Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 06:42, дипломная работа
Актуальность. Данная работа посвящена исследованию социальной адаптации младшего школьника в полиэтнической среде Дагестана. Проблема социальной адаптации сейчас очень актуальна. Обязанность государства создать ребенку "социальную ситуацию развития", среду общения, поле деятельности, адаптировать младшего школьника к современным условиям жизни, воспитать гражданина-патриота, сформировать чувство коллективизма и умение жить и работать в коллективе, воспитать инициативу, самостоятельность, профессиональную ориентацию, развить творческие способности, организовать интересный и плодотворный досуг. Проблемами социализации детей занимались знаменитые американские антропологи Маргарет Мид, Ван Эвра и др, а так же такие российские ученые педагоги как: Л.В.Мардахаева, М.А.Галагузова, Ю.В.Васильков, А.В.Мудрик, Л.И.Новикова, Д.М.Абдуразакова.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ 8
1.1. Современные научные подходы к решению проблемы социализации и социальной адаптации младшего школьника 8
1.2. Критерии социальной адаптации младшего школьника 13
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ ДАГЕСТАНА…………….18
2.1.Методы и методики………………………………………………………….18
2.2. Результаты исследования…………………………………………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………………….53
2.1. Методы и методики.
В работе использовалась авторская анкета для определения социальной адаптации младшего школьника, составленная Кадиевой Р.И., совместно с Гасановой Клавдией, студенткой 5 курса ФНК ДГПУ.
При проведении исследования на уровень адаптации младшего школьника в полиэтнической среде Дагестана мы использовали анкету следующего вида:
Уважаемый школьник! Ответь, пожалуйста,
на следующие вопросы искренне. Обведи
кружком выбранный ответ.
1.Знаешь ли ты свой родной язык ?
Да
2.Знаешь ли ты традиции и обычаи своего народа?
Да
3.Кто
твои друзья (укажи национальность)…
4.Ты бы хотел, чтобы твой лучший друг был бы с тобой одной национальности?
Да
Нет
Не знаю
5.Ты
знаешь традиции и обычаи
Да
Нет
6.Тебе нравится жить в Дагестане?
Да
7.Ты бы хотел, чтобы твой лучший друг говорил с тобой на твоём языке?
Да
8.Хотел
бы, чтобы классы комплектовались
в соответствии с
Да
9.
Где бы ты хотел жить? (укажи
город, страну).
Описательная
статистика (в целом
по выборке).
Таблица 7.
ВОПРОС1
Количество | Проценты | ||
Valid | нет | 22 | 25,6 |
немного | 3 | 3,5 | |
да | 61 | 70,9 | |
Total | 86 | 100,0 |
ВОПРОС2
Количество | Проценты | ||
Valid | нет | 18 | 20,9 |
немного | 2 | 2,3 | |
да | 66 | 76,7 | |
Total | 86 | 100,0 |
ВОПРОС3
Количество | Проценты | ||
Valid | 15 | 17,4 | |
авар | 16 | 18,6 | |
даргин | 11 | 12,8 | |
кумык | 5 | 5,8 | |
лак | 4 | 4,7 | |
лезгин | 8 | 9,3 | |
разные | 24 | 27,9 | |
русск | 2 | 2,3 | |
табасаран | 1 | 1,2 | |
Total | 86 | 100,0 |
ВОПРОС4
Количество | Проценты | ||
Valid | нет | 13 | 15,1 |
не знаю | 12 | 14,0 | |
да | 60 | 69,8 | |
Total | 85 | 98,8 | |
Missing | System | 1 | 1,2 |
Total | 86 | 100,0 |
ВОПРОС5
Количество | Проценты | ||
Valid | нет | 56 | 65,1 |
да | 30 | 34,9 | |
Total | 86 | 100,0 |
ВОПРОС6
Количество | Проценты | ||
Valid | нет | 9 | 10,5 |
не знаю | 3 | 3,5 | |
да | 74 | 86,0 | |
Total | 86 | 100,0 |
ВОПРОС7
Количество | Проценты | ||
Valid | нет | 17 | 19,8 |
не знаю | 18 | 20,9 | |
да | 51 | 59,3 | |
Total | 86 | 100,0 |
ВОПРОС8
Количество | Проценты | ||
Valid | нет | 35 | 40,7 |
не знаю | 14 | 16,3 | |
да | 37 | 43,0 | |
Total | 86 | 100,0 |
ВОПРОС9
Количество | Проценты | ||
Valid | не в Дагестане | 28 | 32,6 |
не знаю | 27 | 31,4 | |
в Дагестане | 31 | 36,0 | |
Total | 86 | 100,0 |
2.2.
