Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 06:42, дипломная работа
Актуальность. Данная работа посвящена исследованию социальной адаптации младшего школьника в полиэтнической среде Дагестана. Проблема социальной адаптации сейчас очень актуальна. Обязанность государства создать ребенку "социальную ситуацию развития", среду общения, поле деятельности, адаптировать младшего школьника к современным условиям жизни, воспитать гражданина-патриота, сформировать чувство коллективизма и умение жить и работать в коллективе, воспитать инициативу, самостоятельность, профессиональную ориентацию, развить творческие способности, организовать интересный и плодотворный досуг. Проблемами социализации детей занимались знаменитые американские антропологи Маргарет Мид, Ван Эвра и др, а так же такие российские ученые педагоги как: Л.В.Мардахаева, М.А.Галагузова, Ю.В.Васильков, А.В.Мудрик, Л.И.Новикова, Д.М.Абдуразакова.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ 8
1.1. Современные научные подходы к решению проблемы социализации и социальной адаптации младшего школьника 8
1.2. Критерии социальной адаптации младшего школьника 13
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ ДАГЕСТАНА…………….18
2.1.Методы и методики………………………………………………………….18
2.2. Результаты исследования…………………………………………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………………….53
Отечественный психолог А.В. Петровский в своей концепции социализации объясняет развитие личности закономерной сменой фаз: адаптации, индивидуализации и интериозации. Каждая фаза, с точки зрения ученого, представляет собой жизненный путь человека: детство соответствует фазе адаптации; отрочество – фазе индивидуализации; юность – фазе интериозации. Каждый из названных периодов представляет собой усвоение действующих норм в общности и овладение соответствующими формами и средствами деятельности . [3, с.34]
Данный подход интересен для нашего исследования тем, что позволяет посмотреть на взаимодействие процессов социализации и адаптации как на глобальный процесс, влияющий на развитие человека.
Ученый-педагог В.Н. Гуров считает, что социализация обеспечивает социальную адаптацию, то есть активное приспособление индивида к условиям социальной среды в ходе взаимодействия с ней и в результате их встречной активности.
Таким образом, существует большое количество концепций о соотношении понятий социализации и адаптации. Признавая значимость вышеперечисленных точек зрения ученых на проблему взаимосвязи социальной адаптации, мы пришли к следующему выводу: социализация – это более широкое понятие относительно адаптации. Если социализация представляет собой становление личности под влиянием различных воздействий, то социальная адаптация – это в большей степени субъективно опосредуемое развитие личности, соответствующее ее индивидуальным особенностям и способностям. Социализация осуществляется на пути всего онтогенеза, путем усвоения индивидом норм и ценностей, а адаптация – это динамичный прерывающийся процесс, связанный с новыми этапами, обстоятельствами жизни человека.
Основная задача педагогики и психологии, на наш взгляд, состоит в том, чтобы, опираясь на междисциплинарный анализ процесса социальной адаптации, определить содержательную и функциональные стороны данного процесса, которые будут способствовать созданию предметно и культурно развивающей образовательной среды, определению эффективных форм и методов формирования социально адаптированной личности ребенка.
Так как социализация и социальная адаптация являются объектами междисциплинарного изучения, мы считаем, что общеметодологические принципы рассмотрения социализации приемлемы и для рассмотрения социальной адаптации. Данные принципы были рассмотрены в работе С.А. Беличевой «Основы превентивной психологии» и положены в основу рассмотрения социальной адаптации..
1.
Принцип социальной
2.
Принцип самодетерминации
3.
Принцип деятельности
4.
Принцип системного
Социальная психология предполагает свои подходы к определению сущности социальной адаптации. Условно их можно разделить на три направления: психоаналитический, гуманистический и когнитивный подходы.
Первое
направление связано с
Социальная адаптация, по их мнению, трактуется как результат, выражающийся в гомеостатическом равновесии личности с требованиями окружающей среды. У истоков гомеостаза стоял Г. Селье. Содержание процесса адаптации представляется следующей формулой: конфликт- тревога – защитные реакции. Конфликт возникает в результате несоответствия потребностей личности, ограничивающей требования социальной среды. Возникающее в результате конфликта состояние личной тревоги способствует тому, что личность начинает прибегать к способам снижения возникшего напряжения с помощью защитных реакций. Степень адаптированности при этом определяется характером ее эмоционального самочувствия. Взгляд Э.Эриксона на процесс социальной адаптации несколько иной. Ученый представляет процесс социальной адаптации следующей формулой: противоречие – тревога – защитные реакции- гармоничное равновесие или конфликт. Таким образом, конфликт, по его мнению, не единственный исход взаимодействия личности и среды. Как правило, критерием адаптированности здесь выступает гомеостатическое равновесие личности с требованиями внешнего окружения. Он возникает, если защитные реакции индивида малозначимы или недостаточны «скидки » среды.
