Социальной адаптации младшего школьника в полиэтнической среде Дагестана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 06:42, дипломная работа

Описание

Актуальность. Данная работа посвящена исследованию социальной адаптации младшего школьника в полиэтнической среде Дагестана. Проблема социальной адаптации сейчас очень актуальна. Обязанность государства создать ребенку "социальную ситуацию развития", среду общения, поле деятельности, адаптировать младшего школьника к современным условиям жизни, воспитать гражданина-патриота, сформировать чувство коллективизма и умение жить и работать в коллективе, воспитать инициативу, самостоятельность, профессиональную ориентацию, развить творческие способности, организовать интересный и плодотворный досуг. Проблемами социализации детей занимались знаменитые американские антропологи Маргарет Мид, Ван Эвра и др, а так же такие российские ученые педагоги как: Л.В.Мардахаева, М.А.Галагузова, Ю.В.Васильков, А.В.Мудрик, Л.И.Новикова, Д.М.Абдуразакова.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ 8
1.1. Современные научные подходы к решению проблемы социализации и социальной адаптации младшего школьника 8
1.2. Критерии социальной адаптации младшего школьника 13
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ ДАГЕСТАНА…………….18
2.1.Методы и методики………………………………………………………….18
2.2. Результаты исследования…………………………………………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………………….53

Работа состоит из  1 файл

Дипломная с.doc

— 1.04 Мб (Скачать документ)

      При внимательном изучении оказывается, что  социализация учащихся школ Дагестана имеет свои особенности, которые создают специфические (дополнительные) проблемы их воспитания. Эти особенности связаны с тем, что на сравнительно небольшой территории нашего горного края функционируют общеобразовательные учреждения, которые отличаются по национальному составу учащихся, языку обучения и месту расположения образовательного учреждения.

      Наиболее  распространенным типом школ в Дагестане  являются национальные школы, где обучаются дети какой-то одной этнической общности. Все эти школы расположены в сельской местности. В подавляющем их большинство обучение в младших классах ведется на родном для учащихся языке, на котором они повседневно общаются до школы и вне школы. Сам факт, что дети растут и развиваются в этнической среде своего народа, подвергаются систематическому воздействию различных форм своей национальной культуры, оказывает весьма существенное и благотворное влияние на процесс их социализации. Свое влияние на этот процесс оказывают также географические, исторические и социально-экономические условия развития данного этноса, веками сложившиеся традиции и обычаи. При этом оказывается, что и свои условия жизни, традиции и обычаи имеют не только люди, относящиеся к тому или иному этносу, но и жители многих (отдельных) сел или аулов.

         В ходе исследования нами были выявленные некоторые особенности социальной адаптации младшего школьника в Дагестане.

       Многовековое общение народов России и Дагестана и глубинная взаимная ассимиляция элементов многонациональных культур позволили Дагестану в системе семейного и общественного воспитания сохранить лучшие российские и европейские традиции воспитания детей младшего школьного возраста и их подготовки к школе как особое культурное достояние. Как и в России, перестройка всех сфер жизни общества определила основную цель системы образования - подготовку подрастающего поколения к жизни в демократическом, многонациональном, поликультурном обществе.

         Подтверждением глубоких социокультурных связей России и Дагестана является сохранение русского языка в качестве официального в сфере общения и государственного управления. Возможность общения и обучения детей на родном и неродном языках остается реальным инструментом познания ими ценностей культур разных народов, воспитания взаимопонимания между представителями различных этносов.

      На  основе приобретаемых умений общаться с людьми разных национальностей, понимать общность разных культур и уважать их своеобразие формируется национальное самосознание детей.

      В образовательной системе Дагестана, как и России, младшая школьная ступень является первой. Известно, именно младший школьный возраст является важным периодом активного формирования и развития базовых отношений с людьми, знакомства с основными сферами жизнедеятельности, с социумом. Накопление ребенком (самостоятельно и под руководством близких взрослых, воспитателей и других людей) первоначального социального опыта способствует раскрытию его возрастного потенциала, успешной подготовке к обучению в школе, конструктивному общению и взаимодействию с людьми, а в дальнейшем к взрослой жизни. Именно в младшем школьном возрасте закладываются основы социальной зрелости - компетентности ребенка, определяется траектория его дальнейшего развития и успешной адаптации к меняющимся условиям жизни. Неслучайно в программах воспитания младших школьников Республики Дагестан, как и России, особое внимание уделяется формированию необходимых для этого возраста социокультурных навыков, способствующих эффективной социализации детей.

