Социальной адаптации младшего школьника в полиэтнической среде Дагестана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 06:42, дипломная работа

Описание

Актуальность. Данная работа посвящена исследованию социальной адаптации младшего школьника в полиэтнической среде Дагестана. Проблема социальной адаптации сейчас очень актуальна. Обязанность государства создать ребенку "социальную ситуацию развития", среду общения, поле деятельности, адаптировать младшего школьника к современным условиям жизни, воспитать гражданина-патриота, сформировать чувство коллективизма и умение жить и работать в коллективе, воспитать инициативу, самостоятельность, профессиональную ориентацию, развить творческие способности, организовать интересный и плодотворный досуг. Проблемами социализации детей занимались знаменитые американские антропологи Маргарет Мид, Ван Эвра и др, а так же такие российские ученые педагоги как: Л.В.Мардахаева, М.А.Галагузова, Ю.В.Васильков, А.В.Мудрик, Л.И.Новикова, Д.М.Абдуразакова.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ 8
1.1. Современные научные подходы к решению проблемы социализации и социальной адаптации младшего школьника 8
1.2. Критерии социальной адаптации младшего школьника 13
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ ДАГЕСТАНА…………….18
2.1.Методы и методики………………………………………………………….18
2.2. Результаты исследования…………………………………………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………………….53

Работа состоит из  1 файл

Дипломная с.doc

— 1.04 Мб (Скачать документ)

      Важное  значение имеет и то положение, что  дагестанские горы не создавали условий для легкой обеспеченной жизни. Суровые условия жизни с раннего детства приучали людей к труду и лишениям. Во многих аулах, кроме земледелия и животноводства, люди занимались различными ремеслами. И сегодня во многих аулах здоровое отношение к труду, привычка и потребность в труде остается важным качеством человека. Ленивость, уклонение от трудовой деятельности презираются и осмеиваются. Высоко ценятся такие моральные качества как честность, уважение к старшим, взаимопомощь, гостеприимство.

      В тех аулах, где создавались и  развивались художественные ремесла (а таких в Дагестане много), фактором социальной адаптации становится и тот факт, что ребенок ежедневно общается с теми людьми, которые создают прекрасные творения. Золотые и серебряные изделия кубачинских мастеров, гончарные творения балхарцев, прекрасные ковры, которые изготавливаются во многих табасаранских аулах и многое другое происходит повседневно. Сам факт, что многие представители старших поколений занимаются изготовлением прекрасных художественных изданий, увлеченно занимаются своим любимым ремеслом, становится фактором социализации, создает благоприятные условия для успешного решения задач не только трудового и эстетического, но и нравственного воспитания.

      Свое  влияние на процессы социализации детей, растущих в однонациональных аулах, оказывают народные песни, танцы, свадебные обряды, народные праздники, где люди проявляют свое духовное родство и единство. Определенную роль в этом деле играет такое явление, как годекан, где в самой непринужденной и естественной обстановке детям и подросткам предъявляются определенные нравственные требования. Важным фактором социализации детей и подростков, растущих во многих селах и аулах Дагестана, является и тот факт, что большинство людей живет честным трудом, к различным видам бытового и сельскохозяйственного труда дети привлекаются с раннего возраста. Очень важным (положительным) фактором социализации этих детей и подростков является и то, что по сложившейся традиции одни семьи бескорыстно оказывают другим помощь в решении таких задач, как строительство дома, уборка урожая, молотьба и т.д. Требовать и получать плату за такую помощь считается позором.

      Разумеется, среди явлений, которые оказывают  влияние на процесс социализации тех детей и подростков, которые растут и развиваются в селах и аулах, можно обнаружить и негативные факторы. К их числу можно отнести тот факт, что часть этих детей (в некоторых аулах -весьма значительная часть) не подвергается систематическому воздействию современных средств массовой информации. Во многих аулах нет практической возможности для систематического использования современных средств массовой коммуникации. Своеобразие социальной адаптации детей и подростков, растущих в городах и рабочих поселках с многонациональным составом жителей связано, прежде всего, с мезофакторами. Многие дети, растущие в этих населенных пунктах и обучающиеся в школах со смешанным национальным составом учащихся, не подвергаются или не систематически подвергаются воздействию национальной культуры народа, к которому принадлежат. Они не овладевают или слабо овладевают своим национальным языком. У них не формируются национальное сознание, национальные чувства, национальное достоинство и многие другие качества, определяющие национальное в личности. В то же время сам факт, что учащиеся данных школ систематически и в разных сферах жизни общаются с людьми (в том числе и со сверстниками) других национальностей, что у них складываются и развиваются добрые (товарищеские и дружеские) отношения с представителями других национальностей, благоприятно сказывается на процессе формирования и развития личности. Свое влияние на этот процесс оказывает и то, что в многонациональном городе дети подвергаются систематическому воздействию культуры и искусства разных народов, проживающих в данной местности. Нельзя однако, упускать из виду и то обстоятельство, что в условиях, когда люди разных национальностей работают в одних и тех же предприятиях и учреждениях, живут в одних и тех же домах, общаются в самых различных сферах жизни, чаще возникают ситуации, когда обостряются национальные чувства, что приводят к ухудшению отношении между людьми разных национальностей, у той или иной части людей появляется неуважительное отношение к людям той или иной национальности.

