Субъективное благополучие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 22:25, курсовая работа

Описание

Рассмотрев понятия субъективного благополучия личности и проанализировав его значимость в социализации личности, можно сказать, благополучие и чувство благополучия весьма значимы для всего субъективного (внутреннего) мира личности. Оно связано с реализацией физических, духовных и социальных потенций человека.
Понятие субъективного благополучия неоднозначно. Родственными понятиями для него и часто употребляемыми в научной литературе, являются «оптимизм», «удовлетворенность жизнью», «счастье». В большинстве вышеперечисленных исследованиях «субъективного благополучия» (subjective well-being - SWB) рассматривается как синонимичное понятию «счастье».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………
ГЛАВА 1. Подростковый возраст. Психологические особенности………………………….
Основные подходы к проблеме кризиса подросткового возраста………………………..
Особенности социальной ситуации развития подросткового возраста………………….
Подростковый комплекс…………………………………………………………………….
Формирование самосознания в подростковом возрасте…………………………………...
Кризис, связанный с отделением от семьи и приобретением самостоятельности…
ГЛАВА 2. Теоретический анализ проблемы субъективного благополучия………………….
Основные теоретические модели субъективного благополучия………………………….
2.1.1Счастье, удовлетворенность, благополучие…………………………………………..
2.1.2 Составляющие благополучия личности………………………………………………
Основные теоретические подходы к изучению субъективного благополучия…………..
Субъективное благополучие как составляющая индивидуального сознания личности..
Субъективное благополучие как составляющая Я-концепции……………………………
Основные детерминанты субъективного благополучия…………………………………...
Структура, механизмы и функции субъективного благополучия…………………………
Понятие феномена "психологическое благополучие" в современной психологии личности………………………………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………………………..
Список литературы……………………………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 116.89 Кб (Скачать документ)

     Уровень личностного (смыслового) самоопределения  включает систему реализации личностных смыслов, жизненного сценария определяемого  в зависимости от условий социализации.

     Уровень социального («отношенческого») самоопределения. Содержит систему связей и отношений, квалифицируемых как «необходимые и достаточные» для сохранения внутреннего равновесия.

     Уровень личностного (характерологического) благополучия. Относится к субъективной оценке собственного характера, свойств личности с точки зрения их приемлемости для  широкого круга явлений личности (от отношений с другими до самоотношения, от труда до «ничегонеделания»).

     Уровень профессионального самоопределения  и роста. Включает адекватность профессионального  самоопределения, удовлетворенность  избранной профессией, трудом, отношениями  с коллегами и др.

     Уровень физического (соматического) и психологического здоровья содержит систему взглядов на ценность здоровья и определяет деятельность, направленную на оптимизацию  здорового образа жизни, поправление  здоровья.

     В субъективном благополучии прошлое  и будущее находятся в весьма тесных связях как между реальностью  и возможностью (кстати, сама связь  между реальностью и возможностью также обеспечивает благополучие). Образ будущего не может не быть основанным на прошлом. Однако существуют разные варианты этого образа. Для  одних, благополучие существует как  бы изначально. Чаще это самодостаточные люди, «знающие себе цену», обладающие внутренней* «крепостью», неподдаваемостью внешнему снижению самооценки и ухудшению самоотношения. Для других оно складывается в процессе преодолений различного рода внешних и внутренних препятствий, благодаря чему укрепляются волевые свойства личности, «закаляется» личность, усиливается «самоэффективность».

     В становлении субъективного благополучия немалую роль играют внешние в  отношении личности инстанции, среди  которых наиболее значимыми являются те институты, которые обеспечивают социализацию ребенка, подростка, взрослого  на разных уровнях и обстоятельствах  жизни. Так или иначе, они создают  не только установочные комплексы относительно норм, но и личностные конструкты, которые  можно квалифицировать как комплекс «самоэффективности», успешности.

     Неуспех, сопровождаемый ребенка на уровне его  дошкольного или школьного детства, по-видимому, создает предпосылки  для неуспеха в последующей жизни. Осознание своей социальной успешности является одним из «определителей»  субъективного благополучия, равно  как верно и обратное: человек, являющийся благополучным в своем субъективном самовосприятии обнаруживает в своем поведении гораздо больше «успешных» ситуаций, нежели, чем неблагополучный (кстати, вся система психотерапии нацелена на субъективизацию личности, усиление ее «благополучности»).

     Вместе  с тем, как подчеркивает У. Глассер [34], независимо от прошлых неудач и иных факторов (этнос, материальное благосостояние, культура и пр.) первого, по-настоящему реального успеха достаточно, чтобы все ранее неблагоприятные факторы могли быть нейтрализованы. Это значит, что достижение субъективного благополучия возможно на любом отрезке жизненного пути.

