Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:01, реферат
Содержание главы соответствует вводной лекции курса «Специальная психология» и знакомит с определением науки, ее задачами на современном этапе, историей становления и разделами. На основе концепций, разработанных основоположником специальной психологии Л.С. Выготским, раскрывается значение основных категорий науки и даются их современные лексические эквиваленты.
Выделение Л.С. Выготским системы дефектов (первичный, вторичный и т.п.) и их иерархии в значительной степени определило системный подход к изучению детей, который необходим для поиска связей между нарушениями психического развития, анализ динамических изменений этих связей в процессе развития. Разработка системного подхода легла в основу принципа системно-динамического изучения. Этот принцип предполагает установление иерархии в нарушении психического развития, а также анализ каждой из структур психической деятельности ребенка.
Принципиально важным при психологическом изучении ребенка является вопрос о критериях оценки результатов исследования. Акцентирование внимания на анализе процесса выполнения задания и характера действий ребенка подчинен принципу качественного анализа. Качественный анализ позволяет выяснить, проявляется ли тот или иной дефект на элементарном уровне, или же он связан с нарушениями более высокого порядка организации психической деятельности, а также показывает, является ли данный симптом первичным результатом нарушения в психическом развитии или вторичным следствием какого-либо первичного дефекта.
9.3. Методы изучения детей с нарушениями развития
Методы изучения детей
с особыми потребностями
1. Изучение документации
ребенка. Задача изучения
– педиатра;
– психиатра, невропатолога с обоснованным медицинским диагнозом;
– оториноларинголога с характеристикой состояния;
– офтальмолога с характеристикой состояния зрения;
– ортопеда (для детей
с нарушениями функций опорно-
Материалы подробной выписки
ориентируют психолога и
Важным документом является
педагогическая характеристика ребенка,
отражающая данные о продолжительности
его обучения и воспитания в школе
и детском саду, подробный анализ
успеваемости, поведения, мероприятия,
проведенные для повышения
2. Изучение продуктов
Для правильной оценки достижений ребенка необходимо знать:
– психологические механизмы получения того или иного результата, условия, в которых он получен;
– типичные затруднения в усвоении знаний для разных групп школьников;
– особенности развития данного навыка в процессе обучения;
– методы, позволяющие обнаруживать подлинные причины затруднений на каждом этапе обучения.
3. Метод наблюдения. Наблюдение
позволяет судить о состоянии
тех или иных психических
4. Метод беседы. Беседа
– метод сбора информации о
психических явлениях в
5. Метод эксперимента
Метод эксперимента, как и все другие методы, призван обеспечить выявление и негативных, и позитивных возможностей ребенка, кроме того, обеспечить получение сведений об обучаемости ребенка.
Определение способности
к обучению – это определение
резервов развития ребенка. Поэтому
в ходе изучения ребенка особое значение
имеет обучающий эксперимент. Принцип
обучающего эксперимента заключается
в следующем: при проведении эксперимента
избираются заведомо трудные для
ребенка задания, а затем экспериментатор
обучает ребенка решению
– количество и качество помощи, необходимой для правильного выполнения задания (процесс формирования навыка);
– возможность и качество словесного отчета ребенком о проделанной работе;
– возможность переноса полученного навыка на новые условия.
Мера помощи связана с
изменением степени сложности предлагаемой
ребенку задания. Учитывая это, каждое
из экспериментальных заданий
– характеристику объема материала, с которым действует ребенок во время выполнения задания;
– степень участия
– виды помощи, которые могут быть предложены ребенку в процессе выполнения задания (помощь стимулирующая, организующая, разъясняющая, наглядно-действенная, конкретная).
Помощью является стимуляция
к действию (подумай, постарайся сделать,
у тебя получится); разъяснение сущности
действия (например, при классификации:
сюда будем откладывать все желтые,
а сюда красные кружочки); введение
наглядности при показе пути решения
(экспериментатор выкладывает
При таком подходе к исследованию способы предъявления материала ребенку могут быть разнообразными, что обеспечивает постепенность изменения степени трудности задания и требований к ребенку. Это дает возможность ребенку перейти от элементарных к более сложным формам деятельности. Такая последовательность предъявления заданий позволяет определить степень сформированности того или иного действия. Результаты исследования покажут, способен ли ребенок вообще действовать в данной сфере деятельности, может ли решать поставленную задачу в обычных, или хотя бы облегченных условиях.
