Сравнительный анализ профессионального самоопределения юношей и девушек, обучающихся в коррекционных учебных заведениях 2 и 6 вида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 04:19, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования. Неблагоприятные социально-экономические, экологические факторы, происходящие в последние годы в нашем обществе, приводят к резкому увеличению различного рода соматических и психических заболеваний у детей. Не исключением является и детский церебральный паралич – тяжелое заболевание, которое возникает у ребенка в результате поражения головного и спинного мозга на ранних этапах его формирования.

Содержание

Введение…………………………………………………………….……..3
Глава I. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования
Проблема профессионального самоопределения личности в работах отечественных исследователей…………………………………………7
Психологические особенности юношей и девушек с нарушением слуха………………………………………………………………………………14
Психологические особенности юношей и девушек с нарушением функций опорно-двигательного аппарата……………………………………...17
Профессиональное самоопределение юношей и девушек с нарушением слуха и опорно-двигательного аппарата………...………………22
Выводы по главе I…………………………………………………..….....24
Глава II. Эмпирические исследования профессионального самоопределения юношей и девушек с нарушением развития
2.1. Организация и методы исследования………………………….…...27
2.2 Анализ результатов исследования профессионального самоопределения юношей и девушек с нарушением слуха…………………..34
2.3. Анализ результатов исследования профессионального самоопределения юношей и девушек с нарушением функций опорно-двигательного аппарата…………………………………………………………42
2.4. Сравнительная характеристика профессионального самоопределения юношей и девушек с нарушением слуха и нарушением функций опорно-двигательного аппарата…………………………………...…49
Выводы по главе II…………………………………………………….….54
Литература……………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая, 4 курс.doc

— 453.00 Кб (Скачать документ)

Илнур – «Обучение и воспитание – Техника» (3.4.) Рекомендуемые профессии: мастер производственного обучения, инструктор по вождению.

Денис – «Исследование – информация» (6.2.) К ним рекомендуются такие профессии как: социолог, математик, историк, маркетолог, стастик, аналитик.

Ринат – «Обучение и воспитание – Человек» (3.1.) Рекомендуемые профессии: преподаватель, мастер-наставник, социальный педагог, воспитатель, тренер-инструктор;

 –  «Обучение и воспитание – Техника» (3.4.) Рекомендуемые профессии: мастер производственного обучения, инструктор по вождению.

      При работе с «Оценкой профессиональных склонностей» мы увидели профессиональные склонности учащихся и выявили их рекомендуемую профессиональную сферу  деятельности, которые представлены в протоколе 2.

      Протокол 2

      Профессиональные  склонности юношей и девушек с  нарушением слуха по группам

Имя

Группы  склонностей

 
I
 
II
 
III
 
IV
 
V
 
VI
Ренал 4 7 3 1 5 4
Линат 2 3 4 4 4 7
Лиза 6 3 3 2 7 3
Наркас 5 1 2 4 4 8
Снежанна 5 1 3 4 6 5
Илнур 4 6 3 1 8 2
Денис 2 9 1 2 5 5
      Ринат 3 6 7 1 5       2
 

      II – склонность к умственной работе. Профессии, связанные с научной и исследовательской деятельностью. Кроме специальных знаний такие люди обычно отличаются рациональностью, - независимостью и оригинальностью суждений, аналитическим складом ума. Как правило, им больше нравится размышлять о проблеме, чем заниматься ее реализацией.

      V – склонность к экстремальным видам деятельности. Профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельностью, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке и здоровью человека.

      VI – склонность к планово-экономическим видам деятельности. Профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством; анализом текстов и их преобразованием (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертежник, топограф). Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.

      Как видно из протокола, склонности к профессиональной деятельности у выпускников относятся к умственной работе, к экстремальным и планово-экономическим видам деятельности.

      Анализируя  заполненную анкету «Ориентир» Л.И. Соломина, по полученным количественным данным можно увидеть, есть ли выбор профессиональной деятельности у выпускников, и каков он. Результаты представлены в протоколе 3.

      Протокол 3

      Ориентир  в профессиональной деятельности юношей и девушек с нарушением слуха

 
Имя
Вид деятельности (желание), баллы Вид деятельности (способности, умения), баллы Профессиональный  выбор
 
Ренал
«Ч. – техника» (15)

«Ч. –  худ.образ» (15) руководитель

«Ч. – Ч.» (15)

«Ч. –  техника» (15) исполнитель

«Ч. – техника»
 
Линат
«Ч. – Ч.» (8) руководитель «Ч. – Ч.» (12)

«Ч. –  знак» (12)

«Ч. – Ч.»
 
