Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 06:42, дипломная работа
Актуальность. Данная работа посвящена исследованию социальной адаптации младшего школьника в полиэтнической среде Дагестана. Проблема социальной адаптации сейчас очень актуальна. Обязанность государства создать ребенку "социальную ситуацию развития", среду общения, поле деятельности, адаптировать младшего школьника к современным условиям жизни, воспитать гражданина-патриота, сформировать чувство коллективизма и умение жить и работать в коллективе, воспитать инициативу, самостоятельность, профессиональную ориентацию, развить творческие способности, организовать интересный и плодотворный досуг. Проблемами социализации детей занимались знаменитые американские антропологи Маргарет Мид, Ван Эвра и др, а так же такие российские ученые педагоги как: Л.В.Мардахаева, М.А.Галагузова, Ю.В.Васильков, А.В.Мудрик, Л.И.Новикова, Д.М.Абдуразакова.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ 8
1.1. Современные научные подходы к решению проблемы социализации и социальной адаптации младшего школьника 8
1.2. Критерии социальной адаптации младшего школьника 13
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ ДАГЕСТАНА…………….18
2.1.Методы и методики………………………………………………………….18
2.2. Результаты исследования…………………………………………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………………….53
СОЦИАЛЬНАЯ
АДАПТАЦИЯ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНИКА В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ
СРЕДЕ ДАГЕСТАНА
СОДЕРЖАНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
Актуальность. Данная работа посвящена исследованию социальной адаптации младшего школьника в полиэтнической среде Дагестана. Проблема социальной адаптации сейчас очень актуальна. Обязанность государства создать ребенку "социальную ситуацию развития", среду общения, поле деятельности, адаптировать младшего школьника к современным условиям жизни, воспитать гражданина-патриота, сформировать чувство коллективизма и умение жить и работать в коллективе, воспитать инициативу, самостоятельность, профессиональную ориентацию, развить творческие способности, организовать интересный и плодотворный досуг. Проблемами социализации детей занимались знаменитые американские антропологи Маргарет Мид, Ван Эвра и др, а так же такие российские ученые педагоги как: Л.В.Мардахаева, М.А.Галагузова, Ю.В.Васильков, А.В.Мудрик, Л.И.Новикова, Д.М.Абдуразакова.
Каждый родившийся человек
Практически в каждой семье ребёнок сталкивается с проблемой несовпадения своих взглядов, ценностей, интересов с родительскими. Это приводит к тому, что ребёнок не может правильно оценить ту или иную ситуацию, приходит к сомнению, что может негативно отразиться на его будущем. Более того, в наше время происходит глобальная смена ценностей, связанная с изменением общественно-политической ситуации в стране. Многокультурная среда Дагестана откладывает свой отпечаток на процессы социальной адаптации младших школьников.
Духовный склад этноса, его менталитет, оказывают влияние на склад мышления ребёнка, на формирование его системы ценностей: на его жизнедеятельность, восприятие мира, мировоззрение, культуру, с раннего детства в процессе усвоения ребёнком родного языка, отражающего историю этого народа.
Россия – совокупность регионов с различными природно-географическими и экономическими условиями, которые влияют на социально-экономическое положение, культурное развитие и социализацию личности в целом.
Особенности социализации в городе и селе имеют существенные различия. Жизнь городской семьи – «закрытая система», меньше общаются с соседями, родственниками и друзьями. Слабо развита внутрисемейная деятельность, снижается доля совместной деятельности членов семьи. Города сосредоточие криминальных структур, повышенного уровня стресса, шума, загрязнённости, перенаселенности, и в то же время, городу характерен определённый эстетический уровень: есть возможность для решения задач интеллектуального, культурного, физического и психического развития жителей.
У городских школьников имеются проблемы с навыками общения, групповой сплоченностью и пониманием со стороны окружающих. В результате чего повышается уровень агрессивности, что в свою очередь приводит к снижению общего уровня познавательной активности.
Для младшего школьника значимы учёба и игра. Слабо выражено разделение отношений на деловые и межличностные. Авторитет учителя высок, он является носителем норм и ценностей. Конфликты, в основном, возникают на основе нарушения дисциплинарных требований или в играх. В старших группах детского сада между детьми существует довольно сложная система общения. С переходом к следующему возрастному этапу и новому виду деятельности происходят изменения и во взаимоотношениях между сверстниками.
Дошкольник став младшим школьником, овладевает новым видом деятельности – учением. Переход в новую социальную ситуацию требует определённого периода адаптации, в процессе которого младший школьник осваивает новые социальные отношения в условиях нового коллектива. Здесь общение проходит в процессе учебной деятельности. Изменяется и состав окружающих людей, что требует от ребёнка определения своего отношения к новому окружению взрослых и установлению с ними контактов. Потребность у младшего школьника в эмоциональном контакте чаще реализуется в отношениях со взрослыми, со сверстниками, реже с ребятами старшего и младшего возраста.
Наше исследование посвящено особенностям социализации учащихся начальных классов в школах Дагестана с полиэтническим составом.