      Общество, которое состоит из людей разных национальностей, заинтересовано в том, чтобы люди разных национальностей жили в мире и согласии, чтобы они объединились для решения общих задач и проблем. Но прежде чем объединиться, как отмечает Р.Г.Абдулатипов, людям надо познать себя, восхититься самобытностью собственного бытия, тем, что каждый народ, в том числе и этнос, к которому они принадлежат - явление уникальное.

      Национальное  сознание - это осознание человеком  своей принадлежности к той или иной этнической общности, ее места среди других общностей, тех или иных ее особенностей или ценностей. С национальным сознанием тесно связано национальное достоинство, под которым понимается осознание человеком своей значимости как представителя определенной нации, народности. Очень важно, чтобы еще в годы, когда люди учатся в школе, вместе с формированием национального сознания и национального достоинства формировались и развивались сознание необходимости уважать национальное достоинство других людей. Такое требование вытекает из нормативов общечеловеческой морали.

      Одной из форм проявления национальных чувств является национальная гордость, под которым понимается оценочное отношение людей к событиям истории своего народа, к его национальной культуре. Плохо, когда у человека вообще нет национальной гордости, но еще хуже, когда национальная гордость перерастает в национальное чванство или (еще хуже) в национальное тщеславие.

      Основанные  на национально-исторических традициях, обогащенные общечеловеческим опытом образования, школы должны стать мощным инструментом национального развития, гармонизации национальных отношений. Это положение особенно актуально для школ, где совместно обучаются дети разных национальностей. К сожалению, в работе этих школ национальный аспект зачастую игнорируется. Даже в младших классах городских школ Дагестана (все они имеют многонациональный состав учащихся) обучение и в настоящее время ведется по программам и учебникам, ориентированным на обычные русские школы. Даже в учебниках чтения для младших классов (по которым проводится обучение в городских школах) нет никакого материала ни о природе нашего горного края, ни о проживающих здесь народах, ни об их выдающихся представителях, здесь нет также каких-нибудь стихов, рассказов наших поэтов и писателей, сказок и преданий наших народов.

      Проблемы  возникают и в связи с тем, что не разработана система и  методика обучения родным языкам в  условиях, когда в одном и том  же классе оказываются ученики в  совершенно различной степени владеющие своим родным языком. Трудности усугубляются и тем, что не решены многие проблемы, связанные с обеспечением учащихся учебниками, учителей - методическими разработками.

      Если  рассматривать с позиций взаимодействия воспитания и социальной адаптации, то создается острейшая проблема. Сам факт, что дети разных национальностей совместно обучаются в одних и тех же школах и классах благоприятствует единению дагестанских народов, формированию и развитию добрых отношений между людьми разных национальностей. Положительное влияние на процесс их социализации оказывает и то, что обучение ведется на русском языке, который становится средством межнационального общения и помогает приобщиться к достижениям культуры великого русского и других народов. В то же время тот факт, что многие дети не овладевают своим национальным языком (он не играет роли родного языка), систематически не приобщаются к национальной культуре своего народа, играет отрицательную роль в их социализации. Многие из них отрываются от своих национальных корней.

      Для того, чтобы предупреждать и преодолевать отрицательное влияние социальной адаптации учащихся данных школ необходимо принимать соответствующие меры. Нужно прежде всего разработать и осуществить такую систему обучения родным языкам, которая бы обеспечивала возможность овладения своим национальным языком каждым из учеников с тем, чтобы он стал для него родным языком. При разумной и хорошо продуманной работе эта задача может быть решена за время обучения детей в младших классах. Для этого необходимо, чтобы содержание и методика обучения родным языкам были ориентированы на ускоренное накопление словаря и развитие связной (устной и письменной) речи. Для этого естественно нужно увеличить число часов и разработать особую методику обучения родным в условиях, когда дети, оказавшиеся в одном и том же классе (или группе) в разной степени владеют этим языком. 
 
 
 
 
 
 
 

      Выводы по второй главе.