     Однако  важно испытать «серию удач» как  можно раньше. У. Глассер   полагает,   что   именно   школа способна  (изменив   свою «педагогическую философию») помочь ребенку обрести зрелость, уважение и любовь окружающих, осознать себя полноценной личностью и достичь благополучия. Субъективное благополучие является критерием успешности во многих видах деятельности — труда, познания, общения, учения, и в целом, жизни. 
 
 
 
 

2.7.Понятие  феномена "психологическое  благополучие" в  современной психологии  личности 

     Проблема  позитивного психологического функционирования стала привлекать внимание исследователей, начиная с середины 20-го века.

     Теоретическую базу для понимания феномена психологического благополучия заложили исследования Н. Брэдбёрна, по мнению которого для описания этого феномена необходимо оперировать признаками, отражающими состояние счастья или несчастья, субъективного ощущения общей удовлетворённости или не удовлетворённости жизнью. Взгляды Брэдбёрна на природу и строение благополучия личности получили широкое признание в научных кругах, а разработанная им методика "Шкала баланса аффектов" применяется в исследованиях, связанных с изучением различных аспектов психологического благополучия до сих пор. Брэдбёрн исследовал зависимости, существующие между уровнем психологического благополучия и различными социальными факторами. Значительная взаимозависимость была обнаружена между степенью психологического благополучия и уровнем материальных доходов, исследование наглядно показало, что люди с более высокими доходами зачастую имеют более высокий уровень психологического благополучия, что обеспечивается высокой корреляцией между позитивным аффектом и уровнем доходов. В то же время отсутствие обратной взаимосвязи со шкалой негативного аффекта указывает на то, что "деньги могут увеличить ощущение радости, но не могут уменьшить чувства горя" [49].

     Все подходы к исследованию феномена психологического благополучия, можно  разделить на несколько групп.

     В первой группе мы рассмотрим феномен "психологическое  благополучие" как два основных течения: гедонистическое и эвдемонистическое. К гедонистическим теориям можно  отнести все те учения, где благополучие описывается главным образом  в терминах удовлетворённости - неудовлетворённости, строится на балансе позитивного  и негативного аффектов это концепции  Н. Брэдбёрна и Э. Динера [1].

     Н. Брэдбёрн создал представление о структуре (модель) психологического благополучия, которая, с его точки зрения, представляет баланс, достигаемый постоянным взаимодействием двух видов аффекта - позитивного и негативного. События повседневной жизни, несущие в себе радость или разочарование, отражаясь в нашем сознании, накапливаются в виде соответственно окрашенного аффекта. То, что нас расстраивает, и то, из-за чего мы переживаем, суммируется в виде негативного аффекта, те же события повседневной жизни, которые несут нам радость и счастье, способствуют увеличению позитивного аффекта.

     Разница между позитивным и негативным аффектами  является показателем психологического благополучия и отражает общее ощущение удовлетворённостью или не удовлетворенностью жизнью [33].

     Э. Динер в своих работах ввел понятие "субъективное благополучие". Субъективное благополучие, состоит из трёх основных компонентов: удовлетворение, приятные эмоции и неприятные эмоции, все эти три компонента вместе формируют единый показатель субъективного благополучия. Как отмечает сам автор, речь здесь идёт о когнитивной (интеллектуальная оценка удовлетворённости различными сферами своей жизни) и эмоциональной (наличие плохого или хорошего настроения) сторонах самопринятия. Динер считает, что большинство людей, так или иначе оценивают то, что с ними случается в терминах "хорошо - плохо", и такая интеллектуальная оценка всегда имеет под собой соответственно окрашенную эмоцию. Субъективное благополучие призвано не просто служить индикатором того, насколько человек погружён в депрессию или тревогу, но должно демонстрировать насколько один человек счастливее другого, то есть автор уравнивает субъективное благополучие с переживанием счастья.

     Таким образом, можно утверждать, что человек  имеет высокий уровень субъективного  благополучия, если в большинстве  случаев он испытывает удовлетворение от жизни, и только в отдельных  ситуациях он переживает неприятные чувств [3].

     Эвдемонистическое понимание данной проблемы строится на том постулате, что личностный рост - главный и самый необходимый  аспект благополучия. Такой подход характерен для взглядов А. Вотермена.

     С точки зрения А.А. Кроника, отношения человека к возможным способам обретения счастья также формируют так называемые эвдемонистические установки: гедонистические, аскетические, деятельные, созерцательные. Эти установки, являются тем психологическим материалом, который в определенной мере характеризует где, в какой области объективной деятельности личность стремиться самоосуществиться, а также как с помощью каких именно психологических способов она пытается это сделать.

     Здесь счастье понимается как форма  переживания полноты бытия, связанного с самоосуществлением: "это переживание  возникает в случае превращения  мотивации человека к миру в бесконечно большую величину". Психологические  способы обретения счастья, автор  понимает как способы саморегуляции человеком своей мотивации к миру и выделяет две формы такой саморегуляции: усиление человеком значимости мира и усиление своих возможностей. На основе этих двух форм саморегуляции образуется четыре относительно независимых принципа саморегуляции человеком своей мотивации к миру: максимизация полезности, минимизация потребностей, минимизация сложности, максимизация способностей.

