Специальная психология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:01, реферат

Описание

Содержание главы соответствует вводной лекции курса «Специальная психология» и знакомит с определением науки, ее задачами на современном этапе, историей становления и разделами. На основе концепций, разработанных основоположником специальной психологии Л.С. Выготским, раскрывается значение основных категорий науки и даются их современные лексические эквиваленты.

Работа состоит из  1 файл

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА.docx

— 322.88 Кб (Скачать документ)

Замедление формирования познавательной деятельности при ЗПР  церебрально-органического генеза в значительной мере связано с  нейродинамическими расстройствами. Сюда в первую очередь относятся церебрастенические явления – повышенная утомляемость, играющая большую роль в нарушениях работоспособности, памяти, внимания, других высших психических функций, замедление темпа интеллектуальной деятельности при быстром нарастании усталости.

При стойких формах ЗПР  церебрально-органического генеза, помимо расстройств познавательной деятельности, обусловленных нарушением работоспособности, нередко наблюдается  и недостаточная сформированность отдельных корковых или подкорковых функций: слухового, зрительного и тактильного восприятия, пространственного синтеза, моторной и сенсорной стороны речи, долговременной и кратковременной памяти.

Различные комбинации недостаточности  отдельных корковых и подкорковых  функций – причина трудности  формирования тех или иных школьных навыков. Нейропсихологические исследования выявили в графических пробах, в том числе в письме, на фоне повышенной истощаемости возникновение  тремора. Фиксация внимания на технической  стороне действия часто приводила  к увеличению ошибок в письме –  слитному написанию отдельных слов, недописыванию элементов букв, нарушению усвоенных ранее грамматических правил. Недостаточность речевой моторики, трудности дифференциации фонем, негрубые нарушения зрительно-моторной координации – все вместе нередко препятствуют автоматизации и упрочению навыков чтения и письма.

Формы ЗПР церебрально-органического  генеза имеют определенную общность с олигофренией в плане этиологии, но они характеризуются не только меньшей тяжестью поражения нервной  системы, но и иной клинико-психологической  структурой дефекта. Более позднее  время поражения приводит практически  к обязательному наличию повреждения  систем с относительно коротким периодом развития. Поэтому в клинико-психологическую  структуру ЗПР всегда будут включены нейродинамические и разной степени  выраженности энцефалопатические расстройства. Более позднее время поражения обусловливает и различную степень уязвимости отдельных функций к вредоносному воздействию. В отличие от олигофрении, когда имеется тотальное недоразвитие, при ЗПР наблюдается избирательность нарушений, особенно в отношении высших корковых функций.

Таким образом, наряду с общими чертами, детям с вариантами ЗПР  различной клинической этиологии  свойственны характерные особенности, необходимость учета которых  в психологическом исследовании и при обучении и коррекционной  работе очевидна.

8.3. Психологические особенности  детей с ЗПР в учебной деятельности

Специалисты, исследующие  психологические закономерности развития данной категории детей, указывают, что при психолого-педагоги­ческом изучении выявляется ряд черт, отличающих их от умственно-отсталых детей. Многие практические и интеллектуальные задачи они решают на уровне своего возраста, способны воспользоваться оказанной помощью, умеют осмыслить сюжет картинки, рассказа, разобраться в условии простой задачи и выполнить множество других заданий. В то же время у этих учащихся отмечается недостаточная познавательная активность, которая в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью может серьезно тормозить их обучение и развитие. Быстро наступающее утомление приводит к потере работоспособности, вследствие чего у учащихся возникают затруднения в усвоении учебного материала: они не удерживают в памяти условия задачи, продиктованное предложение, забывают слова; допускают нелепые ошибки в письменных работах; нередко вместо решения задачи просто механически манипулируют цифрами; оказываются неспособными оценить результаты своих действий; их представления об окружающем мире недостаточно широки.

Дети с ЗПР не могут  сосредоточиться на задании, не умеют  подчинять свои действия правилам, содержащим несколько условий. У  многих из них преобладают игровые  мотивы.

Характеризуя детей, направляемых в специальные классы после года обучения в общеобразовательной  школе, учителя отличают их от умственно  отсталых школьников. О многих педагоги говорят, что, хотя ребенок и не овладел  знаниями в полном объеме школьной программы, но все же в его развитии заметен значительный сдвиг. Отмечается, что иногда такие дети активно работают в классе и выполняют задания вместе со всеми учащимися, но скоро устают, начинают отвлекаться, перестают воспринимать учебный материал, в результате чего в знаниях образуются значительные пробелы.

