Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 04:19, курсовая работа
Актуальность исследования. Неблагоприятные социально-экономические, экологические факторы, происходящие в последние годы в нашем обществе, приводят к резкому увеличению различного рода соматических и психических заболеваний у детей. Не исключением является и детский церебральный паралич – тяжелое заболевание, которое возникает у ребенка в результате поражения головного и спинного мозга на ранних этапах его формирования.
Введение…………………………………………………………….……..3
Глава I. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования
Проблема профессионального самоопределения личности в работах отечественных исследователей…………………………………………7
Психологические особенности юношей и девушек с нарушением слуха………………………………………………………………………………14
Психологические особенности юношей и девушек с нарушением функций опорно-двигательного аппарата……………………………………...17
Профессиональное самоопределение юношей и девушек с нарушением слуха и опорно-двигательного аппарата………...………………22
Выводы по главе I…………………………………………………..….....24
Глава II. Эмпирические исследования профессионального самоопределения юношей и девушек с нарушением развития
2.1. Организация и методы исследования………………………….…...27
2.2 Анализ результатов исследования профессионального самоопределения юношей и девушек с нарушением слуха…………………..34
2.3. Анализ результатов исследования профессионального самоопределения юношей и девушек с нарушением функций опорно-двигательного аппарата…………………………………………………………42
2.4. Сравнительная характеристика профессионального самоопределения юношей и девушек с нарушением слуха и нарушением функций опорно-двигательного аппарата…………………………………...…49
Выводы по главе II…………………………………………………….….54
Литература……………………………
Илнур – «Обучение и воспитание – Техника» (3.4.) Рекомендуемые профессии: мастер производственного обучения, инструктор по вождению.
Денис – «Исследование – информация» (6.2.) К ним рекомендуются такие профессии как: социолог, математик, историк, маркетолог, стастик, аналитик.
Ринат – «Обучение и воспитание – Человек» (3.1.) Рекомендуемые профессии: преподаватель, мастер-наставник, социальный педагог, воспитатель, тренер-инструктор;
–
«Обучение и воспитание –
При работе с «Оценкой профессиональных склонностей» мы увидели профессиональные склонности учащихся и выявили их рекомендуемую профессиональную сферу деятельности, которые представлены в протоколе 2.
Протокол 2
Профессиональные склонности юношей и девушек с нарушением слуха по группам
Имя
Группы склонностей |
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
Ренал | 4 | 7 | 3 | 1 | 5 | 4 |
Линат | 2 | 3 | 4 | 4 | 4 | 7 |
Лиза | 6 | 3 | 3 | 2 | 7 | 3 |
Наркас | 5 | 1 | 2 | 4 | 4 | 8 |
Снежанна | 5 | 1 | 3 | 4 | 6 | 5 |
Илнур | 4 | 6 | 3 | 1 | 8 | 2 |
Денис | 2 | 9 | 1 | 2 | 5 | 5 |
Ринат | 3 | 6 | 7 | 1 | 5 | 2 |
II – склонность к умственной работе. Профессии, связанные с научной и исследовательской деятельностью. Кроме специальных знаний такие люди обычно отличаются рациональностью, - независимостью и оригинальностью суждений, аналитическим складом ума. Как правило, им больше нравится размышлять о проблеме, чем заниматься ее реализацией.
V – склонность к экстремальным видам деятельности. Профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельностью, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке и здоровью человека.
VI – склонность к планово-экономическим видам деятельности. Профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством; анализом текстов и их преобразованием (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертежник, топограф). Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.
Как видно из протокола, склонности к профессиональной деятельности у выпускников относятся к умственной работе, к экстремальным и планово-экономическим видам деятельности.
Анализируя заполненную анкету «Ориентир» Л.И. Соломина, по полученным количественным данным можно увидеть, есть ли выбор профессиональной деятельности у выпускников, и каков он. Результаты представлены в протоколе 3.
