Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:01, реферат
Содержание главы соответствует вводной лекции курса «Специальная психология» и знакомит с определением науки, ее задачами на современном этапе, историей становления и разделами. На основе концепций, разработанных основоположником специальной психологии Л.С. Выготским, раскрывается значение основных категорий науки и даются их современные лексические эквиваленты.
Все эти меры на отдельных этапах обучения, безусловно, приводят к положительным результатам, позволяют достигнуть временных успехов, что дает возможность учителю считать ученика не умственно отсталым, а лишь отстающим в развитии, медленно усваивающим учебный материал.
Клинические и психологические
наблюдения показывают, что частые
переходы от состояния активности к
полной или частичной пассивности,
смена рабочих и нерабочих
настроений тесно связана с нервно-
В периоды нормальной работоспособности
у детей с ЗПР обнаруживается
целый ряд положительных сторон
их деятельности, характеризующих сохранность
многих личностных и интеллектуальных
качеств. Эти сильные стороны
проявляются чаще всего при выполнении
детьми доступных и интересных заданий,
не требующих длительного
В таком состоянии при
индивидуальной работе с ними дети
оказываются способными самостоятельно
или с незначительной помощью
решать интеллектуальные задачи почти
на уровне нормально развивающихся
сверстников (производить группировку
предметов, устанавливать причинно-
Аналогичная картина наблюдается и на уроках. Дети могут сравнительно быстро понять учебный материал, правильно выполнить упражнения и, руководствуясь образом или целью задания, исправить ошибки в работе.
К 3–4 классу у некоторых детей с ЗПР под влиянием работы учителей и воспитателей развивается интерес к чтению. В состоянии относительно хорошей работоспособности многие из них последовательно и подробно пересказывают доступный текст, правильно отвечают на вопросы по прочитанному, оказываются в состоянии при помощи взрослого выделить в нем главное; интересные детям рассказы нередко вызывают у них бурные и глубокие эмоциональные реакции.
Во всех работах, посвященных детям с ЗПР, отмечается, что они значительно эффективнее, чем их умственно отсталые сверстники, принимают и используют помощь в своей деятельности, причем не отказываются от нее и даже проявляют заинтересованность там, где не могут справиться с заданием самостоятельно. В зависимости от степени задержки психического развития и материала, с которым ребенку приходится работать, помощь по своему характеру может быть разной. Иногда бывает достаточно лишь изменить условия работы ученика. Так, учителя отмечают случаи, когда ученик самостоятельно не может справиться с задачей, но, если его вызвать к доске и предложить записать ее содержание, рассуждая при этом вслух, то ту же задачу он решает успешно, очевидно, подобные действия оказываются для детей с ЗПР стимулирующими, повышают их активность. В других случаях учителю приходится прибегать к наводящим вопросам, аналогиям, дополнительному наглядному материалу. Нередко дети с ЗПР сами проявляют активность в поисках средств, облегчающих решение поставленных задач: несколько раз прочитывают задания, по ходу решения задачи рассуждают вслух, просят разрешения записать исходные данные, используют различные ими найденные вспомогательные средства (например, пишут каждое предложение диктуемого текста с новой строки).
Во внеклассной жизни дети обычно активны, интересы их, как и у нормально развивающихся детей, разнообразны. Некоторые из них предпочитают тихие, спокойные занятия – лепку, рисование, конструирование, с увлечением работают со строительным материалом и разрезными картинками. Но таких детей меньшинство. Большинство предпочитают подвижные игры, любят побегать, порезвиться. К сожалению, и у «тихих», и у «шумных» детей фантазии и выдумки в самостоятельных играх, как правило, бывает мало.
Все дети с ЗПР любят разного рода экскурсии, посещение театров, кинотеатров и музеев, иногда это их так захватывает, что они несколько дней находятся под впечатлением увиденного. Они также любят занятия физкультурой и спортивные игры, и, хотя у них обнаруживается явная двигательная неловкость, недостаточная координированность движений, неумение подчиняться заданному (музыкальному или словесному) ритму, со временем, в процессе обучения, школьники достигают значительных успехов и в этом плане выгодно отличаются от умственно отсталых детей.
Обычно дети с ЗПР проявляют исполнительность и аккуратность при выполнении работ по уборке помещения и территории, по уходу за растениями и животными, но только в том случае, если эти работы не требуют от них длительного напряжения и разнообразны. Такие дети любят участвовать в самодеятельности, причем именно в этом случае весьма отчетливо проявляются их интересы и возможности.
Дети с ЗПР дорожат доверием взрослых, но это не избавляет их от срывов, часто происходящих помимо их воли и сознания, без достаточных на то оснований. Потом они с трудом приходят в себя и еще долго чувствуют неловкость, угнетенность.
Описанные особенности поведения детей с ЗПР при недостаточном знакомстве с ними (например при одноразовом посещении урока) могут создать впечатление, что к ним вполне применимы все условия и требования обучения, предусмотренные для учеников общеобразовательной школы. Однако комплексное (клиническое и психолого-педагогическое) изучение учащихся данной категории показывает, что это далеко не так. Их психофизиологические особенности, своеобразие познавательной деятельности и поведения приводят к тому, что содержание и методы обучения, темп работы и требования общеобразовательной школы оказываются для них непосильными.
Рабочее состояние детей
с ЗПР, во время которого они способны
усвоить учебный материал и правильно
решить те или иные задачи, кратковременно.
Как отмечают учителя, нередко дети
способны работать на уроке всего 15
– 20 минут, а затем наступает утомление
и истощение, интерес к занятиям
пропадает, работа прекращается. В состоянии
утомления у них резко
Этот небольшой объем
знаний, который детям удается
приобрести в период нормальной работоспособности,
как бы повисает в воздухе, не связывается
с последующим материалом, недостаточно
закрепляется. Знания во многих случаях
остаются неполными, отрывистыми, не систематизируются.
