Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 04:19, курсовая работа
Актуальность исследования. Неблагоприятные социально-экономические, экологические факторы, происходящие в последние годы в нашем обществе, приводят к резкому увеличению различного рода соматических и психических заболеваний у детей. Не исключением является и детский церебральный паралич – тяжелое заболевание, которое возникает у ребенка в результате поражения головного и спинного мозга на ранних этапах его формирования.
Введение…………………………………………………………….……..3
Глава I. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования
Проблема профессионального самоопределения личности в работах отечественных исследователей…………………………………………7
Психологические особенности юношей и девушек с нарушением слуха………………………………………………………………………………14
Психологические особенности юношей и девушек с нарушением функций опорно-двигательного аппарата……………………………………...17
Профессиональное самоопределение юношей и девушек с нарушением слуха и опорно-двигательного аппарата………...………………22
Выводы по главе I…………………………………………………..….....24
Глава II. Эмпирические исследования профессионального самоопределения юношей и девушек с нарушением развития
2.1. Организация и методы исследования………………………….…...27
2.2 Анализ результатов исследования профессионального самоопределения юношей и девушек с нарушением слуха…………………..34
2.3. Анализ результатов исследования профессионального самоопределения юношей и девушек с нарушением функций опорно-двигательного аппарата…………………………………………………………42
2.4. Сравнительная характеристика профессионального самоопределения юношей и девушек с нарушением слуха и нарушением функций опорно-двигательного аппарата…………………………………...…49
Выводы по главе II…………………………………………………….….54
Литература……………………………
Полученные
результаты свидетельствуют о том, что,
склонности есть у всех учеников 12-го класса,
но не все определены в выборе профессии.
2.4.
Сравнительная характеристика
профессионального
самоопределения
юношей и девушек
с нарушением слуха
и нарушением функций
опорно-двигательного
аппарата.
Исходя из результатов анализа эмпирического исследования, можно провести следующие сравнения профессионального самоопределения юношей и девушек с нарушением слуха и нарушением функций опорно-двигательного аппарата:
1) у юношей и девушек с нарушением слуха профессиональные склонности к умственной работе, к экстремальным и планово-экономическим видам деятельности; а у юношей и девушек с нарушением функций ОДА – склонности к работе с людьми и практической деятельности.
2) большинство юношей и девушек с нарушением развития направлены на сферу деятельности «Ч. – Ч.», «Ч. – техника» и «Ч. – природа».
3) юноши и девушки с нарушением слуха в основном видят себя руководителями, а выпускники с нарушением функций ОДА – исполнителями.
Результы по методике «Скорая помощь в выборе профессии»
Юноши и девушки с нарушением слуха:
Линат – «Управление – Человек» (1.1.) К ним рекомендуются такие профессии как: руководитель, администратор, менеджер по персоналу, секретарь.
Лиза – «Управление – Техника» (1.4.) Рекомендуемые профессии: диспетчер, капитан, пилот, водитель, машинист.
Наркас – «Производство и добыча – Искусство» (4.5.) Рекомендуемые профессии: артист театра и кино, художник, музыкант, кино- звукооператор, ювелир, резчик по дереву;
– «Производство и добыча – Природные ресурсы» (4.8.) Профессии: горный инженер, гидролог, гидрогеолог, мастер леса, горнорабочий, нефтяник.
Снежанна – очень широкий выбор групп профессий, что свидетельствует о несформированности профессионального выбора или непонимании инструкции заполнения анкеты.
Илнур – «Обучение и воспитание – Техника» (3.4.) Рекомендуемые профессии: мастер производственного обучения, инструктор по вождению.
Денис – «Исследование – информация» (6.2.) К ним рекомендуются такие профессии как: социолог, математик, историк, маркетолог, стастик, аналитик.
Ринат – «Обучение и воспитание – Человек» (3.1.) Рекомендуемые профессии: преподаватель, мастер-наставник, социальный педагог, воспитатель, тренер-инструктор;
–
«Обучение и воспитание –
Юноши и девушки с нарушениями фунций ОДА:
Юля – «Производство и добыча – Искусство» (4.5.) К ним рекомендуются такие профессии как: артист театра и кино, художник, музыкант, кино- звукооператор, ювелир, резчик по дереву.
Фаиль – «Обслуживание – Техника» (2.4.) Рекомендуемые профессии: инженер-механик, электромонтер, автослесарь, наладчик, строитель, техник;
– «Обслуживание – Животные и растения» (2.6.) Профессии: агрохимик, зооинженер, ветеринар, животновод, растениевод, механизатор;
– «Производство и добыча – Техника» (4.4.) Рекомендуемые профессии: строитель, электрик, слесарь, сварщик, фрезеровщик, станочник;
– «Производство и добыча – животные и растения» (4.6.) Профессии: агроном-семеновод, зоотехник, селекционер, мастер сельхоз-производства, животновод.
Эльвира – «Обучение и воспитание – финансы» (3.3.) Рекомендуемые профессии: преподаватель экономики, консультант по управлению.
