Социальной адаптации младшего школьника в полиэтнической среде Дагестана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 06:42, дипломная работа

Описание

Актуальность. Данная работа посвящена исследованию социальной адаптации младшего школьника в полиэтнической среде Дагестана. Проблема социальной адаптации сейчас очень актуальна. Обязанность государства создать ребенку "социальную ситуацию развития", среду общения, поле деятельности, адаптировать младшего школьника к современным условиям жизни, воспитать гражданина-патриота, сформировать чувство коллективизма и умение жить и работать в коллективе, воспитать инициативу, самостоятельность, профессиональную ориентацию, развить творческие способности, организовать интересный и плодотворный досуг. Проблемами социализации детей занимались знаменитые американские антропологи Маргарет Мид, Ван Эвра и др, а так же такие российские ученые педагоги как: Л.В.Мардахаева, М.А.Галагузова, Ю.В.Васильков, А.В.Мудрик, Л.И.Новикова, Д.М.Абдуразакова.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ 8
1.1. Современные научные подходы к решению проблемы социализации и социальной адаптации младшего школьника 8
1.2. Критерии социальной адаптации младшего школьника 13
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ ДАГЕСТАНА…………….18
2.1.Методы и методики………………………………………………………….18
2.2. Результаты исследования…………………………………………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………………….53

Работа состоит из  1 файл

Дипломная с.doc

— 1.04 Мб (Скачать документ)

      Вторая  стратегия состоит в попытке  сменить группу. Что касается этнической принадлежности, то в наши дни боль шинство исследователей считает ее скорее приписываемым, нежели наследуемым качеством. Принадлежность к народу определяется не биологической наследственностью, а сознательным приобщением к культурным ценностям и святыням, которые образуют содержание истории народа.

       Этнодемографические  процессы, происходящие в мире и  в нашей многонациональной стране оказывают на молодое поколение реальное воздействие, которое следует учитывать при разработке теории и в организации практики формирования толерантного сознания. Особое значение  имеет учет отношений наций и народностей родной страны, позитивных и негативных явлений в этой сфере. Отсутствие адекватной политической и правовой оценки межэтнических конфликтов со стороны государства приводит к тому, что его институты утрачивают авторитет гаранта мира между народами и личной безопасности людей. Перемещение масс беженцев, лишение  их крова, средств к существованию, погромы, захваты заложников, безвинные жертвы- все это создает резко отрицательный  межэтнический социально- психологический климат. Процветает эгоизм, сеющий национализм в открытых душах детей. Межэтническое напряжение возникает и в результате объективных миграционных и демографических процессов. С этой позиции проанализируем основные причины возникновения межэтнических конфликтов.

       Практика  показывает, что нетолерантное  общение  способствует продолжению искаженного восприятия человека иной национальности, иной культуры. Энергия социального протеста переносится в межэтническое русло. При этом надо учитывать, что молодежь стремится к самоутверждению и этнические проблемы порой становятся почвой для такой самореализации. Также нельзя упускать из виду «фактор толпы», где человеку непроизвольно передается эмоциональное состояние окружающих и происходит многократное взаимное усиление эмоционального возбуждения, игнорируются аргументы и логика. В таких ситуациях преобладание эмоций локализует функции сознания, и восприятие внешнего мира искажается. Тем самым выделяется одна из основных причин возникновения межэтнических трений - усиление стихийно-эмоциональных настроений.

       Еще одной причиной возникновения межэтнических проблем является плохая  постановка в учебных заведениях работы, направленной на толерантное общение учащихся. Воспитательная задача заключается в том,  чтобы научить молодежь умело предупреждать ситуации, порождающие эмоциональную напряженность в отношениях между людьми разных национальностей.

       Толерантное сознание формируется на основе улучшения  морально – этического и психологического климата, формирования обстановки уважения, дружелюбия и доверия к окружающим, их культуре, языку, традициям.

       Большое значение имеет наличие у человека оценочных эталонов и стереотипов, которые он прикладывает к познаваемой  личности и определяет ее принадлежность к той или иной общности. Необходимо преодоление ломки отживших стереотипов.

