Сравнительный анализ профессионального самоопределения юношей и девушек, обучающихся в коррекционных учебных заведениях 2 и 6 вида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 04:19, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования. Неблагоприятные социально-экономические, экологические факторы, происходящие в последние годы в нашем обществе, приводят к резкому увеличению различного рода соматических и психических заболеваний у детей. Не исключением является и детский церебральный паралич – тяжелое заболевание, которое возникает у ребенка в результате поражения головного и спинного мозга на ранних этапах его формирования.

Содержание

Введение…………………………………………………………….……..3
Глава I. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования
Проблема профессионального самоопределения личности в работах отечественных исследователей…………………………………………7
Психологические особенности юношей и девушек с нарушением слуха………………………………………………………………………………14
Психологические особенности юношей и девушек с нарушением функций опорно-двигательного аппарата……………………………………...17
Профессиональное самоопределение юношей и девушек с нарушением слуха и опорно-двигательного аппарата………...………………22
Выводы по главе I…………………………………………………..….....24
Глава II. Эмпирические исследования профессионального самоопределения юношей и девушек с нарушением развития
2.1. Организация и методы исследования………………………….…...27
2.2 Анализ результатов исследования профессионального самоопределения юношей и девушек с нарушением слуха…………………..34
2.3. Анализ результатов исследования профессионального самоопределения юношей и девушек с нарушением функций опорно-двигательного аппарата…………………………………………………………42
2.4. Сравнительная характеристика профессионального самоопределения юношей и девушек с нарушением слуха и нарушением функций опорно-двигательного аппарата…………………………………...…49
Выводы по главе II…………………………………………………….….54
Литература……………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая, 4 курс.doc

— 453.00 Кб (Скачать документ)

      Рациональный выбор профессии – основа раннего включения личности в социально-профессиональную деятельность и высокого уровня профессиональной отдачи, творческой активности и профессионализма.

      Проблема  выбора профессии стоит перед  старшеклассниками всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. Грустные приметы нашей жизни – ослабление профессиональной школы, отсутствие системы развития персонала предприятий, утрата прежних связей между профессиональным образованием и профессиональным трудом.

      На  выбор профессии оказывают влияние  и другие факторы: родители, представление  о себе, наличие способностей и  особых личностных черт, а также  практические соображения, продиктованные складывающимися обстоятельствами.

      И среди всех этих факторов, старшекласснику нужно понять, какая профессия твоя и только твоя. Для того, чтобы не совершить ошибку при этом выборе, необходимо разобраться:

– со своими стремлениями, влечениями, желаниями, мотивами;

– со своими возможностями, которые могут быть ограничены различными внешними и внутренними причинами.

      Но  имеется такая категория старшеклассников, для которых проблема выбора профессии  является не просто острой, а трудно разрешимой. Это дети – инвалиды. Таким детям зачастую свойственны  неадекватные способы профессионального самоопределения: отсутствие собственных профессиональных намерений в связи с низкой самооценкой здоровья, общая пассивность и другие личностные особенности.

      Что же может сделать школьный педагог-психолог в сложившейся обстановке? Помогать детям с нарушениями в развитии выбирать профессию и строить дальнейшую стратегию жизни, помочь осознать имеющиеся у них возможности и предъявляемые болезнью ограничения. На основе такой работы следует выработать трудовые рекомендации, в которых нашли бы отражения как клинические, так и психологические данные.

      Проблема личностной и профессиональной самореализации является актуальной для всех выпускников школ, но для детей с ограниченными возможностями, в том числе с нарушением слуха, она наиболее значима, так как круг профессий для них сужается в связи с состоянием их здоровья. 
 
 
 

      Выводы по главе I 

      Таким образом, Профессиональное самоопределение – это определение человеком себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев профессионализма. Один человек считает критерием профессионализма просто принадлежность к профессии или получение специального образования, соответственно и себя оценивает с этих позиций, другой человек полагает, что критерием профессионализма является индивидуальный творческий вклад в свою профессию, обогащение своей личности средствами профессии, соответственно, он иначе с этой, более высокой, «планки» себя самоопределяет и далее самореализует.

      Профессиональное самоопределение – это длительный процесс согласования внутриличностных и социально-профессиональных потребностей, который происходит на протяжении всего жизненного и трудового пути. Профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения сил и личностных качеств.

      Современное понимание профессионального самоопределения охватывает проблемы взаимосвязи профессионального самоопределения с общим жизненным самоопределением личности, влияния воздействий на личность окружающей социальной среды, профессионального становления и активной жизненной позиции человека. В условиях рыночной экономики особое значение приобретают проблемы свободы выбора профессии и обеспечения конкурентоспособности работника на рынке труда.

      Профессиональное  самоопределение – это своеобразное определение пути следования по направлению к профессиональной реализации, что во многом определяет свою социальную реализацию.

      Глухие  дети – это дети с наиболее резкой степенью поражения слуха. Глухота бывает абсолютной лишь в исключительных случаях. Обычно сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать отдельные очень громкие, резкие и низкие звуки (гудки, свистки, громкий голос над ухом и т.д.). Но разборчивое восприятие речи невозможно.

      Слабослышащие дети – это дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие. Тугоухость может быть выражена в различной степени – от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости.

