Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 04:19, курсовая работа
Актуальность исследования. Неблагоприятные социально-экономические, экологические факторы, происходящие в последние годы в нашем обществе, приводят к резкому увеличению различного рода соматических и психических заболеваний у детей. Не исключением является и детский церебральный паралич – тяжелое заболевание, которое возникает у ребенка в результате поражения головного и спинного мозга на ранних этапах его формирования.
Введение…………………………………………………………….……..3
Глава I. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования
Проблема профессионального самоопределения личности в работах отечественных исследователей…………………………………………7
Психологические особенности юношей и девушек с нарушением слуха………………………………………………………………………………14
Психологические особенности юношей и девушек с нарушением функций опорно-двигательного аппарата……………………………………...17
Профессиональное самоопределение юношей и девушек с нарушением слуха и опорно-двигательного аппарата………...………………22
Выводы по главе I…………………………………………………..….....24
Глава II. Эмпирические исследования профессионального самоопределения юношей и девушек с нарушением развития
2.1. Организация и методы исследования………………………….…...27
2.2 Анализ результатов исследования профессионального самоопределения юношей и девушек с нарушением слуха…………………..34
2.3. Анализ результатов исследования профессионального самоопределения юношей и девушек с нарушением функций опорно-двигательного аппарата…………………………………………………………42
2.4. Сравнительная характеристика профессионального самоопределения юношей и девушек с нарушением слуха и нарушением функций опорно-двигательного аппарата…………………………………...…49
Выводы по главе II…………………………………………………….….54
Литература……………………………
Рациональный выбор профессии – основа раннего включения личности в социально-профессиональную деятельность и высокого уровня профессиональной отдачи, творческой активности и профессионализма.
Проблема выбора профессии стоит перед старшеклассниками всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. Грустные приметы нашей жизни – ослабление профессиональной школы, отсутствие системы развития персонала предприятий, утрата прежних связей между профессиональным образованием и профессиональным трудом.
На
выбор профессии оказывают
И среди всех этих факторов, старшекласснику нужно понять, какая профессия твоя и только твоя. Для того, чтобы не совершить ошибку при этом выборе, необходимо разобраться:
– со своими стремлениями, влечениями, желаниями, мотивами;
– со своими возможностями, которые могут быть ограничены различными внешними и внутренними причинами.
Но
имеется такая категория
Что же может сделать школьный педагог-психолог в сложившейся обстановке? Помогать детям с нарушениями в развитии выбирать профессию и строить дальнейшую стратегию жизни, помочь осознать имеющиеся у них возможности и предъявляемые болезнью ограничения. На основе такой работы следует выработать трудовые рекомендации, в которых нашли бы отражения как клинические, так и психологические данные.
Проблема
личностной и профессиональной самореализации
является актуальной для всех выпускников
школ, но для детей с ограниченными возможностями,
в том числе с нарушением слуха, она наиболее
значима, так как круг профессий для них
сужается в связи с состоянием их здоровья.
Выводы
по главе I
Таким образом, Профессиональное самоопределение – это определение человеком себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев профессионализма. Один человек считает критерием профессионализма просто принадлежность к профессии или получение специального образования, соответственно и себя оценивает с этих позиций, другой человек полагает, что критерием профессионализма является индивидуальный творческий вклад в свою профессию, обогащение своей личности средствами профессии, соответственно, он иначе с этой, более высокой, «планки» себя самоопределяет и далее самореализует.
Профессиональное самоопределение – это длительный процесс согласования внутриличностных и социально-профессиональных потребностей, который происходит на протяжении всего жизненного и трудового пути. Профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения сил и личностных качеств.
Современное понимание профессионального самоопределения охватывает проблемы взаимосвязи профессионального самоопределения с общим жизненным самоопределением личности, влияния воздействий на личность окружающей социальной среды, профессионального становления и активной жизненной позиции человека. В условиях рыночной экономики особое значение приобретают проблемы свободы выбора профессии и обеспечения конкурентоспособности работника на рынке труда.
Профессиональное
самоопределение – это
Глухие дети – это дети с наиболее резкой степенью поражения слуха. Глухота бывает абсолютной лишь в исключительных случаях. Обычно сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать отдельные очень громкие, резкие и низкие звуки (гудки, свистки, громкий голос над ухом и т.д.). Но разборчивое восприятие речи невозможно.
Слабослышащие дети – это дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие. Тугоухость может быть выражена в различной степени – от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости.
Глухие дети страдают глубоким стойким двусторонним нарушением слуха. Они не могут самостоятельно овладеть речью и без специального обучения становятся глухонемыми. Большинство глухих обладает остаточным слухом, который позволяет им воспринимать лишь очень громкие звуки (силой более 80 дб в диапазоне до 1000-2000 гц). Недостаток слуховых впечатлений обедняет внутренний мир ребенка. Наибольший ущерб его развитию приносит создаваемое глухотой препятствие к овладению словесной речью как средством общения и познания окружающего мира, как орудием мышления. Ограниченные возможности владения речью сказываются на развитии познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы и др. Для общения со слышащими дети пользуются естественными жестами (указательными, имитирующими действия, изображающими признаки предметов), которые обычно вырабатываются в процессе взаимного общения. Оглохшие дети - дети, утратившие слух, но сохранившие речь, становление которой происходило на основе нормального слухового восприятия.
