Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:01, реферат
Содержание главы соответствует вводной лекции курса «Специальная психология» и знакомит с определением науки, ее задачами на современном этапе, историей становления и разделами. На основе концепций, разработанных основоположником специальной психологии Л.С. Выготским, раскрывается значение основных категорий науки и даются их современные лексические эквиваленты.
Наблюдение за игрой ребенка
проводится с детьми дошкольного
возраста и младшего школьного возраста.
В ситуации обследования ребенку
предоставляется возможность
В результате проведения первой части непосредственного исследования психического развития аномального ребенка в процессе наблюдения можно установить реакцию ребенка на ситуацию обследования, оценить его поведение в этой ситуации и проследить некоторые особенности спонтанного поведения ребенка. Таким образом, на этом этапе работы психолога осуществляется ориентация в исследовании и определяется его стратегия и тактика. Задачи и принципы изучения детей с нарушениями в развитии
Психологическое исследование
детей с нарушениями в развитии
является частью медико-психолого-
– определение содержания
и прикладной ценности клинико-психопатологического,
экспериментально-
– разработка методических
основ для реализации принципа «диагностика
как этап коррекции». Сущность этого
принципа состоит в необходимости
осмысления любой диагностической
задачи в контексте оптимизации
коррекционной помощи ребенку. Такая
диагностика должна осуществляться
вне зависимости от квалификации
психических расстройств и
– разработка процедуры «диагностического консилиума». Имея один и тот же объект приложения своих профессиональных знаний, дефектолог, психолог, детский психиатр, психотерапевт и другие специалисты часто склонны к определенной автономизации оценок наблюдаемых ими особенностей ребенка и узкопрофессиональной их интерпретации. Успешность коррекционной работы зависит от целостного представления о ребенке, исходящего из принципов личностного подхода к диагностике и организационно опирающегося на функциональный диагноз. Достижение такого уровня оценки возможно в структуре специально организованного консилиума, позволяющего осуществить обмен диагностической информацией и отработать оптимальные приемы профессионального взаимодействия.
Для диагностики нарушений
психического развития ребенка существенное
значение имеют сведения, характеризующие
состояние нервной системы
Диагностика – это анализ информации и выводы о природе и причинах проблем, или постановка формального диагноза. Термин «диагноз» имеет два значения. Нозологический (таксономический) диагноз фокусируется на формальном отнесении случая к конкретной категории из системы классификации заболеваний. Во втором случае имеет место более широкое понимание диагноза как анализа проблем, при этом диагностика рассматривается как процесс сбора информации и используется для понимания природы проблем ребенка, их возможных причин, выбора методов терапии и оценки результатов. Это более широкий взгляд на диагностику синонимичен термину «обследование» и такая диагностика возможна в ходе психологического изучения ребенка.
Задачами психологического изучения являются:
– выявление и квалификация особенностей психического развития детей, определение характера дефекта развития;
– определение потенциальных возможностей и установление ориентировочных сроков компенсации дефекта развития в условиях специального обучения и воспитания, т.е. выявление возможности компенсировать дефект за счет сохранных функций;
– определение оптимального пути обучения и тип учебного учреждения для детей с нарушениями в развитии.
Психологическое изучение играет
важную роль в обосновании организации
учебной и коррекционно-
В диагностике развития ребенка принимают участие врачи – психоневрологи, отоларингологи, офтальмологи и т.д., психологи, педагоги – дефектологи, логопеды.
Психологическое исследование проводится с учетом данных медицинского обследования. Этим обеспечивается тесная взаимосвязь специалистов, комплексный подход к изучению ребенка. Принцип комплексности в обследовании является первостепенным при психолого-педагогическом изучении детей.
Для изучения психических
явлений во времени, с учетом их динамики
важным является принцип развития.
Реализация принципа развития в психологическом
изучении предполагает исследование условий
возникновения психических
Выделение Л.С. Выготским системы дефектов (первичный, вторичный и т.п.) и их иерархии в значительной степени определило системный подход к изучению детей, который необходим для поиска связей между нарушениями психического развития, анализ динамических изменений этих связей в процессе развития. Разработка системного подхода легла в основу принципа системно-динамического изучения. Этот принцип предполагает установление иерархии в нарушении психического развития, а также анализ каждой из структур психической деятельности ребенка.
Принципиально важным при психологическом изучении ребенка является вопрос о критериях оценки результатов исследования. Акцентирование внимания на анализе процесса выполнения задания и характера действий ребенка подчинен принципу качественного анализа. Качественный анализ позволяет выяснить, проявляется ли тот или иной дефект на элементарном уровне, или же он связан с нарушениями более высокого порядка организации психической деятельности, а также показывает, является ли данный симптом первичным результатом нарушения в психическом развитии или вторичным следствием какого-либо первичного дефекта.
9.3. Методы изучения детей с нарушениями развития
Методы изучения детей
с особыми потребностями
1. Изучение документации
ребенка. Задача изучения
– педиатра;
– психиатра, невропатолога с обоснованным медицинским диагнозом;
– оториноларинголога с характеристикой состояния;
– офтальмолога с характеристикой состояния зрения;
– ортопеда (для детей
с нарушениями функций опорно-
Материалы подробной выписки
ориентируют психолога и
Важным документом является
педагогическая характеристика ребенка,
отражающая данные о продолжительности
его обучения и воспитания в школе
и детском саду, подробный анализ
успеваемости, поведения, мероприятия,
проведенные для повышения
2. Изучение продуктов
Для правильной оценки достижений ребенка необходимо знать:
– психологические механизмы получения того или иного результата, условия, в которых он получен;
– типичные затруднения в усвоении знаний для разных групп школьников;
– особенности развития данного навыка в процессе обучения;
– методы, позволяющие обнаруживать подлинные причины затруднений на каждом этапе обучения.
3. Метод наблюдения. Наблюдение
позволяет судить о состоянии
тех или иных психических
4. Метод беседы. Беседа
– метод сбора информации о
психических явлениях в
5. Метод эксперимента
Метод эксперимента, как и все другие методы, призван обеспечить выявление и негативных, и позитивных возможностей ребенка, кроме того, обеспечить получение сведений об обучаемости ребенка.
Определение способности
к обучению – это определение
резервов развития ребенка. Поэтому
в ходе изучения ребенка особое значение
имеет обучающий эксперимент. Принцип
обучающего эксперимента заключается
в следующем: при проведении эксперимента
избираются заведомо трудные для
ребенка задания, а затем экспериментатор
обучает ребенка решению
– количество и качество помощи, необходимой для правильного выполнения задания (процесс формирования навыка);
– возможность и качество словесного отчета ребенком о проделанной работе;
– возможность переноса полученного навыка на новые условия.
Мера помощи связана с
изменением степени сложности предлагаемой
ребенку задания. Учитывая это, каждое
из экспериментальных заданий
– характеристику объема материала, с которым действует ребенок во время выполнения задания;
– степень участия
– виды помощи, которые могут быть предложены ребенку в процессе выполнения задания (помощь стимулирующая, организующая, разъясняющая, наглядно-действенная, конкретная).
Помощью является стимуляция
к действию (подумай, постарайся сделать,
у тебя получится); разъяснение сущности
действия (например, при классификации:
сюда будем откладывать все желтые,
а сюда красные кружочки); введение
наглядности при показе пути решения
(экспериментатор выкладывает