       Пронаблюдаем такой факт: в выступлениях социального и политического плана люди часто объединяются по признакам национального, этнического. Каждый человек в наиболее тесные контакты вступает с подобными себе носителями исторического опыта, национального характера, нравственных ценностей, национальной психологии. Именно по подобным признакам объединения часть общества, исторически и этнически близкая определенному субъекту, и  становится той референтной группой, в которой наиболее полно реализуются его связи с обществом. Именно во взаимодействии с такой оформившейся частью общества (своей нацией, народностью) человек чаще всего выступает в защиту общих интересов. И нам думается, нужно проявлять крайнюю осторожность при обращении с большими массами людей. При неправильном приложении огромные  силы могут быть потрачены впустую и  порою очень маленькие усилия вызывают огромные изменения. Необходимо учесть, что в толпе происходят стирание индивидуальных различий между людьми, поэтому у них снимаются барьеры,  сдерживающие их в обычной жизни, повышается роль примера окружающих как фактора мотивации: если все вокруг будут делать что - то одно, то человек будет делать то же  самое, даже если бы один он  этого делать не стал. Повышается подверженность эмоциональным влияниям.  В толпе всегда рождаются самые разные чувства: смех, ажиотаж, страх, гнев, восторг. Одно может переходить в другое, причем их сила, умноженная мощью толпы, делается разрушительной. Проявляется способность активизироваться и пойти за лидером, возможность ориентации на выполнение самой невероятной задачи: толпу можно поднять, например, на строительство Вавилонской башни или  чего – нибудь подобного. Однако, еще более действенным оказываются призывы разрушить что- либо. Тут не существует границ возможного. Проявляется невосприимчивость к аргументам, основанным на логике и здравом смысле. Не срабатывает механизм «убеждения» (воздействие на сознание личности через обращение к её собственно  критическому суждению).

       Важнейшей задачей учебных заведений становится сообщение детям и молодежи определенного круга систематизированных знаний о народах и государствах мира, об  их взаимоотношениях, о взаимозависимости и неделимости мира.

       При организации воспитательного процесса следует исходить из того, что народы стремятся не только к взаимосближению, но и к сохранению собственной социокультурной идентичности. Пробуждение интереса молодежи к культуре других народов связано, очевидно, с глубоким познанием среды обитания других наций, их психологических особенностей  и т.п. А для этого необходима развернутая и  разнообразная (телевизионная, литературная, музейная) пропаганда знаний о прогрессивных исторических традициях, особенностях культуры разных народов, особенно соседних. Многообразие культурных, в том числе в сфере образования, проявлений способствуют проявлению у учащихся различных регионов взаимного интереса, что  подтверждает приоритет  культурологического подхода к воспитательной работе. Наше общество переживает очень сложный период своего развития.

       На  сегодняшний день недостаточно разработаны такие ключевые понятия- как: «национальные чувства», «этническое самосознание», «этнический характер», «национальная психология», «толерантное сознание».

       Исходя  из вышеизложенного, нам представляется необходимым наметить принципы, без учета которых толерантное общение не может быть эффективным:

  • не считать язык, обычаи, традиции, этикет своего народа совершенными, а ценности других народов несовершенными;
  • признать идею равноценности обычаев и традиций всех народов, больших и малых;
  • в необходимых случаях соблюдать обычаи других народов, хотя это и нелегко сделать. В этом сила культуры вообще;
  • учитывать психологию людей разных этносов в их непосредственном общении, а это значит;
  • проявлять повышенную чуткость, внимательность к  носителям иной этнокультуры;
  • проявлять повышенное внимание к  инонациональным интересам:  помня о том, что ничто так  не сближает, не роднит с представителями других национальностей, как проявляемое с их стороны уважение к языку, обычаям и традициям его народа.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

       Таким образом, человеку, особенно ребенку  всегда необходимо ощущать себя частью «мы», и   может оказаться, что  «этнос» не единственная группа, в  осознании принадлежности к которой  человек ищет опору во взрослой  жизни. Среди таких групп могут оказаться различные партии, церковные организации и др.

 

       1.2. Критерии социальной адаптации младшего школьника

      Проблема социальной адаптации младшего школьника в современных условиях приобретает все большую значимость. Обострение социально-экономической среды, обилие противоречивой и негативной информации в СМИ, снижение воспитательного потенциала семьи отрицательно сказываются на процессах социальной адаптации детей, поскольку они наиболее подвержены влиянию факторов окружающей действительности. В сложившейся ситуации именно школа, являясь государственным институтом, способна заложить в маленького человека социально-нравственные нормы, правила поведения и ориентировать его на то, что действительно ценно и значимо в жизни, что позволит ему противостоять негативному влиянию социума и успешно пройти процесс социальной адаптации.

