Социальной адаптации младшего школьника в полиэтнической среде Дагестана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 06:42, дипломная работа

Описание

Актуальность. Данная работа посвящена исследованию социальной адаптации младшего школьника в полиэтнической среде Дагестана. Проблема социальной адаптации сейчас очень актуальна. Обязанность государства создать ребенку "социальную ситуацию развития", среду общения, поле деятельности, адаптировать младшего школьника к современным условиям жизни, воспитать гражданина-патриота, сформировать чувство коллективизма и умение жить и работать в коллективе, воспитать инициативу, самостоятельность, профессиональную ориентацию, развить творческие способности, организовать интересный и плодотворный досуг. Проблемами социализации детей занимались знаменитые американские антропологи Маргарет Мид, Ван Эвра и др, а так же такие российские ученые педагоги как: Л.В.Мардахаева, М.А.Галагузова, Ю.В.Васильков, А.В.Мудрик, Л.И.Новикова, Д.М.Абдуразакова.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ 8
1.1. Современные научные подходы к решению проблемы социализации и социальной адаптации младшего школьника 8
1.2. Критерии социальной адаптации младшего школьника 13
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ ДАГЕСТАНА…………….18
2.1.Методы и методики………………………………………………………….18
2.2. Результаты исследования…………………………………………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………………….53

Работа состоит из  1 файл

Дипломная с.doc

— 1.04 Мб (Скачать документ)

      Отечественный психолог А.В. Петровский в своей  концепции социализации объясняет  развитие личности закономерной сменой фаз: адаптации, индивидуализации и  интериозации. Каждая фаза, с точки  зрения ученого, представляет собой жизненный путь человека: детство соответствует фазе адаптации; отрочество – фазе индивидуализации; юность – фазе интериозации. Каждый из названных периодов представляет собой усвоение действующих норм в общности и овладение соответствующими формами и средствами деятельности . [3, с.34]

      Данный  подход интересен для нашего исследования тем, что позволяет посмотреть на взаимодействие процессов социализации и адаптации как на глобальный процесс, влияющий на развитие человека.

      Ученый-педагог  В.Н. Гуров считает, что социализация обеспечивает социальную адаптацию, то есть активное приспособление индивида к условиям социальной среды в ходе взаимодействия с ней и в результате их встречной активности.

      Таким образом, существует большое количество концепций о соотношении понятий социализации и адаптации. Признавая значимость вышеперечисленных точек зрения ученых на проблему взаимосвязи социальной адаптации, мы пришли к следующему выводу: социализация – это более широкое понятие относительно адаптации. Если социализация представляет собой становление личности под влиянием различных воздействий, то социальная адаптация – это в большей степени субъективно опосредуемое развитие личности, соответствующее ее индивидуальным особенностям и способностям. Социализация осуществляется на пути всего онтогенеза, путем усвоения индивидом норм и ценностей, а адаптация – это динамичный прерывающийся процесс, связанный с новыми этапами, обстоятельствами жизни человека.

      Основная  задача педагогики и психологии, на наш взгляд, состоит в том, чтобы, опираясь на междисциплинарный анализ процесса социальной адаптации, определить содержательную и функциональные стороны данного процесса, которые будут способствовать созданию предметно и культурно развивающей образовательной среды, определению эффективных форм и методов формирования социально адаптированной личности ребенка.

      Так как социализация и социальная адаптация  являются объектами междисциплинарного изучения, мы считаем, что общеметодологические принципы рассмотрения социализации приемлемы и для рассмотрения социальной адаптации. Данные принципы были рассмотрены в работе С.А. Беличевой «Основы превентивной психологии» и положены в основу рассмотрения социальной адаптации..

      1. Принцип социальной детерминации  заключается в том, что процесс  социальной адаптации детерминирован социальными условиями существования общества обуславливающими как непосредственные условия жизнедеятельности индивида, так и разнообразные культурные, идеологические, политические целенаправленные воспитательные воздействия, оказываемые обществом в процессе формирования своих членов.

      2. Принцип самодетерминации предлагает  активную целенаправленную деятельность  человека по преобразованию условий  собственного развития и окружающей  среды.

