Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:01, реферат
Содержание главы соответствует вводной лекции курса «Специальная психология» и знакомит с определением науки, ее задачами на современном этапе, историей становления и разделами. На основе концепций, разработанных основоположником специальной психологии Л.С. Выготским, раскрывается значение основных категорий науки и даются их современные лексические эквиваленты.
Выделение Л.С. Выготским системы дефектов (первичный, вторичный и т.п.) и их иерархии в значительной степени определило системный подход к изучению детей, который необходим для поиска связей между нарушениями психического развития, анализ динамических изменений этих связей в процессе развития. Разработка системного подхода легла в основу принципа системно-динамического изучения. Этот принцип предполагает установление иерархии в нарушении психического развития, а также анализ каждой из структур психической деятельности ребенка.
Принципиально важным при психологическом изучении ребенка является вопрос о критериях оценки результатов исследования. Акцентирование внимания на анализе процесса выполнения задания и характера действий ребенка подчинен принципу качественного анализа. Качественный анализ позволяет выяснить, проявляется ли тот или иной дефект на элементарном уровне, или же он связан с нарушениями более высокого порядка организации психической деятельности, а также показывает, является ли данный симптом первичным результатом нарушения в психическом развитии или вторичным следствием какого-либо первичного дефекта.
9.3. Методы изучения детей с нарушениями развития
Методы изучения детей 
с особыми потребностями 
1. Изучение документации 
ребенка. Задача изучения 
– педиатра;
– психиатра, невропатолога с обоснованным медицинским диагнозом;
– оториноларинголога с характеристикой состояния;
– офтальмолога с характеристикой состояния зрения;
– ортопеда (для детей 
с нарушениями функций опорно-
Материалы подробной выписки 
ориентируют психолога и 
Важным документом является 
педагогическая характеристика ребенка, 
отражающая данные о продолжительности 
его обучения и воспитания в школе 
и детском саду, подробный анализ 
успеваемости, поведения, мероприятия, 
проведенные для повышения 
2. Изучение продуктов 
Для правильной оценки достижений ребенка необходимо знать:
– психологические механизмы получения того или иного результата, условия, в которых он получен;
– типичные затруднения в усвоении знаний для разных групп школьников;
– особенности развития данного навыка в процессе обучения;
– методы, позволяющие обнаруживать подлинные причины затруднений на каждом этапе обучения.
3. Метод наблюдения. Наблюдение 
позволяет судить о состоянии 
тех или иных психических 
4. Метод беседы. Беседа 
– метод сбора информации о 
психических явлениях в 
5. Метод эксперимента 
Метод эксперимента, как и все другие методы, призван обеспечить выявление и негативных, и позитивных возможностей ребенка, кроме того, обеспечить получение сведений об обучаемости ребенка.
Определение способности 
к обучению – это определение 
резервов развития ребенка. Поэтому 
в ходе изучения ребенка особое значение 
имеет обучающий эксперимент. Принцип 
обучающего эксперимента заключается 
в следующем: при проведении эксперимента 
избираются заведомо трудные для 
ребенка задания, а затем экспериментатор 
обучает ребенка решению 
– количество и качество помощи, необходимой для правильного выполнения задания (процесс формирования навыка);
– возможность и качество словесного отчета ребенком о проделанной работе;
– возможность переноса полученного навыка на новые условия.
Мера помощи связана с 
изменением степени сложности предлагаемой 
ребенку задания. Учитывая это, каждое 
из экспериментальных заданий 
– характеристику объема материала, с которым действует ребенок во время выполнения задания;
– степень участия 
– виды помощи, которые могут быть предложены ребенку в процессе выполнения задания (помощь стимулирующая, организующая, разъясняющая, наглядно-действенная, конкретная).
Помощью является стимуляция 
к действию (подумай, постарайся сделать, 
у тебя получится); разъяснение сущности 
действия (например, при классификации: 
сюда будем откладывать все желтые, 
а сюда красные кружочки); введение 
наглядности при показе пути решения 
(экспериментатор выкладывает 
При таком подходе к исследованию способы предъявления материала ребенку могут быть разнообразными, что обеспечивает постепенность изменения степени трудности задания и требований к ребенку. Это дает возможность ребенку перейти от элементарных к более сложным формам деятельности. Такая последовательность предъявления заданий позволяет определить степень сформированности того или иного действия. Результаты исследования покажут, способен ли ребенок вообще действовать в данной сфере деятельности, может ли решать поставленную задачу в обычных, или хотя бы облегченных условиях.