Результаты исследования
В ходе исследования нами были получены следующие данные, отраженные в сводной таблице 7.
На вопрос, хотел бы ты, чтобы твой друг был одной национальности, отвечают да 43%. Стереотипы сформированы на однонациональную дружбу, но на поведенческом уровне стереотип не срабатывает.
На вопрос знаешь ли ты традиции и обычаи русского народа 65% ответили, что не знают.
86%
ответили положительно на
На вопрос: хотел бы ты, чтобы твой лучший друг говорил с тобой на твоём родном языке, ответили положительно 43%.
На вопрос, хотел бы ты, чтобы класс комплектовался в соответствии с национальностью, т.е. один класс – одна национальность, ответили «да» - 43%, «не знаю» - 16%, «нет» 40%.
На вопрос, где бы ты хотел жить :
в Дагестане – 36%, не в Дагестане – 30%, не знаю – 31%.
Анализ данных исследований и собственные наблюдения показали: развитие социальной адаптации помогает детям конструктивно взаимодействовать со сверстниками, младшими детьми, взрослыми и уверенно чувствовать себя в различных ситуациях. Ведь социальные нормы и правила, многие из которых выработаны тысячелетним опытом общения народов, населяющих Дагестан, основаны на уважительном и тактичном отношении к личности человека. Усвоенные в детстве под влиянием многих факторов: семьи, школы, значимых взрослых, социокультурных традиций, СМИ и т.п., они становятся полезными социально-личностными привычками нравственного поведения. [7, с.34]
Анализ данных проведенного нами длительного включенного наблюдения за детьми младшего школьного возраста и бесед с ними, родителями и воспитателями свидетельствует о своеобразии проявления ими необходимых и одобряемых в обществе социальных знаний, умений и навыков. Так, умения многих детей вести себя социально компетентно носят ситуативно неустойчивый характер, они не способны переносить приобретаемые умения из одних ситуаций в другие; знания детей о правилах поведения в той или иной ситуации, об этических и культурных нормах и особенностях человеческих отношений весьма общие, неконкретные, недостаточно осознанные, навыки соответствующего поведения не сформированы: даже общие знания детей о культуре разных народов не сформированы, отношение к представителям других национальностей нейтральное, интерес к национальной культуре ситуативно неустойчивый или не сформирован. У большинства наблюдаемых детей выявлены: сниженная способность понимать и сочувствовать другому, неразвитость игрового опыта, неумение вести себя согласно требованиям детского и взрослого сообщества, отсутствие у многих детей элементарных навыков самообслуживания и пользования средствами инфраструктуры.
Отношение младших школьников к другим народам проявлялось в интересе, позитивности, доброжелательности, внимании, чуткости к детям и взрослым, толерантном отношении к людям иных национальностей и культур. Позитивное отношение к людям разных национальностей воспитывалось в процессе усвоения знаний о местожительстве народа (стране, области, столицах), о труде, быте, сказках, играх, песенках, праздниках, традициях, обычаях, о высоких нравственных качествах того или иного народа.
Осознание
общечеловеческих ценностей культуры
своего и других народов способствовало
овладению детьми основами нравственного
поведения и нормами
Информация о работе Социальной адаптации младшего школьника в полиэтнической среде Дагестана