Оля – «Управление – Человек» (1.1.) К ним рекомендуются такие профессии как: руководитель, администратор, менеджер по персоналу, секретарь.
– «Управление – Животные и растения» (1.6.) Рекомендуемые профессии: агроном, почвовед, фермер, дрессировщик, кинолог;
– «Контроль и оценка – Человек» (8.1.) Профессии: прокурор, врач-эпидемиолог, кондуктор, контролер;
– «Контроль и оценка – Животные и растения» (8.6.) (Зооинженер, агроном, охотовед, агротехник, зоотехник).
Данные по анкете «Ориентир». Юноши и девушки с нарушением слуха:
Ренал – професиональный выбор «Ч. – техника»
Линат – «Ч. – Ч.».
Лиза – «Ч. – техника», «Ч. – природа»
Наркас – «Ч. – Ч.»
Снежанна – «Ч. – природа»
Илнур, Денис – « Ч. – Ч.»
Ринат: «Ч. – Ч.», «Ч. – техника»
Юноши и девушки с нарушениями функции ОДА:
Юля – «Ч. – худ. образ»
Фаиль – «Ч. – техника»
Рустэм – «Ч. – техника»
Эльвира – профессиональный выбор не сформирован
Оля - профессиональный выбор не сформирован
«Опросник профессиональной готовности» Е.А.Климова. Юноши и девушки с нарушением слуха:
Ренал - нет доминирующего типа профессии
Линат – доминирует сфера деятельности «Ч. – Ч.»
Лиза и Илнур – «Ч – Ч.»
Наркас – «Ч. – Ч»
Снежанна – «Ч. – природа», «Ч. – образ»
Денис – «Ч. – Ч.»
Ринат – «Ч. – Ч.», «Ч. – знак»
Юноши и девушки с нарушениями функции ОДА:
Юля – «Ч. – образ»
Фаиль – «Ч. – техника»
Рустэм – «Ч. – техника», «Ч. – человек»
Эльвира – «Ч. – человек», «Ч. – образ»
Оля
– «Ч. – человек», «Ч. – природа».
Выводы
по главе II
По результатам анализа эмпирического исследования были выявлены следующие склонности к видам деятельности у выпускников.
Юноши и девушки с нарушением слуха:
Ренал – склонность к умственной работе, система отношений «Ч. – техника»;
Линат – склонность к планово-экономическим видам деятельности, система отношений – «Ч. – человек»;
Лиза – склонность к экстремальным видам деятельности, нет единой системы отношений;
Наркас - склонность к планово-экономическим видам деятельности, система отношений – «Ч. – человек»;
Снежанна – склонность к экстремальным видам деятельности, система отношений «Ч. – природа»;
Илнур – склонность к экстремальным видам деятельности, система отношений «Ч. – человек»;
Денис – склонность к умственной работе, система отношений «Ч. – человек»;
Ринат – склонность к умственной работе, система отношений «Ч. – человек».
Юноши и девушки с нарушением функций ОДА:
Юля – склонность к практической деятельности, система отношений «Человек – худ. образ»;
Фаиль – склонность к практической деятельности, система отношений «Человек – техника»;
Рустэм – склонность к практической деятельности, система отношений «Человек – техника», «Человек – человек»;
Эльвира – склонность к работе с людьми, система отношений «Человек – человек», «Человек – художественный образ»;
Оля – склонность к работе с людьми, система отношений – «Человек –человек», «Человек – природа».
Многое из выпускников, принявших участие в психологическом опросе на профессиональное самоопределение, еще не определились с выбором профессии. Это связано как с незнанием того, как выбирать профессию, так и с преобладанием разных видов деятельности.
Как же разобраться в себе? Считается, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Профессия должна быть как интересной, так и соответствовать физическому развитию юношей и девушек с нарушениями развития.
Полученные результаты можно использовать при профориентации учащихся старших классов, при организации личностно-ориентированного подхода в процессе обучения, для повышения мотивации по отдельным предметам, связанных с областью выбора будущей профессиональной деятельности.
Таким образом, у всех выпускников с нарушением развития профессиональные склонности есть, но не все самоопределились с выбором профессии.
В
результате проведенных нами исследований,
гипотеза о том, что «у школьников с нарушениями
в развитии не сформированным является
профессиональное самоопределение» подтвердилась.
Список
использованной литературы
1.
Богданова Т.Г.
2. Большая советская энциклопедия, 1975
3. Возрастная и педагогическая психология / под ред. А.В. Петровского.
М: Просвещение, 1973
4. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии / Сост., авт. вступ. ст. и библиогр. Т.М.Лифанова; Авт. коммент. М.А.Степанова. – М.: Просвещение, 1995.
5. В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
6.
Жуковская В.И. Психологические основы
выбора профессии. Минск:
Народная асвета, 1978
7. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – 3-е изд., перераб., доп. - М.: Академии. Проспект; Фонд «Мир», 2005
9.
Климов Е.А. Психология профессионального
самоопределения -
Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс»,
1996
10. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. – М.: Знание, 1983
13. Майерс Д. Социальная психология. 6-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2003.