      Исследуя  многонациональный состав жителей  Республики Дагестан и тенденции, с  одной стороны, взаимопроникновения разных культур, а с другой - обособления в том числе традиций воспитания, мы выявили общие для них ценности: любовь к Родине, почитание и уважение старших, знание предков и ответственность перед родом, прочность родственных уз, радушие и гостеприимность, понимание разного социального статуса и функций представителей того или иного пола в семье и обществе, одобряемых стереотипов поло- ролевого поведения мужчин (мальчиков) и женщин (девочек), субординационные отношения старших и младших детей в семье и вне ее; приоритетность таких нравственных качеств, как трудолюбие, сдержанность, терпеливость, послушность, вежливость, обладание и сохранение чести, достоинства и совести. Именно эти ценности на протяжении веков определяют набор необходимых социокультурных качеств, формируемых в детях, воспитывающихся в поликультурной среде Дагестана. Развитие основ социальной адаптации в поликультурной среде предусматривает воспитание детей на культуре народов своего региона с углубленным познанием культуры окружающих людей и ценностей других народов мира.

      Содержательную  основу программы развития социальной адаптации младших школьников в  поликультурной среде составили  специально подготовленные подпрограммы: педагогического просвещения родителей; профессиональной переподготовки специалистов на уровне школы и самообразования; взаимодействия сообщества родителей и специалистов- профессионалов с детьми младшего школьного возраста. Обязательными элементами обозначенных подпрограмм выступали обеспечение специалистов и родителей информацией, их поддержка благодаря специальным рекомендациям семьям детей, включение всех взрослых субъектов процесса в программы обучения, взаимодействие, использование возможностей других организаций (школа, учреждения дополнительного образования).

      На  подготовительном этапе взаимодействия специалистов и родителей мы стремились сформировать доверие к специалистам, заинтересованность в предстоящей  работе, индивидуальную мотивированность родителей на синхронную, совместную деятельность со специалистами, на самовоспитание и самообразование. Была осуществлена широкая информационная деятельность, включающая в себя распространение психолого - педагогической информации, беседы специалистов с родителями, совместное создание стендов, папок-ширм, памяток. Все это повлияло на возникновение у родителей положительного отношения к программе развития социальной адаптации младших школьников в поликультурной среде.

      Социально-педагогическое просвещение родителей предполагало передачу психолого-педагогических знаний о специфике социального развития ребенка младшего школьного возраста, обучение их игровым элементам обогащения социального опыта ребенка, привитие навыков взаимодействия с ним, наблюдение за жизнью ребенка в семье, в школе, в социуме, овладение способами решения конфликтных ситуаций на занятиях групп родителей и родительских собраниях, участие родственников в игротерапевтическом аттракционе и других игровых занятиях. Специальное внимание уделялось разбору проблем ребенка, анализу трудностей совместного выполнения домашних творческих заданий, просмотру учебных фильмов на семинарах для родителей, участие в педсоветах, мастер-классах, подготовке и проведении совместных национальных праздников и развлечений, овладению элементами национальных традиций, обычаев, применению фольклора в процессе повышения социальной адаптации ребенка. Привлечение к реализации программы ближайших родственников ребенка: бабушек, дедушек, старших братьев и сестер, других родственников - содействовало сплочению семей и формированию внутрисемейных и межсемейных механизмов самопомощи и взаимоподдержки на основе национальных и общечеловеческих традиций общения.

      Повышение профессиональной компетентности специалистов было направлено на расширение их представлений  о специфике и возможностях младших школьников, формирование понимания сущности развития социальной адаптации детей данного возраста, а также на установление деловых контактов между специалистами и консолидацию всех имеющихся ресурсов в обеспечении социального развития ребенка путем формирования навыков позитивного поведения в поликультурном обществе.

      В рамках профессионального сотрудничества в условиях школы были проведены  тематические семинары, тренинги различного содержания, тематические педсоветы, коллективные просмотры, дискуссии и другие формы работы с воспитателями, учителями, психологами.

