Субъективное благополучие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 22:25, курсовая работа

Описание

Рассмотрев понятия субъективного благополучия личности и проанализировав его значимость в социализации личности, можно сказать, благополучие и чувство благополучия весьма значимы для всего субъективного (внутреннего) мира личности. Оно связано с реализацией физических, духовных и социальных потенций человека.
Понятие субъективного благополучия неоднозначно. Родственными понятиями для него и часто употребляемыми в научной литературе, являются «оптимизм», «удовлетворенность жизнью», «счастье». В большинстве вышеперечисленных исследованиях «субъективного благополучия» (subjective well-being - SWB) рассматривается как синонимичное понятию «счастье».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………
ГЛАВА 1. Подростковый возраст. Психологические особенности………………………….
Основные подходы к проблеме кризиса подросткового возраста………………………..
Особенности социальной ситуации развития подросткового возраста………………….
Подростковый комплекс…………………………………………………………………….
Формирование самосознания в подростковом возрасте…………………………………...
Кризис, связанный с отделением от семьи и приобретением самостоятельности…
ГЛАВА 2. Теоретический анализ проблемы субъективного благополучия………………….
Основные теоретические модели субъективного благополучия………………………….
2.1.1Счастье, удовлетворенность, благополучие…………………………………………..
2.1.2 Составляющие благополучия личности………………………………………………
Основные теоретические подходы к изучению субъективного благополучия…………..
Субъективное благополучие как составляющая индивидуального сознания личности..
Субъективное благополучие как составляющая Я-концепции……………………………
Основные детерминанты субъективного благополучия…………………………………...
Структура, механизмы и функции субъективного благополучия…………………………
Понятие феномена "психологическое благополучие" в современной психологии личности………………………………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………………………..
Список литературы……………………………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 116.89 Кб (Скачать документ)

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………………………

ГЛАВА 1. Подростковый возраст. Психологические особенности………………………….

    1. Основные подходы к проблеме кризиса подросткового возраста………………………..
    2. Особенности социальной ситуации развития подросткового возраста………………….
    3. Подростковый комплекс…………………………………………………………………….
    4. Формирование самосознания в подростковом возрасте…………………………………...
    5. Кризис, связанный с отделением от семьи и приобретением самостоятельности…

ГЛАВА 2. Теоретический анализ проблемы субъективного благополучия………………….

  1. Основные теоретические модели субъективного благополучия………………………….

   2.1.1Счастье, удовлетворенность, благополучие…………………………………………..

   2.1.2 Составляющие благополучия личности………………………………………………

  1. Основные теоретические подходы к изучению субъективного благополучия…………..
  2. Субъективное благополучие как составляющая  индивидуального сознания личности..
  3. Субъективное благополучие как составляющая Я-концепции……………………………
  4. Основные детерминанты субъективного благополучия…………………………………...
  5. Структура, механизмы и функции субъективного благополучия…………………………
  6. Понятие феномена "психологическое благополучие" в современной психологии личности………………………………………………………………………………………

Заключение………………………………………………………………………………………..

Список литературы………………………………………………………………………………. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

