Сравнительный анализ профессионального самоопределения юношей и девушек, обучающихся в коррекционных учебных заведениях 2 и 6 вида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 04:19, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования. Неблагоприятные социально-экономические, экологические факторы, происходящие в последние годы в нашем обществе, приводят к резкому увеличению различного рода соматических и психических заболеваний у детей. Не исключением является и детский церебральный паралич – тяжелое заболевание, которое возникает у ребенка в результате поражения головного и спинного мозга на ранних этапах его формирования.

Содержание

Введение…………………………………………………………….……..3
Глава I. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования
Проблема профессионального самоопределения личности в работах отечественных исследователей…………………………………………7
Психологические особенности юношей и девушек с нарушением слуха………………………………………………………………………………14
Психологические особенности юношей и девушек с нарушением функций опорно-двигательного аппарата……………………………………...17
Профессиональное самоопределение юношей и девушек с нарушением слуха и опорно-двигательного аппарата………...………………22
Выводы по главе I…………………………………………………..….....24
Глава II. Эмпирические исследования профессионального самоопределения юношей и девушек с нарушением развития
2.1. Организация и методы исследования………………………….…...27
2.2 Анализ результатов исследования профессионального самоопределения юношей и девушек с нарушением слуха…………………..34
2.3. Анализ результатов исследования профессионального самоопределения юношей и девушек с нарушением функций опорно-двигательного аппарата…………………………………………………………42
2.4. Сравнительная характеристика профессионального самоопределения юношей и девушек с нарушением слуха и нарушением функций опорно-двигательного аппарата…………………………………...…49
Выводы по главе II…………………………………………………….….54
Литература……………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая, 4 курс.doc

— 453.00 Кб (Скачать документ)

      У личности в предшествующие годы развития сложилось определенное отношение к различным областям труда, представление о многих профессиях и самооценка своих возможностей, ориентировка в социально-экономической ситуации, представление о «запасных вариантах» выбора профессии и многое другое, что характеризует состояние внутренней готовности к очередному профессиональному самоопределению.

      Обобщая логику рассуждений Е.А.Климова, можно констатировать, что профессиональное самоопределение не сводится к одномоментному акту выбора профессии и не заканчивается завершением профессиональной подготовки по избранной специальности, оно продолжается на протяжении всей профессиональной жизни.

      Профессиональное и личностное самоопределение стало предметом глубокого исследования Н.С.Пряжникова. На его концептуальных подходах остановимся подробнее.

      Анализ литературы, большая опытно-экспериментальная работа позволили Н.С.Пряжникову существенно обогатить теорию и практику профессионального самоопределения. Постоянно подчеркивая неразрывную связь профессионального самоопределения с самореализацией человека в других важных сферах жизни, он пишет: «Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-Исторической (социально-экономической) ситуации.

      Обобщая проведенный анализ профессионального становления личности, выделим основные моменты этого процесса:

  1. Профессиональное самоопределение – это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.
  2. Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.
  3. Профессиональное самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии.
  4. Актуализация профессионального самоопределения личности инициируется разного рода событиями, такими как окончание общеобразовательной школы, профессионального учебного заведения, повышение квалификации, смена местожительства, аттестация, увольнение с работы и др.
  5. Профессиональное самоопределение является важной характеристикой социально-психологической зрелости личности, ее потребности в самореализации и самоактуализации.
 
 
 

      Содержательно-процессуальная модель профессионального самоопределения

      Исследуя профессиональное самоопределение личности, Н.С.Пряжников обосновал следующую его содержательно-процессуальную модель:

      1. Осознание ценности общественно-полезного труда и 
необходимости   профессиональной   подготовки   (ценностно-нравственная основа самоопределения).

  1. Ориентировка в социально-экономической ситуации и прогнозирование престижности выбираемого труда.
  2. Общая ориентировка в мире профессионального труда и выделение профессиональной цели – мечты.
  3. Определение ближних профессиональных целей как этапов и путей к дальней цели.
  4. Информирование о профессиях и специальностях, соответствующих профессиональных учебных заведениях и местах трудоустройства.
  5. Представление о препятствиях, осложняющих достижение профессиональных целей, а также знание своих достоинств, способствующих реализации намеченных планов и перспектив.
  6. Наличие системы резервных вариантов выбора на случай неудачи по основному варианту самоопределения.
  7. Начало практической реализации личной профессиональной перспективы и постоянная корректировка намеченных планов по принципу обратной связи.

