Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 04:19, курсовая работа
Актуальность исследования. Неблагоприятные социально-экономические, экологические факторы, происходящие в последние годы в нашем обществе, приводят к резкому увеличению различного рода соматических и психических заболеваний у детей. Не исключением является и детский церебральный паралич – тяжелое заболевание, которое возникает у ребенка в результате поражения головного и спинного мозга на ранних этапах его формирования.
Введение…………………………………………………………….……..3
Глава I. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования
Проблема профессионального самоопределения личности в работах отечественных исследователей…………………………………………7
Психологические особенности юношей и девушек с нарушением слуха………………………………………………………………………………14
Психологические особенности юношей и девушек с нарушением функций опорно-двигательного аппарата……………………………………...17
Профессиональное самоопределение юношей и девушек с нарушением слуха и опорно-двигательного аппарата………...………………22
Выводы по главе I…………………………………………………..….....24
Глава II. Эмпирические исследования профессионального самоопределения юношей и девушек с нарушением развития
2.1. Организация и методы исследования………………………….…...27
2.2 Анализ результатов исследования профессионального самоопределения юношей и девушек с нарушением слуха…………………..34
2.3. Анализ результатов исследования профессионального самоопределения юношей и девушек с нарушением функций опорно-двигательного аппарата…………………………………………………………42
2.4. Сравнительная характеристика профессионального самоопределения юношей и девушек с нарушением слуха и нарушением функций опорно-двигательного аппарата…………………………………...…49
Выводы по главе II…………………………………………………….….54
Литература……………………………
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РФ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
им. М. Акмуллы»
Институт Педагогики
Кафедра специальной
педагогики и психологии
специальность
специальная психология
4 курс
Курсовая работа
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ
АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ДЕВУШЕК,
ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОРРЕКЦИОННЫХ УЧЕБНЫХ
ЗАВЕДЕНИЯХ II И VI ВИДА
Выполнил: студент 405 СП ИП
Федорова А. В.
Научный руководитель:
к.пс.н., доцент
Шавалиева
И. Ш.
Уфа 2009
Оглавление
Введение…………………………………………
Глава I. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования
Выводы по главе I…………………………………………………..….....24
Глава II. Эмпирические исследования профессионального самоопределения юношей и девушек с нарушением развития
2.1. Организация и методы исследования………………………….…...27
2.2 Анализ результатов исследования профессионального самоопределения юношей и девушек с нарушением слуха…………………..34
2.3.
Анализ результатов
2.4. Сравнительная характеристика профессионального самоопределения юношей и девушек с нарушением слуха и нарушением функций опорно-двигательного аппарата…………………………………...…49
Выводы по главе II…………………………………………………….….54
Литература……………………………………
Приложение……………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Неблагоприятные социально-экономические, экологические факторы, происходящие в последние годы в нашем обществе, приводят к резкому увеличению различного рода соматических и психических заболеваний у детей. Не исключением является и детский церебральный паралич – тяжелое заболевание, которое возникает у ребенка в результате поражения головного и спинного мозга на ранних этапах его формирования.
Повреждение еще незрелых мозговых структур существенно влияет на последующее развитие познавательных процессов и личности детей с ДЦП.
Нарушения слуха в той или иной степени встречаются достаточно часто у детей разного возраста. К категории детей с нарушениями слуха относятся только дети, имеющие стойкое двустороннее нарушение слуховой функции, при котором нормальное (на слух) речевое общение с другими людьми затруднено или невозможно.
Специалисты различают кондуктивные и сенсоневральные нарушения слуха.
Создание равных условий и возможностей участия в жизни общества для всех его членов – одна из приоритетных задач, которую призвано решать демократическое государство. Несмотря на принятие ряда нормативных документов, гарантирующих соблюдение всех гражданских прав и свобод людям с ограниченными возможностями здоровья, проведение политики интеграции данной социальной группы встречает на своем пути множество трудностей.
Профессиональное самоопределение личности с нарушенным развитием в условиях специального (коррекционного) учреждения является важной проблемой, решение которой возможно лишь на основе интеграции психологического знания, накопленного в различных областях психологической науки. Мера самоопределения личности детерминируется способностью общества обеспечить развитие в человеке инициативы.
Основу самоопределяющейся личности, отмечают Б.Г.Ананьев, В.А.Бодров, И.С.Кон, Е.А.Климов, Н.С.Пряжников и др., составляет умение человека определять главное, ведущее в собственном образовании и трудовой деятельности, в соответствии с реальной социально-экономической политикой общества и личностными интересами, и проявлять при этом творчество. Особое внимание уделяется проблеме профессионального самоопределения личности, формированию качеств, ориентированных на самооактуализацию, интеллектуализацию, субъективность.
