Специальная психология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:01, реферат

Описание

Содержание главы соответствует вводной лекции курса «Специальная психология» и знакомит с определением науки, ее задачами на современном этапе, историей становления и разделами. На основе концепций, разработанных основоположником специальной психологии Л.С. Выготским, раскрывается значение основных категорий науки и даются их современные лексические эквиваленты.

Работа состоит из  1 файл

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА.docx

— 322.88 Кб (Скачать документ)

Однако снижение роли семьи  и в ряде случаев объективная  невозможность выполнения ею своих  функций – неоспоримый факт. В  современных условиях семья не готова взять на себя всю нагрузку по развитию и воспитанию детей.

Появление в семье ребенка  с какими-либо отклонениями в развитии всегда связано с тяжелыми эмоциональными переживаниями родителей и близких  родственников. Для того чтобы помочь такой семье, прежде всего необходимо дать родителям полную информацию об особенностях их ребенка: указать его  специфические положительные и  отрицательные особенности, сильные  и слабые стороны. Лучше всего  информацию такого рода получать у  специалистов, регулярно наблюдающих  за ребенком.

Наиболее часто время  первичного обращения родителей  к специалистам совпадает со вступлением  ребенка в старший дошкольный возраст.

Старший дошкольный возраст  является как бы рубежом между  дошкольным периодом и началом обучения в школе. В это время родители начинают более внимательно присматриваться  к своим детям, пытаются оценить  их способности, трудолюбие, готовность к обучению. Требования к детям  в этом возрастном периоде обычно резко повышают. Родители порой неумело  пытаются научить детей писать, читать, считать. Столкнувшись с первыми  трудностями, они не всегда правильно  на них реагируют и оценивают  их.

Родители тех детей, которые  посещали специализированные детские  сады, надеются на полную или частичную  реабилитацию дефектов развития и нуждаются  в квалифицированной оценке степени  компенсации дефекта у ребенка  и помощи в решении вопроса  о типе школы. Нередко в этот период в семьях возникают конфликтные  ситуации, вытекающие либо из непонимания  одним или обоими родителями возможностей ребенка, либо из-за неприятия решения  специалистов. Все это побуждает  родителей стремиться получить всестороннюю консультацию и объективную оценку как способностям и возможностям ребенка, так и собственным воспитательским  позициям.

В настоящее время разработана  следующая схема консультирования:

1)   анализ жалоб родителей  и внутрисемейной ситуации;

2)   комплексное медико-психолого-педагогическое исследование ребенка для постановки диагноза и установления психологической структуры дефекта;

3)   психолого-педагогическое  консультирование всех членов  семьи.

Анализируя жалобы, консультант  помогает родителям точнее их сформулировать, а затем соотносит их с возрастом ребенка и реальным положением в семье: воспитывается ли он дома или посещает детский сад; состав семьи, ее культурный и социальный уровень, наличие дополнительных занятий и т.д. Важно установить, кто уделяет ребенку больше внимания, кого в семье ребенок предпочитает и кому лучше подчиняется, единодушны ли родители в вопросах воспитания.

Комплексное медико-психолого-педагогическое исследование позволяет достаточно точно установить диагноз. Психологом при этом учитываются уровень интеллектуального развития ребенка, состояние сенсорных и моторных функций, уровень знаний и навыков, особенности и личности, и деятельности. На основании обследования определяется психологическая структура дефекта, а это необходимо, чтобы дать родителям рекомендации в плане обучения и воспитания ребенка.

Особенно трудно бывает родителям, когда, кроме отклонений в психическом  или физическом развитии, наблюдаются  внешние дефекты. В таких семьях, как правило, возникают нарушения  внутрисемейных отношений, в частности  отношений родителей и детей.

Искажение поведения родителей (как правило, неосознаваемое) приводит к следующему:

–   нарушается взаимодействие с социумом (родственники и знакомые, врачи, дефектологи, учителя). При этом наблюдается замыкание в своей  семье, неадекватные реакции на врачебные  и педагогические рекомендации, конфронтация с детскими образовательными учреждениями;

–   нарушаются внутрисемейные отношения, в особенности супружеские. Как правило, в этом случае наблюдается  резкое искажение позиции отца, который  тяжелее, чем мать, переживает, что  его ребенок болен и что он, как и другие здоровые члены семьи, оказывается в положении «заброшенного». В крайних случаях это приводит к распаду семьи;

–   нарушается дальнейшее репродуктивное поведение (характерное  для данного типа семей). Это означает, что в случае небольшого риска  рождения ребенка с той же патологией супруги принимают решение (в  дальнейшем строго его придерживаются) не иметь больше детей, а в случае большого риска, наоборот, горячо желают иметь последующих детей;

–   складываются неверные представления о больном ребенке, возможностях его лечения и воспитания. Очень часто в семье не признается необратимость диагноза и соответственно вытекающих отсюда последствий. Даже в  случае декларируемого понимания родители продолжают тратить огромные силы и  средства на так называемое «хождение  по кругу врачей» в надежде, что  диагноз не подтвердится либо в крайнем случае найдутся лекарства, которые помогут лечить ребенка.

