Сравнительный анализ профессионального самоопределения юношей и девушек, обучающихся в коррекционных учебных заведениях 2 и 6 вида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 04:19, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования. Неблагоприятные социально-экономические, экологические факторы, происходящие в последние годы в нашем обществе, приводят к резкому увеличению различного рода соматических и психических заболеваний у детей. Не исключением является и детский церебральный паралич – тяжелое заболевание, которое возникает у ребенка в результате поражения головного и спинного мозга на ранних этапах его формирования.

Содержание

Введение…………………………………………………………….……..3
Глава I. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования
Проблема профессионального самоопределения личности в работах отечественных исследователей…………………………………………7
Психологические особенности юношей и девушек с нарушением слуха………………………………………………………………………………14
Психологические особенности юношей и девушек с нарушением функций опорно-двигательного аппарата……………………………………...17
Профессиональное самоопределение юношей и девушек с нарушением слуха и опорно-двигательного аппарата………...………………22
Выводы по главе I…………………………………………………..….....24
Глава II. Эмпирические исследования профессионального самоопределения юношей и девушек с нарушением развития
2.1. Организация и методы исследования………………………….…...27
2.2 Анализ результатов исследования профессионального самоопределения юношей и девушек с нарушением слуха…………………..34
2.3. Анализ результатов исследования профессионального самоопределения юношей и девушек с нарушением функций опорно-двигательного аппарата…………………………………………………………42
2.4. Сравнительная характеристика профессионального самоопределения юношей и девушек с нарушением слуха и нарушением функций опорно-двигательного аппарата…………………………………...…49
Выводы по главе II…………………………………………………….….54
Литература……………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая, 4 курс.doc

— 453.00 Кб (Скачать документ)
 

Полученные результаты свидетельствуют о том, что, склонности есть у всех учеников 12-го класса, но не все определены в выборе профессии. 
 
 
 
 
 
 

      2.4. Сравнительная характеристика  профессионального  самоопределения  юношей и девушек  с нарушением слуха  и нарушением функций  опорно-двигательного  аппарата. 

      Исходя из результатов анализа эмпирического исследования, можно провести следующие сравнения профессионального самоопределения юношей и девушек с нарушением слуха и нарушением функций опорно-двигательного аппарата:

      1) у  юношей и девушек с нарушением слуха профессиональные склонности  к умственной работе, к экстремальным и планово-экономическим видам деятельности; а у юношей и девушек с нарушением функций ОДА – склонности к работе с людьми и практической деятельности.

      2) большинство юношей и девушек с нарушением развития направлены на сферу деятельности «Ч. – Ч.», «Ч. – техника» и «Ч. – природа».

      3) юноши и девушки с нарушением слуха в основном видят себя руководителями, а выпускники с нарушением функций ОДА – исполнителями.

      Результы  по методике «Скорая  помощь в выборе профессии»

      Юноши и девушки с  нарушением слуха:

      Линат – «Управление – Человек» (1.1.) К ним рекомендуются такие профессии как: руководитель, администратор, менеджер по персоналу, секретарь.

      Лиза – «Управление – Техника» (1.4.) Рекомендуемые профессии: диспетчер, капитан, пилот, водитель, машинист.

      Наркас – «Производство и добыча – Искусство» (4.5.) Рекомендуемые профессии: артист театра и кино, художник, музыкант, кино- звукооператор, ювелир, резчик по дереву;

      – «Производство и добыча – Природные  ресурсы» (4.8.) Профессии: горный инженер, гидролог, гидрогеолог, мастер леса, горнорабочий, нефтяник.

      Снежанна – очень широкий выбор групп профессий, что свидетельствует о несформированности профессионального выбора или непонимании инструкции заполнения анкеты.