Детский церебральный паралич – это группа двигательных нарушений, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны ЦНС за функционированием мышц.
Термин
«детский церебральный паралич» (ДЦП)
объединяет группу различных по клиническим
проявлениям синдромов, которые возникают
в результате повреждения головного мозга
на различных этапах внутриутробного
развития и родах. Основным клиническим
симптомом ДЦП является нарушение двигательной
функции.
ГЛАВА
П. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК С НАРУШЕНИЕМ
РАЗВИТИЯ
2.1.
Организация и методы исследования
Подростковый и старший школьный возраст отличается ростом самосознания, возрастающим интересом к собственному «Я». Учет этого обстоятельства оказывается принципиально важным в плане организации профессиональной ориентации школьников с нарушением слуха, поскольку способность к осознанному и уверенному выбору профессии в этом возрасте тесно связана с формирование такого психологического качества, как образ «Я».
В качестве одного из методических средств, способствующих целенаправленной передаче учащимся нового типа знания, а именно «знания о самом себе», выступает психологическая диагностика. В работе с учащимися используется комплекс психологических методик, обеспечивающих, во-первых, возможность получения каждым учащимся информации о своих индивидуальных психологических качествах и степени их соответствия требованиям той или иной профессии и возможность развития этих психологических качеств.
Развивающая психологическая диагностика выступает в качестве важнейшего элемента в системе профориентационной работы, поскольку именно в условиях психологического самоизучения у учащихся формируется «образ «Я» в единстве трех основных составляющих (когнитивной, эмоциональной, регуляторной).
Цель:
выявить уровень профессионального самоопределения
юношей и девушек с нарушением слуха и
с нарушением функций ОДА.
Задачи:
1)
анализ специальной
2)
подбор адекватных
3) проведение эмпирического исследования;
4)
выявить особенности
Для выявления уровня профессионального самоопределения юношей и девушек с нарушением слуха и с нарушением функций ОДА было проведено эмпирическое исследование, в котором принимали участие учащиеся 11 класса специальной общеобразовательной школы-интерната № 30 II вида Калининского района г. Уфы и учащиеся 12 класса специальной школы-интерната № 13 VI вида Кировского района г. Уфы. Характеристика выборки испытуемых представлена в таблице 1, 2.
Таблица 1
Характеристика выборки лиц с нарушением слуха
№ | Имя | Заключение ПМПК | Возраст |
1 | Ренал Б. | Двусторонняя сенсоневральная тугоухость II степени, ЗПР | 18 |
2 | Линат Ш. | Двусторонняя сенсоневральная глухота IV степени, сохранный интеллект | 18 |
3 | Лиза Б. | Двусторонняя сенсоневральная глухота, сохранный интеллект | 18 |
4 | Наркас С. | Правосторонняя сенсоневральная глухота, левосторонняя тугоухость II степени | 18 |
5 | Снежанна С. | Двусторонняя сенсоневральная тугоухость III степени | 18 |
6 | Илнур Б. | Правосторонняя сенсоневральная глухота, левосторонняя тугоухость I степени | 17 |
7 | Денис Ю. | Двусторонняя сенсоневральная тугоухость IV степени | 18 |
8 | Ринат И. | Сенсоневральная алалия, обусловленная ранним органическим поражением ЦНС | 18 |
Таблица 2
Характеристика выборки испытуемых с нарушением функции ОДА
№ | Имя | Заключение ПМПК | Возраст |
1 | Юля Ш. | Спастическая диплегия средней степени | 19 |
2 | Фаиль Ш. | Спастическая диплегия средней степени | 18 |
3 | Рустэм Х. | Спастическая диплегия легкой степени | 19 |
4 | Эльвира Р. | Хореиформный гиперкинез | 20 |
5 | Оля М. | Гемипаретическая форма ДЦП | 18 |
Исследование велось с использованием методик «Скорая помощь в выборе профессии» Г.В.Резапкиной, анкеты «Ориентир» (Л.И.Соломина), опросника профессиональной готовности (Е.А.Климова).
Методика
Г.В.Резапкиной позволила выявить степень
готовности к выбору профессии, тест
Климова - к какой из групп профессий у
учеников есть склонность, анкета «Ориентир»
Л.И.Соломина – предпочтения, способностей
к видам деятельности.
Сегодня каждый третий подросток покидает школу не имея представления о том, какую профессию он хочет освоить. Поэтому смысл профориентационной работы в образовательном учреждении заключается в постепенном формировании у подростка внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и интересов.
«Скорая помощь в выборе профессии» сочетает основные компоненты профориентационной работы: профинформирование, профконсультирование и психологическая поддержка.
Работа проходит в форме групповой профконсультации. Каждый учащийся получает два бланке: анкету «Скорая помощь в выборе профессии» и опросник профессиональных склонностей.