Подобные нарушения являются средствами психологической защиты от фрустрирующей ситуации, в которой оказывается семья. Практика консультирования показывает, что эти нарушения возникают не только при тяжелых умственных или физических нарушениях, но и в случаях более легких дефектов. Степень дезадаптации семьи зависит не только от степени тяжести заболевания, но и от ценностных ориентаций родителей, от их отношения к болезни и ее предполагаемым последствиям.

Особенно явно дезадаптация семьи обнаруживается в период консультирования ребенка в медико-генетической или психолого-педагоги­ческой консультации. Часто оба вида консультирования приходится вести одновременно.

В ходе консультирования родители узнают точный диагноз, получают информацию о характере наследственного  поражения ребенка и риске  его повторения в данной семье, им рассказывают об особенностях домашнего  обучения и развития ребенка.

На эффективность консультирования оказывает влияние множество  факторов как объективных (уровень  развития психодиагностики и медицинской  генетики в целом, подготовленность специалистов-консуль­тантов), так и субъективных. К последним можно отнести личные и интеллектуальные особенности консультируемых; структуру межличностных отношений в семье, включая половые; предубеждения и ожидания, с которыми люди приходят на консультацию, эмоциональное состояние родителей в этот момент.

Тяжелое эмоциональное состояние, доходящее иногда до ступора, не позволяет  родителям правильно понять и  осознать информацию. В связи с  этим перед консультантом возникает  задача правильно оценить состояние  родителей (а иногда и других родственников) и провести соответствующие коррекционные  мероприятия.

Целью психологического консультирования членов семьи является оптимизация  внутрисемейных отношений через  принятие родителями адекватных ролевых  позиций по отношению к ребенку  и друг к другу, обучение родителей  навыкам вхождения в контакт  с ребенком и воспитание его в  соответствии с общественными нормами  поведения. В ходе консультирования нередко приходится преодолевать неправильные установки и заблуждения родителей. Особенно часты ошибки родителей  при воспитании ребенка с отклонениями в развитии. Одной из наиболее постоянных ошибок воспитания является снижение требований к ребенку, закрепление  за ним положения больного.

Наблюдения показали, что  в то время как снижение требований в отношении уровня умственного  развития аномального ребенка и  результатов его обучения оправдано, оно должно быть минимальным в  воспитательном отношении. Ребенку, отстающему в развитии, в равной степени, как  и нормально развивающемуся, должны вовремя прививаться навыки опрятности, самообслуживания, а в дальнейшем и посильный труд в семье, забота о близких. В подавляющем большинстве случаев можно видеть обратное явление. Родители начинают преждевременно обучать ребенка чтению, письму, счету, организуют дополнительные занятия с педагогами, стремятся дать ребенку такое количество информации, которые он не может охватить. Все усилия родителей направлены для обучения и устройства ребенка в школу, а формированию навыков поведения уделяется значительно меньше внимания. Поэтому нередко приходится наблюдать детей, знающих буквы, но не обладающих элементарными навыками самообслуживания. Родители излишне опекают их, стремятся устранить даже мельчайшие трудности в их повседневной жизни, ни на шаг не отпускают от себя. Это создает напряженную атмосферу в семье, конфликтные ситуации между родителями и другими детьми.

Часто в семьях, где кроме  ребенка с отклонением в развитии есть полноценные дети, складываются неправильные отношения в целом. Полноценному ребенку в таких  семьях уделяют мало внимания, от него требуют, чтобы он во всем уступал  «больному», всячески опекал его, не реагировал и не жаловался на неправильные поступки последнего. Все это отражается на формировании характера полноценного ребенка, а иногда приводит у него к нервному срыву. Правильная оценка родителями семейной ситуации, адекватное воспитание аномального ребенка, регулярное консультирование со специалистами  помогают установлению оптимального климата  в семье.