      3. Принцип деятельности опосредования указывает, что основным способом усвоения индивидом социального опыта является его активное взаимодействие со своим ближайшим окружением в процессе деятельности, общения и благодаря которому, включаясь в разнообразные общественные отношения, он интериоризирует общекультурные ценности.

      4. Принцип системного рассмотрения  природных и социальных факторов, обуславливающих социальное развитие  индивида. Данный принцип предполагает  рассмотрение социальной адаптации  с позиции двустороннего, взаимообусловленного  процесса вхождения личности в систему общественных отношений и одновременного воспроизводства этих отношений в системе семейных, товарищеских и других связей.

      Социальная  психология предполагает свои подходы  к определению сущности социальной адаптации. Условно их можно разделить на три направления: психоаналитический, гуманистический и когнитивный подходы.

      Первое  направление связано с психоаналитическими  концепциями взаимодействия личности и социальной среды (Э. Эриксон, З.Фрейд  и др.)

      Социальная  адаптация, по их мнению, трактуется как результат, выражающийся в гомеостатическом равновесии личности с требованиями окружающей среды. У истоков гомеостаза стоял Г. Селье. Содержание процесса адаптации представляется следующей формулой: конфликт- тревога – защитные реакции. Конфликт возникает в результате несоответствия потребностей личности, ограничивающей требования социальной среды. Возникающее в результате конфликта состояние личной тревоги способствует тому, что личность начинает прибегать к способам снижения возникшего напряжения с помощью защитных реакций. Степень адаптированности при этом определяется характером ее эмоционального самочувствия. Взгляд Э.Эриксона на процесс социальной адаптации несколько иной. Ученый представляет процесс социальной адаптации следующей формулой: противоречие – тревога – защитные реакции- гармоничное равновесие или конфликт. Таким образом, конфликт, по его мнению, не единственный исход взаимодействия личности и среды. Как правило, критерием адаптированности здесь выступает гомеостатическое равновесие личности с требованиями внешнего окружения. Он возникает, если защитные реакции индивида малозначимы или недостаточны «скидки » среды.

      Также возможен и другой результат взаимодействия личности и среды –гармоничное равновесие. Второе направление сформулировано представителями гуманистической психологии (А.Маслоу, Г.Олпорт, К.Роджерс). Цель социальной адаптации, по их мнению, состоит в оптимальном взаимодействии личности и среды, причем оптимальное здесь понимается как динамичное.

      Процесс адаптации в данном подходе определяется формулой: конфликт - фрустрация – акты приспособления. Конфликтная ситуация возникает тогда, когда не удовлетворяются потребности личности (по А.Маслоу): физиологические потребности, потребности в безопасности, потребности в принадлежности к группе, в общении, потребности в уважении, любви, потребность в самоактуализации. Для решения конфликтной ситуации личность обычно прибегает к конструктивным или неконструктивным поведенческим реакциям. Конструктивными являются те реакции, которые детерминируются требованиями социальной среды. Для них характерны однозначная мотивация и четкая представленность цели, осознанность поведения, наличие в проявлении реакций определенных изменений внутриличностного характера и межличностного взаимодействия. Признаками неконструктивных реакций являются: агрессия, реагрессия, фиксация и т.д. .

      В последнее время стали говорить о многочисленных межнациональных  конфликтах. Это повлекло за собой  выделение еще одного вида адаптации  – этнической или межкультурной, которая представляет собой процесс вхождения в новую культуру, постепенное освоение ее норм, ценностей, образцов поведения, достижение социального и эмоционального приспособления к новой среде, социальной и психологической интеграции с новой культурой без потери богатств собственной культуры .

      Анализ  философской, социологической и  психолого-педагогической литературы показал многоплановость подходов к пониманию содержания социальной адаптации. В литературе до сих пор  нет однозначного определения содержания данного понятия, которое бы на современном этапе развития позволило бы подчеркнуть универсальность социальной адаптации. Это позволяет нам предложить свое понимание данного предмета исследования.

      Нам представляется наиболее приемлемым следующее определение социальной адаптации: социальная адаптация – исторически обусловленный, ограниченный во времени и носящий активно преобразующий характер процесс приспособления личности к изменяющимся условиям социальной среды и под влиянием данной среды, а также результат данного процесса. [2, с.13].

