Социальной адаптации младшего школьника в полиэтнической среде Дагестана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 06:42, дипломная работа

Описание

Актуальность. Данная работа посвящена исследованию социальной адаптации младшего школьника в полиэтнической среде Дагестана. Проблема социальной адаптации сейчас очень актуальна. Обязанность государства создать ребенку "социальную ситуацию развития", среду общения, поле деятельности, адаптировать младшего школьника к современным условиям жизни, воспитать гражданина-патриота, сформировать чувство коллективизма и умение жить и работать в коллективе, воспитать инициативу, самостоятельность, профессиональную ориентацию, развить творческие способности, организовать интересный и плодотворный досуг. Проблемами социализации детей занимались знаменитые американские антропологи Маргарет Мид, Ван Эвра и др, а так же такие российские ученые педагоги как: Л.В.Мардахаева, М.А.Галагузова, Ю.В.Васильков, А.В.Мудрик, Л.И.Новикова, Д.М.Абдуразакова.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ 8
1.1. Современные научные подходы к решению проблемы социализации и социальной адаптации младшего школьника 8
1.2. Критерии социальной адаптации младшего школьника 13
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ ДАГЕСТАНА…………….18
2.1.Методы и методики………………………………………………………….18
2.2. Результаты исследования…………………………………………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………………….53

Работа состоит из  1 файл

Дипломная с.doc

— 1.04 Мб (Скачать документ)
 

 

      

           ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ ДАГЕСТАНА

 
 

                   2.1. Методы и методики.

    В работе использовалась  авторская  анкета для определения социальной адаптации младшего школьника, составленная  Кадиевой Р.И., совместно с Гасановой Клавдией, студенткой 5 курса ФНК ДГПУ.

    При проведении исследования на уровень адаптации младшего школьника в полиэтнической среде Дагестана мы использовали анкету следующего вида:                            

      Уважаемый школьник! Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы искренне. Обведи кружком выбранный ответ.  

    1.Знаешь  ли ты свой родной язык ?

    Да                                 Нет 

    2.Знаешь  ли ты  традиции и обычаи  своего народа?

    Да                                  Нет 

    3.Кто  твои друзья (укажи национальность)… 

    4.Ты  бы хотел, чтобы твой лучший  друг был бы с тобой одной  национальности?

    Да                         Нет                       Не знаю 

    5.Ты  знаешь традиции и обычаи русского народа?

    Да                         Нет 

    6.Тебе  нравится жить в Дагестане?

    Да                           Нет 

    7.Ты  бы хотел, чтобы твой лучший  друг говорил с тобой на  твоём языке?

    Да                           Нет                                   Не знаю 

    8.Хотел  бы, чтобы  классы комплектовались  в соответствии с национальностью (один класс – одна национальность)?

    Да                               Нет                                        Не знаю 

    9. Где бы ты хотел жить? (укажи город, страну).  
 
 
 

                                                                                         Благодарим за участие! 
 
 
 
 
 
 
 

 

    Описательная  статистика (в целом  по выборке).         Таблица 7. 

ВОПРОС1

   Количество Проценты
Valid нет 22 25,6
    немного 3 3,5
    да 61 70,9
    Total 86 100,0
 

 

ВОПРОС2

   Количество Проценты
Valid нет 18 20,9
    немного 2 2,3
    да 66 76,7
    Total 86 100,0
 

 

ВОПРОС3

   Количество Проценты
Valid    15 17,4
    авар 16 18,6
    даргин 11 12,8
    кумык 5 5,8
    лак 4 4,7
    лезгин 8 9,3
    разные 24 27,9
    русск 2 2,3
    табасаран 1 1,2
    Total 86 100,0
 

 

ВОПРОС4

   Количество Проценты
Valid нет 13 15,1
    не знаю 12 14,0
    да 60 69,8
    Total 85 98,8
Missing System 1 1,2
Total 86 100,0
 

 

ВОПРОС5

   Количество Проценты
Valid нет 56 65,1
    да 30 34,9
    Total 86 100,0
 

 

ВОПРОС6

   Количество Проценты
Valid нет 9 10,5
    не знаю 3 3,5
    да 74 86,0
    Total 86 100,0
 

 

ВОПРОС7

   Количество Проценты
Valid нет 17 19,8
    не знаю 18 20,9
    да 51 59,3
    Total 86 100,0
 

 

ВОПРОС8

   Количество Проценты
Valid нет 35 40,7
    не знаю 14 16,3
    да 37 43,0
    Total 86 100,0
 

 

ВОПРОС9

   Количество Проценты
Valid не в Дагестане 28 32,6
    не знаю 27 31,4
    в Дагестане 31 36,0
    Total 86 100,0
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Результаты исследования 

    В ходе исследования нами были получены следующие данные, отраженные в сводной таблице 7.