     Принцип максимизации полезности мира (стиль  жизни - гедонизм) состоит в стремлении человека к максимально полезным, полностью удовлетворяющим его  потребности объектам. Полезность субъективно  отражается в эмоциональном состоянии  приятного, значит, максимизация полезности одновременно означает стремление к поиску положительно окрашенных эмоциональных переживаний разной интенсивности.

     Принцип минимизации потребностей (стиль  жизни - аскетизм) состоит в стремлении человека к уменьшению интенсивности (степени напряжения) движущих им потребностей. Такое стремление может иметь  место в случае, когда собственно удовлетворение потребностей невозможно.

     Принцип минимизации сложности (созерцательные стиль жизни) состоит в стеснении  человека к упрощению своего мира в целом и к упрощению конкретных объектов - целей его различной  деятельности.

     Это стремление может проявляться в  тех случаях, когда сложность  цели превышает уровень способностей человека, либо когда в масштабах  имеющегося у человек времени  цель труднодостижима.

     Принцип максимизации способностей - состоит  в стремлении человека к всестороннему  развитию и самосовершенствованию  в физическом и духовном отношении. Стиль жизни, в этом случае носит  деятельный характер самосовершенствования.

     Во  второй группе психологическое благополучие мы будем рассматривать на основе изучения проблемы позитивного психологического функционирования личности (теории А. Маслоу, К. Роджерса Г. Олпорта, К. - Г. Юнга, Э. Эриксона, Ш. Бюлер, Б. Ньюгартена, М. Яходы, Д. Биррена) [2].

     Основоположником  этого подхода стала К. Рифф. Она обобщила и выделила шесть основных компонентов психологического благополучия: самопринятие, позитивные отношения с окружающими, автономия, управление окружающей средой, цель в жизни, личностный рост.

     Человек, обладающий высокой автономией, способен быть независимым, он не боится противопоставить своё мнение мнению большинства, может  позволить себе не стандартное мышление и поведение, он оценивает себя исходя из собственных предпочтений. Отсутствие достаточного уровня автономии ведёт  к конформизму, излишней зависимости  от мнения окружающих.

     Управление  окружающей средой подразумевает наличие  качеств, которые обуславливают  успешное овладение различными видами деятельности, способность добиваться желаемого, преодолевать трудности  на пути реализации собственных целей, в случае недостатка этой характеристики наблюдается ощущение собственного бессилия, некомпетентности, присутствует не способность что-то изменить или  улучшить для того, чтобы добиться желаемого.

     Личностный  рост предусматривает стремление развиваться, учиться и воспринимать новое, а  так же наличие ощущения собственного прогресса. Если личностный рост, по каким-то причинам не возможен, то следствием этого  становиться чувство скуки, стагнации, отсутствие веры в свои способности  к переменам, овладению новыми умениями и навыками, при этом уменьшается  интерес к жизни.

     Позитивные  отношения с окружающими - в этом случае подразумевается, как умение сопереживать, так и способность  быть открытым для общения, а так  же наличие навыков, помогающих устанавливать  и поддерживать контакты с другими  людьми, кроме этого, данная характеристика включает в себя желание быть гибким во взаимодействии с окружающими, умение прийти к компромиссу. Отсутствие этого  качества свидетельствует об одиночестве, неспособности устанавливать и  поддерживать доверительные отношения, не желании искать компромиссы, замкнутости.

     Наличие жизненных целей порождает чувство  осмысленности существования, ценности того, что было в пошлом, происходит в настоящем и будет происходить  в будущем. Отсутствие целей в жизни влечёт ощущение бессмысленности, тоски, скуки.

     Самопринятие отражает позитивную самооценку себя и своей жизни в целом, осознание и принятие не только своих положительных качеств, но и своих недостатков. Противоположность самопринятия - чувство неудовлетворённости собой, характеризующееся неприятием определённых качеств своей личности, неудовлетворённости своим прошлым.

     К. Рифф отмечает, что выделенные компоненты психологического благополучия соотносятся с различными структурными элементами теорий, в которых так или иначе речь идет о позитивном функционировании личности. Например, "самопринятие" (как компонент психологического благополучия по К. Рифф) соотносится не только с понятиями "самоуважение" и "самопринятие", введенными и разработанными А. Маслоу, К. Роджерсом, Г. Олпортом и М. Яходой. Оно также включает в себя признание человеком своих достоинств и недостатков, соотносимое с концепцией индивидуации К.Г. Юнга, а также позитивную (в основном) оценку человеком собственного прошлого, описанное Э. Эриксоном как часть процесса эго-интеграции [2].

Информация о работе Субъективное благополучие