Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 04:19, курсовая работа
Актуальность исследования. Неблагоприятные социально-экономические, экологические факторы, происходящие в последние годы в нашем обществе, приводят к резкому увеличению различного рода соматических и психических заболеваний у детей. Не исключением является и детский церебральный паралич – тяжелое заболевание, которое возникает у ребенка в результате поражения головного и спинного мозга на ранних этапах его формирования.
Введение…………………………………………………………….……..3
Глава I. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования
Проблема профессионального самоопределения личности в работах отечественных исследователей…………………………………………7
Психологические особенности юношей и девушек с нарушением слуха………………………………………………………………………………14
Психологические особенности юношей и девушек с нарушением функций опорно-двигательного аппарата……………………………………...17
Профессиональное самоопределение юношей и девушек с нарушением слуха и опорно-двигательного аппарата………...………………22
Выводы по главе I…………………………………………………..….....24
Глава II. Эмпирические исследования профессионального самоопределения юношей и девушек с нарушением развития
2.1. Организация и методы исследования………………………….…...27
2.2 Анализ результатов исследования профессионального самоопределения юношей и девушек с нарушением слуха…………………..34
2.3. Анализ результатов исследования профессионального самоопределения юношей и девушек с нарушением функций опорно-двигательного аппарата…………………………………………………………42
2.4. Сравнительная характеристика профессионального самоопределения юношей и девушек с нарушением слуха и нарушением функций опорно-двигательного аппарата…………………………………...…49
Выводы по главе II…………………………………………………….….54
Литература……………………………
Из результатов анкеты видно, что профессию выбрали все учащиеся, однако только Рустэм и Эльвира точно знают, кем они хотят быть. Хотя все старшеклассники о своей будущей профессии осведомлены достаточно, для Фаиля, Эльвиры и Оли выбор профессии представляет определенные трудности, в частности, «плохо знаю мир профессий», «не знаю, как выбирать профессию». Предметы труда и виды деятельности, которые привлекают выпускников, различны.
Обобщение результатов по методике «Скорая помощь в выборе профессии» Г.В.Резапкиной позволяет нам выделить такие рекомендуемые группы профессий, как:
Юля – «Производство и добыча – Искусство» (4.5.) К ним рекомендуются такие профессии как: артист театра и кино, художник, музыкант, кино- звукооператор, ювелир, резчик по дереву.
Фаиль – «Обслуживание – Техника» (2.4.) Рекомендуемые профессии: инженер-механик, электромонтер, автослесарь, наладчик, строитель, техник;
– «Обслуживание – Животные и растения» (2.6.) Профессии: агрохимик, зооинженер, ветеринар, животновод, растениевод, механизатор;
– «Производство и добыча – Техника» (4.4.) Рекомендуемые профессии: строитель, электрик, слесарь, сварщик, фрезеровщик, станочник;
– «Производство и добыча – животные и растения» (4.6.) Профессии: агроном-семеновод, зоотехник, селекционер, мастер сельхоз-производства, животновод.
Эльвира – «Обучение и воспитание – финансы» (3.3.) Рекомендуемые профессии: преподаватель экономики, консультант по управлению.
Оля – «Управление – Человек» (1.1.) К ним рекомендуются такие профессии как: руководитель, администратор, менеджер по персоналу, секретарь.
– «Управление – Животные и растения» (1.6.) Рекомендуемые профессии: агроном, почвовед, фермер, дрессировщик, кинолог;
– «Контроль и оценка – Человек» (8.1.) Профессии: прокурор, врач-эпидемиолог, кондуктор, контролер;
– «Контроль и оценка – Животные и растения» (8.6.) (Зооинженер, агроном, охотовед, агротехник, зоотехник).
При работе с «Оценкой профессиональных склонностей» мы увидели профессиональные склонности учащихся и их рекомендуемые профессиональные деятельности, которые представлены в протоколе 6.
Протокол 6
Профессиональные склонности юношей и девушек с нарушением функций ОДА по группам
Имя | I | II | III | IV | V | VI |
Юля | 3 | 2 | 7 | 6 | 1 | 5 |
Фаиль | 4 | 4 | 8 | 1 | 2 | 5 |
Рустэм | 3 | 4 | 7 | 0 | 5 | 5 |
Эльвира | 6 | 2 | 3 | 4 | 5 | 4 |
оля | 6 | 2 | 4 | 5 | 3 | 4 |
I — склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным), управлением. Тех, кто успешен в профессиях этой группы, отличает общительность, способность находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения, хорошо помнить их особенности.
III - склонность к практической деятельности. Круг этих профессий очень широк: производство и обработка металла; сборка, монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; монтаж, ремонт зданий, конструкций; обработка и использование различных материалов; управление транспортом; изготовление изделий.
Из протокола видно, что склонности к профессиональной деятельности у выпускников с нарушением функции ОДА относятся к работе с людьми и к практической деятельности. Девушки больше ориентированы к работе с людьми, юноши - к практической деятельности.
