Специальная психология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:01, реферат

Описание

Содержание главы соответствует вводной лекции курса «Специальная психология» и знакомит с определением науки, ее задачами на современном этапе, историей становления и разделами. На основе концепций, разработанных основоположником специальной психологии Л.С. Выготским, раскрывается значение основных категорий науки и даются их современные лексические эквиваленты.

Работа состоит из  1 файл

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА.docx

— 322.88 Кб (Скачать документ)

Продолжающаяся дифференциация разделов специальной психологии отражает развитие этой науки и связана  с потребностями практики обучения, воспитания и коррекции детей  с нарушениями развития.

Выводы

·   Специальная психология – это интегрированная область  психологических, педагогических и  медицинских знаний о нарушениях развития при недостаточности функций  центральной нервной системы, дефектах слуха, зрения, двигательной системы, речи, сложных и множественных нарушениях.

·   Большое влияние  на формирование специальной психологии как науки оказали идеи Л.С. Выготского. Л.С. Выготский, выдающийся отечественный психолог и дефектолог, оставил богатейшее научное наследие, не потерявшее своей актуальности для современной науки и практики. Теоретические исследования Л.С. Выготского получили дальнейшую разработку в трудах его учеников и последователей.

·   Задачами специальной  психологии на современном этапе  являются выявление особых образовательных  потребностей детей, по тем или иным причинам выпадающих из системы, ориентированной  на нормальный тип развития; определение  психологических условий реализации особых потребностей детей в различных  формах обучения и воспитания, включающих и специальную индивидуальную помощь, и поддержку при интеграции в  социум.

·   Методологической основой  специальной психологии являются общие  положения диалектического материализма. Они выступают как общая философская  система объяснительных принципов, исходящих из представлений о  культурно-исторической обусловленности  человеческой психики, формировании психических  процессов под влиянием социальных факторов, опосредованном характере  психических процессов, ведущей  роли речи в их организации.

·   Современными эквивалентами  категории «аномальные дети»  являются термины «дети с ограниченными  возможностями», «дети с особыми  нуждами» и «дети с особыми  образовательными потребностями». Удовлетворение особых образовательных потребностей ребенка составляет одно из базовых  условий его психического здоровья и развития.

·   Основные категории  специальной психологии – структура  дефекта, коррекция, компенсация и  социальная адаптация – выделяются на основе учений Л.С. Выготского о системном строении дефекта, о явлении дивергенции в культурном и биологическом развитии, «социальном вывихе» и обходных путях в обучении ребенка с отклонениями в развитии.

·   В своем развитии специальная психология дифференцируется по разделам в соответствии с изучаемым  кругом задач и спецификой отдельных  видов нарушений.

Ключевые термины

Специальная психология, дети с особыми образовательными потребностями, аномальный ребенок, аномальное развитие, дизонтогенез, структура дефекта, коррекция, компенсация, дивергенция, принцип единства сознания и деятельности, принцип детерминизма, принцип развития, логопсихология, олигофренопсихология, сурдопсихология, ти­флопсихология, тифлосурдопсихология.

Вопросы и задания

Базовый уровень

1.    Сформулируйте  определение специальной психологии.

2.    Каковы методологические  позиции и принципы специальной  психологии?

3.    Как связана  специальная психология с другими  науками? Приведите примеры.

4.    Дайте определение  понятий «аномальный ребенок»  и «аномальное развитие». Какими  современными терминами можно  их заменить? Приведите примеры  особых потребностей детей с  нарушениями в развитии.

5.    Какие задачи  специальной психологии Вы считаете  наиболее важными?

Продвинутый уровень

1.    Создайте схему,  раскрывающую предмет, объект  специальной пси­хологии, ее задачи и отрасли, взаимосвязь с коррекционной педагогикой.

2.    На какие концепции  и теории Л.С. Выготского следует опираться при объяснении сути основных категорий специальной психологии?

3.    Нарисуйте модель  структуры дефекта, выбрав в  качестве основания один из  видов нарушений в развитии.

4.    Какова роль  психолога в работе с детьми, имеющими проблемы в развитии, на современном этапе?

Список литературы

Основная

Выготский Л.С. Основы дефектологии // Собр. соч.: В 6т. – М., 1983. –Т. 5.

Дефектология: Словарь-справочник / Авт.-сост. С.С. Степанов; Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 1996.

Усанова О.Н. Специальная  психология. – М., 1990.

Дополнительная

Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 1964.

Дети с нарушениями  развития: Хрестоматия / Сост. В.М. Астапов. – М., 1995.

Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М., 1990.

