Специальная психология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:01, реферат

Описание

Содержание главы соответствует вводной лекции курса «Специальная психология» и знакомит с определением науки, ее задачами на современном этапе, историей становления и разделами. На основе концепций, разработанных основоположником специальной психологии Л.С. Выготским, раскрывается значение основных категорий науки и даются их современные лексические эквиваленты.

Работа состоит из  1 файл

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА.docx

— 322.88 Кб (Скачать документ)

Тренинг родительской (педагогической) компетентности учит родителей или  педагогов изменять поведение ребенка, используя техники управления. Главное  внимание уделяется усовершенствованию взаимодействия родителей и ребенка, педагогов и ребенка: улучшению  коммуникации, удовлетворению потребностей во внимании и т.д.

Когнитивный тренинг навыков  разрешения проблем предназначен для  обучения ребенка оценивать ситуацию, быть более чувствительным к тому, что переживают другие люди, находить альтернативные или более подходящие решения.

Степень успеха или неудачи  в коррекции антисоциального поведения зависит от типа и глубины проблем поведения ребенка, связанных с ним сопутствующих расстройств, адекватности социально-психологи­ческих условий обучения и воспитания, своевременной психологической помощи.

6.2. Синдром гиперактивности и дефицита внимания у детей

Термин «синдром гиперактивности и дефицита внимания у детей» (СГДВ) описывает поведение детей, обнаруживающих устойчивые и несоответствующие их возрасту симптомы невнимательности и гиперактивности – импульсивности. Его можно идентифицировать по характерным паттернам поведения, которые очень схожи у разных детей: они невнимательны, не придают значения обычным требованиям, ведут себя беззаботно, как будто не слышат обращенные к ним слова, находятся в постоянном движении и совершают необдуманные поступки.

По некоторым данным, СГДВ обнаруживается у 3–5% детей школьного  возраста, причем у мальчиков проявляется  в 2–3 раза чаще.

Симптомы гиперактивности впервые были описаны английским врачом Джорджем Стиллом в 1902 году. За прошедшие 100 лет было предложено множество биологических и социально-психологических теорий, объясняющих проблемное поведение детей при СГДВ.

Как отмечают многие исследователи, важную роль в формировании синдрома гиперактивности и дефицита внимания у детей, наряду с биологическими факторами (ранним органическим поражением мозга, механизмами наследственности), играют социально-психологические факторы, в том числе вне- и внутрисемейные. По-видимому, при формировании СГДВ у детей социально-психологические факторы модифицируют проявления последствий ранних повреждений ЦНС и действие механизмов наследственности. Влияние биологических факторов, вероятно, имеет решающее значение в младшем возрасте, но затем возрастает роль социально-психологических факторов и прежде всего – внутрисемейной ситуации.

В группе детей с СГДВ отмечается влияние следующих негативных внутрисемейных факторов: воспитание в неполных семьях, повторный брак у родителей, частые конфликты в семье, различные  подходы к воспитанию ребенка  у родителей и проживающих  с семьей бабушки/де­душ­ки, низкий уровень образования у родителей, продолжительная разлука с родителями, тяжелое длительное заболевание  и/или смерть од­ного из родителей, алкоголизм или наркомания у родителей, родственников, неблагоприятные бытовые условия.

Следует отметить, что у  значительной части детей с СГДВ в целом благополучная обстановка и высокая степень заинтересованности родных в преодолении имеющихся  у детей проблем способствуют устранению негативных поведенческих  проявлений.

Диагностические критерии гиперкинетического расстройства состоят в наблюдающихся достаточно часто в поведении ребенка следующих фактах:

– ерзает или двигает руками или ногами, когда сидит;

– встает с места в классе или в других ситуациях, когда  предполагается непрерывное сидение;

– бежит или залезает куда-либо в неподходящей ситуации;

– не может играть тихо;

– совершает действия «на  ходу» или «как заведенный»;

– слишком много говорит;

– начинает отвечать, не дослушав вопроса;

– не может дождаться своей  очереди в игре, например;

– прерывает других или  мешает им, например, вмешивается в  разговоры.

Для отнесения наблюдаемых  нарушений поведения к СГДВ данные симптомы должны сохраняться шесть  и более месяцев, степень их проявления нарушать адаптацию и не соответствовать  уровню развития.

При дефиците внимания неравномерно страдают все характеристики внимания как психической функции. Так, объем  внимания нарушается незначительно, практически  не страдает и избирательность. Главный  недостаток внимания относится к  его непрерывности, таким образом, основной дефицит – в устойчивости внимания.

