Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:01, реферат
Содержание главы соответствует вводной лекции курса «Специальная психология» и знакомит с определением науки, ее задачами на современном этапе, историей становления и разделами. На основе концепций, разработанных основоположником специальной психологии Л.С. Выготским, раскрывается значение основных категорий науки и даются их современные лексические эквиваленты.
Важным предрасполагающим
фактором к формированию неврозов и
невротических реакций могут
служить личностные особенности
детей, в частности тревожно-
По мнению Казымовой Е.Н., Корнева А.И., в категорию школьников – «дезадаптантов» попадают дети, имеющие определенные отклонения в психосоматическом развитии, которое характеризуется следующими признаками:
1) отмечаются отклонения в соматическом здоровье детей;
2) фиксируется недостаточный
уровень социальной и
3) наблюдается несформированность психологических и психофизиологических предпосылок к направленной учебной деятельности, неуспеваемость в обучении, выражающаяся в недостаточности и отрывочности общеобразовательных сведений без системных знаний и учебных навыков (когнитивный компонент ШД);
4) постоянные нарушения
эмоционально-личностного
5) систематически повторяющиеся
нарушения поведения в
Специалистами разных областей знания: педагогами, психологами, дефектологами разработаны типологии детей с трудностями в обучении.
Возможные типологии детей с отклоняющимся развитием
и трудностями в обучении
Варианты отклонений
Первичные
отклонения
Вторичные
отклонения
Третичные отклонения
1. Соматическая ослабленность
2. Гипертензионный синдром
3. Незначительные нарушения анализаторов
4. Синдром инфантилизма (психического, гармонического, дисгармонического)
5. Психоневрологические нарушения
6. Речевые нарушения
7. ЗПР различного генеза
8. Социальная и педагогическая запущенность
ЗПР соматогенного происхождения
ЗПР конституционального происхождения
Социальная и педагогическая запущенность
ЗПР психогенного происхождения
Соматическая ослабленность
Социальная и педагогическая запущенность
Психоневрологические нарушения
Девиантное поведение
Деликвентное поведение
Возникновение школьной дезадаптации
Основными проявлениями ШД у
детей можно считать: плохую успеваемость,
нарушение контакта с окружающими
(поведенческие проблемы), повышенную
заболеваемость. Эти проявления неспецифичны,
поэтому может возникать
Таким образом, возможные
причины проявления феномена ШД в
младшем школьном возрасте многообразны.
Основной причиной школьных затруднений
являются фиксируемые у детей
те или иные нарушения психического
развития. При этом надо отметить, что
речь идет не о серьезных отклонениях
от нормы, которые не позволяют ребенку
обучаться в массовой школе, а
о временных, преходящих, слабовыраженных
и малозаметных недостатках. Как
правило, это дети с легкой задержкой
психического развития, дефектами воспитания,
эмоциональными, личностными и
Казымова Е.Н приводит несколько положений, способствующих профилактике школьной дезадаптации:
– раннее выявление детей повышенного риска школьной дезадаптации;
– взаимодействие педагогов, психологов, врачей, социальных работников в разработке комплексного подхода к ребенку с признаками риска школьной дезадаптации;
– индивидуальный подход к обучению и воспитанию;
– своевременное начало обучения;
– своевременная психологическая и дефектологическая (при необходимости) коррекция;
– закаливание и раннее введение занятий в спортивных секциях;
– динамическое использование всевозможных методов форсированного обучения при наметившемся отставании ребенка;
– постоянное взаимодействие с семьей и при необходимости психокоррекционная работа с родителями.
Определенную сложность представляет организация работы по коррекции школьной дезадаптации. Она должна носить системный и комплексный характер. Общие принципы и условия деятельности по коррекции дезадаптации включают:
1) снижение количества дезадаптированных детей, объединенных в класс или группу, так как увеличение количества школьников снижает возможности установления тесных эмоциональных связей между детьми и теми взрослыми, которые работают с группой;
2) организация процесса
диагностики должна
3) мероприятия по
преодолению явления
4) особенности стиля
учебной деятельности детей,
5) одним из важных
условий для преодоления
В настоящее время социальная
адаптация детей с пограничными
психическими расстройствами, обучающихся
в общеобразовательной школе, осуществляется
в классах коррекционно-
В классы коррекционно-развивающего обучения принимаются дети, испытывающие трудности в обучении и школьной адаптации вследствие различных биологических и социальных причин (проявления легких остаточных нарушений функций головного мозга, функциональной незрелости центральной нервной системы, незрелости эмоционально-волевой сферы по типу психофизического инфантилизма, соматической ослабленности, церебрастенических состояний, а также педагогической запущенности вследствие неблагоприятных социальных условий). Приему в указанные классы не подлежат дети, имеющие выраженные отклонения в развитии (умственная отсталость, грубые нарушения зрения, слуха, двигательной сферы, выраженные нарушения общения в форме раннего детского аутизма).
