Специальная психология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:01, реферат

Описание

Содержание главы соответствует вводной лекции курса «Специальная психология» и знакомит с определением науки, ее задачами на современном этапе, историей становления и разделами. На основе концепций, разработанных основоположником специальной психологии Л.С. Выготским, раскрывается значение основных категорий науки и даются их современные лексические эквиваленты.

Работа состоит из  1 файл

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА.docx

— 322.88 Кб (Скачать документ)

Какие же виды учреждений сегодня  работают на оказание помощи особому  ребенку, его семье и педагогам?

Во-первых, это медико-социальные центры сопровождения детей.

Вторая разновидность  – центры, которые заняты только диагностикой. К ним можно отнести  психолого-педагогические, медико-социаль­ные консультации и комиссии, которые определяют направление и сферу обучения ребенка в системе специального образования.

Третий вид центров, которые  активно работают, – коррекционные  службы. Они представлены логопедическими  центрами и пунктами, а также учреждениями, которые осуществляют дополнительные коррекционные программы.

Четвертый вид – службы так называемого раннего, или  домашнего, сопровождения, в которых  специалисты в области здравоохранения, социальной помощи и образования  работают с ребенком с первого  дня жизни, психологи оказывают  поддержку родителям и семье  в целом.

Есть службы, сочетающие в  себе и психолого-педагогический центр, и медико-социальный центр, и образовательное  учреждение. Именно эти службы получают сегодня активную поддержку государства, так как берут на себя задачу создать  для нетипичного ребенка промежуточные, индивидуально ориентированные  программы и помочь ему интегрироваться  в нормальную среду.

Необходимо назвать и  центры, которые специализируются не столько на поддержке детей, сколько  на поддержке учителя. В стрессовой ситуации современности наиболее востребованными  оказываются психологические программы, которые ориентируют учителя  на смену мироощущения, на помощь в  самоопределении и принятии любого ребенка.

Сегодня складывается ситуации, когда центры возникают внутри образовательного учреждения как его структурный  компонент (например, школьная социально-психологическая  служба, в штате которой работают психолог, дефектолог, социальный педагог), а также в муниципальных образованиях (городах, районах) и, помимо собственно функции сопровождения детей, работают по договору с образовательными учреждениями, решая задачу проектирования образовательной  среды.

Необходимым дополнением  к приведенным классификациям является их деление на государственные и негосударственные. Развитие системы, по всей видимости, будет происходить за счет негосударственных центров помощи детям, которые не следует воспринимать только как коммерческие структуры, ведь возникнуть такая структура может только в ответ на возникшую общественную потребность. Государство поддерживает такие учреждения, потому что они выполняют важную задачу оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Какой сегодня должна быть психолого-педагогическая и медико-социальная помощь детям с особыми нуждами, чтобы отвечать потребностям общества?

Первое и самое важное положение – должен быть обеспечен  комплексный интегративный подход, объединение специалистов и структур.

Второе положение связано  с необходимостью сопровождать, а  не направлять развитие, так как  только та помощь, которая актуализирует  личностную потребность ученика, его  личностную силу, его личностный выбор  может вести к развитию, а не та, в которой наши усилия, наша энергия, наше влияние помогают ему стать  выше.

Третье положение. Любая  помощь – это в обязательном порядке  помощь, в которой объединены ребенок, школа, семья и специалисты центра помощи. Только та помощь окажется полезной, целесообразной, в которой реально  объединены усилия всех, окружающих ребенка.

Четвертое положение продиктовано необходимостью участия современных  центров и служб в процессах социально-педагогического проектирования. Если мы понимаем, что детям нужны какие-то дополнительные услуги – коррекционные школы, приюты, программы индивидуального обучения и т.д., должны взять на себя инициативу в создании такой услуги и программы.

Последнее положение –  последнее по порядку, но не по значимости – связано с обязанностью всех, причастных к судьбам детей, серьезно изучать и пытаться понять детскую  субкультуру: чем живут наши дети, каковы их ценности, что представляется им значимым в мире, как они принимают  это мир. Важно понимать, что взрослый, являясь посредником между ребенком и принадлежащими человечеству социокультурными ценностями, выполняя свою посредническую роль, часто занимает позицию ведущего, организующего, обучающего и относится к ребенку как к объекту воздействия, а не как субъекту отношений. Реальная субъектность детей требует построения субъект – субъектных отношений; действия по отношению к ребенку должны быть заменены взаимодействием растущих и взрослых людей.

Таким образом, в современном  обществе создана и активно развивается  система психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в  развитии.

Выводы

·   Дети с нарушениями  в развитии нуждаются не столько  в специальной лечебной педагогике, сколько в понимании того, что  они в первую очередь – дети и только во вторую – особенные  дети. Ориентация на индивидуальность ребенка является принципом социального  воспитания.

·   В воспитании детей  с особыми нуждами важное значение имеет правильное отношение к ним в семье.

·   Среди функций  семьи с нетипичным ребенком следует  рассматривать не только традиционные, но и специфические, реализуемые  по отношению к ребенку с проблемами в ментальной сфере.

·   Появление в семье  ребенка с какими-либо отклонениями в развитии всегда связано с тяжелыми эмоциональными переживаниями родителей  и близких родственников. В таких  семьях, как правило, возникают нарушения  внутрисемейных отношений. Одной из наиболее постоянных ошибок воспитания является снижение требований к ребенку, закрепление за ним положения  больного.

·   Такие семьи нуждаются  в психологической помощи и поддержке, полной информации о возможностях и  способностях ребенка.

·   Целью психологического консультирования членов семьи является оптимизация внутрисемейных отношений  через принятие родителями адекватных ролевых позиций по отношению к ребенку и друг к другу, обучение родителей навыкам воспитания его в соответствии с общественными нормами поведения.

·   Правильное воспитание аномального ребенка в семье  оказывает благотворное влияние  не только на него, но и на психологический  климат всей семьи.

·   Вместе с тем родители сегодня часто оказываются не в состоянии выполнять реабилитационную функцию по отношению к детям  с особыми потребностями и  передают ее государству. При этом теряются личностные особенности детей, так  как реализуется отношение к  детям как объектам, а не субъектам  воспитания.

·   В настоящее время  активно развиваются службы психолого-педа­гогической и медико-социальной помощи семье и детям, основанные на комплексном интегративном подходе к диагностике и консультированию, мультидисциплинарном сопровождении развития ребенка.

Ключевые термины

Основные проблемы семей, имеющих детей с нарушениями  в развитии; искажение поведения  родителей детей с отклонениями в развитии; принципы консультирования семей, принципы воспитания детей с отклонениями в развитии, принципы отношения к детям с отклонениями в развитии, Положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, задачи и основные направления деятельности, медико-социальные центры сопровождения детей, консультационные и коррекционные службы, психолого-педагогическое сопровождение, социально-психологическое проектирование, детская субкультура, субъектный подход.


Информация о работе Специальная психология как наука