      Глухие дети страдают глубоким стойким двусторонним нарушением слуха. Они не могут самостоятельно овладеть речью и без специального обучения становятся глухонемыми. Большинство глухих обладает остаточным слухом, который позволяет им воспринимать лишь очень громкие звуки (силой более 80 дб в диапазоне до 1000-2000 гц). Недостаток слуховых впечатлений обедняет внутренний мир ребенка. Наибольший ущерб его развитию приносит создаваемое глухотой препятствие к овладению словесной речью как средством общения и познания окружающего мира, как орудием мышления. Ограниченные возможности владения речью сказываются на развитии познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы и др. Для общения со слышащими дети пользуются естественными жестами (указательными, имитирующими действия, изображающими признаки предметов), которые обычно вырабатываются в процессе взаимного общения. Оглохшие дети - дети, утратившие слух, но сохранившие речь, становление которой происходило на основе нормального слухового восприятия.

      Детский церебральный паралич – это группа двигательных нарушений, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны ЦНС за функционированием мышц.

      Термин  «детский церебральный паралич» (ДЦП) объединяет группу различных по клиническим проявлениям синдромов, которые возникают в результате повреждения головного мозга на различных этапах внутриутробного развития и родах. Основным клиническим симптомом ДЦП является нарушение двигательной функции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ГЛАВА П. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК С НАРУШЕНИЕМ РАЗВИТИЯ 

      2.1. Организация и методы исследования 

      Подростковый и старший школьный возраст отличается ростом самосознания, возрастающим интересом к собственному «Я». Учет этого обстоятельства оказывается принципиально важным в плане организации профессиональной ориентации школьников с нарушением слуха, поскольку способность к осознанному и уверенному выбору профессии в этом возрасте тесно связана с формирование такого психологического качества, как образ «Я».

      В качестве одного из методических средств, способствующих целенаправленной передаче учащимся нового типа знания, а именно «знания о самом себе», выступает психологическая диагностика. В работе с учащимися используется комплекс психологических методик, обеспечивающих, во-первых, возможность получения каждым учащимся информации о своих индивидуальных психологических качествах и степени их соответствия требованиям той или иной профессии и возможность развития этих психологических качеств.

      Развивающая психологическая диагностика выступает в качестве важнейшего элемента в системе профориентационной работы, поскольку именно в условиях психологического самоизучения у учащихся формируется «образ  «Я»  в  единстве трех основных составляющих (когнитивной, эмоциональной, регуляторной).

      Цель: выявить уровень профессионального самоопределения юношей и девушек с нарушением слуха и с нарушением функций ОДА. 
 

        Задачи:

      1) анализ специальной педагогической  и специально-психологической литературы  по проблеме исследования;

      2) подбор адекватных диагностических  методик, направленных на изучение  профессионального самоопределения  старшеклассников с нарушениями  слуха и нарушением функций ОДА;

      3) проведение эмпирического исследования;

      4) выявить особенности профессионального  самоопределения личности юношей  и девушек с нарушением слуха  и с нарушением функций опорно-двигательного  аппарата.

      Для выявления уровня профессионального самоопределения юношей и девушек с нарушением слуха и с нарушением функций ОДА было проведено эмпирическое исследование, в котором принимали участие учащиеся 11 класса специальной общеобразовательной школы-интерната № 30 II вида Калининского района г. Уфы и учащиеся 12 класса специальной школы-интерната № 13 VI вида Кировского района г. Уфы. Характеристика выборки испытуемых представлена в таблице 1, 2.

      Таблица 1

      Характеристика  выборки лиц с нарушением слуха

Имя Заключение  ПМПК Возраст
1 Ренал Б. Двусторонняя  сенсоневральная тугоухость II степени, ЗПР 18
2 Линат Ш. Двусторонняя  сенсоневральная глухота IV степени, сохранный интеллект  
18
3 Лиза Б. Двусторонняя  сенсоневральная глухота, сохранный  интеллект 18
4 Наркас С. Правосторонняя  сенсоневральная глухота, левосторонняя  тугоухость II степени  
18
5 Снежанна С. Двусторонняя  сенсоневральная тугоухость III степени 18
6 Илнур Б. Правосторонняя  сенсоневральная глухота, левосторонняя  тугоухость I степени  
17
7 Денис Ю. Двусторонняя  сенсоневральная тугоухость IV степени 18
8 Ринат И. Сенсоневральная алалия, обусловленная ранним органическим поражением ЦНС  
18
 

      Таблица 2

      Характеристика  выборки испытуемых с нарушением функции ОДА

Имя Заключение  ПМПК Возраст
1 Юля Ш. Спастическая диплегия средней степени 19
2 Фаиль Ш. Спастическая диплегия средней степени 18
3 Рустэм Х. Спастическая диплегия легкой степени 19
4 Эльвира Р. Хореиформный гиперкинез 20
5 Оля М. Гемипаретическая форма ДЦП 18
 

      Исследование велось с использованием методик «Скорая помощь в выборе профессии» Г.В.Резапкиной, анкеты «Ориентир» (Л.И.Соломина), опросника профессиональной готовности (Е.А.Климова).

      Методика Г.В.Резапкиной позволила выявить степень готовности к выбору профессии, тест Климова - к какой из групп профессий у учеников есть склонность, анкета «Ориентир» Л.И.Соломина – предпочтения, способностей к видам деятельности. 
 
 
 

      
  1. Методика «Скорая помощь в выборе профессии» Г.В.Резапкиной

      Сегодня каждый третий подросток покидает школу не имея представления о том, какую профессию он хочет освоить. Поэтому смысл профориентационной работы в образовательном учреждении заключается в постепенном формировании у подростка внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и интересов.

      «Скорая помощь в выборе профессии» сочетает основные компоненты профориентационной работы: профинформирование, профконсультирование и психологическая поддержка.

      Работа проходит в форме групповой профконсультации. Каждый учащийся получает два бланке: анкету «Скорая помощь в выборе профессии» и опросник профессиональных склонностей.

Информация о работе Сравнительный анализ профессионального самоопределения юношей и девушек, обучающихся в коррекционных учебных заведениях 2 и 6 вида