      Социальная  адаптация ребенка зависит от многих факторов. Особое место среди  них отводится педагогическому  влиянию в процессе воспитания. Под воздействием педагога у ребенка происходит согласование самооценки и притязаний в соответствии с возможностями и реальностью социальной среды; оценка, принятие или отвержение требований, норм социальной среды, общепризнанных социальных ценностей. Поиск технологий сопровождения социального становления личности, ее социальной адаптации становится важным аспектом воспитательной работы в классе.

      При моделировании воспитательной системы  в классе мы опирались на общие  признаки трактования понятия «воспитания» (Воспитание – целенаправленное воздействие на воспитанника, носящее социальную направленность; создание условий для усвоения ребенком определенных норм отношений; освоение человеком комплекса социальных норм.) и на хорошо уже известную гуманистическую воспитательную систему – система В.А. Караковского, строящуюся на основе возрастных этапах развития детей. Л.С.Выготский выделил два уровня развития детей:

      - «Уровень актуального развития»  – отражает особенности психических  функций, которые сложились на сегодняшний день;

      - «Зона ближайшего развития» –  отражает возможности значительно  больших достижений ребенка в  условиях сотрудничества со взрослыми.  Педагог должен видеть завтрашний  день развития ребенка: то, что  он сегодня может делать при  помощи взрослых, завтра он должен делать сам.

      Ведущая идея воспитательной системы В.А.Караковского – развитие личности школьника, его  интересов и способностей. Детям  предоставляется возможность проявить свою активность, почувствовать себя успешными, ощутить свою значимость в коллективе, через вовлечение их в различные сферы деятельности. Таким образом создаются условия для формирования их самооценки как компонента самосознания.

      Такой подход к организации воспитательного  процесса особо актуален в классе компенсирующего обучения. Это дети, у которых был только отрицательный жизненный опыт: пьющие родители, нецензурная брань, частые побои, недоедание. Эти дети имели печальный опыт обучения в первом классе, где они были неуспешными, где их не оценили и не приняли в классный коллектив. И это не весь перечень проблем.

      Если  вести речь о детях данной категории, то процесс адаптации для них  должен быть ориентирован на проявление творческой активности, направленной на преобразование как самих себя, так и той социальной среды, с которой они непосредственно взаимодействуют.

      В связи с этим целью нашей работы стало – формирование творческой активности школьников как средства их социальной адаптации.

      Исходя  из опыта работы, нами выделены следующие  критерии социальной адаптации младших школьников, а также представлены психолого-педагогические показатели оценки эффективности воспитательного процесса в классе:

Критерии  социальной адаптации Педагогические  показатели Психологические показатели
Микроклимат в классном коллективе Отсутствие конфликтных ситуаций – Отсутствие «изолированных»  обучающихся. 
– Наличие в классе обучающихся, имеющих статус «звезд».
Уровень психологической комфортности в  классе Отсутствие  пропусков без уважительной причины – Улучшение  отношения к учителю (позитивное восприятие, доверие к нему, отсутствие страха в отношениях с учителем). 
– Получение и оказание взаимопомощи внутри класса. 
– Желание продолжать обучение в данном классе. 
– Снижение уровня тревожности.
Отсутствие  правонарушений (соблюдение социальны норм, правил; законопослушность) – Уменьшение (отсутствие) количества обучающихся, приглашенных на совет профилактики». 
– Уменьшение (отсутствие) количества обучающихся, стоящих на внутришкольном учете. 
– Занятость детей во внеурочное время.
 
Творческая активность – Участие детей  в классных и школьных мероприятиях; спортивных соревнования и творческих конкурсах.  
– Смена социальных ролевых позиций обучающихся при организации и проведении мероприятия. 
– Индивидуальные достижения обучающихся в различных сферах деятельности (Индивидуальная творческая книжка «Мои успехи»).
 
Качество  обучения – Рост абсолютной и качественной успеваемости обучающихся. 
– Проявление интереса к отдельным изучаемым предметам.
Повышение учебной  мотивации и отсутствие обучающихся с негативным отношением к школе.

Информация о работе Социальной адаптации младшего школьника в полиэтнической среде Дагестана