Вслед за этим у детей развивается
крайняя неуверенность в своих
силах, неудовлетворенность учебной
деятельностью. В самостоятельной
работе дети теряются, начинают нервничать
и тогда не могут выполнить
даже элементарных заданий. Резко выраженное
утомление возникает после
В целом дети с ЗПР тяготеют к механической работе, не требующей умственных усилий: заполнение готовых форм, изготовление несложных поделок, составление задач по образцу с изменением лишь предметных и числовых данных. Они тяжело переключаются с одного вида деятельности на другой: выполнив пример на деление, нередко осуществляют эту же операцию и в следующем задании, хотя оно на умножение. Однообразные действия, не механические, а связанные с умственным напряжением, также быстро утомляют учащихся.
В возрасте 7–8 лет такие
учащиеся тяжело входят в рабочий
режим урока. Долгое время урок для
них остается игрой, поэтому они
могут вскочить, пройтись по классу,
поговорить с товарищами, что-то выкрикнуть,
задавать вопросы, не относящиеся к
уроку, без конца переспрашивать
учителя. Утомляясь, дети начинают вести
себя по-разному: одни становятся вялыми
и пассивными, ложатся на парту, бесцельно
смотрят в окно, притихают, не досаждают
учителю, но и не работают. В свободное
время стремятся уединиться, спрятаться
от товарищей. У других, наоборот, возникает
повышенная возбудимость, расторможенность,
двигательное беспокойство. Они постоянно
что-то вертят в руках, теребят пуговицы
на своем костюме, играют разными
предметами. Эти дети, как правило,
очень обидчивы и вспыльчивы, часто
без достаточных оснований
Для вывода детей из таких состояний требуется время, особые методы и большой такт со стороны учителя.
Осознавая свои затруднения в учебе, некоторые учащиеся пытаются самоутверждаться собственными путями: подчиняют себе более слабых физически товарищей, командуют ими, заставляют выполнять за себя неприятную работу (уборка в спальне, в классе), показывают свое «геройство», совершая рискованные поступки (прыгают с высоты, влезают по опасной лестнице и др.); могут сказать неправду, например, похвастаться какими-либо поступками, которые они не совершали. В то же время эти дети обычно чувствительны к несправедливым обвинениям, остро на них реагируют, с трудом успокаиваются. Физически более слабые школьники легко подчиняются «авторитетам» и могут поддерживать своих «вожаков» даже тогда, когда те явно не правы.
Неправильное поведение,
проявляющееся у младших
Знание особенностей развития детей с ЗПР чрезвычайно важно для понимания общего подхода к работе с ними. Задачи и принципы изучения детей с нарушениями в развитии
Психологическое исследование
детей с нарушениями в развитии
является частью медико-психолого-
– определение содержания
и прикладной ценности клинико-психопатологического,
экспериментально-
– разработка методических
основ для реализации принципа «диагностика
как этап коррекции». Сущность этого
принципа состоит в необходимости
осмысления любой диагностической
задачи в контексте оптимизации
коррекционной помощи ребенку. Такая
диагностика должна осуществляться
вне зависимости от квалификации
психических расстройств и
– разработка процедуры «диагностического консилиума». Имея один и тот же объект приложения своих профессиональных знаний, дефектолог, психолог, детский психиатр, психотерапевт и другие специалисты часто склонны к определенной автономизации оценок наблюдаемых ими особенностей ребенка и узкопрофессиональной их интерпретации. Успешность коррекционной работы зависит от целостного представления о ребенке, исходящего из принципов личностного подхода к диагностике и организационно опирающегося на функциональный диагноз. Достижение такого уровня оценки возможно в структуре специально организованного консилиума, позволяющего осуществить обмен диагностической информацией и отработать оптимальные приемы профессионального взаимодействия.
Для диагностики нарушений
психического развития ребенка существенное
значение имеют сведения, характеризующие
состояние нервной системы
Диагностика – это анализ информации и выводы о природе и причинах проблем, или постановка формального диагноза. Термин «диагноз» имеет два значения. Нозологический (таксономический) диагноз фокусируется на формальном отнесении случая к конкретной категории из системы классификации заболеваний. Во втором случае имеет место более широкое понимание диагноза как анализа проблем, при этом диагностика рассматривается как процесс сбора информации и используется для понимания природы проблем ребенка, их возможных причин, выбора методов терапии и оценки результатов. Это более широкий взгляд на диагностику синонимичен термину «обследование» и такая диагностика возможна в ходе психологического изучения ребенка.
Задачами психологического изучения являются:
– выявление и квалификация особенностей психического развития детей, определение характера дефекта развития;
– определение потенциальных возможностей и установление ориентировочных сроков компенсации дефекта развития в условиях специального обучения и воспитания, т.е. выявление возможности компенсировать дефект за счет сохранных функций;
– определение оптимального пути обучения и тип учебного учреждения для детей с нарушениями в развитии.
Психологическое изучение играет
важную роль в обосновании организации
учебной и коррекционно-
В диагностике развития ребенка принимают участие врачи – психоневрологи, отоларингологи, офтальмологи и т.д., психологи, педагоги – дефектологи, логопеды.
Психологическое исследование проводится с учетом данных медицинского обследования. Этим обеспечивается тесная взаимосвязь специалистов, комплексный подход к изучению ребенка. Принцип комплексности в обследовании является первостепенным при психолого-педагогическом изучении детей.
Для изучения психических
явлений во времени, с учетом их динамики
важным является принцип развития.
Реализация принципа развития в психологическом
изучении предполагает исследование условий
возникновения психических