. В аулах, где развиты художественные ремёсла, дети общаются с мастерами  золотых и серебряных  дел.

      Законодатель нравственных устоев – годекан, в естественной обстановке предъявляет определённые требования. Положительным фактором социализации является посильное участие в бескорыстной помощи, вместе с взрослыми, в строительстве дома сельчанину, в уборке урожая.

      К негативным факторам социализации относится  низкое качество телепередач, не способствующих нравственному воспитанию, а побуждающих  к развлекательному  образу жизни, жестокости, эгоизму.

      В смешанных полиэтнических семьях отмечается слабое овладение своим национальным языком. У них не формируется национальное сознание.

      В многонациональном городе дети  подвергаются систематическому воздействию  культуры разных народов данной местности.

      Философия  любого народа основана на мирном труде, мирной жизни и плохо когда возникают факты национального тщеславия, ущемляющие  национального достоинства другой народности. Функция воспроизводства этносов включает формирование этнического  самосознания детей в семье. Этот процесс идет как в однонациональных семьях,  которых большинство , так и в семьях национально смешанных, относящееся к этой функции формирования этнического самосознания детей в семье в первом случае идет однозначно, в однонациональном русле внутрисемейных отношений, во втором – двузначно, с некоторым перевесом влияния отца или матери ,что зависит от  многих объективных и субъективных факторов, таких как этническое окружение, преобладающие традиции и предубеждения, тенденции межпоколенной трансмиссии культуры в семье, особенности характера родителей.

      Вариант, когда учащиеся воспринимают всё хорошее от народностей каждого из родителей, является более желательным. Выполняя свои функции, семья выступает как социальный институт и как малая социально-психологическая группа.

      Социализация  рассматривается как «совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определённую систему знаний, норм ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества».(Большая психологическая энциклопедия. М., 2008).  

      Одно из  главных мест в социализации младших школьников занимает проблема адаптации младших школьников в поликультурной среде.

      На  сегодняшний день  в Дагестане  нет исследований по проблеме социальной адаптации младших школьников в  полиэтнической среде. Нами впервые в городе Махачкале была исследована социальная адаптация младших школьников.

      Целью исследования является выявление степени влияния факторов среды на социальное развитие младшего школьника в условиях полиэтнической среды Республики Дагестан.

      В качестве объекта исследования  нами выбраны младшие школьники 4-х классов, школ  города Махачкалы(38,1,10,39), всего 86 испытуемых.

      Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что социальная адаптация младшего школьника в полиэтнической среде Дагестана определяется стереотипностью и отражает формы стереотипного поведения старшего поколения.

      Методы. Беседа, наблюдение, анкетирование.

      В работе использовалась  авторская  анкета для определения социальной адаптации младшего школьника, составленная  Кадиевой Р.И., совместно с Гасановой Клавдией, студенткой 5 курса ФНК ДГПУ.

      Предметом исследования является влияние средовых факторов на социальную адаптацию младшего школьника.

      Задачи  исследования:

      - рассмотрение теоретических основ социальной адаптации в полиэтнической среде;

      - исследование критериев социальной  адаптации младших школьников;

      - изучение сущности социальной  адаптации младшего школьника  в полиэтнической среде Дагестана;

      - исследование уровня адаптации младшего школьника в полиэтнической среде Дагестана.

      Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ  В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ

1.1. Современные научные  подходы к решению  проблемы социализации и социальной адаптации младшего школьника

      В последние годы в зарубежной психолого-педагогической литературе активно разрабатывается  проблема социальной адаптации ребенка. Актуальным это стало сейчас и  для нашей страны, где за последние 8-10 лет произошли глобальные изменения социально-политической ситуации, и личности необходимо адекватно реагировать на эти изменения.

      Социальная  адаптация понимается двояко. С одной  стороны, как постоянный процесс  приспособления индивида к условиям социальной среды. С другой стороны, социальная адаптация – это результат такого процесса .

      Понятие адаптации первоначально возникло в биологии, но с развитием общества, социальных отношений появилась  необходимость расширения его сущности и перенесения в социально-гуманитарные науки.

      В исследованиях Т.Г. Дичева, И.А. Милославовой, Б.Д. Парыгина, Л.М. Растовой  раскрывается содержательный аспект социальной адаптации, согласно которому адаптация представляет собой многокомпонентный процесс, включающий взаимодействие организма со средой и его участие в различных видах деятельности. [3, с.34]

      Так, Л.М. Растова  считает, что в процессе адаптации личность выступает как  объект и субъект общения. В результате общения в коллективе идет усвоение личностных норм и ценностей, что способствует формированию навыков общения и поведения. [6, с.13]

      Рассматривая  адаптацию подростка, а также  вообще человека, необходимо четко  видеть разницу между социальной и физиологической адаптацией. И.А. Милославова  видит эту разницу  на структурно- функциональных уровнях адаптации: первый уровень адаптации в сфере отношений «человек – природная среда». На этом уровне адаптация протекает произвольно, без осознания и переживания адаптивных реакций. [7, с.24]

      Второй  уровень – адаптация в сфере  отношений «личность – социальная среда». Социальная адаптация представляет собой двуединый процесс: взаимодействие личности и социальной среды, при котором человек не только подвергается воздействию среды, приспосабливаясь к ней, но и сам воздействует на среду, вступая в отношения с окружающим миром .

Информация о работе Социальной адаптации младшего школьника в полиэтнической среде Дагестана