Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 22:25, курсовая работа
Рассмотрев понятия субъективного благополучия личности и проанализировав его значимость в социализации личности, можно сказать, благополучие и чувство благополучия весьма значимы для всего субъективного (внутреннего) мира личности. Оно связано с реализацией физических, духовных и социальных потенций человека.
Понятие субъективного благополучия неоднозначно. Родственными понятиями для него и часто употребляемыми в научной литературе, являются «оптимизм», «удовлетворенность жизнью», «счастье». В большинстве вышеперечисленных исследованиях «субъективного благополучия» (subjective well-being - SWB) рассматривается как синонимичное понятию «счастье».
Введение…………………………………………………………………………………………
ГЛАВА 1. Подростковый возраст. Психологические особенности………………………….
Основные подходы к проблеме кризиса подросткового возраста………………………..
Особенности социальной ситуации развития подросткового возраста………………….
Подростковый комплекс…………………………………………………………………….
Формирование самосознания в подростковом возрасте…………………………………...
Кризис, связанный с отделением от семьи и приобретением самостоятельности…
ГЛАВА 2. Теоретический анализ проблемы субъективного благополучия………………….
Основные теоретические модели субъективного благополучия………………………….
2.1.1Счастье, удовлетворенность, благополучие…………………………………………..
2.1.2 Составляющие благополучия личности………………………………………………
Основные теоретические подходы к изучению субъективного благополучия…………..
Субъективное благополучие как составляющая индивидуального сознания личности..
Субъективное благополучие как составляющая Я-концепции……………………………
Основные детерминанты субъективного благополучия…………………………………...
Структура, механизмы и функции субъективного благополучия…………………………
Понятие феномена "психологическое благополучие" в современной психологии личности………………………………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………………………..
Список литературы……………………………………………………………………………….
Четвертый тип. Внутренне сложный и внешне трудный (творческий) мир. В сложном и трудном мире, по мнению автора, возникают свои специфические проблемы, которые не сводятся к сумме проблем "реалистического", "ценностного" мира. Главная внутренняя необходимость субъекта этого мира - воплощение идеального надситуативного замысла своей жизни в целом. Эту задачу приходится решать на материале конкретных ситуативных действий в условиях внешних затруднений и постоянно возобновляющихся внутренних рассогласований. По своей сути такая задача является творческой, ибо никогда не имеет готового алгоритма решения. Содержание надситуативности составляют ценности, которые внепространственны и вневременны.
В трудном и сложном мире субъекту приходится развивать волю и практическое сознание, которое их опосредует. Задача практического сознания - сближать надситуативность и ситуативность, доводя первую до формы второй. Именно решение этой задачи позволяет человеку ощущать себя счастливым и благополучным.
Изучение субъективного благополучия возможна лишь через призму временной парадигмы. В ощущении счастья «здесь и сейчас» слиты оценки своего «прошлого» и отношение к «будущему». Отмечая, что временная парадигма используется при описании процессов переживания (в том числе удовлетворения, состояния счастья, благополучия и т.д.) гораздо реже других, Ф.Е. Василюк относит к ней следующие операции: "временное контрастирование" - соотнесение переживаемых событий с действительными или возможными событиями, прошлыми, настоящими или будущими. Например, успокаивание себя: "хорошо хоть так, могло быть хуже", "сейчас все-так# лучше, чем могло бы быть потом".
Помещение событий в долговременную перспективу - операция, отличающаяся от предыдущей тем, что переживаемое событие рассматривается субъектом не в сравнении с другим событием, а на фоне некоторой длительной перспективы, в пределе всей жизни человека или даже жизни человечества. Как отмечает Басин Ф.В.: "В ходе переживания может осуществляться фиксация на каком - либо временном моменте. Образцовый пример фиксации на прошлом представляет из себя печаль, которая приводит к полному безразличию к настоящему и будущему" [11].
Исследуя
особенности стресса, фрустрации, конфликта
и кризиса в разных типах жизненных
миров, Ф.Е. Василюк указывает, что в критической
ситуации нарушаются смыслы и целостность
жизни. Возникает разлад всей системы
жизни, т.е. системы "сознание - бытие";
сознание не может принять бытие в таком
виде и теряет способность осмыслять и
направлять его [26]. При этом реакции на
кризисную ситуацию завися от общего видения
мира: оптимистического или пессимистического,
результатом последнего является чувство
враждебности к окружающему миру, абсурдность
собственной жизни и того, что происходит
вокруг, переживаемое как субъективное
неблагополучие.
2.4.
Субъективное благополучие
как составляющая Я-концепции.
Согласно принципу единства сознания и деятельности образ-Я формируется в совместной деятельности людей и в их общении друг с другом (А.А. Бодалев [15-17], М.И. Лисина [79,80], Н.Н. Обозов [103-104], А.В. Петровский [116], СЛ. Рубинштейн [130-133]). Это нашло свое выражение в содержании, которое различными авторами вкладывается в понятие образа "Я".
И.С.