      Самоопределение – это всегда утверждение собственной позиции в проблемной ситуации. Профессиональное самоопределение предполагает выработку собственной позиции в ситуации, характеризующейся большой степенью неопределенности. В самом деле, куда пойти учиться после окончания основной общеобразовательной школы? Какую выбрать профессию? Какова возможность трудоустройства по этой профессии? Каковы материальные возможности этой профессии? Чтобы определиться в проблемно-ориентационной ситуации, личности нужно соотнести свои потребности, позиции, интересы с собственными возможностями: подготовленностью, способностями, эмоционально-волевыми качествами, состоянием здоровья. Возможности, в свою очередь, необходимо соотнести с требованиями профессионального учебного заведения, профессии, специальности, конкретной трудовой функции.

      Нередко согласование всех этих позиций затруднено. Если иметь в виду еще и социально-экономические факторы, позиции родственников, то становится очевидным, что профессиональное самоопределение, как правило, означает конфликт. Поскольку речь идет о самоопределении, то этот конфликт имеет внутриличностный конфликт. Его разрешение осуществляется путем ревизии и коррекции профессиональных устремлений, и конечно, внутриличностный конфликт может разрешаться продуктивно и деструктивно.

      Сторонами внутриличностного конфликта самоопределения являются различные составляющие структуры личности. Можно выделить конфликты, обусловленные следующими факторами:

  1. рассогласованием составляющих направленности: противоречия между социально-профессиональными экспектациями и профессиональной действительностью, между мотивами профессионального роста, успеха и материального благополучия, между высоким уровнем притязаний (самооценки) и самоуважением, между неосознаваемыми мотивами (стремление к власти, подчинению) и ценностным ориентациями и др.;
  2. несовпадением характера профессиональной деятельности и уровня профессиональной компетентности, порождающим внутриличностные конфликты между осознанной необходимостью в повышении квалификации и недостаточной профессиональной активностью, между неудовлетворенностью содержанием труда и нежеланием сменить профессию, между отсутствием перспектив карьеры и уровнем профессиональной компетентности и др.;
  3. противоречием между направленностью личности на достижение успеха, карьеру, высокие материальные блага и недостаточным уровнем развития социально-профессиональных способностей, качеств, психофизиологических свойств, состоянием здоровья и др.;
  4. несовпадением представления о своих профессиональных возможностей: противоречиями между «Я-возможным» и «Я-реальным», между «Я-идеальным» и «Я-дифференцированным». Важнейшим конфликтообразующим фактором выступает мотив соответствия самому себе. Этот мотив связан с самооценкой и обеспечивает непротиворечивость «Я-образов».
  5. противоречиями между профессиональными возможностями, потенциалом, способностями и социальными ограничениями, обусловленные возрастом,   полом,  этнической  принадлежностью,   внешностью,  между необходимостью профессиональной мобильности и отчетливо выраженной возрастной     ригидностью;     между     потребностью    в    продолжении профессиональной карьеры и вынужденным уходом на пенсию и др.

      Внутриличностные конфликты в отличие от межличностных человеком не всегда осознаются. Как правило, они проявляются в виде астенических эмоциональных    переживаний,  подавленного   настроения,   фрустрации, повышенной раздражительности, агрессивности, тревожности и др. симптомы эмоционального неблагополучия побуждают человека к поиску путей снятия психического   напряжения.   Разрешение   внутриличностного   конфликта профессионального  самоопределения  требует  высокой  психологической компетентности и не всегда под силу самому человеку. Психологическую помощь и  поддержку в разрешении этих  конфликтов  может оказать специально подготовленный практический психолог. Способы разрешения внутриличностных   конфликтов   зависят   от   характера   противоречий, рассогласований, возникающих в процессе профессионального развития человека.

      Преодоление внутриличностных конфликтов профессионального самоопределения возможно путем развития психологической компетентности, разработки альтернативных сценариев профессиональной жизни, повышения профессиональной перспективы, усиления «авторства» своей профессиональной жизни, определения новых смыслов профессиональной деятельности, постоянного повышения своей квалификации, снижения уровня притязаний, самосохранения профессиональной целостности личности, предвидении возможных трудностей и потерь вынужденного увольнения или смены профессии.

