Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:01, реферат
Содержание главы соответствует вводной лекции курса «Специальная психология» и знакомит с определением науки, ее задачами на современном этапе, историей становления и разделами. На основе концепций, разработанных основоположником специальной психологии Л.С. Выготским, раскрывается значение основных категорий науки и даются их современные лексические эквиваленты.
2.5. Взгляды зарубежных исследователей на этиологию нарушений развития
Наряду с общими научными
подходами к объяснению этиологии
нарушений в развитии детей, свойственными
отечественным и зарубежным исследователям
детской психопатологии, имеются
некоторые отличия в
При изучении зарубежных источников
следует иметь в виду, что, наряду
с клиническим подходом к нарушениям
в развитии, в них, как правило,
расширяются рамки данной области
и к детской психопатологии относят
случаи проблемного (так называемого
«неадаптивного») поведения детей,
а причины и последствия
Несмотря на то, что проявления
детской психопатологии отличаются
чрезвычайно большим
Под сбоями в процессе адаптации
понимают неспособность ребенка
к выработке или овладению
навыками, знаменующими начало новой
стадии развития. Иными словами, дети
с психологическими нарушениями
имеют те или иные отклонения от
нормального уровня развития своих
сверстников. Такие отклонения являются,
как правило, следствием не одной
причины, а результатом сложного
и длительного взаимодействия внутренних
процессов индивидуального
Определить единственную или первоначальную причину психических расстройств можно лишь в редких случаях, поэтому следует стремиться рассмотреть влияние различных биологических и средовых факторов, и при этом помнить, что они приводят к появлению специфических форм поведения в результате взаимодействия.
Поскольку дети, нуждающиеся
в психологической помощи, часто
имеют симптомы, сходные с целым
рядом состояний, и могут попасть
в более чем одну категориальную
группу, то для принятия диагностического
решения причины расстройств
их поведения следует
Биологические влияния – это особенности протекания беременности, куда относят серьезные заболевания, травмы, осложнения в супружеских отношениях или другие источники стресса, повлиявшие на течение беременности.
Эмоциональные влияния – состояния, чувства, которые переживают дети и которые проявляются в их эмоциональных реакциях и способности управлять ими.
Поведенческие и когнитивные
влияния связаны с
Социальные влияния – это влияния со стороны семьи и социального окружения. Все дети, а не только дети с особыми проблемами, нуждаются в чутком отношении родителей к их индивидуальным потребностям, что предполагает наличие системы в процессе воспитания. Для правильного развития ребенок нуждается в определенном уровне жизни, включающем позитивное социальное окружение, хорошую школу, здоровый образ жизни и полноценное питание, наличие друзей-сверстников и возможности поддерживать дружественные отношения со всеми членами семьи и родственниками, а также их социальным окружением.
Эти четыре основных положения помогают практически применить теорию к анализу каждого конкретного случая поведенческих расстройств у детей.
Теоретические исследования и практика детской психопатологии основываются на понимании следующих установок, лежащих в основе работы в данной области:
– конкретная проблема или расстройства могут быть вызваны множеством причин, а наличие схожих факторов риска может приводить к совершенно разным результатам;
– ребенок и среда
– патологическое развитие предполагает непрерывность и дискретность. Непрерывность означает, что изменения в развитии носят постепенный и количественный характер, так что будущие особенности поведения могут быть предсказаны на основании предшествующих отклонений. Дискретность, напротив, подразумевает, что изменения в развитии носят скачкообразный характер, могут резко прерываться и иметь качественное своеобразие.
Таким образом, комплексность
патологического поведения
Биологический взгляд на нарушения
в развитии детей предполагает выдвижение
в качестве основополагающих причин
психических расстройств
Психологическая квалификация
нарушений развития состоит в
выделении вариантов
3.1. Функциональные особенности
развивающегося мозга и
Изучение нарушений в развитии и специфических расстройств психического здоровья детей требует определенного знания функционирования нервной системы и структур головного мозга.
Важнейшее значение при развитии и формировании функциональных систем в процессе роста организма ребенка имеет поступательное развитие нервной системы. Нервная система начинает развиваться на ранних этапах эмбриональной жизни, продолжая развитие и в первые годы после рождения. Ранняя, еще до развития внутренних органов, закладка нервной системы в процессе эмбриогенеза свидетельствует о резкой гетерохронии (разновременности) и опережающем ее развитии по сравнению с другими системами организма. Смысл такого опережающего развития в том, что «управляющая система» с ее сложнейшим устройством должна закладываться раньше и развиваться дольше, чем периферические органы, выполняющие исполнительную функцию.