Невнимательным детям  очень трудно поддерживать умственное напряжение во время работы или игры. Им тяжело сосредотачиваться на одной  вещи или следовать заданиям и  инструкциям. Эти дети автоматически обращают внимание на то, что им нравится, но у них возникают значительные трудности, когда нужно сконцентрировать внимание на новых или менее привлекательных заданиях. Обычные жалобы по поводу невнимательности связаны с тем, что ребенок не слушает или не хочет слушать, не выполняет инструкцию или задание, не заканчивает работу. Другие жалобы возникают, когда ребенок не организован, не может сосредоточиться, легко отвлекается и быстро теряет интерес к утомительным занятиям.

Для детей с СГДВ характерно нарушение социального взаимодействия в семье и школе, так как  они непослушны, малопредсказуемы, вспыльчивы и агрессивны. Вследствие этого у них нередко возникают конфликты с другими детьми и взрослыми.

Большинство детей имеют  нормальный уровень развития интеллекта. Однако им трудно применять свой интеллект  в обычных повседневных ситуациях. Они испытывают трудности, связанные  с речевыми расстройствами, недостаточностью когнитивных навыков и других психических функций, реализация которых  тесно связана с саморегуляцией. Уже в младших классах у них возникают проблемы с успеваемостью, особенно по чтению и математике.

В настоящее время нет  универсального средства коррекции  СГДВ, специалистами используется комплексный  подход для того, чтобы помочь детям  справиться с их многочисленными  проблемами. Основное положение –  процесс коррекционной работы должен быть хорошо организован, проходить  в упорядоченной, структурированной  обстановке, которая компенсирует ребенку  его недостаток организационных  навыков.

Целью коррекционной работы является устранение симптомов гиперактивности, проявляющихся в школе и дома. Для этого проводится тренинг родительской компетентности – обучение родителей разрешению конфликтов, управлению поведением ребенка, правильной коммуникации, оказанию ему поддержки. Ребенка в первую очередь обучают навыкам саморегуляции своего поведения, социально-приемлемым формам поведения. Педагогическая работа направлена на повышение успеваемости, создание ситуации успеха во внеучебной деятельности. В ходе работы с ребенком проводится семейное консультирование для устранения напряженности в семье, установления доверительных отношений. Медикаментозное лечение, назначенное врачом, также способствует нормализации поведения ребенка.

Как и при других видах  расстройств, коррекционная работа с детьми с СГДВ должна исходить из положения, что, несмотря на нарушения, у детей много сильных сторон, качеств и ресурсов, которые следует  находить и поддерживать. Психическая депривация в детском возрасте

Психическая депривация является психическим состоянием, возникшим в результате таких жизненных ситуаций, при которых человеку не предоставляется возможности для удовлетворения его основных психических потребностей в достаточной мере и в течение длительного времени.

Термин депривация происходит от латинского слова deprivatio – потеря, лишение; английский глагол to deprive означает лишить, отнять, отобрать, причем с негативным акцентом – когда имеют в виду лишить чего-то важного, ценного, необходимого.

При обсуждении проблемы психической  депривации в детском возрасте речь идет о неудовлетворении потребностей ребенка в материнской любви, двигательной активности, во впечатлениях и культуре в широком смысле слова. Психологи считают, что реализация потребностей маленького ребенка во впечатлениях важнее, чем утоление голода или жажды. Психическое развитие детей неизбежно страдает, если ребенок не выходит за пределы комнаты или палаты (в случае болезни), если его движения ограничены или малыш не имеет достаточного количества игрушек и контактов со сверстниками.

Известно, что дети, которые  вследствие заболевания в течение  длительного времени не могут  двигаться, часто страдают депрессией, повышенной возбудимостью и агрессивностью. Младенцы проявляют беспокойство, когда  их туго пеленают. Вынужденное ограничение  движений всегда отрицательно сказывается  на здоровье ребенка. Это происходит из-за дефицита очень важных для  состояния нервной системы ощущений от мышц, суставов, сухожилий. Ограниченную подвижность, состояние двигательного  ограничения организм ребенка подсознательно пытается преодолеть патологическими  привычными действиями – сосанием пальцев, обкусыванием ногтей, накручиванием волос и т.п.

Маленького ребенка для  его полноценного развития совершенно необходимо укачивать, прижимать к  себе, гладить и т.п. При этом он чувствует себя защищенным, спокойным  и уверенным. Полноценное развитие ребенка возможно только в контакте с матерью, иначе малыш при  всяком новом раздражителе испытывает страхи и тревогу. Активность ребенка  в познании окружающего базируется на чувстве любви к матери. Доверие к миру, открытость к восприятию нового возможны при ощущении постоянной материнской заботы. Дефицит эмоционального тепла, который испытывает ребенок в младенчестве, в дальнейшем с трудом компенсируется.

Любой возраст важен в  накоплении знаний о мире, становлении  личности ребенка. Но особенно значим период с 2 до 6 лет. Однако в жизни  следует стремиться к тому, чтобы  в любом возрасте ребенок находился  в разнообразной, насыщенной, сенсорно богатой среде. Унылая, однообразная обстановка не способствует формированию яркой человеческой индивидуальности.