Трудности, которые испытывают
дети, направленные в класс КРО, могут
быть обусловлены как недостатками
внимания, эмоционально-волевой
В основу обучения в классе КРО заложены принципы снижения темпа обучения и уменьшения сложности учебной программы, а также:
1. Построение содержания
учебной работы с ориентацией
на «зону ближайшего развития».
2. Включение в процесс
обучения различных форм
3. Оценка результатов
Соблюдение приведенных
принципов – важное условие эффективности
работы специализированных классов
и преодоление у детей
Расстройства поведения, диспропорциональность психики, психопатии, патологическое формирование личности, тренинг родительской (педагогической) компетентности, когнитивный тренинг навыков разрешения проблем, синдром гиперактивности и дефицита внимания у детей, психическая депривация, материнская депривация, патернальная депривация, косвенное депривационное влияние, сенсорная депривация, когнитивная депривация, эмоциональная депривация, социальная депривация, школьная дезадаптация, факторы дезадаптации, особенности социальной дезадаптации детей, дети группы риска по факторам успешности обучения, минимальные мозговые дисфункции, дисграфия, дислексия, дискалькулия, невротические реакции, отклонения в психосоматическом развитии, классы коррекционно-развивающего обучения, принципы и условия деятельности по коррекции дезадаптации.
Выводы
· Пограничные психические
расстройства включают различные состояния
детей, при которых все отклонения
носят нерезко выраженный характер.
Существует множество различных классификаций
этих состояний; с психологической точки
зрения, важно выделять ведущий симптом,
основные и сопутствующие проявления
и проводить комплексную психолого-медико-
· Расстройства поведения, если они носят устойчивый характер и проявляются в агрессивных и антисоциальных поступках, как правило, относятся к дисгармоничному варианту дизонтогенеза и вызываются сочетанием биологических и социально-психологических факторов.
· В исследованиях отечественных психологов и психиатров моделью дисгармоничного дизонтогенеза являются патохарактерологические реакции или патохарактерологическое формирование личности, в основе которого лежит диспропорциональность психики, преимущественно в эмоционально-волевой сфере.
· Дети с синдромом гиперактивности и дефицита внимания обнаруживают уникальное сочетание симптомов, которые, не являясь вариантом дизонтогенеза, тем не менее серьезно осложняют их развитие и нарушают социальную адаптацию.
· При синдроме гиперактивности чрезмерная двигательная активность – не единственная проблема; более важным является то, что ребенок не может регулировать свое поведение в соответствии с ситуативными требованиями, а также дефицит внимания, проявляющийся в недостаточности его концентрации и устойчивости.
· Установлено, что депривация витальных потребностей вызывает не только физический, но и психологический дискомфорт. В психологии развития термин депривация употребляется в значении «недостаток сенсорных и социальных стимулов, приводящий на определенных этапах онтогенеза к замедлению и искажению эмоционального и интеллектуального развития ребенка».
· В связи с особенностями личностного развития депривированных детей на первое место в коррекционной работе выходит создание условий для ликвидации последствий различных видов депривации. Первостепенное значение приобретают следующие виды деятельности:
развивающая – направлена на стимулирование позитивных изменений в их личностном развитии, поддержку процессов раскрытия и самовыражения их способностей;
компенсаторная – предполагает создание условий для компенсации последствий педагогической запущенности;
защитная – направлена на повышение уровня социальной защищенности;
корректирующая – заключается в осуществлении педагогически и психологически целесообразной коррекции развития, поведения, общения.
· Термином «школьная дезадаптация» фактически определяют любые затруднения, возникающие у ребенка в процессе обучения. При этом их описание нередко воспроизводит феноменологию, весьма сходную с клиническим описанием симптомов пограничных нервно-психических нарушений. В настоящее время подобные затруднения, по данным разных авторов, испытывают от 15 до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы, причем отмечается тенденция к росту их количества.
· Школьная дезадаптация – это результат социально-психологических отклонений в развитии ребенка, становлении его способности к успешному овладению знаниями, умениями, навыками, активному общению и взаимодействию в учебной деятельности, т.е. это нарушение системы отношений ребенка с собой, с другими и с окружающим миром. Школьная дезадаптация осложняет социализацию ребенка и может приводить к необратимым последствиям.
· Классы коррекционно-развивающего обучения при условии реализации всех принципов индивидуального подхода являются средством компенсации проявлений школьной дезадаптации и других пограничных нервно-психических расстройств. ПРОБЛЕМА УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
В специальной психологии проблема умственной отсталости рассматривается с медицинской точки зрения, подразумевающей, что умственная отсталость – это собирательное понятие, характеризующее состояние и особенности развития разнородных в клиническом отношении групп детей. Общим для них является наличие необратимого выраженного недоразвития познавательной деятельности, возникшего на основе раннего органического поражения центральной нервной системы. Наряду с интеллектуальным недоразвитием у умственно отсталых детей нередко отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере и поведении, нарушенное психическое развитие может сочетаться с дефектами в физическом развитии.