На
территории нашего края функционируют
общеобразовательные
В Дагестане, как и во всём мире, ценится трудолюбие. В аулах люди занимаются земледелием, животноводством, ремёслами. Дети растут в атмосфере трудолюбия, уважения к старшим, что отражается и на личностном становлении ребенка. В аулах, где развиты художественные ремёсла, дети общаются с мастерами золотых и серебряных дел.
Законодатель нравственных устоев – годекан, в естественной обстановке предъявляет определённые требования. Положительным фактором социализации является посильное участие в бескорыстной помощи, вместе с взрослыми, в строительстве дома сельчанину, в уборке урожая.
К негативным факторам социализации относится низкое качество телепередач, не способствующих нравственному воспитанию, а побуждающих к развлекательному образу жизни, жестокости, эгоизму.
В смешанных полиэтнических семьях отмечается слабое овладение своим национальным языком. У них не формируется национальное сознание.
В многонациональном городе дети подвергаются систематическому воздействию культуры разных народов данной местности.
Философия любого народа основана на мирном труде, мирной жизни и плохо когда возникают факты национального тщеславия, ущемляющие национального достоинства другой народности. Функция воспроизводства этносов включает формирование этнического самосознания детей в семье. Этот процесс идет как в однонациональных семьях, которых большинство , так и в семьях национально смешанных, относящееся к этой функции формирования этнического самосознания детей в семье в первом случае идет однозначно, в однонациональном русле внутрисемейных отношений, во втором – двузначно, с некоторым перевесом влияния отца или матери ,что зависит от многих объективных и субъективных факторов, таких как этническое окружение, преобладающие традиции и предубеждения, тенденции межпоколенной трансмиссии культуры в семье, особенности характера родителей.
Вариант, когда учащиеся воспринимают всё хорошее от народностей каждого из родителей, является более желательным. Выполняя свои функции, семья выступает как социальный институт и как малая социально-психологическая группа.
Социализация
рассматривается как «
Одно из главных мест в социализации младших школьников занимает проблема адаптации младших школьников в поликультурной среде.
На сегодняшний день в Дагестане нет исследований по проблеме социальной адаптации младших школьников в полиэтнической среде. Нами впервые в городе Махачкале была исследована социальная адаптация младших школьников.
Целью исследования является выявление степени влияния факторов среды на социальное развитие младшего школьника в условиях полиэтнической среды Республики Дагестан.
В качестве объекта исследования нами выбраны младшие школьники 4-х классов, школ города Махачкалы(38,1,10,39), всего 86 испытуемых.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что социальная адаптация младшего школьника в полиэтнической среде Дагестана определяется стереотипностью и отражает формы стереотипного поведения старшего поколения.
Методы. Беседа, наблюдение, анкетирование.
В работе использовалась авторская анкета для определения социальной адаптации младшего школьника, составленная Кадиевой Р.И., совместно с Гасановой Клавдией, студенткой 5 курса ФНК ДГПУ.
Предметом исследования является влияние средовых факторов на социальную адаптацию младшего школьника.
Задачи исследования:
- рассмотрение теоретических основ социальной адаптации в полиэтнической среде;
-
исследование критериев
- изучение сущности социальной адаптации младшего школьника в полиэтнической среде Дагестана;
- исследование уровня адаптации младшего школьника в полиэтнической среде Дагестана.
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В последние годы в зарубежной психолого-педагогической литературе активно разрабатывается проблема социальной адаптации ребенка. Актуальным это стало сейчас и для нашей страны, где за последние 8-10 лет произошли глобальные изменения социально-политической ситуации, и личности необходимо адекватно реагировать на эти изменения.
Социальная адаптация понимается двояко. С одной стороны, как постоянный процесс приспособления индивида к условиям социальной среды. С другой стороны, социальная адаптация – это результат такого процесса .
Понятие
адаптации первоначально
В
исследованиях Т.Г. Дичева, И.А. Милославовой,
Б.Д. Парыгина, Л.М. Растовой раскрывается
содержательный аспект социальной адаптации,
согласно которому адаптация представляет
собой многокомпонентный
Так, Л.М. Растова считает, что в процессе адаптации личность выступает как объект и субъект общения. В результате общения в коллективе идет усвоение личностных норм и ценностей, что способствует формированию навыков общения и поведения. [6, с.13]
Рассматривая адаптацию подростка, а также вообще человека, необходимо четко видеть разницу между социальной и физиологической адаптацией. И.А. Милославова видит эту разницу на структурно- функциональных уровнях адаптации: первый уровень адаптации в сфере отношений «человек – природная среда». На этом уровне адаптация протекает произвольно, без осознания и переживания адаптивных реакций. [7, с.24]
Второй уровень – адаптация в сфере отношений «личность – социальная среда». Социальная адаптация представляет собой двуединый процесс: взаимодействие личности и социальной среды, при котором человек не только подвергается воздействию среды, приспосабливаясь к ней, но и сам воздействует на среду, вступая в отношения с окружающим миром .
Информация о работе Социальной адаптации младшего школьника в полиэтнической среде Дагестана