В последние  десятилетия проблема субъективного  благополучия все чаще становится предметом  исследования психологов. Это вызвано  острой для психологической науки  и практики необходимостью в определении  того, что служит основанием для  внутреннего равновесия личности, из чего оно складывается, какие эмоционально-оценочные  отношения лежат в его основе, каким образом оно участвует  в регуляции поведения, каким  образом можно помочь личности в  решении проблемы благополучия. Удовлетворенность  или неудовлетворенность жизнью определяет очень многие поступки субъекта, разные виды его деятельности и поведения: бытового, экономического, политического. Эти переживания выступают значимым фактором состояния общественного  сознания, групповых настроений, ожиданий, отношений в обществе. Непосредственное влияние удовлетворенность жизнью оказывает на настроение, психическое состояние, психологическую устойчивость личности. Значение этого важного феномена достаточно хорошо осознано и в обыденном сознании, и в науке. Вместе с тем, во многих научных работах удовлетворенность жизнью трактуется как достаточно простой феномен, как некоторая оценка, которой человек характеризует свою текущую жизненную ситуацию. Естественно, такая оценка от респондента (при психологическом или социологическом анкетировании) имеет право на существование, но необходимо заметить, что за ней стоит широкий спектр переживаний субъективного благополучия личности. Различные аспекты субъективного благополучия, внутренняя картина этого переживания редко выступали предметом психологического исследования. Исследователи разных областей науки отмечали факты, относящиеся к переживанию благополучия или неблагополучия отдельным индивидом, большей частью обращаясь к его состояниям. Сегодня же все больше выдвигается на передний план необходимость анализа личностных, социокультурных, социально-психологических детерминант благополучия, поскольку оно зависит от взаимодействия и взаимовлияния целого комплекса различных внутренних и внешних составляющих. С 60-х годов проведено достаточное количество исследований этносоциального благополучия индивидов. Переживания счастья имеет значительную культуральную и этническую обусловленность. Так, например, в социологических опросах выявлено, что чаще всего людей, ощущающих себя счастливыми, можно встретить в Индии и реже всего - в Швеции. И эти исследования дают нам право утверждать, что ни политические, ни экономические факторы не могут служить постоянным основанием (фактором) благополучия. Отсюда следует, что нужно искать определенные этнические, культурные обстоятельства, влияющие на уровень благополучия. Однако, подобные исследования не ставят своей целью выявление широкого набора культурно - и этноспецифических особенностей, которые бы дали возможность полнее представить взаимосвязь этнически обусловленных особенностей оценки жизни и переживания благополучия, которые формируются в результате этнической социализации. Чаще всего такие исследования ориентированы на выявлений различий, определенными этнической принадлежностью индивида.

      Обратимся к определению такого термина, как "счастье". Итак, "счастье" - это  эмоциональное состояние, при котором  человек испытывает внутреннюю удовлетворенность  условиями своего существования, полноту  и осмысленность жизни и осуществление  своего назначения. Понимание "счастья" субъективно - каждый человек определяет его по-своему. Для кого-то счастье - это миллионы евро в Швейцарских банках, для кого-то - любимая работа, пусть и с минимальным размером оклада, для кого-то - бутылка алкоголесодержащего напитка. Я считаю, что выбранная мной тема очень актуальна в условиях нынешней жизни. Все мы знаем, что новый век принес России долгожданный период стабильности. Однако, и в 2000-е "большинство из нас были по-прежнему вынуждены жить сегодняшним днем, строить планы лишь на ближайшее будущее", отмечает социолог Борис Дубин, причем упоение новообретенным благополучием подчас граничило с позицией "после нас хоть потоп". Вот какое значение приписывает Большой Энциклопедический Словарь Даля слову "благополучие": благополучие - это спокойное, без неудач и потрясений, течение дел, жизни. Можно ли ожидать спокойного течения жизни в условиях, в которых оказался весь мир на пороге нового тысячелетия? На мой взгляд, можно. Если человек сможет сознательно сделать настоящее мощным средством для борьбы со страхом и неуверенностью в завтрашнем дне, тогда его можно будет назвать успешным. Ведь самый надежный способ обрести счастье "заключается не в том, чтобы иметь то, что хотим иметь, а в том, чтобы хотеть и ценить то, что имеем" [50].

     Поэтому актуальность и значимость проблемы субъективного благополучия личности остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики.

     Объект: субъективное благополучие подростков

     Цель работы: изучить особенности субъективного благополучия подростков

     Задачи:

    • определить понятие «субъективное благополучие» и современные подходы к его изучению
    • Проанализировать особенности проявления субъективного благополучия личности подростка

Подростковый  возраст. Психологические  особенности 

1.1. Основные подходы к проблеме кризиса подросткового возраста 

Из психологического словаря: «Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь».

Основной  особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие  все стороны развития. Процесс  анатомо-физиологической перестройки  является фоном, на котором протекает  психологический кризис.

Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое  развитие. Увеличиваются рост и вес  ребенка, причем у мальчиков в  среднем пик "скачка роста" приходится на 13 лет, а заканчивается после 15 лет, иногда продолжаясь до 17. У девочек "скачок роста" обычно начинается и кончается на два года раньше (дальнейший, более медленный рост может продолжаться еще несколько  лет).

Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Сначала до "взрослых" размеров дорастают голова, кисти  рук и ступни, затем конечности - удлиняются руки и ноги - и в последнюю  очередь туловище. Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7 см в год, опережает  развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время  неуклюжими, неловкими. 

В связи  с быстрым развитием возникают  трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны изменение АД (артериального давления), повышенная утомляемость, перепады настроения; гормональная буря => неуравновешенность. Это состояние удачно выразил  американский подросток: "В 14 лет мое тело будто взбесилось". Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания. 
 

1.2. Особенности социальной ситуации развития подросткового возраста

Вкратце расскажу об особенностях и трудностях подросткового возраста. 

Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое  отличие всех сторон развития в этот период физического, умственного, нравственного, социального. Важность подросткового  возраста определяется и тем, что  в нем закладываются основы и  намечаются общие направления формирования моральных и социальных установок  личности. 

1.3. Подростковый комплекс

Психологические особенности подросткового  возраста получили название "подросткового  комплекса". Что же он представляет собой? 

Вот его  проявления:  

  • чувствительность  к оценке посторонних своей внешности
  • крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающих
  • внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров
 

Суть "подросткового  комплекса" составляют свои, свойственные этому возрасту и определенным психологическим  особенностям, поведенческие модели, специфические подростковые поведенческие  реакции на воздействия окружающей среды. 

Одной из основных причин психологических  трудностей этого возраста является половое созревание, которое предопределяет неравномерность развития по различным  направлениям. Характерной чертой этого  возраста является пытливость ума, стремление к познанию, подросток жадно стремиться овладеть как можно большим количеством знаний, при этом не обращая должного внимания на их систематичность. Подростки направляют умственную деятельность на ту сферу, которая больше всего их увлекает. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке ущемить самолюбие. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек - 13-15 лет.

Для подростков характерна полярность психики:

  • Целеустремленность, настойчивость и импульсивность,
  • Неустойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать,
  • Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;
  • Потребность в общении сменяется желанием уединиться;
  • Развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;
  • Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
  • Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.
 

Стенли Холл назвал подростковый период периодом «Бури и натиска». Так как в этот период в личности подростка сосуществуют прямо противоположные потребности и черты. Сегодня девочка-подросток скромно сидит со своими родственниками и рассуждает о добродетели. А уже завтра, изобразив на лице боевую раскраску и проколов ухо десятком сережек, пойдёт на ночную дискотеку, заявив, что «в жизни надо испытать все». А ведь ничего особенного (с точки зрения ребенка) не произошло: она просто изменила мнение.

 
Как правило, подростки направляют умственную деятельность на ту сферу, которая больше всего их увлекает. Однако интересы неустойчивы. Месяц позанимавшись плаванием, подросток вдруг заявит, что он пацифист, что убивать кого бы то ни было — страшный грех. И по сему увлечется с тем же азартом компьютерными играми.
 
 
 
 
 
 

1.4. ФОРМИРОВАНИЕ САМОСОЗНАНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ.         