Главным органом нервной системы является головной мозг. В период беременности головной мозг плода развивается от нескольких универсальных клеток до сложного органа, состоящего из миллиардов специализированных, взаимосвязанных нейронов. Он начинает формироваться на третьей неделе внутриутробного развития, а к третьему месяцу определяются его основные части: большие полушария, ствол мозга и мозговые желудочки. К 5-му месяцу дифференцируется кора больших полушарий, однако к моменту рождения она остается еще недостаточно развитой.
Головной мозг новорожденного имеет относительно большую величину, масса его в среднем составляет 1/8 массы тела, т.е. около 400 г, к девятимесячному возрасту масса мозга удваивается, а концу первого года жизни составляет 1/12 массы тела.
Мозговая ткань новорожденного мало дифференцирована; корковые клетки и двигательные проводящие пути недоразвиты; вещество полушарий слабо селектировано на серое и белое вещество. Однако с первых дней жизни ребенка в строении и функционировании мозга происходят определенные изменения, наибольшие из них приходятся на возраст в 5–6 лет, а к 15–16 годам структура мозга становится похожей на мозг взрослого человека. На протяжении жизни ребенка в соответствии с запросами среды и индивидуальными потребностями развитие мозга проходит через циклы, сокращающие разрыв между его структурой и функцией.
Мозг как субстрат, материальная основа психики представляет собой единую систему, состоящую из различных участков и зон, которые выполняют разную роль в реализации психических функций. Анатомические, физиологические и клинические данные свидетельствуют о ведущей роли коры больших полушарий в мозговой организации психических процессов.
А.Р. Лурия разработана общая структурно-функциональная модель мозга, которая характеризует наиболее общие закономерности работы мозга и является основой для объяснения его интегративной деятельности. Согласно данной модели весь мозг может быть подразделен на три основных структурно-функциональных блока:
– энергетический блок или блок регуляции тонуса;
– блок приема, переработки и хранения информации;
– блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности.
Функциональное значение
первого блока в обеспечении
психических функций состоит
в регуляции процессов
Второй блок включает в
себя основные анализаторные системы:
зрительную, слуховую и кожно-кинестетическую,
корковые отделы (зоны) которых расположены
в задних отделах больших полушарий.
Кора задних отделов больших полушарий
обладает рядом общих черт, позволяющих
объединить различные уровни анализаторных
систем в единый блок мозга. В ней
выделяются первичные, вторичные и
третичные поля. Первичные поля отвечают
за прием сигналов определенной модальности,
вторичные – осуществляют синтез
раздражителей и их распознавание,
с помощью третичных
Блок программирования, регулирования и контроля за протеканием психической деятельности включает отделы коры лобных долей головного мозга. Эти области имеют различное строение и функции: моторная функция двигательного анализатора, функция целеполагания и произвольного поведения.
Общая структурно-функциональная модель организации мозга, предложенная А.Р. Лурия, предполагает, что различные этапы произвольной психической деятельности осуществляются с обязательным участием всех трех блоков мозга.
Созревание головного мозга – это организованный, иерархический процесс, который основывается на более ранних процессах, причем структуры мозга перестраиваются и растут на протяжении всей жизни. Простейшие области мозга созревают первыми, в течение первых трех лет жизни, а значит именно эти отделы мозга, управляющие базовыми сенсорными и моторными навыками, подвергаются значительной перестройке с самого раннего возраста. Кроме того, эти перцептивные центры, наряду с инстинктивными, подвергаются сильному влиянию раннего детского опыта и закладывают основу для дальнейшего развития ребенка.
Лобная кора, которая отвечает за планирование и принятие решений, и мозжечок, центр моторных навыков, не трансформируются, пока ребенку не исполнится 5–7 лет. Еще одна реструктуризация мозга происходит в возрасте 9–11 лет. Таким образом, очевидно, что мозг не перестает меняться и после третьего года жизни. Функции мозга обновляются на протяжении всей жизни, а реструктуризация является естественным продуктом созревания.
В ходе развития и дифференциации
мозга могут происходить
Понятие «высшие психические функции» было введено в общую психологию Л.С. Выготским, а затем подробно разработано А.Р. Лурия. Под высшими психическими функциями (ВПФ) понимают сложные формы сознательной психической деятельности, осуществляемые на основе соответствующих мотивов, регулируемые соответствующими целями и подчиняющиеся всем закономерностям психической деятельности. ВПФ обладают тремя основными характеристиками: они формируются прижизненно под влиянием социальных факторов; опосредованы по своему психологическому строению с помощью речевой системы и произвольны по способу осуществления. Высшие психические функции – сложные системные образования, которые, по словам Л.С. Выготского, «создаются путем надстройки новых образований над старыми с сохранением старых образований в виде подчиненных слоев внутри нового целого».
П.Я. Гальперин разработал
теорию о поэтапном формировании
умственных действий и показал, что
на первых этапах формирования высшие
психические функции