Протокол 3
Ориентир в профессиональной деятельности юношей и девушек с нарушением слуха
Имя |
Вид деятельности (желание), баллы | Вид деятельности (способности, умения), баллы | Профессиональный выбор |
Ренал |
«Ч. – техника»
(15)
«Ч. – худ.образ» (15) руководитель |
«Ч. – Ч.» (15)
«Ч. – техника» (15) исполнитель |
«Ч. – техника» |
Линат |
«Ч. – Ч.» (8) руководитель | «Ч. – Ч.» (12)
«Ч. – знак» (12) |
«Ч. – Ч.» |
Лиза |
«Ч. – Ч.» (15)
«Ч. – техника» (15) «Ч. – природа» (14) исполнитель |
«Ч. – техника»(12)
«Ч. – природа» (12) исполнитель |
«Ч. – техника»
«Ч. – природа» |
Наркас | «Ч. – Ч.» (14) | «Ч. – Ч.» (9) исполнитель | «Ч. – Ч.» |
Снежанна |
«Ч. – Ч.» (15)
«Ч. – техника» (15) «Ч. – знак» (15) «Ч. – природа» (15) руководитель |
«Ч. – худ.образ»
(15)
«Ч. – природа» (14) руководитель |
«Ч. – природа» |
Илнур |
«Ч. – Ч.» (14)
«Ч. – природа»(15) руководитель |
«Ч. – человек» (13) руководитель | «Ч. – Ч.» |
Денис | «Ч. – Ч.» (10) руководитель | «Ч. – Ч.» (14)
«Ч. – худ.образ» (14) руководитель |
«Ч – Ч.» |
Ринат |
«Ч. – Ч.» (13)
«Ч. – техника» (12) руководитель |
«Ч. – Ч.» (11)
«Ч. – техника» (11) «Ч. – худ.образ» (14) |
«Ч. – Ч.»
«Ч. – техника» |
По результатам мы видим, что выпускниками профессиональный выбор сделан.
Ренал – доминируют два вида деятельности, которыми он желает заниматься – «Ч. – техника», «Ч. – худ.образ»; способности в сфере «Ч. – Ч.», «Ч. – техника». Таким образом профессиональный выбор сделан в пользу «Ч. – техника». Также желает быть руководителем, способен быть исполнителем. Конфликтная ситуация.
Линат – профессиональный выбор «Ч. – Ч.». Способен также реализовать себя в сфере «Ч. – знак».
Лиза – профессиональный выбор «Ч. – техника», «Ч. – природа».
Тогда как у остальных учащихся широкий ориентир в професссиях, у Наркас доминирует только одна сфера деятельности «Ч. – Ч.», что говорит о том, что у нее нет конликта в выборе профессии. И желание у нее превышает способности – перспективная ситуация.
Снежанна – по данным мы видим, что она желает заниматься во всех видах деятельности («Ч. – худ.образ» 12 баллов). Способности у нее также набрали высокие баллы. Однако конфликт все же есть. Широкий круг заинтересованности не может говорить о том, что профессиональный выбор сформирован, хотя хорошая ситуация в сфере «Ч. – природа».
Илнур, Денис – профессиональный выбор сделали в сфере « Ч. – Ч.».
Ринат: профессиональный выбор сделан («Ч. – Ч.», «Ч. – техника»), хотя способности к видам деятельности не превышают желание.
При проведении опроса с помощью «Опросника профессиональной готовности» (ОПГ), мы можем повторно увидеть профессиональные склонности учащихся в протоколе 4.
Протокол 4
Профессиональные склонности и профессиональная готовность по ОПГ юношей и девушек с нарушением слуха
Имя | Доминирующий тип профессии | Умение | Отношение | Желание | Сумма |
Ренал | «Ч. – техника»
«Ч. – природа» «Ч. – Ч.» |
13
11 11 |
12
13 13 |
13
15 15 |
38
39 39 |
Линат | «Ч. – Ч.» | 15 | 18 | 19 | 52 |
Лиза | «Ч. – Ч.» | 14 | 14 | 17 | 45 |
Наркас | «Ч. – Ч.» | 4 | 8 | 8 | 20 |
Снежанна | «Ч. – природа»
«Ч. – образ» |
17
16 |
17
16 |
14
15 |
48
47 |
Илнур | «Ч. – Ч.» | 14 | 15 | 16 | 45 |
Денис | «Ч. – Ч.» | 19 | 20 | 16 | 55 |
Ринат | «Ч. – знак»
«Ч. – Ч.» |
10
11 |
7
8 |
6
4 |
23
24 |
Анализируя полученные данные, можно сделать следующие выводы.
У Ренала нет явной доминирующего типа профессии, было выявлено три основных типа, по которым он набрал достаточно высокие баллы (максимальный балл в сумме 60).
