Социальной адаптации младшего школьника в полиэтнической среде Дагестана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 06:42, дипломная работа

Описание

Актуальность. Данная работа посвящена исследованию социальной адаптации младшего школьника в полиэтнической среде Дагестана. Проблема социальной адаптации сейчас очень актуальна. Обязанность государства создать ребенку "социальную ситуацию развития", среду общения, поле деятельности, адаптировать младшего школьника к современным условиям жизни, воспитать гражданина-патриота, сформировать чувство коллективизма и умение жить и работать в коллективе, воспитать инициативу, самостоятельность, профессиональную ориентацию, развить творческие способности, организовать интересный и плодотворный досуг. Проблемами социализации детей занимались знаменитые американские антропологи Маргарет Мид, Ван Эвра и др, а так же такие российские ученые педагоги как: Л.В.Мардахаева, М.А.Галагузова, Ю.В.Васильков, А.В.Мудрик, Л.И.Новикова, Д.М.Абдуразакова.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ 8
1.1. Современные научные подходы к решению проблемы социализации и социальной адаптации младшего школьника 8
1.2. Критерии социальной адаптации младшего школьника 13
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ ДАГЕСТАНА…………….18
2.1.Методы и методики………………………………………………………….18
2.2. Результаты исследования…………………………………………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………………….53

Работа состоит из  1 файл

Дипломная с.doc

— 1.04 Мб (Скачать документ)

      Анализируя  особенности и проблемы социальной адаптации учащихся младших классов школ, где совместно обучаются дети разных национальностей, нельзя не обратить внимание на то обстоятельство, что часть учащихся этих школ родились, растут и развиваются в семьях от смешанных (межнациональных) браков. Социализация этих учащихся имеет свои особенности. Самым лучшим оказывается такой вариант, когда эти учащиеся воспринимают все хорошее и той нации или народности, к которой принадлежит отец, и той, к которому принадлежит мать, чтобы не было противопоставления и игнорирования национального той и другой стороны.               Особенно важно, чтобы такие дети воспринимали и сохраняли добрые традиции и обычаи обоих народов. Школе и учителям нужно вести с такими семьями особую работу. Необходимо также обратить внимание на то, что во всех школах Дагестана надо вести целенаправленную работу по формированию у учащихся сознания, что он дагестанец, что успехи в развитии этнической общности, к которой он принадлежит, зависит и от единства и сплоченности проживающих здесь народов.

       Воспитательная работа должна быть организована с учетом факторов социализации, связанных с тем, что мы живем в многонациональной стране и в многонациональной республике, необходимо учесть и то, что сегодня со всей остротой возникла проблема формирования у подрастающих поколений сознания того, что нашей родиной является великая Россия. Работа по формированию сознания того, что Дагестан - это органическая часть Российской Федерации, что именно находясь в составе России, Дагестану удалось добиться высокого уровня развития экономики, культуры, образования, поможет тем, кто сегодня учится в школе, противостоять религиозному и национальному экстремизму. Необходимость такой работы убедительно показали те явления, которые имели место в августе 1999г., когда вооруженные формирования исламских экстремистов пытались склонить дагестанцев к отделению Дагестана от России, к созданию мусульманского государства. Сам факт, что экстремистов удалось победить и изгнать с территории Дагестана совместными усилиями дагестанцев и российской армии, еще раз убедительно показал, что вне России Дагестан нормально развиваться не может, что наша республика и наши народы нуждаются в поддержке и помощи России и русского народа.

      Все изложенное в данной дипломной работе еще раз подтверждает, что учет факторов социализации в организации воспитательной работы в школах Дагестана особенно необходим. Без должного изучения и учета всех факторов социализации ни одна школа не может успешно решать задачи воспитания учащихся. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 1. Активные методы в работе школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1991.

2. Безруких  М.М., Ефимова С.П. Знаете ли  вы своего ученика? - М. 1991.

3. Белкин  А.С. Основы возрастной педагогики. М., 1991.

4. Белкин  А.С. Ситуация успеха. Как ее  создать? - М., Просвещение, 1991.

5. Битянова  М.Г. Адаптация ребенка в школе.  М, 1998г.

6. Битянова  М.Г. Организация психологической  работы в школе. - М., 2007.

7. Бугаева Н.Н.  Комфорт младших школьников в  образовательной деятельности // Нач. школа, 2004,№ 2.

      8. Варламова  А.Я. Школьная адаптация. Волгоград, 2005. Василькова 

      9. Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика-М.,2006..

      10. Гуткин Н.И.  Психологическая готовность к  школе. - М.:

      11. Образование, 1996.

       Галагузова  М.А. Социальная педагогика-М.,2003.

12. Диагностическая  и коррекционная работа школьного  психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1987.

