Сравнительный анализ профессионального самоопределения юношей и девушек, обучающихся в коррекционных учебных заведениях 2 и 6 вида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 04:19, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования. Неблагоприятные социально-экономические, экологические факторы, происходящие в последние годы в нашем обществе, приводят к резкому увеличению различного рода соматических и психических заболеваний у детей. Не исключением является и детский церебральный паралич – тяжелое заболевание, которое возникает у ребенка в результате поражения головного и спинного мозга на ранних этапах его формирования.

Содержание

Введение…………………………………………………………….……..3
Глава I. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования
Проблема профессионального самоопределения личности в работах отечественных исследователей…………………………………………7
Психологические особенности юношей и девушек с нарушением слуха………………………………………………………………………………14
Психологические особенности юношей и девушек с нарушением функций опорно-двигательного аппарата……………………………………...17
Профессиональное самоопределение юношей и девушек с нарушением слуха и опорно-двигательного аппарата………...………………22
Выводы по главе I…………………………………………………..….....24
Глава II. Эмпирические исследования профессионального самоопределения юношей и девушек с нарушением развития
2.1. Организация и методы исследования………………………….…...27
2.2 Анализ результатов исследования профессионального самоопределения юношей и девушек с нарушением слуха…………………..34
2.3. Анализ результатов исследования профессионального самоопределения юношей и девушек с нарушением функций опорно-двигательного аппарата…………………………………………………………42
2.4. Сравнительная характеристика профессионального самоопределения юношей и девушек с нарушением слуха и нарушением функций опорно-двигательного аппарата…………………………………...…49
Выводы по главе II…………………………………………………….….54
Литература……………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая, 4 курс.doc

— 453.00 Кб (Скачать документ)

      Учащиеся отвечают на вопросы анкеты и самостоятельно оценивают степень своей готовности к выбору профессии, педагог раздает им матрицы профессионально выбора (приложение).

      Следующим шагом является самостоятельный поиск информации об интересующих профессиях – Оценка профессиональных склонностей школьников.

      Подведение итогов

      Полученные данные заносятся в бланк ответов. Подсчитываете, число обведенных букв в каждом из шести столбцов и записываются эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.

      10-12 баллов – ярко выраженная профессиональная склонность;

      7-9 баллов – склонность к определенному виду деятельности;

      4-6 баллов – слабо выраженная профессиональная склонность;

      0-3 балла – профессиональная склонность не выражена.

      Краткая характеристика рекомендуемой профессиональной деятельности по группам

      I—склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным), управлением. Тех, кто успешен в профессиях этой группы, отличает общительность, способность находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения, хорошо помнить их особенности.

      II – склонность к умственной работе. Профессии, связанные с научной и исследовательской деятельностью. Кроме специальных знаний такие люди обычно отличаются рациональностью, - независимостью и оригинальностью суждений, аналитическим складом ума. Как правило, им больше нравится размышлять о проблеме, чем заниматься ее реализацией.

      III – склонность к практической деятельности. Круг этих профессий очень широк: производство и обработка металла; сборка, монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; монтаж, ремонт зданий, конструкций; обработка и использование различных материалов; управление транспортом; изготовление изделий.

      IV – склонность к эстетическим видам деятельности. Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий кроме специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских) отличает оригинальность и независимость.

      V – склонность к экстремальным видам деятельности. Профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельностью, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке и здоровью человека.

      VI – склонность к планово-экономическим видам деятельности. Профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством; анализом текстов и их преобразованием (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертежник, топограф). Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.

      2.     Опросник профессиональной готовности (ОПГ)

      Очень часто школьники не могут определить свою будущую профессию, потому что им трудно обобщить всю информацию о себе, существующих профессиях, своих ощущениях по поводу этих профессий и т.п. Опросник профессиональной готовности помогает им это сделать,

      В соответствии с классификацией Е.А. Климова все профессии делятся в зависимости от особенностей предмета труда на 5 типов:

      1. «Человек – знаковые системы» - предмет труда - условные знаки, цифры, коды, естественные и искусственные языки.

      2. «Человек – техника».

      3. «Человек – природа» - ведущий предмет труда - растения, животные и микроорганизмы.

  1. «Человек – художественный образ».
  2. «Человек – человек».

      Эти пять типов профессии и определяет ОПГ.