Таким образом, пониженная активность мыслительной деятельности, недостаточность  процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, ослабленность памяти, внимания не остаются незамеченными, и учителя пытаются оказать каждому из таких детей индивидуальную помощь: стараются выявить пробелы в их знаниях и восполнить их теми или иными способами – объясняют заново учебный материал и дают дополнительные упражнения; чаще, чем в работе с нормально развивающимися детьми, используют наглядные дидактические пособия и разнообразные карточки, помогающие ребенку сосредоточиться на основном материале урока и освобождающие его от работы, не имеющей прямого отношения к изучаемой теме; разными путями организуют внимание таких детей и привлекают их к коллективной работе класса.

Все эти меры на отдельных  этапах обучения, безусловно, приводят к положительным результатам, позволяют  достигнуть временных успехов, что  дает возможность учителю считать  ученика не умственно отсталым, а  лишь отстающим в развитии, медленно усваивающим учебный материал.

Клинические и психологические  наблюдения показывают, что частые переходы от состояния активности к  полной или частичной пассивности, смена рабочих и нерабочих  настроений тесно связана с нервно-психическим  состоянием и возникают порой  без видимых причин. Однако и внешние  обстоятельства, например, такие, как  сложность задания, необходимость  выполнения большого объема работы, выводят  ребенка из равновесия, заставляют нервничать и иногда надолго выбивают его из рабочего состояния.

В периоды нормальной работоспособности  у детей с ЗПР обнаруживается целый ряд положительных сторон их деятельности, характеризующих сохранность  многих личностных и интеллектуальных качеств. Эти сильные стороны  проявляются чаще всего при выполнении детьми доступных и интересных заданий, не требующих длительного умственного  напряжения и протекающих в спокойной  доброжелательной обстановке.

В таком состоянии при  индивидуальной работе с ними дети оказываются способными самостоятельно или с незначительной помощью  решать интеллектуальные задачи почти  на уровне нормально развивающихся  сверстников (производить группировку  предметов, устанавливать причинно-следственные связи в рассказах со скрытым  смыслом, понимать переносный смысл  пословиц).

Аналогичная картина наблюдается  и на уроках. Дети могут сравнительно быстро понять учебный материал, правильно  выполнить упражнения и, руководствуясь образом или целью задания, исправить  ошибки в работе.

К 3–4 классу у некоторых  детей с ЗПР под влиянием работы учителей и воспитателей развивается  интерес к чтению. В состоянии  относительно хорошей работоспособности  многие из них последовательно и  подробно пересказывают доступный  текст, правильно отвечают на вопросы  по прочитанному, оказываются в состоянии при помощи взрослого выделить в нем главное; интересные детям рассказы нередко вызывают у них бурные и глубокие эмоциональные реакции.

Во всех работах, посвященных  детям с ЗПР, отмечается, что они  значительно эффективнее, чем их умственно отсталые сверстники, принимают  и используют помощь в своей деятельности, причем не отказываются от нее и  даже проявляют заинтересованность там, где не могут справиться с  заданием самостоятельно. В зависимости  от степени задержки психического развития и материала, с которым ребенку  приходится работать, помощь по своему характеру может быть разной. Иногда бывает достаточно лишь изменить условия  работы ученика. Так, учителя отмечают случаи, когда ученик самостоятельно не может справиться с задачей, но, если его вызвать к доске и  предложить записать ее содержание, рассуждая  при этом вслух, то ту же задачу он решает успешно, очевидно, подобные действия оказываются для детей с ЗПР стимулирующими, повышают их активность. В других случаях учителю приходится прибегать к наводящим вопросам, аналогиям, дополнительному наглядному материалу. Нередко дети с ЗПР сами проявляют активность в поисках средств, облегчающих решение поставленных задач: несколько раз прочитывают задания, по ходу решения задачи рассуждают вслух, просят разрешения записать исходные данные, используют различные ими найденные вспомогательные средства (например, пишут каждое предложение диктуемого текста с новой строки).

Во внеклассной жизни  дети обычно активны, интересы их, как  и у нормально развивающихся  детей, разнообразны. Некоторые из них  предпочитают тихие, спокойные занятия  – лепку, рисование, конструирование, с увлечением работают со строительным материалом и разрезными картинками. Но таких детей меньшинство. Большинство  предпочитают подвижные игры, любят  побегать, порезвиться. К сожалению, и у «тихих», и у «шумных» детей  фантазии и выдумки в самостоятельных  играх, как правило, бывает мало.

Все дети с ЗПР любят  разного рода экскурсии, посещение  театров, кинотеатров и музеев, иногда это их так захватывает, что они  несколько дней находятся под  впечатлением увиденного. Они также  любят занятия физкультурой и  спортивные игры, и, хотя у них обнаруживается явная двигательная неловкость, недостаточная  координированность движений, неумение подчиняться заданному (музыкальному или словесному) ритму, со временем, в процессе обучения, школьники достигают значительных успехов и в этом плане выгодно отличаются от умственно отсталых детей.