Полученные с помощью обучающего эксперимента данные могут быть использованы для первичной оценки обучаемости детей, для сравнения сдвигов в развитии при различных системах обучения. Они помогут обеспечить индивидуальный подход при обучении.
В процессе работы выделяются следующие этапы обучающего эксперимента:
1. Введение ребенка в ситуацию эксперимента.
2. Сообщение содержания задания (инструкция).
3. Наблюдение за деятельностью
ребенка при выполнении
4. Оценка результатов
При оценке результатов деятельности фиксируется и анализируется принятие задачи ребенком, понимание им инструкции, возможность самостоятельного выполнения задания и возможность коррекции ошибок (контроль за деятельностью), обучаемость, факторы, влияющие на изменение результатов работы.
Резюмируя вышеизложенное, можно
сказать, что анализ результатов
изучения детей с особыми потребностями
в обучении предполагает концентрацию
внимания исследователя на анализе
характера нарушений, возникающих
при выполнении ребенком заданий, и
учет условий эксперимента. Сюда относятся
анализ истощения, наступающего в процессе
выполнения ребенком экспериментального
задания; учет темпа проведения эксперимента,
характеризующего скорость нервных
процессов, изменение объема предполагаемых
задач или материала, с которым
действует ребенок (что в случаях
превышения доступных ребенку пределов
вызывает запредельное торможение). Отражение
этих результатов в заключении по
результатам эксперимента позволяет
получить объективные данные, характеризующие
особенности аномального
9.4. Процедура психологического исследования
Психологическое исследование
ребенка с особыми
Процедура психологического исследования включает 3 этапа:
1. Изучение жалоб и
2. Непосредственное обследование ребенка.
3. Составление заключения
по данным психологического
При проведении обследования на каждом этапе используются соответствующие методы (изучение документации, беседа и т.п.).
Для анамнестических сведений важным является анализ особенностей психического развития ребенка, эффективность работы по преодолению дефектов развития (если такая работа проводилась), реакция ребенка на дефект, обычное поведение ребенка, нетипичные проявления и характер ситуаций, влияющих на изменение поведения.
Применительно к психологическому изучению значимой является характеристика следующих параметров развития:
– сроки, то есть моменты времени начала и завершения разных этапов развития;
– характер, динамика, то есть последовательность моментов интенсивного и замедленного совершенствования навыков и умений;
– спонтанность – степень самостоятельности ребенка;
– результативность, то есть уровень развития ребенка к моменту обследования.
Эти параметры анализируются при изучении развития моторики и навыков самообслуживания, игры, интересов и познавательных способностей, общения, обучаемости.
Следует помнить, что многое о ребенке может сказать его внешний вид: осанка, походка, координация движений, взгляд, мимика лица и т.п. При снижении интеллекта, некоторых речевых нарушениях (ринололия, дизартрия) или при наличии комплексных дефектов внешний вид ребенка часто неблагоприятен. В качестве отклонений от нормального внешнего вида отмечаются невыразительное, маскообразное, амимичное лицо, отсутствие фиксированного взора, блуждающий взгляд, слюнотечение, неправильная форма или нестандартная величина головы, расщелины губы, неба, нарушение точности и координации движений при ходьбе.
При наблюдении следует отмечать, насколько быстро вступает ребенок в контакт и возможен ли контакт речевой. Нужно учитывать, ситуация ли исследования затрудняет установление контакта или же это несформированность средств общения.
Большую роль следует отводить
анализу пути развития форм и средств
общения ребенка с окружающими.
Особое внимание нужно уделить анализу
первых трех лет жизни ребенка, так
как в это время закладывается
фундамент речевой
Слабую речевую интенцию отмечают у большинства детей при сниженном слухе, при психических отклонениях от нормы. Дети со сниженным интеллектом часто бывают говорливы, легко вступают в контакт с окружающими, хотя этот контакт по существу формален.
Активное стремление к речевому общению наблюдается у детей с сенсорной алалией. Однако эта тенденция сочетается у них с раздражительностью, эмоциональной лабильностью и часто – острой эмоциональной реакцией на ситуацию непонимания окружающими их речи.
При организации процесса взаимодействия с детьми выявление уровня общения имеет большое значение, так как при завышении требований к ребенку он может отказаться от общения.