      Инструкция к ОПГ

      Внимательно прочитайте каждый пункт текста ОПГ. Вы должны дать 3 ответа и оценить их в баллах (от 0 до 2).

      1. Насколько хорошо Вы умеете делать то, что названо в каждом пункте текста ОПТ (умение)?

      Делаю, как правило, хорошо –  2.

      Делаю средне – 1. Делаю плохо (совсем не умею) – 0.

      Свои  оценки в баллах внесите в бланк  ответов (номер клетки в таблице  соответствует пункту текста ОПГ). В  каждую клетку таблицы ответов Вы должны поставить баллы, соответствующие Вашим ответам на все 3 вопроса. В каждом пункте Вы оцениваете сначала Ваше «умение» (1), затем – «отношение» (2) и затем «желание» (3). В этой же последовательности Вы проставляете и оценочные баллы в клетку таблицы.

      Если  Вы никогда не делали того, что написано в пункте текста ОПГ, то вместо баллов поставьте в клетку прочерки в первых двух вопросах (1 и 2) и попробуйте ответить только на первый вопрос.

      Читая перечень дел и умений в тексте ОПГ, обязательно обращайте внимание на слова часто, «легко», «систематически» и т.п. Ваш ответ должен учитывать смысл этих слов.

      Если из перечисленных в пункте нескольких действий Вы умеете делать что-то одно, то именно это Вы оцениваете тремя оценками. Работайте внимательно, не спешите.

      Обработка данных. Подсчитывается сумма баллов по столбцам. В каждом из пяти столбцов подсчитывается сумма каждого из трех вопросов. Таким образом, оценивается умение, эмоциональное отношение и расположенность к каждому из типов профессий. Первый столбец соответствует профессии типа «Человек – знаковые системы», второй – «Человек – техника», третий – «Человек – природа», четвертый – «Человек – художественный образ», пятый – «Человек – человек».

      Оценка результата. По каждому типу профессий получены три цифры, характеризующие умения, отношение и желание заниматься тем или иным видом деятельности. Например, 4–12–8. Сумма этих трех цифр указывает на то, каким видом деятельности лучше заниматься школьнику. Предпочтительная для данного учащегося сфера профессиональной деятельности (или несколько сфер) определяется по наибольшей сумме баллов. Если окажется, что в нескольких столбцах суммы баллов близки, то нужно подобрать профессии, которые занимают промежуточное положение между этими видами деятельности. Кроме того, нужно внимательно изучать все три цифры, относящиеся к данному виду деятельности. Предпочтение отдается той сфере деятельности, в которой оценка по первому вопросу такая же высокая, как и оценки по второму и третьему вопросам. 

      2.2. Анализ результатов исследования профессионального самоопределения юношей и девушек с нарушением слуха 

      Для определения особенностей профессионального самоопределения юношей и девушек с нарушением слуха нами были использованы такие диагностические процедуры как «Скорая помощь в выборе профессии» Г.В.Резапкиной, анкета «Ориентир» (Л.И.Соломина), опросник профессиональной готовности (Е.А.Климова).

      Полученные  данные по анкете «Скорая помощь в  выборе профессии» представлены в протоколе 1.

      Протокол 1

      Ответы  юношей и девушек с нарушением слуха на вопросы анкеты «Скорая  помощь в выборе профессии»

Имя, вопросы Ренал Линат Лиза Наркас Снежанна Илнур Денис Ринат
1.Выбрал  ли ты профессию? Да Да Да Да Да Да Да Да
2.Если  да, то какую Фотограф Директор и  президент ВОГ (Всероссийское общество глухих)       Зубной техник Программист  
3. Что ты знаешь о своей будущей  профессии? Предмет, содержание, условия труда; места, где можно получить эту профессию; медицинские противопоказания Профессионально важные качества Профессионально важные качества Предмет, содержание, условия труда; спрос на эту профессию  на рынке труда; медицинские противопоказания Профессионально важные качества Места, где можно  получить эту профессию; Профессионально важные качества Профессионально важные качества
4. Что тебе мешает выбрать профессию?   Не знаю, как  выбирать профессию Еще не думала о  выборе профессии Плохо знаю мир  профессий; плохо знаю свои возможности; еще не думала о выборе профессии Еще не думала о  выборе профессии Еще не думал  о выборе профессии Еще не думал  о выборе профессии Плохо знаю свои возможности
5.Какой  предмет труда тебя привлекает? Техника (4);природные ресурсы (8) Человек (1) Техника (4) Искусство (5); природные  ресурсы  (8) Человек (1);Техника(4);Искусство (5); Изделия и продукты (7);Природные  ресурсы (8) Техника (4) Информация (2) Человек (1); Техника (4)
6. Какой вид деятельности тебя привлекает?   Управление (1) Управление (1) Производство (4) Образование (3); Исследование (6); Контроль(8) Образование (3) Исследование (6) Образование (3)
 