Лебединский В.И. Нарушения  психического развития у детей. –  М., 1985.

Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. – СПб., 2003.

 

ГЛАВА 2. ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЙ  ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

В основе нарушений развития лежат поражения нервной системы  или отдельных анализаторов. В  зависимости от воздействия патогенных факторов причины нарушений развития разделяют на две группы: внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные). В каждой группе установлен перечень заболеваний, а также факторов риска, приводящих к различным нарушениям и отклонениям в развитии детей. Зарубежные исследователи считают, что необходимо рассматривать биологические, психологические и социальные влияния в их взаимосвязи.

2.1. Систематизация причин  нарушений развития

Спектр нарушений развития очень широк. Установлено, что для  биологической полноценности индивида большое значение имеют социально-психологические  факторы, а, с психолого-социальной точки зрения, для нормального  развития личности существенны и  биологические факторы.

Выявление причин, вызвавших  отклонение в развитии, необходимо для научного обоснования психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на диагностику, коррекцию, восстановление и компенсацию нарушенных функций.

Под причиной нарушений в  развитии понимают воздействие на организм внешнего и/или внутреннего фактора, которые определяют специфику поражения  или нарушения психомоторных  функций. Изучение этиологии или  причин развития нарушений развития в детском возрасте предполагает изучение того, как биологические, психологические  и средовые процессы взаимодействуют, что именно приводит к результатам, наблюдаемым в поведении детей  спустя какое-то время.

По биологическому, социальному, психологическому и педагогическому  аспекту причины нарушений могут  быть разнообразны. Нарушения возникают  в результате действия наследственных факторов, а также в период внутриутробного (пренатального) или послеродового развития (постнатального).

В настоящее время большая  часть причин установлена, в той  или иной мере изучена и отражена в специальной литературе. Но до сих пор нет единого мнения, на каком этапе развития индивида и какие причины (или их группы) доминируют. Например, существуют противоречивые данные о причинах нарушения интеллекта: одни исследователи 90% случаев этих нарушений приписывают пренатальному, 3% – перинатальному и 7% постнатальному периоду, а другие авторы на все эти периоды отводят пропорционально по 1/3 случаев.

Помимо взглядов исследователей, принадлежащих к различным научным  школам, различия в выделении причин могут зависеть от экономических  условий, культуры и традиций, уровня медицинского обслуживания и других условий конкретной страны или региона, а также от развития науки и  общества в целом. Так, развитие специальной  психологии и детской патопсихологии позволило выделить факторы риска  и факторы жизнеспособности, влияющие на пути развития детей. В самом деле, почему одни и те же вредоносные  воздействия у одного ребенка  привели к тяжелым нарушениям, а у другого – нет? Поиск  ответа на этот вопрос привел к выделению  факторов риска и факторов жизнеспособности.

Факторы риска – это  условия, которые предшествуют негативному  результату и повышают вероятность  наступления этого результата. Многие из факторов сегодня значительно  отличаются от тех, с которыми люди сталкивались еще в прошлом веке. К таким новым неблагопри­ятным условиям относятся ставшие особенно заметными в последнее время заболевания, связанные с ВИЧ инфекцией, наркоманией, проблемы адаптации детей из семей иммигрантов, неадекватный уход за ребенком со стороны малоимущих родителей, бездомность и др. Даже прогресс в медицине может иметь отрицательные последствия: повышение вероятности выживания недоношенного плода способствует увеличению числа детей с трудностями в поведении и обучении.

К факторам риска сегодня  относятся бедность (низкий доход  в семье влечет за собой низкий уровень образования, недостаточное  медицинское обслуживание, плохое питание, ограниченные возможности в приобщении к культуре) и другие негативные социально-экономические условия, а  также насилие, пренебрежение жизненными потребностями ребенка, с которыми сталкиваются многие дети и которые  оказывают кумулятивное воздействие  на их психическое здоровье.

Факторы жизнеспособности –  это условия, которые повышают способность  человека избегать негативных результатов несмотря на объективную подверженность возникновению нарушения. Понятие фак­торов жизнеспособности не предполагает какого-то прямого пути, ведущего к конкретному результату; напротив, оно связано с постоянно меняющимися защитными и ослабляющими факторами, имеющими отношение как к самому ребенку (например его темперамент), так и к его окружению (например заботливые родители, бабушки и дедушки), а также взаимодействию ребенка и окружения.