    В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам,

    1.  Социальная адаптация младшего школьника в полиэтнической среде Дагестана определяется  стереотипностью, отражает формы  стереотипного  поведения старшего поколения, но в повседневной жизни проявляет  формы толерантного поведения. 

    2. Младшие школьники  городских  школ  Махачкалы имеют слабое представление о традициях и культуре русского народа. 

    3. 70% опрошенных знают родной язык, 76% знают обычаи своего народа, в выборе друга делается акцент  на представителей своего этноса. 

    В индивидуальной беседе, младшие школьники, побывавшие за пределами Дагестана, изъявляют желание по окончанию школы выехать за пределы Дагестана. 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       На основании изученной литературы  по теме исследования можно  сделать вывод, что в обеспечение  комфортности обучения большую  роль играют взрослые участники образовательного процесса - учителя, родители, психологи, социальные педагоги. Личностные качества педагогов, сохранение тесных эмоциональных контактов малышей со взрослыми и сверстниками, постоянное и дружелюбное, конструктивное взаимодействие педагогов и родителей - залог создания и развития общего положительного эмоционального фона отношений в новом социальном пространстве, где сотрудничество учителя и родителей обеспечивает снижение уровня тревожности у всех действующих в нем субъектов.

      Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в психологическом, так и в физическом плане. Поступив в школу, ребенок становится школьником далеко не сразу.

   Этот  момент является новым возрастным  периодом в жизни ребенка, ведущей деятельностью которого становится учебная деятельность.

     На основе этой деятельности  развиваются психологические новообразования:  в центр сознания выдвигается  мышление, происходит переход к  стадии формальных операций, развивается память. В этот период восприятие становится более анализирующим, принимает характер организованного обучения, эмоциональное состояние начинает влиять на отношения с товарищами. Позено акцентировать внимание школьников в процессе воспитальной деятельности на единстве обшечеловеческих качеств у представителей разных этносов.

    К окончанию начальной школы  у ребенка формируется трудолюбие, прилежание, дисциплинированность, аккуратность, изменяется отношение к учебной  деятельности, формируется интерес  к результатам своего труда, произвольность, понимание  чтобы все разные и одновременно в нас много общего и именно это сближает нас как представителей разных культур и носителей языкаи объединяет всех нас единый русский язык.

     Приступая к какой - либо деятельности, человек адаптируется к новым условиям, постепенно привыкает к ним. В этом ему помогает накопленный опыт, который с возрастом расширяется и обогащается.

      Адаптация к школе - перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. Для достижения эффективности в обучении необходимо формировать положительное эмоциональное отношение не только к занятиям, но и к товарищам в классе, не разделяя их по этническому признаку.

       Главная роль в создании благоприятного климата в классе принадлежит учителю. Ему необходимо постоянно работать над повышением уровня учебной мотивации, создавая ребенку ситуации успеха на уроке, во время перемены, во внешкольной деятельности, в общении с одноклассникам, не разделяя их по национальному признаку.

     Совместные усилия учителей, педагогов, родителей, врачей, школьного психолога и социального педагога способны снизить риск возникновения у ребенка школьной дезадаптации и трудностей обучения, и социализации в среде сверстников.

       Целью социально - педагогической деятельности является создание педагогических условий, позволяющих ребенку функционировать и развиваться в школьной системе отношений. Социально - педагогическая деятельность по адаптации первоклассников к школе осуществляется работой психолога, социального педагога, классного руководителя, а также работой с семьей. В обеспечении комфортности обучения большую роль играют взрослые участники образовательного процесса.

      Создание и развитие общего положительного эмоционального фона отношений в новом социальном пространстве, где сотрудничество учителя и родителей обеспечивает снижение уровня тревожности у всех действующих в нем субъектов.

      Для того, чтобы в полной мере реализовать положительный потенциал факторов социализации и нейтрализовать влияние ее негативных факторов на процесс формирования и развития личности учащихся, в каждой школе Дагестана надо организовать учебно-воспитательную работу с учетом национального состава учащихся и места расположения школы. Одним из условий реализации этого требования является определение содержания образования, методов обучения и различных видов внеклассной работы на основе принципов поликультурного образования. Особенно важно, чтобы с учетом национального состава учащихся вносились коррективы в программы по истории, литературе, другим гуманитарным предметам и предметам эстетического цикла.

      Полиэтническая среда как совокупность условий жизнедеятельности в единстве ее общекультурного, социального и личностного начал позволяет интегрировать в процессе социальной адаптации младшего школьника такие потенциалы различных социальных институтов, как язык, религиозные верования, нравы, обычаи и традиции, искусство, наука, мифология, особенности мировоззрения и самовыражения, стереотипы межличностного поведения и т. д.

Информация о работе Социальной адаптации младшего школьника в полиэтнической среде Дагестана