Специальная психология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:01, реферат

Описание

Содержание главы соответствует вводной лекции курса «Специальная психология» и знакомит с определением науки, ее задачами на современном этапе, историей становления и разделами. На основе концепций, разработанных основоположником специальной психологии Л.С. Выготским, раскрывается значение основных категорий науки и даются их современные лексические эквиваленты.

Работа состоит из  1 файл

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА.docx

— 322.88 Кб (Скачать документ)

Исследования специалистов показывают, что задержка развития, вызванная нарушением зрения, при  соответствующих условиях обучения и воспитания преодолевается. Однако этот процесс занимает длительное время, требует больших усилий и знания специфических отклонений и сохранных  возможностей детей.

Нарушение зрения оказывает  негативное воздействие на развитие всех психических функций слепого  и слабовидящего ребенка, психические  процессы приобретают своеобразие как в процессе формирования, так и в результате их реализации в соответствующей деятельности. Однако это не означает, что они не могут достигать того же уровня развития, как у детей без нарушений зрительных функций. Например, произвольное и непроизвольное внимание ребенка с нарушением зрения формируется в деятельности, которая активизирует духовные потребности, интересы, волевые качества и определяет уровень развития и направленность внимания. Среди особенностей внимания незрячих детей специалисты отмечают нарушение мимического выражения внимания, снижение его объема и устойчивости, расстройства переключаемости.

Серьезные нарушения зрения отражаются на сенсорной организации  человека и его познавательной деятельности. Полная или частичная потеря зрения приводит к перестройке работы других анализаторных систем: у тотально слепых утраченные зрительные функции замещаются деятельностью тактильного и кинестетического анализаторов, у частично зрячих доминирующим видом восприятия остается зрение.

Экспериментально доказано, что отсутствие или ограничение  зрительного восприятия приводит к  нарушению всех компонентов перцепции  независимо от модальности: снижению избирательности  восприятия и апперцепции, недостаточности  осмысленности и обобщенности воспринимаемых объектов, нарушению их константности и целостности. Особенности восприятия слепых и слабовидящих детей приводят к снижению активности отражательной деятельности, сужению круга интересов, недостаточности чувственного опыта, а также к меньшему по сравнению с нормой эмоциональному воздействию объектов внешнего мира.

Исследования особенностей мнестической деятельности детей показали, что нарушение зрительных функций отрицательно влияет на скорость запоминания, продуктивность сохранения и качество воспроизведения. Кроме того, у слепых и слабовидящих детей отмечаются недостаточная осмысленность запоминаемого материала, низкий уровень развития логической памяти, затруднения в припоминании. Исследователи подчеркивают важную компенсаторную роль памяти у лиц с нарушениями зрения, отмечают необходимость коррекции ее дефектов и развития сохранных возможностей, например слуховой и тактильной памяти.

Полная или частичная  утрата функции зрения, ограничивая  возможность чувственного отражения  внешнего мира, отражается и на процессе развития мышления. У слепых и слабовидящих детей затруднены операции анализа  и синтеза, отмечается недостаточная  полнота сравнения. Наблюдаются  нарушения классификации, обобщения, абстрагирования и конкретизации. Однако эти недостатки не делают мышление слепых неотвратимо неполноценным. В условиях специального обучения в  значительной мере устраняется основная причина замедленного развития мышления – пробелы в сфере чувственных, конкретных знаний, и это способствует коррекции отклонений в развитии мышления слепых и слабовидящих детей.

Речь у незрячих детей, помимо своих основных функций, выполняет  особую, компенсаторную функцию, так  как о многих предметах и явлениях дети с нарушениями зрения могут  получить представление только при  помощи речи. Специфика речевого развития слепых и слабовидящих проявляется  в сниженной динамике накопления языковых средств, своеобразии содержания лексики и соотношения слова  и образа, а также в некотором  отставании формирования речевых навыков  и языкового чутья. Вместе с тем  обогащение речевой среды, развитие слуховой памяти и слухового внимания способствуют развитию речи ребенка  и достижению им нормативного уровня речевой деятельности, в том числе  в овладении письменной речью, которую  незрячие дети осваивают по системе  Брайля (выпуклого шеститочия).

Таким образом, органический дефект, нарушая познавательную деятельность и ограничивая социальные контакты, может привести к целому ряду отклонений в формировании и развитии личности слепых и слабовидящих детей в  целом. К личностным особенностям детей  относятся изменения в динамике потребностей, связанные с затруднением их удовлетворения, сужение круга  интересов, обусловленное ограничениями  в сфере чувственного опыта, отсутствие или нарушение внешнего проявления внутренних состояний и, как следствие  – недостаточность эмоциональной  сферы.

