Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 06:42, дипломная работа
Актуальность. Данная работа посвящена исследованию социальной адаптации младшего школьника в полиэтнической среде Дагестана. Проблема социальной адаптации сейчас очень актуальна. Обязанность государства создать ребенку "социальную ситуацию развития", среду общения, поле деятельности, адаптировать младшего школьника к современным условиям жизни, воспитать гражданина-патриота, сформировать чувство коллективизма и умение жить и работать в коллективе, воспитать инициативу, самостоятельность, профессиональную ориентацию, развить творческие способности, организовать интересный и плодотворный досуг. Проблемами социализации детей занимались знаменитые американские антропологи Маргарет Мид, Ван Эвра и др, а так же такие российские ученые педагоги как: Л.В.Мардахаева, М.А.Галагузова, Ю.В.Васильков, А.В.Мудрик, Л.И.Новикова, Д.М.Абдуразакова.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ 8
1.1. Современные научные подходы к решению проблемы социализации и социальной адаптации младшего школьника 8
1.2. Критерии социальной адаптации младшего школьника 13
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ ДАГЕСТАНА…………….18
2.1.Методы и методики………………………………………………………….18
2.2. Результаты исследования…………………………………………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………………….53
Вторая стратегия состоит в попытке сменить группу. Что касается этнической принадлежности, то в наши дни боль шинство исследователей считает ее скорее приписываемым, нежели наследуемым качеством. Принадлежность к народу определяется не биологической наследственностью, а сознательным приобщением к культурным ценностям и святыням, которые образуют содержание истории народа.
Этнодемографические процессы, происходящие в мире и в нашей многонациональной стране оказывают на молодое поколение реальное воздействие, которое следует учитывать при разработке теории и в организации практики формирования толерантного сознания. Особое значение имеет учет отношений наций и народностей родной страны, позитивных и негативных явлений в этой сфере. Отсутствие адекватной политической и правовой оценки межэтнических конфликтов со стороны государства приводит к тому, что его институты утрачивают авторитет гаранта мира между народами и личной безопасности людей. Перемещение масс беженцев, лишение их крова, средств к существованию, погромы, захваты заложников, безвинные жертвы- все это создает резко отрицательный межэтнический социально- психологический климат. Процветает эгоизм, сеющий национализм в открытых душах детей. Межэтническое напряжение возникает и в результате объективных миграционных и демографических процессов. С этой позиции проанализируем основные причины возникновения межэтнических конфликтов.
Практика показывает, что нетолерантное общение способствует продолжению искаженного восприятия человека иной национальности, иной культуры. Энергия социального протеста переносится в межэтническое русло. При этом надо учитывать, что молодежь стремится к самоутверждению и этнические проблемы порой становятся почвой для такой самореализации. Также нельзя упускать из виду «фактор толпы», где человеку непроизвольно передается эмоциональное состояние окружающих и происходит многократное взаимное усиление эмоционального возбуждения, игнорируются аргументы и логика. В таких ситуациях преобладание эмоций локализует функции сознания, и восприятие внешнего мира искажается. Тем самым выделяется одна из основных причин возникновения межэтнических трений - усиление стихийно-эмоциональных настроений.
Еще одной причиной возникновения межэтнических проблем является плохая постановка в учебных заведениях работы, направленной на толерантное общение учащихся. Воспитательная задача заключается в том, чтобы научить молодежь умело предупреждать ситуации, порождающие эмоциональную напряженность в отношениях между людьми разных национальностей.
Толерантное сознание формируется на основе улучшения морально – этического и психологического климата, формирования обстановки уважения, дружелюбия и доверия к окружающим, их культуре, языку, традициям.
Большое значение имеет наличие у человека оценочных эталонов и стереотипов, которые он прикладывает к познаваемой личности и определяет ее принадлежность к той или иной общности. Необходимо преодоление ломки отживших стереотипов.
Пронаблюдаем такой факт: в выступлениях социального и политического плана люди часто объединяются по признакам национального, этнического. Каждый человек в наиболее тесные контакты вступает с подобными себе носителями исторического опыта, национального характера, нравственных ценностей, национальной психологии. Именно по подобным признакам объединения часть общества, исторически и этнически близкая определенному субъекту, и становится той референтной группой, в которой наиболее полно реализуются его связи с обществом. Именно во взаимодействии с такой оформившейся частью общества (своей нацией, народностью) человек чаще всего выступает в защиту общих интересов. И нам думается, нужно проявлять крайнюю осторожность при обращении с большими массами людей. При неправильном приложении огромные силы могут быть потрачены впустую и порою очень маленькие усилия вызывают огромные изменения. Необходимо учесть, что в толпе происходят стирание индивидуальных различий между людьми, поэтому у них снимаются барьеры, сдерживающие их в обычной жизни, повышается роль примера окружающих как фактора мотивации: если все вокруг будут делать что - то одно, то человек будет делать то же самое, даже если бы один он этого делать не стал. Повышается подверженность эмоциональным влияниям. В толпе всегда рождаются самые разные чувства: смех, ажиотаж, страх, гнев, восторг. Одно может переходить в другое, причем их сила, умноженная мощью толпы, делается разрушительной. Проявляется способность активизироваться и пойти за лидером, возможность ориентации на выполнение самой невероятной задачи: толпу можно поднять, например, на строительство Вавилонской башни или чего – нибудь подобного. Однако, еще более действенным оказываются призывы разрушить что- либо. Тут не существует границ возможного. Проявляется невосприимчивость к аргументам, основанным на логике и здравом смысле. Не срабатывает механизм «убеждения» (воздействие на сознание личности через обращение к её собственно критическому суждению).