13. Зеленова  М.Б. Психологические особенности  педагогического влияния на адаптацию  ребенка в начальной школе:  Канд. дис. М., 1991.

14. Каган  В.Е. Психогенные формы школьной  дезадаптации // Вопросы психологии. 1984. № 4.

15. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М. 1983.

16. Мухина  В.С. Детская психология М. 1985.

17. Никоненко  В. К Адаптация первоклассников  к школе. // Интернет-ресурс: Netparents. ru., 02.10 2006.

18. Обухова  Л.Ф. Возрастная психология, М., 2001.

19. Особенности  психического развития детей  6 - 7 летнего возраста. /Под ред.Д.Б.  Эльконина, А.Л. Венгера / М. 1988.

20. Платонова  А.А. Успешное завтра будущего  первоклассника // Нач. школа., 2005, №  5.

21. Подласый  И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике. М., 2010.

22. Шинтарь  З.Л. Введение в школьную жизнь:  Учеб.-метод. пособие. -Гродно: ГрГУ, 2002. - 119 с. 

  1. Кон И.С. Ребенок и общество-М.,2003.
  2. Крайг Г. Психология развития-Спб.,2000.
  3. Кузнецов П.С. Уровни социальной адаптации // Материалы пятых страховских чтений. – Саратов: Саратовский пед. инст-т, 2006.
  4. Левченко И.Ю.,Ткачева В.В. Психологическая помощь в семье-М.,2005.
  5. Лодкина Т.В. Социальная педагогика: Защита семьи и детства. –М., 2003.
  6. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика-М.,2005.
  7. Монсон П. Современная западная социология-М.,1992.
  8. Мудрик А.В. Социализация человека-М.,2004.
  9. Мухина В.С., Феноменология бытия и развития личности.М., 2005.
  10. Развитие, социализация и воспитание личности: региональная концепция / Научн. ред. В.А. Шаповалов. - Ставрополь, СГПУ, 1993.
  11. Резванова И.Ю. Социальная адаптация дошкольников в условиях инновационного дошкольного образовательного учреждения. Дис. канд. пед. наук. – Ставрополь, 2009.
  12. Ромм М.В. Теоретико-методологические проблемы исследования социальной адаптации личности (Информационный подход): Автореф. дис. канд. философ. Наук. - М., 2002.
  13. Шабанова М.А. Социальная адаптация в контексте свободы // Социологические исследования. - 1995.
  14. Шапкин С.А., Дикая Л.Г. Деятельность в особых условиях: комплексный анализ структуры и стратегии адаптации // Психологический журнал. Т.17. - 1996.
  15. Шевелев А.Н. Отечественная школа: история и современные проблемы. Лекции из истории российской педагогики. – СПб: КАРО, 2003.
 

                                                                                                                                          ПРИЛОЖЕНИЯ                                                                                                         Таблица 1

                    Описательная статистика (аварцы)                                             

ВОПРОС1

   Количество Проценты
Valid нет 4 23,5
    немного 1 5,9
    да 12 70,6
    Total 17 100,0
 

 

ВОПРОС2

   Количество Проценты
Valid нет 1 5,9
    да 16 94,1
    Total 17 100,0
 

 

ВОПРОС3

   Количество Проценты
Valid    1 5,9
    авар 7 41,2
    даргин 2 11,8
    лак 1 5,9
    лезгин 2 11,8
    разные 4 23,5
    Total 17 100,0
 

 

ВОПРОС4

   Количество Проценты
Valid нет 1 5,9
    не знаю 2 11,8
    да 14 82,4
    Total 17 100,0
 

 

      ВОПРОС5

   Количество Проценты
Valid нет 10 58,8
    да 7 41,2
    Total 17 100,0
 

 

      ВОПРОС6

   Количество Проценты
Valid нет 2 11,8
    да 15 88,2
    Total 17 100,0
 

 

      ВОПРОС7

   Количество Проценты
Valid нет 5 29,4
    не знаю 2 11,8
    да 10 58,8
    Total 17 100,0
 

 

      ВОПРОС8

   Количество Проценты
Valid нет 6 35,3
    не знаю 2 11,8
    да 9 52,9
    Total 17 100,0
 

 

      ВОПРОС9

   Количество Проценты
Valid не в Дагестане 5 29,4
    не знаю 3 17,6
    в Дагестане 9 52,9
    Total 17 100,0
 

Описательная  статистика (русские)                          Таблица 2 

ВОПРОС1

   Количество Проценты
Valid нет 3 42,9
    да 4 57,1
    Total 7 100,0
 

 

ВОПРОС2

   Количество Проценты
Valid нет 3 42,9
    да 4 57,1
    Total 7 100,0

Информация о работе Социальной адаптации младшего школьника в полиэтнической среде Дагестана