Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:01, реферат
Содержание главы соответствует вводной лекции курса «Специальная психология» и знакомит с определением науки, ее задачами на современном этапе, историей становления и разделами. На основе концепций, разработанных основоположником специальной психологии Л.С. Выготским, раскрывается значение основных категорий науки и даются их современные лексические эквиваленты.
Какие же виды учреждений сегодня работают на оказание помощи особому ребенку, его семье и педагогам?
Во-первых, это медико-социальные центры сопровождения детей.
Вторая разновидность – центры, которые заняты только диагностикой. К ним можно отнести психолого-педагогические, медико-социальные консультации и комиссии, которые определяют направление и сферу обучения ребенка в системе специального образования.
Третий вид центров, которые активно работают, – коррекционные службы. Они представлены логопедическими центрами и пунктами, а также учреждениями, которые осуществляют дополнительные коррекционные программы.
Четвертый вид – службы
так называемого раннего, или
домашнего, сопровождения, в которых
специалисты в области
Есть службы, сочетающие в
себе и психолого-педагогический центр,
и медико-социальный центр, и образовательное
учреждение. Именно эти службы получают
сегодня активную поддержку государства,
так как берут на себя задачу создать
для нетипичного ребенка
Необходимо назвать и
центры, которые специализируются не
столько на поддержке детей, сколько
на поддержке учителя. В стрессовой
ситуации современности наиболее востребованными
оказываются психологические
Сегодня складывается ситуации,
когда центры возникают внутри образовательного
учреждения как его структурный
компонент (например, школьная социально-психологическая
служба, в штате которой работают
психолог, дефектолог, социальный педагог),
а также в муниципальных
Необходимым дополнением к приведенным классификациям является их деление на государственные и негосударственные. Развитие системы, по всей видимости, будет происходить за счет негосударственных центров помощи детям, которые не следует воспринимать только как коммерческие структуры, ведь возникнуть такая структура может только в ответ на возникшую общественную потребность. Государство поддерживает такие учреждения, потому что они выполняют важную задачу оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Какой сегодня должна быть психолого-педагогическая и медико-социальная помощь детям с особыми нуждами, чтобы отвечать потребностям общества?
Первое и самое важное
положение – должен быть обеспечен
комплексный интегративный
Второе положение связано с необходимостью сопровождать, а не направлять развитие, так как только та помощь, которая актуализирует личностную потребность ученика, его личностную силу, его личностный выбор может вести к развитию, а не та, в которой наши усилия, наша энергия, наше влияние помогают ему стать выше.
Третье положение. Любая помощь – это в обязательном порядке помощь, в которой объединены ребенок, школа, семья и специалисты центра помощи. Только та помощь окажется полезной, целесообразной, в которой реально объединены усилия всех, окружающих ребенка.
Четвертое положение продиктовано необходимостью участия современных центров и служб в процессах социально-педагогического проектирования. Если мы понимаем, что детям нужны какие-то дополнительные услуги – коррекционные школы, приюты, программы индивидуального обучения и т.д., должны взять на себя инициативу в создании такой услуги и программы.
Последнее положение –
последнее по порядку, но не по значимости
– связано с обязанностью всех,
причастных к судьбам детей, серьезно
изучать и пытаться понять детскую
субкультуру: чем живут наши дети,
каковы их ценности, что представляется
им значимым в мире, как они принимают
это мир. Важно понимать, что взрослый,
являясь посредником между
Таким образом, в современном
обществе создана и активно развивается
система психолого-
Выводы
· Дети с нарушениями в развитии нуждаются не столько в специальной лечебной педагогике, сколько в понимании того, что они в первую очередь – дети и только во вторую – особенные дети. Ориентация на индивидуальность ребенка является принципом социального воспитания.
· В воспитании детей с особыми нуждами важное значение имеет правильное отношение к ним в семье.
· Среди функций
семьи с нетипичным ребенком следует
рассматривать не только традиционные,
но и специфические, реализуемые
по отношению к ребенку с
· Появление в семье ребенка с какими-либо отклонениями в развитии всегда связано с тяжелыми эмоциональными переживаниями родителей и близких родственников. В таких семьях, как правило, возникают нарушения внутрисемейных отношений. Одной из наиболее постоянных ошибок воспитания является снижение требований к ребенку, закрепление за ним положения больного.
· Такие семьи нуждаются в психологической помощи и поддержке, полной информации о возможностях и способностях ребенка.
· Целью психологического консультирования членов семьи является оптимизация внутрисемейных отношений через принятие родителями адекватных ролевых позиций по отношению к ребенку и друг к другу, обучение родителей навыкам воспитания его в соответствии с общественными нормами поведения.
· Правильное воспитание аномального ребенка в семье оказывает благотворное влияние не только на него, но и на психологический климат всей семьи.
· Вместе с тем родители
сегодня часто оказываются не
в состоянии выполнять
· В настоящее время активно развиваются службы психолого-педагогической и медико-социальной помощи семье и детям, основанные на комплексном интегративном подходе к диагностике и консультированию, мультидисциплинарном сопровождении развития ребенка.
Ключевые термины
Основные проблемы семей, имеющих детей с нарушениями в развитии; искажение поведения родителей детей с отклонениями в развитии; принципы консультирования семей, принципы воспитания детей с отклонениями в развитии, принципы отношения к детям с отклонениями в развитии, Положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, задачи и основные направления деятельности, медико-социальные центры сопровождения детей, консультационные и коррекционные службы, психолого-педагогическое сопровождение, социально-психологическое проектирование, детская субкультура, субъектный подход.