Сравнительный анализ профессионального самоопределения юношей и девушек, обучающихся в коррекционных учебных заведениях 2 и 6 вида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 04:19, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования. Неблагоприятные социально-экономические, экологические факторы, происходящие в последние годы в нашем обществе, приводят к резкому увеличению различного рода соматических и психических заболеваний у детей. Не исключением является и детский церебральный паралич – тяжелое заболевание, которое возникает у ребенка в результате поражения головного и спинного мозга на ранних этапах его формирования.

Содержание

Введение…………………………………………………………….……..3
Глава I. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования
Проблема профессионального самоопределения личности в работах отечественных исследователей…………………………………………7
Психологические особенности юношей и девушек с нарушением слуха………………………………………………………………………………14
Психологические особенности юношей и девушек с нарушением функций опорно-двигательного аппарата……………………………………...17
Профессиональное самоопределение юношей и девушек с нарушением слуха и опорно-двигательного аппарата………...………………22
Выводы по главе I…………………………………………………..….....24
Глава II. Эмпирические исследования профессионального самоопределения юношей и девушек с нарушением развития
2.1. Организация и методы исследования………………………….…...27
2.2 Анализ результатов исследования профессионального самоопределения юношей и девушек с нарушением слуха…………………..34
2.3. Анализ результатов исследования профессионального самоопределения юношей и девушек с нарушением функций опорно-двигательного аппарата…………………………………………………………42
2.4. Сравнительная характеристика профессионального самоопределения юношей и девушек с нарушением слуха и нарушением функций опорно-двигательного аппарата…………………………………...…49
Выводы по главе II…………………………………………………….….54
Литература……………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая, 4 курс.doc

— 453.00 Кб (Скачать документ)
 
 

      Из результатов анкеты видно, что профессию выбрали все учащиеся, однако только Рустэм и Эльвира точно знают, кем они хотят быть. Хотя все старшеклассники о своей будущей профессии осведомлены достаточно, для Фаиля, Эльвиры и Оли  выбор профессии представляет определенные трудности, в частности, «плохо знаю мир профессий», «не знаю, как выбирать профессию». Предметы труда и виды деятельности, которые привлекают выпускников, различны.

      Обобщение результатов по методике «Скорая  помощь в выборе профессии» Г.В.Резапкиной позволяет нам выделить такие  рекомендуемые группы профессий, как:

      Юля – «Производство и добыча – Искусство» (4.5.) К ним рекомендуются такие профессии как: артист театра и кино, художник, музыкант, кино- звукооператор, ювелир, резчик по дереву.

      Фаиль – «Обслуживание – Техника» (2.4.) Рекомендуемые профессии: инженер-механик, электромонтер, автослесарь, наладчик, строитель, техник;

      – «Обслуживание – Животные и растения» (2.6.) Профессии: агрохимик, зооинженер, ветеринар, животновод, растениевод, механизатор;

      – «Производство и добыча – Техника» (4.4.) Рекомендуемые профессии: строитель, электрик, слесарь, сварщик, фрезеровщик, станочник;

      – «Производство и добыча – животные и растения» (4.6.) Профессии: агроном-семеновод, зоотехник, селекционер, мастер сельхоз-производства, животновод.

      Эльвира – «Обучение и воспитание – финансы» (3.3.) Рекомендуемые профессии: преподаватель экономики, консультант по управлению.

      Оля – «Управление – Человек» (1.1.) К ним рекомендуются такие профессии как: руководитель, администратор, менеджер по персоналу, секретарь.

      – «Управление – Животные и растения» (1.6.) Рекомендуемые профессии: агроном, почвовед, фермер, дрессировщик, кинолог;

      – «Контроль и оценка – Человек» (8.1.) Профессии: прокурор, врач-эпидемиолог, кондуктор, контролер;

      – «Контроль и оценка – Животные и растения» (8.6.) (Зооинженер, агроном, охотовед, агротехник, зоотехник).

      При работе с «Оценкой профессиональных склонностей» мы увидели профессиональные склонности учащихся и их рекомендуемые профессиональные деятельности, которые представлены в протоколе 6.

      Протокол 6

      Профессиональные  склонности юношей и девушек с  нарушением функций ОДА по группам

Имя I II III IV V VI
Юля 3 2 7 6 1 5
Фаиль 4 4 8 1 2 5
Рустэм 3 4 7 0 5 5
Эльвира 6 2 3 4 5 4
оля 6 2 4 5 3 4

      I — склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным), управлением. Тех, кто успешен в профессиях этой группы, отличает общительность, способность находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения, хорошо помнить их особенности.

      III - склонность к практической деятельности. Круг этих профессий очень широк: производство и обработка металла; сборка, монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; монтаж, ремонт зданий, конструкций; обработка и использование различных материалов; управление транспортом; изготовление изделий.

      Из протокола видно, что склонности к профессиональной деятельности у выпускников с нарушением функции ОДА относятся к работе с людьми и к практической деятельности. Девушки больше ориентированы к работе с людьми, юноши - к практической деятельности.