      Из  результатов анкеты видно, что профессию  выбрали все учащиеся, однако не все написали, какую именно. В то время как старшеклассники,  по данным, о своей будущей профессии осведомлены достаточно, у них выбору профессии препятствуют многие факторы, такие как: «еще не думал о выборе профессии», «плохо знаю свои возможности». Полученные данные противоречат друг другу – сложно сказать, что у них выбор все-таки осуществлен. И только Ренал не отметил какие-либо препятствия.

      Таким образом, предметы труда и виды деятельности, которые привлекают выпускников, различны.

      Обобщение результатов по методике «Скорая помощь в выборе профессии» Г.В.Резапкиной позволяет нам выделить такие рекомендуемые группы профессий, как:

      Линат – «Управление – Человек» (1.1.) К ним рекомендуются такие профессии как: руководитель, администратор, менеджер по персоналу, секретарь.

      Лиза – «Управление – Техника» (1.4.) Рекомендуемые профессии: диспетчер, капитан, пилот, водитель, машинист.

      Наркас – «Производство и добыча – Искусство» (4.5.) Рекомендуемые профессии: артист театра и кино, художник, музыкант, кино- звукооператор, ювелир, резчик по дереву;

      – «Производство и добыча – Природные  ресурсы» (4.8.) Профессии: горный инженер, гидролог, гидрогеолог, мастер леса, горнорабочий, нефтяник.

      Снежанна – очень широкий выбор групп профессий, что свидетельствует о несформированности профессионального выбора или непонимании инструкции заполнения анкеты.

  • «Обучение и воспитание – Человек» (3.1.) Рекомендуемые профессии: преподаватель, мастер-наставник, социальный педагог, воспитатель, тренер-инструктор;
  • «Обучение и воспитание – Искусство» (3.5.) Профессии: учитель музыки, учитель живописи, руководитель художественной студии;
  • «Обучение и воспитание – Изделия и продукты» (3.7.) Профессии: преподаватель спец.предметов, мастер производственного обучения;
  • «Обучение и воспитание – Природнык ресурсы» (3.8.) Профессии: преподаватель географии, эколог;
  • «Исследование – Человек» (6.1.) Здесь рекомендуются такие профессии как: психолог, физиолог, социолог, эксперт-криминалист, следователь-лаборант;
  • «Исследование – Искусство» (6.5.) (Киновед, искусствовед, литературовед, культуролог;
  • «Исследование – Изделия и продукты» (6.7.) (Археолог, санитарный врач, лаборант, товаровед, технолог, дегустатор);
  • «Исследование – природные ресурсы» (6.8.) (Почвовед, метеоролог, геолог, техник-гидрогеолог, почвовед);
  • «Защита – Человек» (7.1.) Рекомендуемые профессии: адвокат, военный, врач, милиоценер, спасатель;
  • «Защита – Искусство» (7.5.) (Каскадер, постановщик трюков, реставратор, музейный работник);
  • «Защита – Изделия и продукты» (7.7.) (Таможенник, врач-эпидемиолог, диетолог, сторож, лаборант);
  • «Защита – Природные ресурсы» (7.8.) (Инспектор по охране природы, мелиоратор, эколог, метеоролог);
  • «Контроль и оценка – Человек» (8.1.) К ним рекомендуются такие профессии как: прокурор, врач-эпидемиолог, кондуктор, контролер;
  • «Контроль и оценка – Искусство» (8.5.) Рекомендуемые профессии: редактор, критик, музейный работник, оценщик, эксперт;
  • «Контроль и оценка – Изделия и продукты» (8.7.) (Санинспектор, контролер, риелтор, метролог, таможенник);
  • «Контроль и оценка – Природные ресурсы» (8.8.) Профессии: радиолог, эколог, метеоролог.

Информация о работе Сравнительный анализ профессионального самоопределения юношей и девушек, обучающихся в коррекционных учебных заведениях 2 и 6 вида