Важнейшей
задачей учебных заведений
При
организации воспитательного
На сегодняшний день недостаточно разработаны такие ключевые понятия- как: «национальные чувства», «этническое самосознание», «этнический характер», «национальная психология», «толерантное сознание».
Исходя из вышеизложенного, нам представляется необходимым наметить принципы, без учета которых толерантное общение не может быть эффективным:
Таким образом, человеку, особенно ребенку всегда необходимо ощущать себя частью «мы», и может оказаться, что «этнос» не единственная группа, в осознании принадлежности к которой человек ищет опору во взрослой жизни. Среди таких групп могут оказаться различные партии, церковные организации и др.
1.2. Критерии социальной адаптации младшего школьника
Проблема социальной адаптации младшего школьника в современных условиях приобретает все большую значимость. Обострение социально-экономической среды, обилие противоречивой и негативной информации в СМИ, снижение воспитательного потенциала семьи отрицательно сказываются на процессах социальной адаптации детей, поскольку они наиболее подвержены влиянию факторов окружающей действительности. В сложившейся ситуации именно школа, являясь государственным институтом, способна заложить в маленького человека социально-нравственные нормы, правила поведения и ориентировать его на то, что действительно ценно и значимо в жизни, что позволит ему противостоять негативному влиянию социума и успешно пройти процесс социальной адаптации.
Социальная адаптация ребенка зависит от многих факторов. Особое место среди них отводится педагогическому влиянию в процессе воспитания. Под воздействием педагога у ребенка происходит согласование самооценки и притязаний в соответствии с возможностями и реальностью социальной среды; оценка, принятие или отвержение требований, норм социальной среды, общепризнанных социальных ценностей. Поиск технологий сопровождения социального становления личности, ее социальной адаптации становится важным аспектом воспитательной работы в классе.
При моделировании воспитательной системы в классе мы опирались на общие признаки трактования понятия «воспитания» (Воспитание – целенаправленное воздействие на воспитанника, носящее социальную направленность; создание условий для усвоения ребенком определенных норм отношений; освоение человеком комплекса социальных норм.) и на хорошо уже известную гуманистическую воспитательную систему – система В.А. Караковского, строящуюся на основе возрастных этапах развития детей. Л.С.Выготский выделил два уровня развития детей:
-
«Уровень актуального развития»
-
«Зона ближайшего развития» –
отражает возможности
Ведущая
идея воспитательной системы В.А.Караковского
– развитие личности школьника, его
интересов и способностей. Детям
предоставляется возможность
Такой подход к организации воспитательного процесса особо актуален в классе компенсирующего обучения. Это дети, у которых был только отрицательный жизненный опыт: пьющие родители, нецензурная брань, частые побои, недоедание. Эти дети имели печальный опыт обучения в первом классе, где они были неуспешными, где их не оценили и не приняли в классный коллектив. И это не весь перечень проблем.
Если вести речь о детях данной категории, то процесс адаптации для них должен быть ориентирован на проявление творческой активности, направленной на преобразование как самих себя, так и той социальной среды, с которой они непосредственно взаимодействуют.
В связи с этим целью нашей работы стало – формирование творческой активности школьников как средства их социальной адаптации.
Исходя из опыта работы, нами выделены следующие критерии социальной адаптации младших школьников, а также представлены психолого-педагогические показатели оценки эффективности воспитательного процесса в классе:
Критерии социальной адаптации | Педагогические показатели | Психологические показатели |
Микроклимат в классном коллективе | Отсутствие конфликтных ситуаций | – Отсутствие «изолированных»
обучающихся. – Наличие в классе обучающихся, имеющих статус «звезд». |
Уровень психологической комфортности в классе | Отсутствие пропусков без уважительной причины | – Улучшение
отношения к учителю (позитивное
восприятие, доверие к нему, отсутствие
страха в отношениях с учителем). – Получение и оказание взаимопомощи внутри класса. – Желание продолжать обучение в данном классе. – Снижение уровня тревожности. |
Отсутствие правонарушений (соблюдение социальны норм, правил; законопослушность) | – Уменьшение (отсутствие)
количества обучающихся, приглашенных
на совет профилактики». – Уменьшение (отсутствие) количества обучающихся, стоящих на внутришкольном учете. – Занятость детей во внеурочное время. |
|
Творческая активность | – Участие детей
в классных и школьных мероприятиях;
спортивных соревнования и творческих
конкурсах. – Смена социальных ролевых позиций обучающихся при организации и проведении мероприятия. – Индивидуальные достижения обучающихся в различных сферах деятельности (Индивидуальная творческая книжка «Мои успехи»). |
|
Качество обучения | – Рост абсолютной
и качественной успеваемости обучающихся. – Проявление интереса к отдельным изучаемым предметам. |
Повышение учебной мотивации и отсутствие обучающихся с негативным отношением к школе. |
Информация о работе Социальной адаптации младшего школьника в полиэтнической среде Дагестана