Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:01, реферат
Содержание главы соответствует вводной лекции курса «Специальная психология» и знакомит с определением науки, ее задачами на современном этапе, историей становления и разделами. На основе концепций, разработанных основоположником специальной психологии Л.С. Выготским, раскрывается значение основных категорий науки и даются их современные лексические эквиваленты.
1) легкая степень
– нарушения звукопроизношения
выявляются только
2) нарушения заметны каждому, но речь понятна для окружающих;
3) речь понятна только близким ребенка и частично для окружающих;
4) тяжелая – отсутствие речи или речь почти непонятна даже близким ребенка (анартрия).
Нарушения мышечного тонуса,
характер которых зависит, прежде всего,
от локализации поражения мозга,
приводят к расстройствам двигательной
сферы. Особенно нарушено выполнение тонких
дифференцированных движений. Так, при
отсутствии выраженных парезов в
мускулатуре произвольные движения
выполняются неточно и
Существенным звеном в структуре нарушений моторики при ДЦП является патология реципрокной координации. Во многих мышцах наряду с волокнами, выполняющими основное движение, имеются антагонистические группы, совместная работа тех и других обеспечивает точность и дифференцированность содружественных движений.
Наличие насильственных движений – частый признак ДЦП. Отмечаются подергивания языка, губ иногда в сочетании с гримасами лица, тремор языка, в тяжелых случаях – непроизвольное открытие рта, выбрасывание языка вперед, насильственная улыбка. Насильственные движения наблюдаются и в покое, и в статических позах. Этим они отличаются от синкинезий – непроизвольных сопутствующих движений, которые возникают только при произвольных движениях.
При ДЦП часто проявляется синдром нарушений речевого дыхания, а также голоса и мелодико-интонационные расстройства. Нарушения голоса связаны с парезами мышц языка, губ, мягкого неба, голосовых складок, мышц гортани, нарушениями их мышечного тонуса и ограничением подвижности. Наиболее часто они характеризуются недостаточной силой голоса (голос слабый, тихий, иссякающий в процессе речи), нарушениями тембра голоса (глухой, назализованный, хриплый, монотонный, сдавленный, тусклый; может быть гортанным, форсированным, напряженным, прерывистым и т.д.), слабой выраженностью или отсутствием голосовых модуляций (ребенок не может произвольно менять высоту тона).
Поражение фонологического
уровня языка в период интенсивного
развития речевой функции в некоторых
случаях может приводить к
сложной дезинтеграции и
Грубое нарушение речи,
двигательных функций отрицательно
отражается на умственном и общем
развитии ребенка с ДЦП. Однако, несмотря
на всю сложность и многообразие
проявлений основного дефекта при
ДЦП, большинство детей способны
овладеть комплексом трудовых навыков
благодаря использованию
Специальная организация системы обучения, сочетание восстановительного лечения, психологической помощи, коррекционной работы с освоением адаптированных образовательных программ и трудовой подготовкой приводят к успешной реабилитации детей с детскими церебральными параличами.
4.5. Дети с нарушениями речи
Развитию личности детей с различными дефектами речи посвящен ряд работ Л. С. Выготского, Т.А. Власовой, В.И. Селиверстова, Р.Е. Левиной и др. Согласно их исследованиям дефекты развития речи – это общее понятие, включающее практически все отклонения в речевом развитии. Нарушения речи могут в разной степени затрагивать те или иные компоненты речи и психики в целом.
Психолого-педагогическая классификация речевых расстройств предполагает выделение двух групп нарушений:
– нарушения средств общения и
– нарушения в применении средств общения.
К первой группе относятся
фонетико-фонематическое и общее
недоразвитие речи, ко второй – заикание.
С клинико-психологической
По мнению Р.Е. Левиной, не существует речевого нарушения самого по себе, оно всегда связано с личностью и психикой конкретного индивидуума со всеми присущими ему особенностями. Роль недостатков речи в развитии и судьбе ребенка зависит от природы дефекта, его степени, а также от того, как ребенок относится к своему дефекту.
Проблеме становления
личности детей с дефектами речи
уделяли внимание многие психологи
и логопеды. Общая черта личности
детей с нарушениями речи, по их
мнению, заключается в том, что
речевой дефект создает измененное
положение у всех детей независимо
от вида и степени дефекта: они
более «другие» и именно эта «разница»
в определенной мере определяет их
дальнейший жизненный путь. Отклонения
в развитии вызывают, прежде всего,
нарушения в области
Как известно, под речевым
общением понимается такая активность
взаимодействующих людей, в ходе
которой они с помощью языковых
средств организуют совместную деятельность.
Языковые и коммуникативные способности,
в свою очередь, рассматриваются
как высшие психические функции,
которые находят свое выражение
в языковой и коммуникативной
компетентности. При низком уровне
языковой способности ребенка с
общим недоразвитием речи наблюдается
недостаточность
Речевые нарушения у детей могут также приводить и к нарушениям их эмоционально-волевой сферы, что может стать причиной возникновения патологических форм поведения.
У детей с отклонениями в развитии речи можно довольно часто наблюдать переоценку собственных сил и возможностей и своего положения в группе, то есть неадекватно завышенный уровень притязаний. Такие дети некритично стремятся к лидерству, реагируют негативизмом и агрессией на любые затруднения, сопротивляются требованиям взрослых либо отказываются от выполнения деятельности, в которой могут обнаружить свою несостоятельность. В основе возникающих у них резко отрицательных эмоций лежит внутренний конфликт между притязаниями и неуверенностью в себе. Однако часто можно наблюдать и прямо противоположное явление – недооценку своих возможностей.