      Таким образом, можно выделить ряд типичных психологических проблем, порождающих внутриличностные конфликты профессионального самоопределения:

      1) рассогласование идеального и реального образа профессии и самооценки: «Я-рельного», «Я-возможного» и «Я-деформированного»;

  1. несоответствие     профессиональной    квалификации    уровню притязаний в области карьеры, материального и морального поощрения;
  2. неправильный, вынужденный уровень профессии, места работы и должности;
  3. противоречия    между    осознаваемыми    и    неосознаваемыми составляющими профессионального сознания.

      В процессе профессионального становления личности постоянно возникают проблемы самоопределения: при выборе профессионального учебного заведения, профессии, специальности, при включении в профессиональный коллектив и т.п. – и всегда самоопределение принимает характер конфликта, который становится основой кризисных явлений. 
 

      1.2. Психологические особенности юношей и девушек с нарушением слуха 

      Личность ребенка формируется в процессе общения со взрослыми и сверстниками, в ходе усвоения социального опыта. Сама социальная ситуация, в которой пребывает глухой ребенок, играет важную роль в возникновении и формировании у него определенных черт личности. Ребенок, потерявший слух в младенчестве, оказывается в ином положении по отношению к окружающим его людям, чем нормально слышащий. Можно выделить различные неблагоприятные факторы, оказывающие влияние на развитие личности и эмоциональной сферы глухих детей.

      Нарушение словесного общения частично изолирует глухого от окружающих его говорящих людей, это создает определенные трудности в усвоении социального опыта. Глухим детям недоступно восприятие выразительной стороны устной речи и музыки. Отставание в развитии речи приводит к затруднениям в осознании своих и чужих эмоциональных состояний, это приводит к упрощению межличностных отношений.

      Благоприятно влияет на личностную и эмоциональную сферу глухих детей развитие внимания к средствам, с помощью которых могут быть выражены эмоции, к использованию мимики, выразительных движений в жестовой речи.

      Значительное влияние на формирование эмоционально-волевой сферы, развитие личности глухих детей, становление межличностных отношений на начальных этапах оказывают условия семейного воспитания. Важным фактором, влияющим на развитие личности, является наличие или отсутствие нарушения слуха у родителей. Так, глухие дошкольники, имеющие глухих родителей, не отличаются от слышащих сверстников по эмоциональным проявлениям, по числу интеллектуальных эмоций, тогда как поведение глухих детей, имеющих слышащих родителей, наблюдается бедность эмоциональных проявлений – меньшее количество и разнообразие. Глухие дети слышащих родителей более стеснительны, менее общительны, стремятся к уединению.

      В подростковом возрасте, по данным американских психологов, у глухих детей глухих родителей наблюдается более точное представление о самих себе, своих возможностях и способностях, более адекватная самооценка по сравнению с глухими детьми слышащих родителей. Эти особенности могут объясняться тем, что на начальных этапах развития слышащие родители не могут вызвать своих глухих детей на эмоциональное общение, хуже понимают их желания и потребности, часто опекают своего ребенка, неохотно предоставляя ему свободу и самостоятельность. Все это усиливает зависимость глухих детей от взрослых, формирует такие личностные черты, как ригидность, импульсивность, эгоцентричность, внушаемость. У глухих детей возникают трудности с развитием внутреннего контроля за своими эмоциями и поведением, у них замедлено формирование социальной зрелости.

      У глухих детей наблюдаются значительные трудности понимания эмоций других людей, их оттенков, высших социальных чувств, затруднено понимание причинной обусловленности эмоциональных состояний, имеются большие трудности формирования морально-этических представлений и понятий.

      По мере продвижения в обучении у глухих детей наблюдается все более глубокое и тонкое понимание личностных и эмоциональных особенностей того или иного человека и межличностных отношений, повышается правильность оценки результатов своей деятельности, самокритичность, устанавливается соответствие притязаний собственным возможностям. Направление их развития аналогично тому, которое наблюдается у слышащих детей, однако соответствующие изменения появляются позднее (на два года и больше).

Информация о работе Сравнительный анализ профессионального самоопределения юношей и девушек, обучающихся в коррекционных учебных заведениях 2 и 6 вида