Защитные факторы –  это личностные или ситуативные  условия, которые уменьшают опасность  развития у ребенка расстройства, тогда как ослабляющие факторы  приводят к увеличению вероятности  возникновения у ребенка трудностей. И те и другие факторы следует  рассматривать как процессы, а  не как абсолютные величины, поскольку  одно и то же событие или условие  может выступать в качестве и  защитного, и ослабляющего фактора  в зависимости от общих условий, в которых они действуют.

В основе самой распространенной классификации причин нарушений  в развитии лежит разделение их на две группы в зависимости от времени  и среды воздействия. Выделяют причины  внутреннего происхождения (эндогенные) и внешнего происхождения (экзогенные).

2.2. Причины нарушений развития  эндогенного происхождения

В эту группу причин входят все врожденные нарушения, в том  числе наследственные, когда негативные факторы действуют на половые  клетки. В этом случае выделяют хромосомные  и генетические нарушения.

Чтобы понять важность роли генетического фактора, необходимо вспомнить природу генов. Уникальный геном каждого человека, состоящий  из 100 тысяч генов, определяется при  зачатии. Гены содержат информацию, поставляемую каждым родителем, и распределены на 22 парах подобных хромосом и одиночной  паре половых хромосом. У мужчин пара половых хромосом состоит из X- и Y-хромосомы (XY), а у женщин ее составляют две X-хромосомы (XX).

В сущности, гены – это  участки ДНК, сами по себе они не формируют ни поведение, ни эмоции, а могут только продуцировать  определенные тенденции реакций  человека на окружающую среду. Представление  о том, что гены определяют поведение, должно быть заменено более точным утверждением того, что гены влияют на способности человека. У каждого  могут быть различные генетические недостатки, тенденции и предрасположенности, но конечные результаты индивидуальных особенностей редко бывают неизбежными.

Генетические факторы  как причины ряда нарушений в  развитии были выявлены сравнительно недавно. Некоторые из них проявляются  на раннем этапе развития, другие обнаруживают себя годы спустя.

Изменения хромосомной структуры  или числа хромосом называют хромосомными аберрациями. Хромосомы и находящиеся  в них гены составляют единицы  наследственности. В составных частях хромосом в закодированном виде хранятся основные признаки человеческого организма, которые и передаются по наследству.

Хромосомные нарушения составляют около 1–1,8% всех наследственных заболеваний  и наблюдаются у 5–8% детей, страдающих психическими заболеваниями. Неполноценность  родительских половых клеток может  быть обусловлена отрицательным  влиянием внешних факторов и, в свою очередь, неблагоприятной наследственностью. Так, зарубежные авторы отмечают, что  если оба родителя страдают умственной отсталостью, то дети с нарушениями  интеллекта рождаются практически  в 100% случаев, а если только один из родителей является умственно отсталым, то рождение детей с нарушением интеллекта происходит примерно в половине случаев.

Типичным и широко известным  хромосомным нарушением является синдром  Дауна или трисомия по 21 хромосоме (присутствие в генетическом наборе ребенка трех вместо двух материнских X-хромосом), который составляет около 13% всех хромосомных заболеваний и редко бывает наследуемым. Эту болезнь описал английский врач И.Л. Даун в 1866 году. Она встречается с частотой 1,5 на 1000 новорожденных. Для этого синдрома характерны некоторые отличительные физические черты: маленький череп, большой язык, высовывающийся изо рта, миндалевидные глаза, скошенные брови, плоская переносица, короткий, искривленный мизинец, широкие, квадратные кисти со складкой, проходящей через всю ладонь. Эти особенности иногда не слишком заметны, могут проявляться на фоне умственного, речевого недоразвития, моторной неловкости с разной степенью выраженности.

Чаще всего дети с синдромом  Дауна рождаются или у очень  молодых матерей, или женщин старшего возраста. Наблюдения врачей показывают, что если рожают женщины 20–30 лет, то из 1500 новорожденных один имеет синдром  Дауна; если 30–34 лет – 1 из 950; 35-39 лет  – 1 из 300, а если 40–44 лет – 1 из 80 младенцев.

Последствием хромосомного нарушения является синдром Клайнфелтера. Для новорожденных, имеющих этот синдром, присущи выраженные психические и физические нарушения. Этот синдром составляет 25% всех хромосомных нарушений. Его провоцирует одна или несколько дополнительных хромосом.

К этой группе нарушений относится  также синдром Тернера. Дети с  этим синдромом имеют разные нарушения  структуры тела и полового развития. Часто у них наблюдаются пороки сердца, нарушения умственного развития. Синдром формируется в случае, когда в хромосомной паре не хватает  одной хромосомы и встречается  только у девочек с частотой 1 из 3000.

Информация о работе Специальная психология как наука