Важным  этапом созревания является процесс  формирования самосознания. В его  основе лежит способность человека отличать себя от своей жизнедеятельности, осознанное отношение к своим  потребностям и способностям, влечениям, переживаниям и мыслям. 
         У подростков субъективный образ "Я" складывается в большей степени от мнения окружающих. Обязательным компонентом самосознания является самооценка. Часто у подростков самооценка неадекватна: она либо имеет склонность к повышению, либо самооценка значительно снижена. Формирование личности у мальчиков и девочек различны в интеллектуальном и эмоциональном плане. У мальчиков ярче выражена способность к абстрагированию, значительно шире круг интересов, но наряду с этим, они беспомощнее в реальных жизненных ситуациях. У девочек - более высоко развита словесно-речевая деятельность, способность к состраданию и переживанию. Они более чувствительны к критике своей внешности, чем к критическим оценкам их интеллектуальных способностей. Подросток стремится к самостоятельности, но в проблемных жизненных ситуациях он старается не брать на себя ответственность за принимаемые решения, и ждет помощи со стороны взрослых. 
         Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная, общаясь в первую очередь со своими сверстниками подросток получает необходимые знания о жизни. Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе. Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе существенным образом влияют на его поведенческие мотивы. Изолированность подростка от группы, может вызывать фрустрацию и быть фактором повышенной тревожности. 
         В современной западной литературе широкое распространение получила концепция Эрика Эриксона о кризисе идентичности как главной особенности подросткового возраста (под идентичностью понимается определение себя как личности, как индивидуальности). Эриксон называет этот кризис "Идентификация или путаница ролей". Подросток активно "примеряет" на себя различные социальные роли, определяет требования, возможности и права, присущие каждому новому образу. Безусловно, в ролевом веере будут присутствовать и негативные объекты, само существование которых может провоцировать конфликтные ситуации. 
         Суть "подросткового комплекса" составляют свои, свойственные этому возрасту и определенным психологическим особенностям - поведенческие модели, специфические подростковые поведенческие реакции на воздействиия окружающей среды. 
         Подростковая фаза первичной социализации - все подростки этого возраста - школьники, находящиеся на иждивении родителей или государства. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Психологически этот возраст очень противоречив, для него характерно диспропорции уровней и темпов развития. Подростковое "чувство взрослости" главным образом новый уровень притязаний, предвосхищяющий положение, которого подросток фактически не достиг. Для подростка очень важно, чтобы его взрослость была замечена окружающими, чтобы форма его поведения не была детской. Ценность работы для подростка определяется ее взрослостью, а возникающие представления о нормах поведения провоцируют на обсуждение поведения взрослых, обычно весьма не лицеприятно, отсюда и типичные возрастные конфликты. Этот возраст также представляет собой особый интерес в связи с тем, что для большинства ребят еще не наступил момент самоопределения; не встала еще остро проблема дальнейшего выбора - либо получать среднее образование в школе и ориентироваться в далеком будущем на высшее учебное заведение, либо совмещать образование с получением профессии в средних специальных учреждениях, таких как, колледжи, техникумы и пр. 
         Таким образом, большая группа детей находится как бы в состоянии "социального покоя": взрослые по отношении к подростку ведут себя как с ребенком, еще слабо предъявляются требования ответственности за совершаемые поступки и принимаемые решения. При уже достаточно сформированном характере еще в слабой степени выражены социальные наслоения. Проекция же семейных взаимоотношений и установок служат подростку ориентиром в повседневной жизни и межличностных контактах. Можно предположить, что в семьях, где подросток обделен вниманием взрослых, где нет доверительных взаимоотношений - формируется чувство враждебности ко всему окружающему миру. Учитывая непростую социально-экономическую обстановку в обществе, ее нестабильность и неуверенность в завтрашнем дне у подавляющего большинства взрослого населения - повышенный фон тревожности, к сожалению, становится нормой. Дети, более тонко чувствующие атмосферу окружения, не могут не принять это как естественное состояние. 
         В настоящее время агрессивное поведение подростков является проблемой, которая волнует и родителей и учителей. Психологическая атмосфера в детском коллективе зачастую зависит от детей, более агрессивных по отношению к окружающим. 
         Различные авторы в своих исследованиях по-разному трактуют агрессию и агрессивность: как врожденную реакцию человека для "защиты занимаемой территории" (Лоренд, Ардри); как стремление к господству (Моррисон), реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорни, Фромм). Очень широкое распространение получили теории, связывающие агрессию и фрустрацию. 
Однако нельзя рассматривать агрессивность только как негативное явление. Следует помнить о том, что они могут закономерно возрастать на фоне повышения активности подростка в процессе его аффективного развития.
 

Информация о работе Субъективное благополучие