    На  вопрос, хотел  бы ты, чтобы твой друг был одной национальности, отвечают да 43%. Стереотипы сформированы на однонациональную дружбу, но на поведенческом уровне  стереотип не срабатывает.

    На  вопрос знаешь ли ты традиции и обычаи русского народа 65% ответили, что не знают.

    86%  ответили положительно на вопрос, нравится ли тебе жить в  Дагестане. 

    На  вопрос: хотел бы  ты, чтобы твой лучший друг говорил с тобой на твоём родном языке, ответили положительно 43%.

    На  вопрос, хотел бы ты, чтобы класс  комплектовался  в соответствии с  национальностью, т.е. один класс  – одна национальность, ответили «да» - 43%, «не знаю» - 16%, «нет» 40%.

    На  вопрос, где бы ты хотел жить :

в  Дагестане  – 36%,  не в Дагестане – 30%, не знаю – 31%.

       Анализ данных исследований и собственные наблюдения показали: развитие социальной адаптации помогает детям конструктивно взаимодействовать со сверстниками, младшими детьми, взрослыми и уверенно чувствовать себя в различных ситуациях. Ведь социальные нормы и правила, многие из которых выработаны тысячелетним опытом общения народов, населяющих Дагестан, основаны на уважительном и тактичном отношении к личности человека. Усвоенные в детстве под влиянием многих факторов: семьи, школы, значимых взрослых, социокультурных традиций, СМИ и т.п., они становятся полезными социально-личностными привычками нравственного поведения. [7, с.34]

      Анализ  данных проведенного нами длительного включенного наблюдения за детьми младшего школьного возраста и бесед с ними, родителями и воспитателями свидетельствует о своеобразии проявления ими необходимых и одобряемых в обществе социальных знаний, умений и навыков. Так, умения многих детей вести себя социально компетентно носят ситуативно неустойчивый характер, они не способны переносить приобретаемые умения из одних ситуаций в другие; знания детей о правилах поведения в той или иной ситуации, об этических и культурных нормах и особенностях человеческих отношений весьма общие, неконкретные, недостаточно осознанные, навыки соответствующего поведения не сформированы: даже общие знания детей о культуре разных народов не сформированы, отношение к представителям других национальностей нейтральное, интерес к национальной культуре ситуативно неустойчивый или не сформирован. У большинства наблюдаемых детей выявлены: сниженная способность понимать и сочувствовать другому, неразвитость игрового опыта, неумение вести себя согласно требованиям детского и взрослого сообщества, отсутствие у многих детей элементарных навыков самообслуживания и пользования средствами инфраструктуры.

      Отношение младших школьников к другим народам  проявлялось в интересе, позитивности, доброжелательности, внимании, чуткости к детям и взрослым, толерантном  отношении к людям иных национальностей и культур. Позитивное отношение к людям разных национальностей воспитывалось в процессе усвоения знаний о местожительстве народа (стране, области, столицах), о труде, быте, сказках, играх, песенках, праздниках, традициях, обычаях, о высоких нравственных качествах того или иного народа.

    Осознание общечеловеческих ценностей культуры своего и других народов способствовало овладению детьми основами нравственного  поведения и нормами культурного  поведения в окружающем их многонациональном  социуме. Анализ динамики социального развития младших школьников позволил в ходе опытно- экспериментальной работы установить положительную связь между уровнем сформированности основ социальной адаптации и успешностью адаптации ребенка младшего школьного возраста к социальным и культурным нормам, которые предъявляет ему правильно ориентированная семья и полиэтническая среда.

Информация о работе Социальной адаптации младшего школьника в полиэтнической среде Дагестана