Также возможен и другой результат взаимодействия личности и среды –гармоничное равновесие. Второе направление сформулировано представителями гуманистической психологии (А.Маслоу, Г.Олпорт, К.Роджерс). Цель социальной адаптации, по их мнению, состоит в оптимальном взаимодействии личности и среды, причем оптимальное здесь понимается как динамичное.
Процесс адаптации в данном подходе определяется формулой: конфликт - фрустрация – акты приспособления. Конфликтная ситуация возникает тогда, когда не удовлетворяются потребности личности (по А.Маслоу): физиологические потребности, потребности в безопасности, потребности в принадлежности к группе, в общении, потребности в уважении, любви, потребность в самоактуализации. Для решения конфликтной ситуации личность обычно прибегает к конструктивным или неконструктивным поведенческим реакциям. Конструктивными являются те реакции, которые детерминируются требованиями социальной среды. Для них характерны однозначная мотивация и четкая представленность цели, осознанность поведения, наличие в проявлении реакций определенных изменений внутриличностного характера и межличностного взаимодействия. Признаками неконструктивных реакций являются: агрессия, реагрессия, фиксация и т.д. .
В последнее время стали говорить о многочисленных межнациональных конфликтах. Это повлекло за собой выделение еще одного вида адаптации – этнической или межкультурной, которая представляет собой процесс вхождения в новую культуру, постепенное освоение ее норм, ценностей, образцов поведения, достижение социального и эмоционального приспособления к новой среде, социальной и психологической интеграции с новой культурой без потери богатств собственной культуры .
Анализ
философской, социологической и
психолого-педагогической литературы
показал многоплановость
Нам представляется наиболее приемлемым следующее определение социальной адаптации: социальная адаптация – исторически обусловленный, ограниченный во времени и носящий активно преобразующий характер процесс приспособления личности к изменяющимся условиям социальной среды и под влиянием данной среды, а также результат данного процесса. [2, с.13].
Осознание этнической идентичности оказывает огромное влияние на развитие толерантного сознания.
Психологические причины роста этнической идентичности едины для всего человечества, но особую значимость этнос приобретает в эпоху радикальных социальных преобразований, приводящих к социальной нестабильности. В этих условиях этнос часто выступает в качестве аварийной группы поддержки.
Многие люди «погружаются» в разные субкультуры, но для большинства в период слома социальной системы необходимо «зацепиться» за что-то более стабильное. Как и в других странах, переживающих эпоху острой социальной нестабильности, в России такими группами оказались межпоколенные общности — семья и этнос. Этническая идентичность является наиболее доступной формой социальной идентичности именно в нашей стране, так как советская паспортная система превратила «национальность» в расовую категорию, определяемую по «крови», тогда как в других странах это понятие означает гражданство.
Социальная идентификация и социальная дифференциация, если использовать категориальную сетку Т.Тернера, строятся на процессе категоризации «мы» и «они». Или, по меткому высказыванию Б. Поршнева, — «всякое противопоставление объединяет, всякое объединение противопоставляет, мера противопоставления есть мера объединения».
Единый процесс дифференциации и идентификации приводит к формированию социальной идентичности, которая есть результат процесса сравнения «своей» группы с другими социальными объектами. Именно в поисках позитивной социальной идентичности индивид и группа стремятся самоопределяться, обособляться от других, утверждать свою автономность.
В процессе своего становления этническая идентичность проходит ряд этапов, соотносимых с этапами психического развития ребенка. Одним из первых концепцию развития у ребенка осознания принадлежности к национальной группе предложил Ж.Пиаже. Он проанализировал — как две стороны одного процесса — формирование понятия «родина» и одновременно с ним развивающихся образов «других стран» и «иностранцев». Развитие этнической идентичности ученый рассматривает, прежде всего, как создание когнитивных моделей, ответом на которые являются этнические чувства.
Ж.Пиаже выделяет три этапа в развитии этнических характеристик:
Проведены были исследования, уточняющие конкретные возрастные границы этапов в развитии этнической идентичности. Диффузная идентификация с этнической группой обнаружилась у детей 3-4 лет.
Осознание детьми своей этнической принадлежности варьирует от того, живут ли они в полиэтнической или моноэтнической среде. Межэтническая среда дает индивиду больше возможностей для приобретения знаний об особенностях своей и других этнических групп, формирует коммуникативные навыки. Отсутствие опыта межэтнического общения обусловливает меньший интерес к собственной этничности.
У индивидов, живущих в условиях, сильно отличающихся по своим этническим признакам культуры, этническая идентичность наиболее сильно выражена, а у индивидов, живущих среди группы, близкой в культурном отношении, осознание собственной этничности не становится жизненно важной проблемой.
У
детей групп меньшинства
Но
с возрастом и развитием
Информация о работе Социальной адаптации младшего школьника в полиэтнической среде Дагестана