      Анализируя заполненную анкету «Ориентир» Л.И. Соломина по полученным количественным данным можно увидеть, есть ли выбор профессиональной деятельности у 12-классников, и каков он. Результаты представлены в протоколе 7.

                          Протокол 7

      Ориентир  в профессиональной деятельности юношей и девушек с нарушением функций  ОДА

Имя Вид деятельности (желание), баллы Вид деятельности (способности, умение), баллы Профессиональный выбор
Юля «Ч. – худ. образ» (6)

«Ч. человек» (0)

«Ч. –  худ. образ» (6)

«Ч. –  человек» (5)

«Ч. – худ. образ»
Фаиль «Ч. – техника» (6), исполнитель «Ч. – техника» (11)

исполнитель

«Ч. – техника»
Рустэм «Ч. – техника» (14)

«Ч. – человек» (3)

«Ч. – техника» (12),

«Ч. – человек» (10), исполнитель

«Ч. – техника»
Эльвира  
«Ч. –

человек»(12), «Ч. – худ. образ» (б)

    Нет
Оля «Ч. – природа» (8)

«Ч. – человек» (3) исполнитель

«Ч. – природа» (3),

«Ч. – человек» (7) исполнитель

    Нет
 

      По результатам мы видим, что не все выпускники сделали профессиональный выбор. Вид деятельности, которым желают заниматься, есть у всех, кроме Эльвиры, хотя все способны к определенному виду деятельности.

      У Юли есть способности в сфере деятельности  «Ч. – человек», но нет желания – конфликтная ситуация. В данном случае конфликт разрешается тем, что профессиональный выбор сделан в пользу деятельности «Ч. – худ. образ».

      Фаиль – профессиональный выбор сделан в сфере «Ч. – техника».

      У Рустэма, как и у Юли, конфликт в сфере деятельности «Ч. – человек», который разрешается профессиональным выбором «Ч. – техника».

      У Эльвиры нет желания заниматься каким-либо видом деятельности, хотя есть способности в сфере деятельности «Ч. – человек» и «Ч. – худ. образ». Таким образом, профессиональный выбор у нее не сформирован.

      У Оли есть желание заниматься в сфере деятельности «Ч. – природа», но способности не выражены. В сфере «Ч. – человек», наоборот, желание малое, но есть способности. Конфликт в двух сферах деятельности. Профессиональный выбор не сформирован.

      С помощью «Опросника профессиональной готовности» (ОПГ), мы можем повторно увидеть профессиональные склонности учащихся в протоколе 8.

                          Протокол 8

      Профессиональные  склонности и профессиональная готовность по ОПГ юношей и девушек с нарушением слуха

Имя Доминирующий  тип профессии Умение Отношение Желание Сумма
Юля «Ч. – образ» 12 10 13 35
Фаиль «Ч. – техника» 3 9 2 14
Рустэм «Ч. – техника»

«Ч. –  человек»

10

9

9

10

9

8

28

27

Эльвира «Ч. – человек»

«Ч. –  образ»

17

15

10

9

10

10

37

34

Оля «Ч. – человек»

«Ч. –  человек»

3

4

4

7

15

10

22

21

 

      Анализируя полученные данные, можно сделать следующие выводы.

      У Юли по всем трем столбцам в сфере «Ч. –  образ» (умение, отношение, желание), баллы достаточно высокие (максимальный балл в сумме - 60), что свидетельствует о том, что она определилась с выбором профессии.

      Хотя у Фаиля доминирует тип профессии «Ч. – техника», умение и желание заниматься этим видом деятельности очень малы. И все же отношение он оценил достаточно высоко, что свидетельствует о наличии внутриличностного конфликта.

      Рустэм. Сфера деятельности «Ч. – техника» и «Ч. – человек» набрали почти равные хорошие результаты.

      Эльвира оценила высокими баллами отношение, желание в сфере деятельности «Ч. – человек» и «Ч. – образ», и очень высокими – умения.

      Оля оценила в низких баллах умение, отношение как в сфере деятельности «Ч. – человек», так и сфере «Ч. – природа», хотя желания заниматься этими видами деятельности достаточно высоки, что свидетельствует о наличии конфликта.

      Для выявления особенностей профессионального  самоопределения юношей и девушек с нарушениями функций ОДА нами были обобщены результаты диагностических методик, которые предоставлены в таблице 4.

      Таблица 4

      Сводные результаты профессионального самоопределения  юношей и девушек с нарушениями  функций ОДА

Имя «Скорая помощь в выборе профессии» Г.В. Резапкиной «Ориентир»  Л.И. Соломина ОПГ Е.А.Климова
Юля Практическая  деятельность «Ч. – образ» «Ч. – образ»
Фаиль Практическая  деятельность «Ч. – техника» «Ч. – техника»
Рустэм Практическая  деятельность «Ч. – техника» «Ч. – техника»

«Ч. –  человек»

Эльвира Работа с  людьми Нет «Ч. – человек»

«Ч. –  образ»

Оля Работа с  людьми Нет «Ч. – природа»

Информация о работе Сравнительный анализ профессионального самоопределения юношей и девушек, обучающихся в коррекционных учебных заведениях 2 и 6 вида