Поведение таких детей отличается нерешительностью, конформностью, крайней неуверенностью в своих силах. Часто можно встретиться с некритичным оцениванием как собственной деятельности, так и действий других. Они легко подпадают под чужое влияние. Искаженное восприятие самого себя и окружающего мира, ошибочная оценка своих способностей и личностных свойств ведут к нарушению взаимодействия с окружающей средой и снижению эффективности деятельности, что препятствует оптимальному развитию личности. Дети с дефектами речи всегда в какой-то форме чувствуют свое невыгодное положение, вытекающее из дефекта, что, в свою очередь, может проявиться в чувстве неполноценности.
Отношение общества к таким детям и, главным образом, отношение ближайшего окружения имеют существенное значение. Дефект накладывает отпечаток на взаимодействие ребенка с нарушенным развитием и его социального окружения. Одним из наиболее частых проявлений нарушенных отношений со средой являются реакции дезадаптации.
Под реакциями дезадаптации понимаются относительно кратковременные психогенные расстройства, возникающие при столкновении личности с трудными или непреодолимыми обстоятельствами и нарушающие нормальное приспособление к условиям существования (Исаев Д. Н., 1984).
Ситуации повышенного
риска, предрасполагающие к
– невозможность соответствовать ожиданиям семьи (например быть отличником);
– неприятие семьей, детским коллективом, педагогами;
– неспособность справиться с учебной нагрузкой;
– враждебное отношение родителей, педагогов;
– отрыв от семьи, смена школьного коллектива.
Общей чертой реакций дезадаптации является утрата или снижение чувства защищенности. Дети могут остро реагировать на реальную или воображаемую утрату защищенности. Типичные для них кризисные ситуации связаны со снижением ценности «Я» – они действительно не оправдывают возлагавшихся на них родителями или педагогами надежд или, им почему-либо так кажется, переживают свою реальную или мнимую непризнанность, несостоятельность, боятся за свое здоровье или жизнь. Наиболее часто трудности возникают, когда ученик не справляется со школьной программой и тяжело это переживает.
Психологические трудности дезадаптирующего характера, испытываемые детьми с нарушением развития речи, чаще всего имеют вторичную обусловленность, формируясь как следствие неверной интерпретации учителем, родителями их индивидуально-психологических свойств. По наблюдениям специалистов, большинство детей с нарушениями речи переживают состояние фрустрации под влиянием постоянных неудач. Эти переживания нередко усугубляются недостаточно тактичным и негибким поведением учителя, и прогрессирование декомпенсации идет по пути развития неврозоподобной симптоматики. При этом повышается тревожность, снижается самооценка (Корнев А.Н., 1997).
Практически у всех детей
с таким тяжелым речевым
Отмечены отклонения в эмоциональных, волевых и мотивационных проявлениях детей: низкая самооценка, чувство неуверенности, тревожность, немотивированные страхи, прежде всего страх речи. Одним из показателей неэффективного речевого поведения является ригидность коммуникативных приемов поведения. Замечено, что проявления заикания находятся в прямой зависимости от индивидуально-личностного отношения ребенка к тем или иным условиям общения. Степень тяжести заикания у детей адекватна степени их фиксированности на своем дефекте.
В зависимости от благоприятных
или неблагоприятных социальных
условий, в которых растут и воспитываются
дети с заиканием, названные психические
явления могут в разной степени
или проявляться
Психологические рекомендации при работе с заикающимися детьми дошкольного и младшего школьного возраста зависят от формы заикания. При невротическом заикании необходимо использовать возможности игровой деятельности, а также:
1) воспитывать точность,
четкость, быстроту реакции, умение
переключать активное внимание
на качество выполнения
2) отводить особое
место упражнениям на
3) формировать чувство
коллективизма в играх,
4) использовать образы
персонажей игр, учитывая их
положительное влияние на
Особенности работы с детьми, страдающими неврозоподобным заиканием, состоят в следующем:
1) увеличивается
2) применяется подетально расчлененная подача игрового материала с демонстрацией отдельных элементов сюжета и игровых действий;
3) больше внимания
уделяется вербализации
4) ввиду повышенной
утомляемости детей чередуются
динамические и статические
5) показ действий осуществляется со словесным объяснением психолога, сопряженной и ритмизованной речью;
6) при организации
игр проводится работа по
7) объем речевых
действий постепенно
Игротерапия служит закреплению навыков плавной речи, полученных на логопедических занятиях. Вербализация игровых ситуаций, словесные объяснения детьми игровых действий на этапе планирования и затем анализа игры способствуют созданию мотивации правильной речи. В ходе разучивания коротких стихотворений, песенок, бесед о содержании игры уточняются трудные слова, отрабатывается их ритмическая структура, четкость произношения звуков. Проводится работа над обогащением словаря, новые понятия вводятся в активный словарь детей, формируются грамматические обобщения. При работе над плавностью и слитностью речи поэтапно усложняются ее формы.
Использование игротерапии в процессе коррекционной работы с дошкольниками, страдающими заиканием, способствует нормализации неречевых функций и приводит к значительному улучшению речи.
Таким образом, развитие личности обусловлено не только дефектом как таковым, но и тем фактом, что ребенок осознает свой дефект и чувствует особое отношение к нему со стороны других людей. Приспосабливаясь к своему дефекту, как внутренне, так и через поведение, ребенок формирует определенные защитные механизмы, которые накладывают отпечаток на формирование его личности. Вместе с тем применение специальных форм психологической помощи, наряду с коррекционной логопедической работой, направленной на исправление речевых дефектов, значительно сглаживает проявления вторичных нарушений и способствует полноценному развитию личности ребенка.