В
этой связи в образовательном
процессе главным становится обеспечение
условий профессионального
Как показывают исследования, школьники с нарушениями в развитии испытывают потребность в психологической поддержке при решении проблем профессионального самоопределения, сохранения и развития психического здоровья, развития социальной активности и личности в целом (Н.А.Агаджанян, О.Ф.Алексеева, А.А.Гройсман, В.И.Крутов, Ю.А.Самарин, Е.И.Третьякова и др.).
В связи с этим наша работа направлена не только на определение особенностей профессионального самоопределения школьников с ограниченными возможностями, но и на выявление благоприятных психологических условий процесса самоопределения личности.
Мы основывались на теоретических и практических аспектах профессионального самоопределения личности, рассматриваемых в работах Е.А.Климова, Н.С.Пряжникова, А.Г.Асмолова, Ю.П.Ветрова, Л.Я.Газмана, И.В.Дубровиной, И.Б.Котовой, С.В.Кривцова, А.Ф.Березина и др.
Особое внимание уделяется основным механизмам, направлениям, видам, способам и условиям психологической поодержки субъектам образовательного процесса.
Цель обследования: сравнить особенности профессионального самоопределения личности старшеклассников с нарушениями слуха и с нарушением функций ОДА.
Объект исследования: профессиональное самоопределение юношей и девушек.
Предмет исследования: особенности профессионального самоопределения личности с нарушениями слуха и с нарушениями функций ОДА в старшем школьном возрасте.
Задачи исследования:
1) анализ специальной педагогической и специально-психологической литературы по проблеме исследования;
2) подбор адекватных диагностических методик, направленных на изучение профессионального самоопределения старшеклассников с нарушениями слуха;
3) проведение эмпирического исследования;
4)
выявить особенности
Гипотеза исследования: у школьников с нарушением развития не сформированным является профессиональное самоопределение, поскольку выбор профессии не определяется профессиональной направленностью, склонностями и интересами.
Методы исследования
Для решения поставленных задач и проверки гипотез применялся комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретический анализ статей и других научных публикаций, отражающих состояние изученности проблемы профессионального самоопределения; включенное наблюдение, направленное на осмысление содержательных и структурных компонентов профессионального самоопределения школьников с нарушением слуха.
В качестве эмпирических методов исследования использовались: методика «Скорая помощь в выборе профессии» Г.В.Резапкиной; анкета «Ориентир» (Л.И.Соломин); опросник профессиональной готовности (Е.А.Климов).
Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось в:
– ГОУ Уфимской специальной (коррекционной) школе-интернате № 30 II вида Калининского района г. Уфы с учениками 11 класса; май, 2009 год. Всего в исследовании приняли участие 8 выпускников, 17-18 лет;
–
ГОУ Уфимской специальной (коррекционной)
школе-интернате № 13 VI вида Кировского
района г. Уфы с учениками 12 класса; ноябрь,
2008 год. Всего в исследовании приняли участие
5 выпускников, 18-20 лет.
ГЛАВА
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО
ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1.
Проблема профессионального самоопределения
личности в работах отечественных исследователей
Важнейшим критерием осознания продуктивности и профессионального становления личности является ее способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить свою профессиональную жизнь, ответственно принимать решения о выборе профессии, специальности и места работы. Конечно, эти жизненно важные проблемы возникают перед личностью в течении всей ее жизни. Личность же постоянно изменяется, развивается. Значит, на разных стадиях ее развития одни и те же задачи профессионального самоопределения решаются по-разному. Постоянное уточнение своего места в мире профессий, осмысление своей социально-профессиональной роли, отношения к профессиональному труду, коллективу и самому себе становятся важными компонентами жизни человека.
Можно констатировать, что перед личностью постоянно возникают проблемы, требующие от нее определения своего отношения к профессиям, иногда анализа и рефлексии собственных профессиональных достижений, принятия решения о выборе профессии или ее смене, уточнения и коррекции карьеры, решения других профессионально обусловленных вопросов. Весь этот комплекс проблем в профессиоведении объясняют понятием профессиональное самоопределение. Естественно, что такое сложное психологическое явление не могло получить «единственно правильное» объяснение в психологической науке.
А.Маслоу предложил концепцию профессионального развития и выделил в качестве центрального понятия самоактуализацию как стремление человека совершенствоваться, выражать, проявлять себя в значимом для него деле. В его концепции близкими к понятию «самоопределение» являются такие понятия, как «самоактуализация», «самореализация», «самоосуществление».
П.Г.Щедровицкий рассматривает самоопределение как способность человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, как умение переосмысливать собственную сущность.
Подробно анализируя профессиональное самоопределение, Е.А.Климов понимает его «...как важное проявление психического развития, формирования себя как полноценного участника сообщества «делателей» чего-то полезного, сообщества профессионалов».
Весьма ценной для предмета рассмотрения – профессионального самоопределения – является мысль Е.А.Климова о том, что выбор профессии, кажущийся подчас легким и кратковременным, на самом деле осуществляется по формуле «мгновение плюс вся последующая жизнь».