Анализируя заполненную анкету «Ориентир» Л.И. Соломина по полученным количественным данным можно увидеть, есть ли выбор профессиональной деятельности у 12-классников, и каков он. Результаты представлены в протоколе 7.
Протокол 7
Ориентир в профессиональной деятельности юношей и девушек с нарушением функций ОДА
Имя | Вид деятельности (желание), баллы | Вид деятельности (способности, умение), баллы | Профессиональный выбор |
Юля | «Ч. – худ. образ»
(6)
«Ч. – человек» (0) |
«Ч. – худ. образ»
(6)
«Ч. – человек» (5) |
«Ч. – худ. образ» |
Фаиль | «Ч. – техника» (6), исполнитель | «Ч. – техника»
(11)
исполнитель |
«Ч. – техника» |
Рустэм | «Ч. – техника»
(14)
«Ч. – человек» (3) |
«Ч. – техника»
(12),
«Ч. – человек» (10), исполнитель |
«Ч. – техника» |
Эльвира | – |
«Ч. –
человек»(12), «Ч. – худ. образ» (б) |
|
Оля | «Ч. – природа»
(8)
«Ч. – человек» (3) исполнитель |
«Ч. – природа»
(3),
«Ч. – человек» (7) исполнитель |
|
По результатам мы видим, что не все выпускники сделали профессиональный выбор. Вид деятельности, которым желают заниматься, есть у всех, кроме Эльвиры, хотя все способны к определенному виду деятельности.
У Юли есть способности в сфере деятельности «Ч. – человек», но нет желания – конфликтная ситуация. В данном случае конфликт разрешается тем, что профессиональный выбор сделан в пользу деятельности «Ч. – худ. образ».
Фаиль – профессиональный выбор сделан в сфере «Ч. – техника».
У Рустэма, как и у Юли, конфликт в сфере деятельности «Ч. – человек», который разрешается профессиональным выбором «Ч. – техника».
У Эльвиры нет желания заниматься каким-либо видом деятельности, хотя есть способности в сфере деятельности «Ч. – человек» и «Ч. – худ. образ». Таким образом, профессиональный выбор у нее не сформирован.
У Оли есть желание заниматься в сфере деятельности «Ч. – природа», но способности не выражены. В сфере «Ч. – человек», наоборот, желание малое, но есть способности. Конфликт в двух сферах деятельности. Профессиональный выбор не сформирован.
С помощью «Опросника профессиональной готовности» (ОПГ), мы можем повторно увидеть профессиональные склонности учащихся в протоколе 8.
Протокол 8
Профессиональные склонности и профессиональная готовность по ОПГ юношей и девушек с нарушением слуха
Имя | Доминирующий тип профессии | Умение | Отношение | Желание | Сумма |
Юля | «Ч. – образ» | 12 | 10 | 13 | 35 |
Фаиль | «Ч. – техника» | 3 | 9 | 2 | 14 |
Рустэм | «Ч. – техника»
«Ч. – человек» |
10
9 |
9
10 |
9
8 |
28
27 |
Эльвира | «Ч. – человек»
«Ч. – образ» |
17
15 |
10
9 |
10
10 |
37
34 |
Оля | «Ч. – человек»
«Ч. – человек» |
3
4 |
4
7 |
15
10 |
22
21 |
Анализируя полученные данные, можно сделать следующие выводы.
У Юли по всем трем столбцам в сфере «Ч. – образ» (умение, отношение, желание), баллы достаточно высокие (максимальный балл в сумме - 60), что свидетельствует о том, что она определилась с выбором профессии.
Хотя у Фаиля доминирует тип профессии «Ч. – техника», умение и желание заниматься этим видом деятельности очень малы. И все же отношение он оценил достаточно высоко, что свидетельствует о наличии внутриличностного конфликта.
Рустэм. Сфера деятельности «Ч. – техника» и «Ч. – человек» набрали почти равные хорошие результаты.
Эльвира оценила высокими баллами отношение, желание в сфере деятельности «Ч. – человек» и «Ч. – образ», и очень высокими – умения.
Оля оценила в низких баллах умение, отношение как в сфере деятельности «Ч. – человек», так и сфере «Ч. – природа», хотя желания заниматься этими видами деятельности достаточно высоки, что свидетельствует о наличии конфликта.
Для выявления особенностей профессионального самоопределения юношей и девушек с нарушениями функций ОДА нами были обобщены результаты диагностических методик, которые предоставлены в таблице 4.
Таблица 4
Сводные
результаты профессионального
Имя | «Скорая помощь в выборе профессии» Г.В. Резапкиной | «Ориентир» Л.И. Соломина | ОПГ Е.А.Климова |
Юля | Практическая деятельность | «Ч. – образ» | «Ч. – образ» |
Фаиль | Практическая деятельность | «Ч. – техника» | «Ч. – техника» |
Рустэм | Практическая деятельность | «Ч. – техника» | «Ч. – техника»
«Ч. – человек» |
Эльвира | Работа с людьми | Нет | «Ч. – человек»
«Ч. – образ» |
Оля | Работа с людьми | Нет | «Ч. – природа» |