Психологическое консультирование семьи, имеющей ребенка с отклонениями в развитии, базируется на следующих  принципах:

1.    Соблюдение интересов  консультируемого ребенка. Этот  принцип проводится во всех  случаях, кроме резко выраженной  патологии, когда под угрозой  находится здоровье других членов  семьи (прежде всего детей). Под  соблюдением интересов ребенка  понимается определение и доведение  до сведения членов семьи адекватных  условий для его обучения, воспитания  и лечения как в школе, так и дома. Правильная постановка диагноза – необходимое, но недостаточное условие для этого. В настоящее время в нашей стране создана большая сеть специальных дошкольных учреждений и школ, в которых аномальные дети обучаются в оптимальных условиях и по соответствующим их возможностям программам. Родителям необходимо разъяснить возможность и важность адекватного обучения ребенка, так как подчас лишь неправильное понимание родителями его возможностей мешает помещению его в соответствующее детское учреждение.

2.    Щадящая форма  сообщения диагноза, поставленного  ребенку. В беседе с родителями  следует стремиться не только раскрыть психологическую структуру дефекта ребенка, но и указать его положительные качества. Лучше не просто сообщать родителям диагноз и решение специалистов, а доступным языком рассказать об особенностях их ребенка, объяснить, как нужно с ним заниматься и на что следует обратить внимание. При этом всегда учитываются условия жизни каждой семьи, ее состав и культурный уровень, количество детей, для того чтобы советы не оказались для семьи трудновыполнимыми и у родителей не возникало чувство вины перед ребенком и собственной беспомощности.

3.    Коллективное  консультирование семьи, которому  предшествует индивидуальное консультирование  ее членов с соблюдением тайны  индивидуального консультирования. Нередки случаи, когда родители  расходятся в вопросах обучения  и воспитания своего ребенка  и хотят побеседовать с консультантом  наедине, чтобы проверить правильность  своих позиций или объяснить  какие-либо стороны семейной жизни.  Психолог анализирует семейную  ситуацию, исходя из интересов  ребенка, и дает объективную  оценку его возможностей. Он консультирует  родителей и других родственников  индивидуально, соблюдая тайну  консультирования, чтобы не внести  в семью новых травмирующих  моментов. Индивидуальное консультирование  помогает затем правильно построить коллективное консультирование семьи, в котором, кроме родителей, участвуют и другие родственники. Те конфликты между родителями, которые непосредственно не касаются ребенка, не входят в задачи консультирования, о чем сообщается родителям. С помощью коллективного консультирования достигается выработка (под руководством психолога) оптимальных внутрисемейных позиций.

Эффективным методом коллективного  консультирования является проведение коррекционных психолого-педагогических занятий с ребенком в присутствии  родителей. Наблюдение родителей за занятиями своего ребенка со специалистом, за процессом усвоения ребенком определенных правил поведения, знаний и навыков  помогает им лучше понять его, оценить  адекватность требований и занять более  правильную воспитательную позицию. Кроме  того, можно использовать метод анализа  поведения детей и родителей  при совместном выполнении ими домашних заданий. По мере того, как родители усваивают некоторые приемы и  методы работы с ребенком, налаживается контакт между родителями и детьми, наступает большее взаимопонимание  между всеми членами семьи.

Таким образом, правильное воспитание аномального ребенка в семье  оказывает благотворное влияние  не только на него, но и на психологический  климат всей семьи. Система служб и принципы психолого-педагогической помощи детям

Систему служб, существующих сегодня в области практической психологии, можно назвать достаточно развитой. Постановлением Правительства  Российской Федерации № 867 от 31 июля 1998 года утверждено Типовое положение  об образовательном учреждении для  детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Этот документ описывает деятельность широкого круга  учреждений. Он адресован центрам  диагностики и консультирования, центрам психолого-педагогической и медико-социальной помощи, психолого-педагогического  и медико-социального сопровождения, психолого-педагогической реабилитации и коррекции, социально-трудовой адаптации, профориентации, лечебной педагогики, дифференцированного обучения и  другим. В этом перечне все виды деятельности и все виды поддержки, которые оказываются сегодня  детям в самых разных образовательных  учреждениях.

Определены три основные задачи деятельности этих центров. На первом месте – оказание помощи детям, испытывающим трудности в  освоении образовательных программ; на втором месте – осуществление  индивидуально-ориентированной психологической, педагогической, социальной, медицинской, юридической помощи в развитии детям; и на третьем месте – оказание образовательными учреждениями помощи в создании условий, наиболее способствующих развитию ребенка.

В качестве основных направлений  работы этих служб выделены: организация  образовательной деятельности, связанной  с поддержкой образовательных программ, диагностика, организация коррекционно-разви­вающих программ, коррекционная политика и деятельность, информационная политика и деятельность, анонимное консультирование и т.д.

Информация о работе Специальная психология как наука