  • «Обучение и воспитание – Человек» (3.1.) Рекомендуемые профессии: преподаватель, мастер-наставник, социальный педагог, воспитатель, тренер-инструктор;
  • «Обучение и воспитание – Искусство» (3.5.) Профессии: учитель музыки, учитель живописи, руководитель художественной студии;
  • «Обучение и воспитание – Изделия и продукты» (3.7.) Профессии: преподаватель спец.предметов, мастер производственного обучения;
  • «Обучение и воспитание – Природнык ресурсы» (3.8.) Профессии: преподаватель географии, эколог;
  • «Исследование – Человек» (6.1.) Здесь рекомендуются такие профессии как: психолог, физиолог, социолог, эксперт-криминалист, следователь-лаборант;
  • «Исследование – Искусство» (6.5.) (Киновед, искусствовед, литературовед, культуролог;
  • «Исследование – Изделия и продукты» (6.7.) (Археолог, санитарный врач, лаборант, товаровед, технолог, дегустатор);
  • «Исследование – природные ресурсы» (6.8.) (Почвовед, метеоролог, геолог, техник-гидрогеолог, почвовед);
  • «Защита – Человек» (7.1.) Рекомендуемые профессии: адвокат, военный, врач, милиоценер, спасатель;
  • «Защита – Искусство» (7.5.) (Каскадер, постановщик трюков, реставратор, музейный работник);
  • «Защита – Изделия и продукты» (7.7.) (Таможенник, врач-эпидемиолог, диетолог, сторож, лаборант);
  • «Защита – Природные ресурсы» (7.8.) (Инспектор по охране природы, мелиоратор, эколог, метеоролог);
  • «Контроль и оценка – Человек» (8.1.) К ним рекомендуются такие профессии как: прокурор, врач-эпидемиолог, кондуктор, контролер;
  • «Контроль и оценка – Искусство» (8.5.) Рекомендуемые профессии: редактор, критик, музейный работник, оценщик, эксперт;
  • «Контроль и оценка – Изделия и продукты» (8.7.) (Санинспектор, контролер, риелтор, метролог, таможенник);
  • «Контроль и оценка – Природные ресурсы» (8.8.) Профессии: радиолог, эколог, метеоролог.

Илнур – «Обучение и воспитание – Техника» (3.4.) Рекомендуемые профессии: мастер производственного обучения, инструктор по вождению.

Денис – «Исследование – информация» (6.2.) К ним рекомендуются такие профессии как: социолог, математик, историк, маркетолог, стастик, аналитик.

Ринат – «Обучение и воспитание – Человек» (3.1.) Рекомендуемые профессии: преподаватель, мастер-наставник, социальный педагог, воспитатель, тренер-инструктор;

 –  «Обучение и воспитание – Техника» (3.4.) Рекомендуемые профессии: мастер производственного обучения, инструктор по вождению.

Юноши и девушки с  нарушениями фунций ОДА:

      Юля – «Производство и добыча – Искусство» (4.5.) К ним рекомендуются такие профессии как: артист театра и кино, художник, музыкант, кино- звукооператор, ювелир, резчик по дереву.

      Фаиль – «Обслуживание – Техника» (2.4.) Рекомендуемые профессии: инженер-механик, электромонтер, автослесарь, наладчик, строитель, техник;

      – «Обслуживание – Животные и растения» (2.6.) Профессии: агрохимик, зооинженер, ветеринар, животновод, растениевод, механизатор;

      – «Производство и добыча – Техника» (4.4.) Рекомендуемые профессии: строитель, электрик, слесарь, сварщик, фрезеровщик, станочник;

      – «Производство и добыча – животные и растения» (4.6.) Профессии: агроном-семеновод, зоотехник, селекционер, мастер сельхоз-производства, животновод.

      Эльвира – «Обучение и воспитание – финансы» (3.3.) Рекомендуемые профессии: преподаватель экономики, консультант по управлению.

      Оля – «Управление – Человек» (1.1.) К ним рекомендуются такие профессии как: руководитель, администратор, менеджер по персоналу, секретарь.

      – «Управление – Животные и растения» (1.6.) Рекомендуемые профессии: агроном, почвовед, фермер, дрессировщик, кинолог;

      – «Контроль и оценка – Человек» (8.1.) Профессии: прокурор, врач-эпидемиолог, кондуктор, контролер;

      – «Контроль и оценка – Животные и растения» (8.6.) (Зооинженер, агроном, охотовед, агротехник, зоотехник).

       Данные по анкете «Ориентир». Юноши и девушки с нарушением слуха:

      Ренал – професиональный выбор «Ч. – техника»

      Линат – «Ч. – Ч.».

      Лиза – «Ч. – техника», «Ч. – природа»

      Наркас – «Ч. – Ч.»

      Снежанна – «Ч. – природа»

      Илнур, Денис – « Ч. – Ч.»

      Ринат: «Ч. – Ч.», «Ч. – техника»

      Юноши и девушки с нарушениями функции ОДА:

      Юля – «Ч. – худ. образ»

      Фаиль – «Ч. – техника»

      Рустэм – «Ч. – техника»

      Эльвира – профессиональный выбор не сформирован

      Оля - профессиональный выбор не сформирован

      «Опросник профессиональной готовности» Е.А.Климова. Юноши и девушки с нарушением слуха:

      Ренал - нет доминирующего типа профессии

      Линат – доминирует сфера деятельности «Ч. – Ч.»