Лиза
«Ч. – Ч.» (15)

«Ч. –  техника» (15)

«Ч. –  природа» (14) исполнитель

«Ч. – техника»(12)

«Ч. –  природа» (12) исполнитель

«Ч. – техника»

«Ч. –  природа»

Наркас «Ч. – Ч.» (14) «Ч. – Ч.» (9) исполнитель «Ч. – Ч.»
 
Снежанна
«Ч. – Ч.» (15)

«Ч. –  техника» (15)

«Ч. –  знак» (15)

«Ч. –  природа» (15) руководитель

«Ч. – худ.образ» (15)

«Ч. –  природа» (14) руководитель

«Ч. – природа»
 
Илнур
«Ч. – Ч.» (14)

«Ч. –  природа»(15) руководитель

«Ч. – человек» (13) руководитель «Ч. – Ч.»
Денис «Ч. – Ч.» (10) руководитель «Ч. – Ч.» (14)

«Ч. –  худ.образ» (14) руководитель

«Ч – Ч.»
 
Ринат
«Ч. – Ч.» (13)

«Ч. –  техника» (12) руководитель

«Ч. – Ч.» (11)

«Ч. –  техника» (11)

«Ч. –  худ.образ» (14)

«Ч. – Ч.»

«Ч. –  техника»

 

      По  результатам мы видим, что выпускниками профессиональный выбор сделан.

      Ренал – доминируют два вида деятельности, которыми он желает заниматься – «Ч. – техника», «Ч. – худ.образ»; способности в сфере «Ч. – Ч.», «Ч. – техника». Таким образом профессиональный выбор сделан в пользу «Ч. – техника». Также желает быть руководителем, способен быть исполнителем. Конфликтная ситуация.

      Линат – профессиональный выбор «Ч. – Ч.». Способен также реализовать себя в сфере «Ч. – знак».

      Лиза – профессиональный выбор «Ч. – техника», «Ч. – природа».

      Тогда как у остальных учащихся широкий ориентир в професссиях, у Наркас доминирует только одна сфера деятельности «Ч. – Ч.», что говорит о том, что у нее нет конликта в выборе профессии. И желание у нее превышает способности – перспективная ситуация.

      Снежанна – по данным мы видим, что она желает заниматься во всех видах деятельности («Ч. – худ.образ» 12 баллов). Способности у нее также набрали высокие баллы. Однако конфликт все же есть. Широкий круг заинтересованности не может говорить о том, что профессиональный выбор сформирован, хотя хорошая ситуация в сфере «Ч. – природа».

      Илнур, Денис – профессиональный выбор сделали в сфере « Ч. – Ч.».

      Ринат: профессиональный выбор сделан («Ч. – Ч.», «Ч. – техника»), хотя способности к видам деятельности не превышают желание.

      При проведении опроса с помощью «Опросника профессиональной готовности» (ОПГ), мы можем повторно увидеть профессиональные склонности учащихся в протоколе 4.

      Протокол 4

      Профессиональные  склонности и профессиональная готовность по ОПГ юношей и девушек с нарушением слуха

Имя Доминирующий  тип профессии Умение Отношение Желание Сумма
Ренал «Ч. – техника»

«Ч. –  природа»

«Ч. –  Ч.»

13

11

11

12

13

13

13

15

15

38

39

39

Линат «Ч. – Ч.» 15 18 19 52
Лиза «Ч. – Ч.» 14 14 17 45
Наркас «Ч. – Ч.» 4 8 8 20
Снежанна «Ч. – природа»

«Ч. –  образ»

17

16

17

16

14

15

48

47

Илнур «Ч. – Ч.» 14 15 16 45
Денис «Ч. – Ч.» 19 20 16 55
Ринат «Ч. – знак»

«Ч. –  Ч.»

10

11

7

8

6

4

23

24

 

      Анализируя  полученные данные, можно сделать  следующие выводы.

      У Ренала нет явной доминирующего типа профессии, было выявлено три основных типа, по которым он набрал достаточно высокие баллы (максимальный балл в сумме 60).

      Линат – доминирует с высокими баллами сфера деятельности «Ч. – Ч.».