Не менее опасен дефицит  внимания и ласки со стороны родителей  – так называемая материнская  депривация. Для полноценного развития ребенка важно, чтобы забота и тепло о нем были сосредоточены в одном человеке. Чаще всего они концентрируются в биологической матери, но ее может заменить и другой взрослый, если он относится к ребенку с любовью. Множественные и постоянно меняющиеся контакты со взрослыми не способствуют эффективному развитию эмоциональности малыша. Именно такая ситуация складывается в детских учреждениях для сирот. Дело в том, что маленький ребенок не в состоянии длительно восстанавливать прерванный эмоциональный контакт с разными людьми, он становится к ним равнодушным.

Изучение психиатрами  состояния детей, находившихся в  экстремальных условиях (при бомбежках, землетрясении, в зоне военных действий), показывает, что их психическая травма не носит катастрофического характера, если рядом присутствовали родители. Близость с ними позволяет ребенку  чувствовать себя в безопасности. Напротив, разлука с близкими быстро приводит к глубоким изменениям психики детей. У малышей при этом нарастает задержка умственного развития, а у детей постарше – грубые нарушения поведения. Ребята становятся подозрительными, недоверчивыми, драчливыми, мстительными.

Дети, которые растут, «как трава», без должного внимания и  заботы со стороны родителей, – явление  достаточно заурядное. Если ребенку, особенно в раннем возрасте, не рассказывают сказки, не читают книги, не учат рисованию, лепке, не сообщают элементарных сведений о счете, пространстве, временах года и т.п., то серьезные последствия  такого отношения не замедлят сказаться. Безразличие к психическому развитию ребенка, даже если он родился с неплохими  задатками, с годами приводит к состоянию, не отличимому от истинной умственной отсталости.

В одном из классических опытов американского ученого Х. Харлоу новорожденную обезьянку отделяли от матери и помещали в клетку, где  находились два чучела обезьяны-матери. Причем одна суррогатная мама была сделана из проволоки и могла  через соску кормить детеныша, а вторая не имела возможности  кормить, но зато ее тело было приятно  мягким и теплым. Длительные наблюдения за маленькой обезьянкой показали, что она по 16–18 часов проводила  с «мягкой мамой», а к проволочной подходила лишь для утоления голода. Харлоу объясняет, что эмоциональный комфорт, который испытывала обезьяна вблизи «мягкой мамы», имеет ведущее значение в формировании любви и привязанности к матери. Причем глубокая любовь возможна лишь при тесном телесном контакте, и, как показывают опыты, чувство привязанности сохраняется у обезьяны всю жизнь. Ученый рассказывает, как спустя много лет в клетку к взрослому животному подсаживали «мягкую маму» и какое сильное впечатление это производило на обезьяну, казалось бы, уже давно забывшую события раннего детства.

Данный феномен был  описан еще Я.А. Коменским, позднее  – Ж. Итаром (воспитателем «дикого мальчика из Авейрона»), в ХХ веке – А. Гезеллом, анализировавшим современные попытки воспитания детей, в силу экстремальных обстоятельств долгое время оторванных от социума. Всемирную известность приобрели проведенные в 40-х годах

ХХ века исследования детей  в неблагоприятных условиях интернатных учреждений (Дж. Боулби, Р. Спиц); эффект замедления и искажения их развития получил название госпитализма.

Частым обстоятельством, вызывающим депривацию, является отсутствие отца (так называемая «патернальная депривация»). Она может касаться многих детей, живущих со своими незамужними или по иным причинам одинокими матерями. Ребенок, растущий без отца, лишен важного мужского примера, который особенно значителен для мальчиков старшего возраста в регуляции их поведения, но важен также и для девочек в качестве модели их будущего партнера. Ребенок без отца страдает также от недостатка авторитета, дисциплины и порядка, которые в нормальных условиях олицетворяются отцом. В то время как мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческой любви, отец проторяет ребенку путь и отношение к человеческому обществу. Наконец, отец представляет для детей и наиболее естественный источник познаний о мире, труде, технике, способствуя как их ориентировке на будущую профессию, так и созданию социально полезных целей и идеалов. Если отца нет, то это имеет еще другое косвенное депривационное влияние. Дело в том, что если матери одной приходится нести все экономические и воспитательные заботы о семье, то она, как правило, бывает настолько занятой, что у нее не остается для ребенка много времени и у нее ослабевает даже интерес к нему. Ребенок в таких случаях предоставлен большую часть дня самому себе; если же о нем не позаботятся иначе, то легко может случиться, что он начинает бродяжничать, у него больше возможностей для правонарушений, и он может легче сбиться с пути. Если место отца занимает в семье отчим, а иногда дедушка, то депривационные влияния подавляются, зато здесь более благоприятная почва для развития различных конфликтов, причем невротические расстройства, возникающие на данной основе, являются весьма частыми.

Информация о работе Специальная психология как наука