      Лиза и Илнур – «Ч – Ч.»

      Наркас – «Ч. – Ч»

      Снежанна – «Ч. – природа», «Ч. – образ»

      Денис – «Ч. – Ч.»

      Ринат – «Ч. – Ч.», «Ч. – знак»

      Юноши и девушки с нарушениями функции ОДА:

      Юля – «Ч. –  образ»

      Фаиль – «Ч. – техника»

      Рустэм – «Ч. – техника», «Ч. – человек»

    Эльвира – «Ч. – человек», «Ч. – образ»

      Оля – «Ч. – человек», «Ч. – природа». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Выводы по главе II 

      По результатам анализа эмпирического исследования были выявлены следующие склонности к видам деятельности у выпускников.

      Юноши и девушки с нарушением слуха:

      Ренал – склонность к умственной работе, система отношений «Ч. – техника»;

      Линат – склонность к планово-экономическим видам деятельности, система отношений – «Ч. – человек»;

      Лиза – склонность к экстремальным видам деятельности, нет единой системы отношений;

      Наркас - склонность к планово-экономическим видам деятельности, система отношений – «Ч. – человек»;

      Снежанна – склонность к экстремальным видам деятельности, система отношений «Ч. – природа»;

      Илнур – склонность к экстремальным видам деятельности, система отношений «Ч. – человек»;

      Денис – склонность к умственной работе, система отношений «Ч. – человек»;

      Ринат – склонность к умственной работе, система отношений «Ч. – человек».

      Юноши и девушки с нарушением функций ОДА:

      Юля – склонность к практической деятельности, система отношений «Человек – худ. образ»;

      Фаиль – склонность к практической деятельности, система отношений «Человек – техника»;

      Рустэм – склонность к практической деятельности, система отношений «Человек – техника», «Человек – человек»;

      Эльвира – склонность к работе с людьми, система отношений «Человек – человек», «Человек – художественный образ»;

      Оля – склонность к работе с людьми, система отношений – «Человек –человек», «Человек – природа».

      Многое из выпускников, принявших участие в психологическом опросе на профессиональное самоопределение, еще не определились с выбором профессии. Это связано как с незнанием того, как выбирать профессию, так и с преобладанием разных видов деятельности.

      Как же разобраться в себе? Считается, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Профессия должна быть как интересной, так и соответствовать физическому развитию юношей и девушек с нарушениями развития.

      Полученные результаты можно использовать при профориентации учащихся старших классов, при организации личностно-ориентированного подхода в процессе обучения, для повышения мотивации по отдельным предметам, связанных с областью выбора будущей профессиональной деятельности.

      Таким образом, у всех выпускников с нарушением развития профессиональные склонности есть, но не все самоопределились с выбором профессии.

      В результате проведенных нами исследований, гипотеза о том, что «у школьников с нарушениями в развитии не сформированным является профессиональное самоопределение» подтвердилась. 
 
 
 
 
 
 
 

      Список  использованной литературы 

      1. Богданова Т.Г. Сурдопсихология:  Учебное пособие. – М.: Академия, 2002

      2. Большая советская энциклопедия, 1975

      3.  Возрастная и педагогическая психология / под ред. А.В. Петровского.

      М: Просвещение, 1973

      4. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии / Сост., авт. вступ. ст. и библиогр. Т.М.Лифанова; Авт. коммент. М.А.Степанова. – М.: Просвещение, 1995.

      5. В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

      6. Жуковская В.И. Психологические основы выбора профессии. Минск: 
Народная асвета, 1978

      7.  Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – 3-е изд., перераб., доп. - М.: Академии. Проспект; Фонд «Мир», 2005

  1. Климов Е.А. Как выбирать профессию: Кн. для учащихся старших классов сред, школы / Е.А. Климов. - 2-е изд., доп. и дораб. - М.: Просвещение, 1990

      9. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения - 
Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс», 1996

      10. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. – М.: Знание, 1983

  1. Климов Е.А. Школа... а дальше? Лениздат, 1971
  2. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982

      13. Майерс Д. Социальная психология. 6-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2003.

  1. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Изд-во «Речь», 2001
  2. Основы специальной педагогики и психологии: Учеб. пособие для студентов вузов. – СПб.: Питер, 2005
  3. Основы специальной психологии: Учеб. пособ. Для студ. ссузов / Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2002

Информация о работе Сравнительный анализ профессионального самоопределения юношей и девушек, обучающихся в коррекционных учебных заведениях 2 и 6 вида