Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 06:42, дипломная работа
Актуальность. Данная работа посвящена исследованию социальной адаптации младшего школьника в полиэтнической среде Дагестана. Проблема социальной адаптации сейчас очень актуальна. Обязанность государства создать ребенку "социальную ситуацию развития", среду общения, поле деятельности, адаптировать младшего школьника к современным условиям жизни, воспитать гражданина-патриота, сформировать чувство коллективизма и умение жить и работать в коллективе, воспитать инициативу, самостоятельность, профессиональную ориентацию, развить творческие способности, организовать интересный и плодотворный досуг. Проблемами социализации детей занимались знаменитые американские антропологи Маргарет Мид, Ван Эвра и др, а так же такие российские ученые педагоги как: Л.В.Мардахаева, М.А.Галагузова, Ю.В.Васильков, А.В.Мудрик, Л.И.Новикова, Д.М.Абдуразакова.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ 8
1.1. Современные научные подходы к решению проблемы социализации и социальной адаптации младшего школьника 8
1.2. Критерии социальной адаптации младшего школьника 13
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ ДАГЕСТАНА…………….18
2.1.Методы и методики………………………………………………………….18
2.2. Результаты исследования…………………………………………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………………….53
При внимательном изучении оказывается, что социализация учащихся школ Дагестана имеет свои особенности, которые создают специфические (дополнительные) проблемы их воспитания. Эти особенности связаны с тем, что на сравнительно небольшой территории нашего горного края функционируют общеобразовательные учреждения, которые отличаются по национальному составу учащихся, языку обучения и месту расположения образовательного учреждения.
Наиболее распространенным типом школ в Дагестане являются национальные школы, где обучаются дети какой-то одной этнической общности. Все эти школы расположены в сельской местности. В подавляющем их большинство обучение в младших классах ведется на родном для учащихся языке, на котором они повседневно общаются до школы и вне школы. Сам факт, что дети растут и развиваются в этнической среде своего народа, подвергаются систематическому воздействию различных форм своей национальной культуры, оказывает весьма существенное и благотворное влияние на процесс их социализации. Свое влияние на этот процесс оказывают также географические, исторические и социально-экономические условия развития данного этноса, веками сложившиеся традиции и обычаи. При этом оказывается, что и свои условия жизни, традиции и обычаи имеют не только люди, относящиеся к тому или иному этносу, но и жители многих (отдельных) сел или аулов.
Многовековое общение народов России и Дагестана и глубинная взаимная ассимиляция элементов многонациональных культур позволили Дагестану в системе семейного и общественного воспитания сохранить лучшие российские и европейские традиции воспитания детей младшего школьного возраста и их подготовки к школе как особое культурное достояние. Как и в России, перестройка всех сфер жизни общества определила основную цель системы образования - подготовку подрастающего поколения к жизни в демократическом, многонациональном, поликультурном обществе.
Подтверждением глубоких социокультурных связей России и Дагестана является сохранение русского языка в качестве официального в сфере общения и государственного управления. Возможность общения и обучения детей на родном и неродном языках остается реальным инструментом познания ими ценностей культур разных народов, воспитания взаимопонимания между представителями различных этносов.
На основе приобретаемых умений общаться с людьми разных национальностей, понимать общность разных культур и уважать их своеобразие формируется национальное самосознание детей.
В
образовательной системе
Исследуя многонациональный состав жителей Республики Дагестан и тенденции, с одной стороны, взаимопроникновения разных культур, а с другой - обособления в том числе традиций воспитания, мы выявили общие для них ценности: любовь к Родине, почитание и уважение старших, знание предков и ответственность перед родом, прочность родственных уз, радушие и гостеприимность, понимание разного социального статуса и функций представителей того или иного пола в семье и обществе, одобряемых стереотипов поло- ролевого поведения мужчин (мальчиков) и женщин (девочек), субординационные отношения старших и младших детей в семье и вне ее; приоритетность таких нравственных качеств, как трудолюбие, сдержанность, терпеливость, послушность, вежливость, обладание и сохранение чести, достоинства и совести. Именно эти ценности на протяжении веков определяют набор необходимых социокультурных качеств, формируемых в детях, воспитывающихся в поликультурной среде Дагестана. Развитие основ социальной адаптации в поликультурной среде предусматривает воспитание детей на культуре народов своего региона с углубленным познанием культуры окружающих людей и ценностей других народов мира.
Содержательную
основу программы развития социальной
адаптации младших школьников в
поликультурной среде составили
специально подготовленные подпрограммы:
педагогического просвещения
На подготовительном этапе взаимодействия специалистов и родителей мы стремились сформировать доверие к специалистам, заинтересованность в предстоящей работе, индивидуальную мотивированность родителей на синхронную, совместную деятельность со специалистами, на самовоспитание и самообразование. Была осуществлена широкая информационная деятельность, включающая в себя распространение психолого - педагогической информации, беседы специалистов с родителями, совместное создание стендов, папок-ширм, памяток. Все это повлияло на возникновение у родителей положительного отношения к программе развития социальной адаптации младших школьников в поликультурной среде.
Социально-педагогическое
просвещение родителей
Повышение профессиональной компетентности специалистов было направлено на расширение их представлений о специфике и возможностях младших школьников, формирование понимания сущности развития социальной адаптации детей данного возраста, а также на установление деловых контактов между специалистами и консолидацию всех имеющихся ресурсов в обеспечении социального развития ребенка путем формирования навыков позитивного поведения в поликультурном обществе.
В
рамках профессионального
Взаимодействие сообщества родителей и специалистов - профессионалов с детьми младшего школьного возраста включало решение задач развития у последних следующих групп навыков, характеризующих социальную компетентность (по классификации Л.С. Выготского, Д.И. Фельдштейна):
1.
Освоение предметно-
-
соблюдение правил личной
- организация своего игрового пространства и осуществление детской деятельности (занять себя, заниматься самостоятельно и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, уметь высказать свои желания и собственное мнение);
-
пользование телефоном,
- умение пользоваться учебными предметами: ручкой, карандашом, кисточкой и т.п., книгами;
-
выполнениие правил
2.
Освоение норм человеческих
-
познание ценностей культуры
своего и других народов,
-
формирование базовых
- отважные, честные, трудолюбивые, хозяйственные, защитники семьи и Отечества);
-
владение основами
-
установление и поддержание
-
усвоение основных требований
и правил поведения в школе
и выработка на основе
Наблюдение за младшими школьниками в повседневной жизни, сюжетно-ролевых играх, других занятиях и видах общения показало, что дети по мере реализации этой программы стали играть дружнее, практически не конфликтовали, могли распределять роли и игрушки, умели обратиться к воспитателю с просьбой. Дети приобретали навыки оказания помощи друг другу в процессе сюжетно-ролевых, подвижных, строительных игр и творческих состязаний, самообслуживания, выполнения всевозможных обучающих и тренажных упражнений по выработке общественно полезных привычек поведения и отношений. Дети могли самостоятельно, без помощи взрослых договариваться о взаимодействии при выполнении различных заданий.
Положительным является то, что формируемые этические и культурные нормы и правила взаимодействия со взрослыми и сверстниками постепенно переходили в привычку, дети начинали соблюдать правила самостоятельно, независимо от контроля со стороны взрослых, получая от этого удовольствие и чувствуя себя более уверенно в группе сверстников и взрослых.
Информация о работе Социальной адаптации младшего школьника в полиэтнической среде Дагестана