Неблагоприятные условия  воспитания (чрезмерная опека или, наоборот, недостаток внимания) детей рассматриваемой  категории приводят к возникновению  у них таких личностных качеств, как эгоизм, установка на постоянную помощь, равнодушие к окружающим и  др. Ограниченные контакты с окружающими  влекут за собой замкнутость, некоммуникабельность, стремление уйти в свой внутренний мир. Это затрудняет формирование деловых  и личностных взаимоотношений с  окружающими.

Основной задачей реабилитационной работы в целях интеграции индивидов  по зрению в общество является установление или восстановление социальных контактов  как со сверстниками, так и значимыми взрослыми людьми, расширение сферы деятельности (общественно-полезный труд, занятия спортом, музыкальным искусством и т.д.), то есть социально-психологическая адаптация. 4.2. Психологическая характеристика детей с нарушениями слуха

Потеря слуха лишает ребенка  важного источника информации и  ограничивает тем самым процесс  его интеллектуального развития. Однако эти недостатки в значительной мере могут быть компенсированы применением  специальных методов и технических  средств в обучении. Выделяют следующие  группы детей с недостатками слуха:

1. Неслышащие – дети с полным отсутствием слуха, который не может использоваться для накопления речевого запаса. Эта группа разделяется на подгруппы: неслышащие без речи (дети, родившиеся глухими или потерявшие слух в возрасте до 2–3 лет, до формирования речи) и неслышащие, потерявшие слух, когда речь практически была сформирована – у таких детей необходимо предохранять речь от распада, закреплять речевые навыки.

2. Слабослышащие – дети  с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие.

Нарушение слуха непосредственно  влияет на речевое развитие ребенка  и оказывает опосредованное влияние  на формирование памяти, мышления. Что  же касается особенностей личности и  поведения неслы­шащего и слабослышащего ребенка, то они не являются биологически обусловленными и при создании соответствующих условий поддаются коррекции в наибольшей степени.

Значительную часть знаний об окружающем мире нормально развивающийся  ребенок получает через слуховые ощущения и восприятия. Неслышащий ребенок лишен такой возможности, или они у него крайне ограничены. Это затрудняет процесс познания и оказывает отрицательное влияние на формирование других ощущений и восприятий. В связи с нарушением слуха особую роль приобретает зрение, на базе которого развивается речь глухого ребенка. Очень важными в процессе познания окружающего мира становятся двигательные, осязательные, тактильно-вибрационные ощущения.

По исследованиям Т.В. Розановой, память неслышащих и слабослышащих детей отличается рядом особенностей. Значительно интенсивнее, чем у нормально слышащих детей, меняются представления (происходит потеря отчетливости, яркости воспроизведения объекта, уменьшение размеров, перемещение в пространстве отдельных деталей объекта, уподобление предмета другому, хорошо известному). Запоминание находится в тесной зависимости от способа предъявления материала, поэтому у детей затруднено запоминание, сохранение и воспроизведение речевого материала – слов, предложений и текстов. Специалисты отмечают, что особенности словесной памяти детей с нарушениями слуха находятся в прямой зависимости от замедленного темпа их речевого развития.

Специфические особенности  воображения детей с недостатками или отсутствием слуха обусловлены  замедленным формированием их речи и абстрактного мышления. Воссоздающее воображение играет особую роль в  познавательной деятельности глухих и  слабослышащих детей. Его развитие затрудняется ограниченными возможностями  ребенка к усвоению социального  опыта, бедностью запаса представлений  об окружающем мире, неумением перестраивать  имеющиеся представления в соответствии со словесным описанием. Исследование творческого воображения глухих и слабослышащих детей также  показывает наличие ряда особенностей, связанных с недостаточным объемом информации об окружающем мире. Подчеркивая необходимость развития воображения глухих и слабослышащих детей, специалисты отмечают его важное влияние на процесс формирования личности в целом.

Особенности мышления детей  с нарушениями слуха связаны  с замедленным овладением словесной  речью. Наиболее ярко это проявляется  в развитии словесно-логического  мышления. При этом наглядно-действенное  и образное мышление глухих и слабослышащих  учащихся также имеет своеобразные черты. Нарушение слуха оказывает  влияние на формирование всех мыслительных операций, приводит к затруднениям в использовании теоретических  знаний на практике. Исследования показали, что глухому школьнику нужно  несколько больше времени для  осмысления полученных знаний, чем  его слышащему сверстнику.

Умственное развитие нормально  развивающегося ребенка опирается  на речь. У ребенка с нарушением слуха наблюдается расстройство всех основных функций речи (коммуникативной, обобщающей, сигнификативной, контрольной, регулирующей) и составных частей языка (словарный запас, грамматический строй, фонетический состав). Поэтому дети, страдающие глубокими нарушениями слуха, в общем уровне развития отстают от своих сверстников. На почве нарушений устной речи ребенка возникает расстройство письменной речи, которое проявляется в форме различных дисграфий и аграмматизмов. При полной потере слуха речь ребенка формируется только в условиях специального обучения и с помощью вспомогательных форм – мимико-жестовой речи, дактильной, чтения с губ.