      Взаимодействие  сообщества родителей и специалистов - профессионалов с детьми младшего школьного возраста включало решение  задач развития у последних следующих  групп навыков, характеризующих социальную компетентность (по классификации Л.С. Выготского, Д.И. Фельдштейна):

      1. Освоение предметно-практических  навыков:

      - соблюдение правил личной гигиены  и режимных требований; осуществление  адекватного возрасту самообслуживания  и элементарного труда с учетом национальных (семейных) и общечеловеческих традиций (уборка своих вещей и игрушек, помощь по дому, хозяйству, забота о младших, престарелых и других членах семьи, о животных и растениях);

      - организация своего игрового  пространства и осуществление детской деятельности (занять себя, заниматься самостоятельно и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, уметь высказать свои желания и собственное мнение);

      - пользование телефоном, элементарные  навыки «общения» с телевизором,  магнитофоном, компьютером, деньгами; сообщение по телефону необходимых сведений о себе и своей семье работникам экстренных служб, безопасного обращения с моющими, лекарственными и прочими средствами;

      - умение пользоваться учебными  предметами: ручкой, карандашом, кисточкой  и т.п., книгами;

      - выполнениие правил собственной  безопасности в социуме (соблюдать  правила дорожного движения, проявлять  осторожность с незнакомыми людьми, а также с животными на улице,  дома и т.п.).

      2. Освоение норм человеческих отношений  с детьми и взрослыми:

      - познание ценностей культуры  своего и других народов, проживающих  в Республике Дагестан и вне  ее (первичные представления о  понятиях «гражданин» и «патриот»,  знание истории, быта, культуры, природы  своей Родины, представление о  культуре других народов);

      - формирование базовых представлений  о статусном положении и функциях  мальчиков, мужчин и девочек,  женщин в семье, стереотипах  полоролевого поведения, общепринятых  в семье и поликультурном обществе (девочки, женщины - «хозяйки дома»,  «матери», «рукодельницы»; мальчики, мужчины - сильные,

      - отважные, честные, трудолюбивые, хозяйственные,  защитники семьи и Отечества);

      - владение основами нравственного  поведения в семье и вне  ее на базе знакомства с  культурными нормами поведения  в обществе в контексте национальных и общечеловеческих ценностей (уважать и почитать старших, знать предков и быть ответственным перед родом, предшествующими и будущими поколениями, ценить крепость родственных уз, быть сдержанным, терпеливым, послушным, вежливым, радушным и гостеприимным, иметь и сохранять честь, достоинство и совесть);

      - установление и поддержание дружеских  контактов со сверстниками и  взрослыми с учетом национальных  семейных традиций и общечеловеческих  ценностей (находить друзей среди  детей своего и противоположного  пола, уметь дружить и играть, делиться с другим, сочувствовать другому независимо от национальной принадлежности); планировать и осуществлять действия с учетом интересов других людей на основе толерантности (уметь выслушать, задать вопрос, обратиться за помощью, посоветоваться, договориться встрече, предложить помощь, простить, уступить, взаимодействовать);

      - усвоение основных требований  и правил поведения в школе  и выработка на основе толерантности  умения общаться со взрослыми  и детьми согласно принятому  в поликультурном обществе этикету (обращение, просьба, поведение, разрешение конфликтов и т.п.); проявлять активность и выполнять задания воспитателей самостоятельно и совместно с другими детьми.

      Наблюдение  за младшими школьниками в повседневной жизни, сюжетно-ролевых играх, других занятиях и видах общения показало, что дети по мере реализации этой программы стали играть дружнее, практически не конфликтовали, могли распределять роли и игрушки, умели обратиться к воспитателю с просьбой. Дети приобретали навыки оказания помощи друг другу в процессе сюжетно-ролевых, подвижных, строительных игр и творческих состязаний, самообслуживания, выполнения всевозможных обучающих и тренажных упражнений по выработке общественно полезных привычек поведения и отношений. Дети могли самостоятельно, без помощи взрослых договариваться о взаимодействии при выполнении различных заданий.

      Положительным является то, что формируемые этические  и культурные нормы и правила  взаимодействия со взрослыми и сверстниками постепенно переходили в привычку, дети начинали соблюдать правила самостоятельно, независимо от контроля со стороны взрослых, получая от этого удовольствие и чувствуя себя более уверенно в группе сверстников и взрослых.

Информация о работе Социальной адаптации младшего школьника в полиэтнической среде Дагестана