Обычно дети с ЗПР проявляют  исполнительность и аккуратность при  выполнении работ по уборке помещения  и территории, по уходу за растениями и животными, но только в том случае, если эти работы не требуют от них  длительного напряжения и разнообразны. Такие дети любят участвовать  в самодеятельности, причем именно в этом случае весьма отчетливо проявляются их интересы и возможности.

Дети с ЗПР дорожат  доверием взрослых, но это не избавляет  их от срывов, часто происходящих помимо их воли и сознания, без достаточных  на то оснований. Потом они с трудом приходят в себя и еще долго чувствуют неловкость, угнетенность.

Описанные особенности поведения  детей с ЗПР при недостаточном  знакомстве с ними (например при одноразовом посещении урока) могут создать впечатление, что к ним вполне применимы все условия и требования обучения, предусмотренные для учеников общеобразовательной школы. Однако комплексное (клиническое и психолого-педагогическое) изучение учащихся данной категории показывает, что это далеко не так. Их психофизиологические особенности, своеобразие познавательной деятельности и поведения приводят к тому, что содержание и методы обучения, темп работы и требования общеобразовательной школы оказываются для них непосильными.

Рабочее состояние детей  с ЗПР, во время которого они способны усвоить учебный материал и правильно  решить те или иные задачи, кратковременно. Как отмечают учителя, нередко дети способны работать на уроке всего 15 – 20 минут, а затем наступает утомление  и истощение, интерес к занятиям пропадает, работа прекращается. В состоянии  утомления у них резко снижается  внимание, возникают импульсивные, необдуманные действия, в работах  появляется множество ошибок и исправлений. У некоторых детей собственное  бессилие вызывает раздражение, другие категорически отказываются работать, особенно если требуется усвоить  новый учебный материал.

Этот небольшой объем  знаний, который детям удается  приобрести в период нормальной работоспособности, как бы повисает в воздухе, не связывается  с последующим материалом, недостаточно закрепляется. Знания во многих случаях  остаются неполными, отрывистыми, не систематизируются. Вслед за этим у детей развивается  крайняя неуверенность в своих  силах, неудовлетворенность учебной  деятельностью. В самостоятельной  работе дети теряются, начинают нервничать и тогда не могут выполнить  даже элементарных заданий. Резко выраженное утомление возникает после занятий, требующих интенсивного умственного  выражения.

В целом дети с ЗПР тяготеют к механической работе, не требующей  умственных усилий: заполнение готовых  форм, изготовление несложных поделок, составление задач по образцу  с изменением лишь предметных и числовых данных. Они тяжело переключаются  с одного вида деятельности на другой: выполнив пример на деление, нередко  осуществляют эту же операцию и в  следующем задании, хотя оно на умножение. Однообразные действия, не механические, а связанные с умственным напряжением, также быстро утомляют учащихся.

В возрасте 7–8 лет такие  учащиеся тяжело входят в рабочий  режим урока. Долгое время урок для  них остается игрой, поэтому они  могут вскочить, пройтись по классу, поговорить с товарищами, что-то выкрикнуть, задавать вопросы, не относящиеся к  уроку, без конца переспрашивать учителя. Утомляясь, дети начинают вести  себя по-разному: одни становятся вялыми и пассивными, ложатся на парту, бесцельно  смотрят в окно, притихают, не досаждают  учителю, но и не работают. В свободное  время стремятся уединиться, спрятаться от товарищей. У других, наоборот, возникает  повышенная возбудимость, расторможенность, двигательное беспокойство. Они постоянно  что-то вертят в руках, теребят пуговицы на своем костюме, играют разными  предметами. Эти дети, как правило, очень обидчивы и вспыльчивы, часто  без достаточных оснований могут  нагрубить, обидеть товарища, порой  становятся жестокими.

Для вывода детей из таких  состояний требуется время, особые методы и большой такт со стороны  учителя.

Осознавая свои затруднения  в учебе, некоторые учащиеся пытаются самоутверждаться собственными путями: подчиняют себе более слабых физически товарищей, командуют ими, заставляют выполнять за себя неприятную работу (уборка в спальне, в классе), показывают свое «геройство», совершая рискованные поступки (прыгают с высоты, влезают по опасной лестнице и др.); могут сказать неправду, например, похвастаться какими-либо поступками, которые они не совершали. В то же время эти дети обычно чувствительны к несправедливым обвинениям, остро на них реагируют, с трудом успокаиваются. Физически более слабые школьники легко подчиняются «авторитетам» и могут поддерживать своих «вожаков» даже тогда, когда те явно не правы.

Информация о работе Специальная психология как наука