         Осознание  этнической   идентичности  оказывает огромное влияние на развитие толерантного сознания.   

      Психологические причины роста этнической идентичности едины для всего человечества, но особую значимость этнос приобретает в эпоху радикальных социальных преобразований, приводящих к социальной нестабильности. В этих условиях этнос часто выступает в качестве аварийной группы поддержки.

      Многие  люди «погружаются» в разные субкультуры, но для большинства в период слома социальной системы необходимо «зацепиться» за что-то более стабильное. Как и в других странах, переживающих эпоху острой социальной нестабильности, в России такими группами оказались межпоколенные общности — семья и этнос. Этническая идентичность является наиболее доступной формой социальной идентичности именно в нашей стране, так как советская паспортная система превратила «национальность» в расовую категорию, определяемую по «крови», тогда как в других странах это понятие означает гражданство.

      Социальная  идентификация и социальная дифференциация, если использовать категориальную сетку Т.Тернера, строятся на процессе категоризации «мы» и «они». Или, по меткому высказыванию Б. Поршнева, — «всякое противопоставление объединяет, всякое объединение противопоставляет, мера противопоставления есть мера объединения».

      Единый  процесс дифференциации и идентификации  приводит к формированию социальной идентичности, которая есть результат процесса сравнения «своей» группы с другими социальными объектами. Именно в поисках позитивной социальной идентичности индивид и группа стремятся самоопределяться, обособляться от других, утверждать свою автономность.

      В процессе своего становления этническая идентичность проходит ряд этапов, соотносимых с этапами психического развития ребенка. Одним из первых концепцию развития у ребенка осознания принадлежности к национальной группе предложил Ж.Пиаже. Он проанализировал — как две стороны одного процесса — формирование понятия «родина» и одновременно с ним развивающихся образов «других стран» и «иностранцев». Развитие этнической идентичности ученый рассматривает, прежде всего, как создание когнитивных моделей, ответом на которые являются этнические чувства.

      Ж.Пиаже  выделяет три этапа в развитии этнических характеристик:

  1. в 6-7 лет ребенок приобретает первые — фрагментарные и несистематичные — знания о своей этнической принадлежности;
  2. в 8-9 лет ребенок уже четко идентифицирует себя со 
    своей этнической группой, выдвигает основания идентификации — национальность родителей, место проживания, родной язык;
  3. в 10-11 лет этническая идентичность формируется в полном объеме, в качестве особенностей разных народов ребенок отмечает уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры.

      Проведены были исследования, уточняющие конкретные возрастные границы этапов в развитии этнической идентичности. Диффузная идентификация с этнической группой обнаружилась у детей 3-4 лет.

      Осознание детьми своей этнической принадлежности варьирует от того, живут ли они в полиэтнической или моноэтнической среде. Межэтническая среда дает индивиду больше возможностей для приобретения знаний об особенностях своей и других этнических групп, формирует коммуникативные навыки. Отсутствие опыта межэтнического общения обусловливает меньший интерес к собственной этничности.

      У индивидов, живущих в условиях, сильно отличающихся  по своим этническим признакам культуры, этническая идентичность наиболее сильно выражена, а у индивидов, живущих среди группы, близкой в культурном отношении, осознание собственной этничности не становится жизненно важной проблемой.

      У детей групп меньшинства существует тенденция идентифицироваться с доминантной группой, что отражает раннюю осведомленность детей о существовании определенной социальной структуры, о том, что в обществе одни группы оцениваются выше, чем другие.

      Но  с возрастом и развитием этнической идентичности у членов этнических меньшинств обычно происходит сдвиг к «внутригрупповой ориентации». Это происходит, когда  новому поколению передаются нормы и ценности социокультурной среды. Процесс этнической идентификации представляет собой не только осознание индивидом членства в группе, но и принятия группой индивида. Индивид может принять правильную самоидентификацию вместе с правильной оценкой группы, при этом у них формируется негативная этническая идентичность. Но, принимая негативную самоидентификацию, человек может по-разному реагировать на негативные суждения о своем этносе. Он может относить их к другим членам своей группы, но не к самому себе, устранив психологические границы между ними и собой.

Информация о работе Социальной адаптации младшего школьника в полиэтнической среде Дагестана