      Лиза и Илнур набрали в сфере «Ч – Ч.» по 45 баллов.

      Наркас – также доминирует сфера деятельности «Ч. – Ч.», но баллы не высокие – умение низкое, отношение и желание достаточно высоки.

      У Снежанны доминируют две сферы деятельности – «Ч. – природа», «Ч. – образ». В обеих сферах представлены высокие баллы.

      Денис – доминирует сфера деятельности «Ч. – Ч.», набрал высокий балл.

      Ринат – доминируют две сферы деятельности, «Ч. – Ч.», «Ч. – знак». В обеих сферах умение представлено хорошо, но желание заниматься в этих сферах не высокое.

      Для выявления особенностей профессионального самоопределения юношей и девушек с нарушением слуха нами были обобщены результаты диагностических методик, которые предоставлены в таблице 3.

      Таблица 3

      Сводные результаты профессионального самоопределения  юношей и девушек с нарушением слуха

Имя «Скорая помощь в выборе профессии» Г.В. Резапкиной «Ориентир»  Л.И. Соломина ОПГ Е.А. Климова
Ренал Умственная  работа «Ч. – техника» «Ч. – техника»

«Ч. –  природа»

«Ч. –  Ч.»

Линат Планово-экономический  вид деятельности «Ч. – Ч.» «Ч. – Ч.»
Лиза Экстремальный вид деятельности «Ч. – техника»

«Ч. –  природа»

«Ч. – Ч.»
Наркас Планово-экономический  вид деятельности «Ч. – Ч.» «Ч. – Ч.»
Снежанна Экстремальный вид деятельности «Ч. – природа» «Ч. – природа»

«Ч. –  худ.образ»

Илнур Экстремальный вид деятельности «Ч. – Ч.» «Ч. – Ч.»
Денис Умственная  работа «Ч – Ч.» «Ч. – Ч.»
Ринат Умственная  работа «Ч. – Ч.»

«Ч. –  техника»

«Ч. – знак»

«Ч. –  Ч.»

 

      Полученные  результаты свидетельствуют о том, что склонности к определенным видам деятельности есть у всех, и все выпускники определены в выборе профессии. 
 

      2.3. Анализ результатов исследования профессионального самоопределения юношей и девушек с нарушением функций опорно-двигательного аппарата 

      Для определения особенностей профессионального самоопределения юношей и девушек с нарушениями функции ОДА нами были использованы такие диагностические процедуры как «Скорая помощь в выборе профессии» Г.В.Резапкиной, анкета «Ориентир» (Л.И.Соломина), опросник профессиональной готовности (Е.А.Климова).

      Полученные  данные по анкете «Скорая помощь в выборе профессии» представлены в протоколе 5.

      Протокол 5

      Ответы  юношей и девушек с нарушениями  функций ОДА на вопросы анкеты «Скорая помощь в выборе профессии»

Имя

Вопросы

Юля Фаиль Рустэм Эльвира Оля
1. Выбрал  ли ты профессию? Да Да Да Да Да
2. Если  да, то какую?     Водитель-автомеханик Массажист  
3. 3. Что  ты знаешь о своей будущей  профессии? Предмет, содержание, условия труда; спрос на эту профессию  на рынке труда Предмет, содержание, условия труда; профессионально  важные качества; места, где можно получить эту профессию; спрос на эту профессию на рынке труда; медицинские противопоказания Профессионально важные качества; места, где можно  получить эту профессию Места, где можно  получить эту профессию; медицинские  противопоказания; Профессионально важные качества; места, где можно получить эту профессию
4. Что  тебе мешает выбрать профессию?   Плохо знаю мир  профессий; не могу выбрать из нескольких вариантов; не знаю, как выбирать профессию   Плохо знаю мир  не могу выбрать из нескольких вариантов профессий; не могу выбрать из нескольких вариантов Плохо знаю свои возможности; не могу выбрать из нескольких вариантов; не знаю, как выбирать профессию
5. Какой  предмет труда тебя привлекает? Искусство Техника; животные и растения Техника Финансы Человек; животные и растения
6. Какой  вид деятельности тебя привлекает? Производство Обслуживание; производство   Образование Управление; контроль

Информация о работе Сравнительный анализ профессионального самоопределения юношей и девушек, обучающихся в коррекционных учебных заведениях 2 и 6 вида