Линат – доминирует с высокими баллами сфера деятельности «Ч. – Ч.».
Лиза и Илнур набрали в сфере «Ч – Ч.» по 45 баллов.
Наркас – также доминирует сфера деятельности «Ч. – Ч.», но баллы не высокие – умение низкое, отношение и желание достаточно высоки.
У Снежанны доминируют две сферы деятельности – «Ч. – природа», «Ч. – образ». В обеих сферах представлены высокие баллы.
Денис – доминирует сфера деятельности «Ч. – Ч.», набрал высокий балл.
Ринат – доминируют две сферы деятельности, «Ч. – Ч.», «Ч. – знак». В обеих сферах умение представлено хорошо, но желание заниматься в этих сферах не высокое.
Для выявления особенностей профессионального самоопределения юношей и девушек с нарушением слуха нами были обобщены результаты диагностических методик, которые предоставлены в таблице 3.
Таблица 3
Сводные
результаты профессионального
Имя | «Скорая помощь в выборе профессии» Г.В. Резапкиной | «Ориентир» Л.И. Соломина | ОПГ Е.А. Климова |
Ренал | Умственная работа | «Ч. – техника» | «Ч. – техника»
«Ч. – природа» «Ч. – Ч.» |
Линат | Планово-экономический вид деятельности | «Ч. – Ч.» | «Ч. – Ч.» |
Лиза | Экстремальный вид деятельности | «Ч. – техника»
«Ч. – природа» |
«Ч. – Ч.» |
Наркас | Планово-экономический вид деятельности | «Ч. – Ч.» | «Ч. – Ч.» |
Снежанна | Экстремальный вид деятельности | «Ч. – природа» | «Ч. – природа»
«Ч. – худ.образ» |
Илнур | Экстремальный вид деятельности | «Ч. – Ч.» | «Ч. – Ч.» |
Денис | Умственная работа | «Ч – Ч.» | «Ч. – Ч.» |
Ринат | Умственная работа | «Ч. – Ч.»
«Ч. – техника» |
«Ч. – знак»
«Ч. – Ч.» |
Полученные
результаты свидетельствуют о том,
что склонности к определенным видам деятельности
есть у всех, и все выпускники определены
в выборе профессии.
2.3.
Анализ результатов исследования профессионального
самоопределения юношей и девушек с нарушением
функций опорно-двигательного аппарата
Для определения особенностей профессионального самоопределения юношей и девушек с нарушениями функции ОДА нами были использованы такие диагностические процедуры как «Скорая помощь в выборе профессии» Г.В.Резапкиной, анкета «Ориентир» (Л.И.Соломина), опросник профессиональной готовности (Е.А.Климова).
Полученные данные по анкете «Скорая помощь в выборе профессии» представлены в протоколе 5.
Протокол 5
Ответы юношей и девушек с нарушениями функций ОДА на вопросы анкеты «Скорая помощь в выборе профессии»
Имя
Вопросы |
Юля | Фаиль | Рустэм | Эльвира | Оля |
1. Выбрал ли ты профессию? | Да | Да | Да | Да | Да |
2. Если да, то какую? | Водитель-автомеханик | Массажист | |||
3. 3. Что ты знаешь о своей будущей профессии? | Предмет, содержание, условия труда; спрос на эту профессию на рынке труда | Предмет, содержание, условия труда; профессионально важные качества; места, где можно получить эту профессию; спрос на эту профессию на рынке труда; медицинские противопоказания | Профессионально важные качества; места, где можно получить эту профессию | Места, где можно получить эту профессию; медицинские противопоказания; | Профессионально важные качества; места, где можно получить эту профессию |
4. Что тебе мешает выбрать профессию? | Плохо знаю мир профессий; не могу выбрать из нескольких вариантов; не знаю, как выбирать профессию | Плохо знаю мир не могу выбрать из нескольких вариантов профессий; не могу выбрать из нескольких вариантов | Плохо знаю свои возможности; не могу выбрать из нескольких вариантов; не знаю, как выбирать профессию | ||
5. Какой предмет труда тебя привлекает? | Искусство | Техника; животные и растения | Техника | Финансы | Человек; животные и растения |
6. Какой
вид деятельности тебя |
Производство | Обслуживание; производство | Образование | Управление; контроль |