Полученные с помощью обучающего эксперимента данные могут быть использованы для первичной оценки обучаемости детей, для сравнения сдвигов в развитии при различных системах обучения. Они помогут обеспечить индивидуальный подход при обучении.
В процессе работы выделяются следующие этапы обучающего эксперимента:
1. Введение ребенка в ситуацию эксперимента.
2. Сообщение содержания задания (инструкция).
3. Наблюдение за деятельностью 
ребенка при выполнении 
4. Оценка результатов 
При оценке результатов деятельности фиксируется и анализируется принятие задачи ребенком, понимание им инструкции, возможность самостоятельного выполнения задания и возможность коррекции ошибок (контроль за деятельностью), обучаемость, факторы, влияющие на изменение результатов работы.
Резюмируя вышеизложенное, можно 
сказать, что анализ результатов 
изучения детей с особыми потребностями 
в обучении предполагает концентрацию 
внимания исследователя на анализе 
характера нарушений, возникающих 
при выполнении ребенком заданий, и 
учет условий эксперимента. Сюда относятся 
анализ истощения, наступающего в процессе 
выполнения ребенком экспериментального 
задания; учет темпа проведения эксперимента, 
характеризующего скорость нервных 
процессов, изменение объема предполагаемых 
задач или материала, с которым 
действует ребенок (что в случаях 
превышения доступных ребенку пределов 
вызывает запредельное торможение). Отражение 
этих результатов в заключении по 
результатам эксперимента позволяет 
получить объективные данные, характеризующие 
особенности аномального 
9.4. Процедура психологического исследования
Психологическое исследование 
ребенка с особыми 
Процедура психологического исследования включает 3 этапа:
1. Изучение жалоб и 
2. Непосредственное обследование ребенка.
3. Составление заключения 
по данным психологического 
При проведении обследования на каждом этапе используются соответствующие методы (изучение документации, беседа и т.п.).
Для анамнестических сведений важным является анализ особенностей психического развития ребенка, эффективность работы по преодолению дефектов развития (если такая работа проводилась), реакция ребенка на дефект, обычное поведение ребенка, нетипичные проявления и характер ситуаций, влияющих на изменение поведения.
Применительно к психологическому изучению значимой является характеристика следующих параметров развития:
– сроки, то есть моменты времени начала и завершения разных этапов развития;
– характер, динамика, то есть последовательность моментов интенсивного и замедленного совершенствования навыков и умений;
– спонтанность – степень самостоятельности ребенка;
– результативность, то есть уровень развития ребенка к моменту обследования.
Эти параметры анализируются при изучении развития моторики и навыков самообслуживания, игры, интересов и познавательных способностей, общения, обучаемости.
Следует помнить, что многое о ребенке может сказать его внешний вид: осанка, походка, координация движений, взгляд, мимика лица и т.п. При снижении интеллекта, некоторых речевых нарушениях (ринололия, дизартрия) или при наличии комплексных дефектов внешний вид ребенка часто неблагоприятен. В качестве отклонений от нормального внешнего вида отмечаются невыразительное, маскообразное, амимичное лицо, отсутствие фиксированного взора, блуждающий взгляд, слюнотечение, неправильная форма или нестандартная величина головы, расщелины губы, неба, нарушение точности и координации движений при ходьбе.
При наблюдении следует отмечать, насколько быстро вступает ребенок в контакт и возможен ли контакт речевой. Нужно учитывать, ситуация ли исследования затрудняет установление контакта или же это несформированность средств общения.
Большую роль следует отводить 
анализу пути развития форм и средств 
общения ребенка с окружающими. 
Особое внимание нужно уделить анализу 
первых трех лет жизни ребенка, так 
как в это время закладывается 
фундамент речевой 
Слабую речевую интенцию отмечают у большинства детей при сниженном слухе, при психических отклонениях от нормы. Дети со сниженным интеллектом часто бывают говорливы, легко вступают в контакт с окружающими, хотя этот контакт по существу формален.
Активное стремление к речевому общению наблюдается у детей с сенсорной алалией. Однако эта тенденция сочетается у них с раздражительностью, эмоциональной лабильностью и часто – острой эмоциональной реакцией на ситуацию непонимания окружающими их речи.
При организации процесса взаимодействия с детьми выявление уровня общения имеет большое значение, так как при завышении требований к ребенку он может отказаться от общения.