Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 06:42, дипломная работа
Актуальность. Данная работа посвящена исследованию социальной адаптации младшего школьника в полиэтнической среде Дагестана. Проблема социальной адаптации сейчас очень актуальна. Обязанность государства создать ребенку "социальную ситуацию развития", среду общения, поле деятельности, адаптировать младшего школьника к современным условиям жизни, воспитать гражданина-патриота, сформировать чувство коллективизма и умение жить и работать в коллективе, воспитать инициативу, самостоятельность, профессиональную ориентацию, развить творческие способности, организовать интересный и плодотворный досуг. Проблемами социализации детей занимались знаменитые американские антропологи Маргарет Мид, Ван Эвра и др, а так же такие российские ученые педагоги как: Л.В.Мардахаева, М.А.Галагузова, Ю.В.Васильков, А.В.Мудрик, Л.И.Новикова, Д.М.Абдуразакова.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ 8
1.1. Современные научные подходы к решению проблемы социализации и социальной адаптации младшего школьника 8
1.2. Критерии социальной адаптации младшего школьника 13
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ ДАГЕСТАНА…………….18
2.1.Методы и методики………………………………………………………….18
2.2. Результаты исследования…………………………………………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………………….53
Анализируя особенности и проблемы социальной адаптации учащихся младших классов школ, где совместно обучаются дети разных национальностей, нельзя не обратить внимание на то обстоятельство, что часть учащихся этих школ родились, растут и развиваются в семьях от смешанных (межнациональных) браков. Социализация этих учащихся имеет свои особенности. Самым лучшим оказывается такой вариант, когда эти учащиеся воспринимают все хорошее и той нации или народности, к которой принадлежит отец, и той, к которому принадлежит мать, чтобы не было противопоставления и игнорирования национального той и другой стороны. Особенно важно, чтобы такие дети воспринимали и сохраняли добрые традиции и обычаи обоих народов. Школе и учителям нужно вести с такими семьями особую работу. Необходимо также обратить внимание на то, что во всех школах Дагестана надо вести целенаправленную работу по формированию у учащихся сознания, что он дагестанец, что успехи в развитии этнической общности, к которой он принадлежит, зависит и от единства и сплоченности проживающих здесь народов.
Воспитательная работа должна быть организована с учетом факторов социализации, связанных с тем, что мы живем в многонациональной стране и в многонациональной республике, необходимо учесть и то, что сегодня со всей остротой возникла проблема формирования у подрастающих поколений сознания того, что нашей родиной является великая Россия. Работа по формированию сознания того, что Дагестан - это органическая часть Российской Федерации, что именно находясь в составе России, Дагестану удалось добиться высокого уровня развития экономики, культуры, образования, поможет тем, кто сегодня учится в школе, противостоять религиозному и национальному экстремизму. Необходимость такой работы убедительно показали те явления, которые имели место в августе 1999г., когда вооруженные формирования исламских экстремистов пытались склонить дагестанцев к отделению Дагестана от России, к созданию мусульманского государства. Сам факт, что экстремистов удалось победить и изгнать с территории Дагестана совместными усилиями дагестанцев и российской армии, еще раз убедительно показал, что вне России Дагестан нормально развиваться не может, что наша республика и наши народы нуждаются в поддержке и помощи России и русского народа.
Все
изложенное в данной дипломной работе
еще раз подтверждает, что учет факторов
социализации в организации воспитательной
работы в школах Дагестана особенно необходим.
Без должного изучения и учета всех факторов
социализации ни одна школа не может успешно
решать задачи воспитания учащихся.
1. Активные методы в работе школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1991.
2. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? - М. 1991.
3. Белкин
А.С. Основы возрастной
4. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? - М., Просвещение, 1991.
5. Битянова
М.Г. Адаптация ребенка в
6. Битянова
М.Г. Организация
7. Бугаева Н.Н. Комфорт младших школьников в образовательной деятельности // Нач. школа, 2004,№ 2.
8. Варламова
А.Я. Школьная адаптация.
9. Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика-М.,2006..
10. Гуткин Н.И. Психологическая готовность к школе. - М.:
11. Образование, 1996.
Галагузова
М.А. Социальная педагогика-М.,
12. Диагностическая
и коррекционная работа
13. Зеленова
М.Б. Психологические
14. Каган
В.Е. Психогенные формы
15. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М. 1983.
16. Мухина В.С. Детская психология М. 1985.
17. Никоненко
В. К Адаптация
18. Обухова Л.Ф. Возрастная психология, М., 2001.
19. Особенности психического развития детей 6 - 7 летнего возраста. /Под ред.Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера / М. 1988.
20. Платонова А.А. Успешное завтра будущего первоклассника // Нач. школа., 2005, № 5.
21. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике. М., 2010.
22. Шинтарь
З.Л. Введение в школьную
Описательная
статистика (аварцы)
ВОПРОС1
Количество | Проценты | ||
Valid | нет | 4 | 23,5 |
немного | 1 | 5,9 | |
да | 12 | 70,6 | |
Total | 17 | 100,0 |
ВОПРОС2
Количество | Проценты | ||
Valid | нет | 1 | 5,9 |
да | 16 | 94,1 | |
Total | 17 | 100,0 |
ВОПРОС3
Количество | Проценты | ||
Valid | 1 | 5,9 | |
авар | 7 | 41,2 | |
даргин | 2 | 11,8 | |
лак | 1 | 5,9 | |
лезгин | 2 | 11,8 | |
разные | 4 | 23,5 | |
Total | 17 | 100,0 |
ВОПРОС4
Количество | Проценты | ||
Valid | нет | 1 | 5,9 |
не знаю | 2 | 11,8 | |
да | 14 | 82,4 | |
Total | 17 | 100,0 |
ВОПРОС5
Количество | Проценты | ||
Valid | нет | 10 | 58,8 |
да | 7 | 41,2 | |
Total | 17 | 100,0 |
ВОПРОС6
Количество | Проценты | ||
Valid | нет | 2 | 11,8 |
да | 15 | 88,2 | |
Total | 17 | 100,0 |
ВОПРОС7
Количество | Проценты | ||
Valid | нет | 5 | 29,4 |
не знаю | 2 | 11,8 | |
да | 10 | 58,8 | |
Total | 17 | 100,0 |
ВОПРОС8
Количество | Проценты | ||
Valid | нет | 6 | 35,3 |
не знаю | 2 | 11,8 | |
да | 9 | 52,9 | |
Total | 17 | 100,0 |
ВОПРОС9
Количество | Проценты | ||
Valid | не в Дагестане | 5 | 29,4 |
не знаю | 3 | 17,6 | |
в Дагестане | 9 | 52,9 | |
Total | 17 | 100,0 |
Описательная
статистика (русские)
ВОПРОС1
Количество | Проценты | ||
Valid | нет | 3 | 42,9 |
да | 4 | 57,1 | |
Total | 7 | 100,0 |
ВОПРОС2
Количество | Проценты | ||
Valid | нет | 3 | 42,9 |
да | 4 | 57,1 | |
Total | 7 | 100,0 |
Информация о работе Социальной адаптации младшего школьника в полиэтнической среде Дагестана