Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:01, реферат
Содержание главы соответствует вводной лекции курса «Специальная психология» и знакомит с определением науки, ее задачами на современном этапе, историей становления и разделами. На основе концепций, разработанных основоположником специальной психологии Л.С. Выготским, раскрывается значение основных категорий науки и даются их современные лексические эквиваленты.
Однако снижение роли семьи и в ряде случаев объективная невозможность выполнения ею своих функций – неоспоримый факт. В современных условиях семья не готова взять на себя всю нагрузку по развитию и воспитанию детей.
Появление в семье ребенка 
с какими-либо отклонениями в развитии 
всегда связано с тяжелыми эмоциональными 
переживаниями родителей и 
Наиболее часто время первичного обращения родителей к специалистам совпадает со вступлением ребенка в старший дошкольный возраст.
Старший дошкольный возраст 
является как бы рубежом между 
дошкольным периодом и началом обучения 
в школе. В это время родители 
начинают более внимательно 
Родители тех детей, которые 
посещали специализированные детские 
сады, надеются на полную или частичную 
реабилитацию дефектов развития и нуждаются 
в квалифицированной оценке степени 
компенсации дефекта у ребенка 
и помощи в решении вопроса 
о типе школы. Нередко в этот период 
в семьях возникают конфликтные 
ситуации, вытекающие либо из непонимания 
одним или обоими родителями возможностей 
ребенка, либо из-за неприятия решения 
специалистов. Все это побуждает 
родителей стремиться получить всестороннюю 
консультацию и объективную оценку 
как способностям и возможностям 
ребенка, так и собственным 
В настоящее время разработана 
следующая схема 
1) анализ жалоб родителей и внутрисемейной ситуации;
2)   комплексное медико-психолого-
3) психолого-педагогическое консультирование всех членов семьи.
Анализируя жалобы, консультант помогает родителям точнее их сформулировать, а затем соотносит их с возрастом ребенка и реальным положением в семье: воспитывается ли он дома или посещает детский сад; состав семьи, ее культурный и социальный уровень, наличие дополнительных занятий и т.д. Важно установить, кто уделяет ребенку больше внимания, кого в семье ребенок предпочитает и кому лучше подчиняется, единодушны ли родители в вопросах воспитания.
Комплексное медико-психолого-
Особенно трудно бывает родителям, когда, кроме отклонений в психическом или физическом развитии, наблюдаются внешние дефекты. В таких семьях, как правило, возникают нарушения внутрисемейных отношений, в частности отношений родителей и детей.
Искажение поведения родителей (как правило, неосознаваемое) приводит к следующему:
– нарушается взаимодействие с социумом (родственники и знакомые, врачи, дефектологи, учителя). При этом наблюдается замыкание в своей семье, неадекватные реакции на врачебные и педагогические рекомендации, конфронтация с детскими образовательными учреждениями;
– нарушаются внутрисемейные отношения, в особенности супружеские. Как правило, в этом случае наблюдается резкое искажение позиции отца, который тяжелее, чем мать, переживает, что его ребенок болен и что он, как и другие здоровые члены семьи, оказывается в положении «заброшенного». В крайних случаях это приводит к распаду семьи;
– нарушается дальнейшее репродуктивное поведение (характерное для данного типа семей). Это означает, что в случае небольшого риска рождения ребенка с той же патологией супруги принимают решение (в дальнейшем строго его придерживаются) не иметь больше детей, а в случае большого риска, наоборот, горячо желают иметь последующих детей;
–   складываются неверные 
представления о больном 
Подобные нарушения являются средствами психологической защиты от фрустрирующей ситуации, в которой оказывается семья. Практика консультирования показывает, что эти нарушения возникают не только при тяжелых умственных или физических нарушениях, но и в случаях более легких дефектов. Степень дезадаптации семьи зависит не только от степени тяжести заболевания, но и от ценностных ориентаций родителей, от их отношения к болезни и ее предполагаемым последствиям.
Особенно явно дезадаптация семьи обнаруживается в период консультирования ребенка в медико-генетической или психолого-педагогической консультации. Часто оба вида консультирования приходится вести одновременно.
В ходе консультирования родители узнают точный диагноз, получают информацию о характере наследственного поражения ребенка и риске его повторения в данной семье, им рассказывают об особенностях домашнего обучения и развития ребенка.
На эффективность 
Тяжелое эмоциональное состояние, доходящее иногда до ступора, не позволяет родителям правильно понять и осознать информацию. В связи с этим перед консультантом возникает задача правильно оценить состояние родителей (а иногда и других родственников) и провести соответствующие коррекционные мероприятия.
Целью психологического консультирования 
членов семьи является оптимизация 
внутрисемейных отношений через 
принятие родителями адекватных ролевых 
позиций по отношению к ребенку 
и друг к другу, обучение родителей 
навыкам вхождения в контакт 
с ребенком и воспитание его в 
соответствии с общественными нормами 
поведения. В ходе консультирования 
нередко приходится преодолевать неправильные 
установки и заблуждения 
Наблюдения показали, что в то время как снижение требований в отношении уровня умственного развития аномального ребенка и результатов его обучения оправдано, оно должно быть минимальным в воспитательном отношении. Ребенку, отстающему в развитии, в равной степени, как и нормально развивающемуся, должны вовремя прививаться навыки опрятности, самообслуживания, а в дальнейшем и посильный труд в семье, забота о близких. В подавляющем большинстве случаев можно видеть обратное явление. Родители начинают преждевременно обучать ребенка чтению, письму, счету, организуют дополнительные занятия с педагогами, стремятся дать ребенку такое количество информации, которые он не может охватить. Все усилия родителей направлены для обучения и устройства ребенка в школу, а формированию навыков поведения уделяется значительно меньше внимания. Поэтому нередко приходится наблюдать детей, знающих буквы, но не обладающих элементарными навыками самообслуживания. Родители излишне опекают их, стремятся устранить даже мельчайшие трудности в их повседневной жизни, ни на шаг не отпускают от себя. Это создает напряженную атмосферу в семье, конфликтные ситуации между родителями и другими детьми.
Часто в семьях, где кроме 
ребенка с отклонением в 
Психологическое консультирование семьи, имеющей ребенка с отклонениями в развитии, базируется на следующих принципах:
1.    Соблюдение интересов 
консультируемого ребенка. 
2.    Щадящая форма 
сообщения диагноза, поставленного 
ребенку. В беседе с 
3.    Коллективное 
консультирование семьи, 
Эффективным методом коллективного 
консультирования является проведение 
коррекционных психолого-
Таким образом, правильное воспитание аномального ребенка в семье оказывает благотворное влияние не только на него, но и на психологический климат всей семьи. Система служб и принципы психолого-педагогической помощи детям
Систему служб, существующих 
сегодня в области практической 
психологии, можно назвать достаточно 
развитой. Постановлением Правительства 
Российской Федерации № 867 от 31 июля 
1998 года утверждено Типовое положение 
об образовательном учреждении для 
детей, нуждающихся в психолого-
Определены три основные 
задачи деятельности этих центров. На 
первом месте – оказание помощи 
детям, испытывающим трудности в 
освоении образовательных программ; 
на втором месте – осуществление 
индивидуально-ориентированной 
В качестве основных направлений 
работы этих служб выделены: организация 
образовательной деятельности, связанной 
с поддержкой образовательных программ, 
диагностика, организация коррекционно-