В соответствии с общими закономерностями психического развития личность глухого  и слабослышащего ребенка формируется  в процессе общения со сверстниками и взрослыми в ходе усвоения социального  опыта. Нарушение или полная потеря слуха приводят к трудностям в  общении с окружающими, замедляет  процесс усвоения информации, обедняет опыт детей и не может не отразиться на формировании их личности. Слышащие дети значительную часть социального  опыта усваивают спонтанно, дети с нарушениями слуха в этом плане ограничены в своих возможностях. Трудности общения и своеобразия  взаимоотношений с обычными детьми могут привести к формированию некоторых  негативных черт личности, таких как  агрессивность, замкнутость. Однако специалисты  считают, что при своевременно оказанной  коррекционной помощи отклонения в  развитии личности детей с глубокими  нарушениями слуха могут быть преодолены. Эта помощь заключается  в преодолении сенсорной и социальной депривации, в развитии социальных контактов ребенка, во включении его в общественно-полезную деятельность.

4.3. Дети со сложным (комбинированным)  дефектом

Органическое поражение  центральной нервной системы  иногда приводит к возникновению  сложных дефектов, представляющих собой  сочетание двух и более нарушений  развития. К данной категории относятся дети, имеющие аномалии развития сенсорных функций (зрения, слуха) в сочетании с интеллектуальной недостаточностью (умственно отсталые незрячие или слабовидящие, умственно отсталые неслышащие или слабослышащие), а также дети, у которых сочетаются различные сенсорные нарушения (глухие слабовидящие, слепые слабослышащие, слепоглухие), или имеется сочетание нарушений опорно-двигательного аппарата с сенсорными или интеллектуальными расстройствами.

При этом сложный дефект представляет собой не просто механическое сочетание  различных дефектов, а качественно  особое состояние человеческого  организма. Комбинированный дефект искажает психическое развитие в наибольшей степени. Например, при слепоглухоте речь идет об искусственном формировании человеческой психики, так как у ребенка практически отсутствуют возможности взаимодействия с внешним миром.

Профессор И.А. Соколянский, основоположник теории и практики обучения слепоглухих детей в нашей  стране, писал: «Слепоглухонемой ребенок  обладает нормальным мозгом и имеет  потенциальную возможность полноценного умственного развития. Однако его  особенностью является то, что, обладая  этой возможностью, своими собственными усилиями он никогда не достигнет  даже самого незначительного умственного  развития. Без специального обучения такой ребенок на всю жизнь  остается полным инвалидом». Развитие человеческого существа, отгороженного  стеной молчания и темноты от окружающего  многообразного мира, должно быть глубоко  своеобразным, и это своеобразие  привлекало внимание всех, кто в  той или иной мере сталкивался  со слепоглухими.

Широчайшую известность  во всем мире получила слепоглухая  Елена Келлер (1880–1986 гг.). Она была первым человеком, который, не имея зрения и слуха, не только овладела словесной речью во всех ее видах – дактильной, устной, письменной по системе Брайля и буквенной, но и получила высшее образование, говорила на нескольких языках, стала писательницей, ее книги переведены почти на все языки мира. Знакомство с записями, рассказывающими об обучении и жизни Елены Келлер, анализ того, как строила свою работу с нею ее учительница Анна Сулливан, противоречат такому пониманию развития психики слепоглухого ребенка, что хотя бы в малейшей степени могло напомнить внезапное пробуждение сознания. «Знание – есть счастье, потому что иметь знание – широкое и глубокое, – значит уметь распознавать настоящее от ложного, возвышенное от низменного», – так писала сама Елена Келлер.

Воспитанница И.А. Соколянского и А.И. Мещерякова наша соотечественница слепоглухая Ольга Скороходова  также достигла высокого интеллектуального  уровня. Она написала книгу, ставшую  психологическим бестселлером, «Как я воспринимаю, представляю и  понимаю окружающий мир». Чуть больше десятилетия назад четверо воспитанников  Загорского детского дома для слепоглухих  детей, успешно получив среднее  образование, стали студентами МГУ, а, закончив университет, продолжают заниматься научной работой в области психологии.

Эти и другие успехи специальной  психологии и коррекционной педагогики показывают большие возможности  детей со сложными дефектами в  развитии и овладении общечеловеческими  ценностями, делая тем самым возможной  и необходимой коррекционно-развивающую  и реабилитационную работу с ними.

Информация о работе Специальная психология как наука