Кон рассматривает "Я - концепцию"
как разновидность социальной установки,
т. е. отношение личности к самой
себе, включающее познавательный (знание
себя, представление о своих
И.И. Чеснокова рассматривает Я - концепцию в рамках более общей проблемы структуры самосознания как единство самопознания, эмоционально - ценностного отношения к себе и саморегулирования поведения. Познание человеком себя идет от познания внешнего мира, других людей, взаимоотношения и собственного отношения. В сферу самопознания вовлекаются эмоции, интересы, стремления, побуждения. В результате сопоставительно-оценочной работы человек составляет оценку самого себя. Чеснокова И.И. определяет самооценку как своеобразный итог самопознания. [165]
Ряд авторов основывается на том факте, что в самосознании явно выражены, с одной стороны, устойчивые, неизменные элементы, а, с другой стороны - элементы изменчивые, ситуативные. На этом основании Т. Шибутани в структуре самосознания выделяет "Я - образ" и "Я -концепцию". Будучи сторонником ролевой концепции личности, он рассматривает "Я - образ" как представление человека о том, каким он выглядит в глазах других людей в той или иной ситуации [169].
В отличие от "Я - образа", "Я - концепция" выражена более устойчивыми элементами. Концепция самого себя проявляется у человека в характерных способах, которыми он расположен действовать по отношению к самому себе.
Однако и "Я - концепция" не является чем - то константным, неизменным. Коренные изменения положения человека в обществе неизбежно ведут к смене его "Я - концепции", хотя в стабильных условиях каждый человек обладает относительно устойчивой "Я - концепцией".
По мнению Т. Шибутани [169], ощущение человеком своей определенности (устойчивости) создается также непрерывностью его переживаний во времени. Существуют воспоминания о прошлом, от которых нельзя избавиться, а также и надежды на будущее. Непрерывность таких переживаний дает возможность каждому человеку интегрировать их в единое целое.
И.Д. Дубровский выделяет "текущее Я" и "личностное Я". Он считает, что термин "сознание" (как и "самосознание") употребляется в двух значениях: во - первых, как текущее состояние личности, и, во - вторых, как имманентное свойство личности [44]. "Самосознание, подобно сознанию, не существует помимо "текущего настоящего", но точно так же не исчерпывается им". Продолжая анализ самосознания, автор вводит два различных термина: "текущее Я" и "личностное Я". Если первое означает конкретную форму осознания себя в "текущем настоящем", то второе обозначает некоторое ядро, хранимое в памяти и лишь частично проявляющегося в данном "текущем настоящем". При этом "текущее Я" непременно содержит в себе какой-то момент "личностного Я".
"Личностное Я", в свою очередь, проявляется в "текущем Я". Структура "личностного Я" подвержена изменениям, поскольку "текущее Я" включается в "личностное Я" новыми элементами, которые возникают в нем в процессе жизнедеятельности личности .
За рубежом развитие "Эго"-психологии связано с психодинамическим направлением в персонологии. Используя динамическую модель, авторы исходят из представления о силах во взаимодействии между которыми и средой формируется структура личности.
В русле психоаналитической теории проблемой развития личности занимался немецкий психолог с 1933 г. работавший в США Эрик Эриксон [174,175]. Для Эриксона в его концепции личности наибольшее значение имело эго и его адаптивные способности в связи с проблемой развития индивидуума. Особенностью теоретической позиции Эриксона является акцент на изменениях, происходящих в процессе развития на протяжении всей жизни человека; автор делает упор на "нормальном", или "здоровом", а не на патологическом; особое значение, придается достижению чувства идентичности; сочетание клинического наблюдения с изучением культурных и исторических факторов в объяснении структуры личности.
С позиции Эриксона, скорее именно "Эго" составляет основу поведения и функционирования человека. Он рассматривал эго как автономную структуру личности, основным процессом развития которой является социальная адаптация. Эта система, по мнению автора, является автономной системой, взаимодействующей с реальностью при помощи восприятия, мышления, внимания и памяти. Изучение "Эго" в социокультурном контексте развивает новый взгляд относительно индивидуального взаимоотношения с родителями и культурным контекстом, в котором существует семья. Онтогенетический аспект: теория развития эго охватывает все жизненное пространство индивидуума (т.е. от младенчества до зрелости и старости). Эриксон утверждает, что каждый личный и социальный кризис представляет собой своего рода борьбу, приводящую индивидуум к личностному росту и преодолению жизненных препятствий.
Важное научное значение проблемы развития "Я-концепции" в зарубежной психологии имеют работы Р. Бернса [13].
Р. Бернс также считает, что "Я - концепция" - это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит когнитивный аспект (осознание физических, интеллектуальных и других качеств). Описывая какого-то человека, обычно прибегают к помощи прилагательных "надежный", "общительный", "сильный" и т.д. Все это, считает Берне, -абстрактные характеристики, которые никак не связаны с конкретным событием или ситуацией. Как элементы обобщенного образа индивида они отражают, с одной стороны, устойчивые тенденции в его поведении, а с другой - избирательность восприятия. Следующим компонентом образа Я Бернс выделяет аффективную составляющую, считая, что когнитивная составляющая не воспринимается человеком безразлично, а пробуждает в нем оценки и эмоции, интенсивность которых зависит от контекста и от самого когнитивного содержания. Человек усваивает оценочный смысл различных характеристик, присутствующих в его "Я-концепции". Описательную составляющую "Я - концепции" часто называют образом "Я" или картиной "Я". Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам называют самооценкой или принятием себя. "Я концепция", в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.
Третья составляющая "Я-концепции" - поведенческая. Особенность "Я - концепции" как комплекса установок заключается в том, что объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с образом "Я", являются очень сильными и устойчивыми и образуют соответсвенные реакции, которые могут выражаться в поведении, т.е. те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом "Я" и самооценкой.
К. Роджерс [121-128] центральным звеном в структуре личности и ее формировании видит ее внутренний мир и самосознание. Согласно Роджерсу, самосознание индивида возникает на основе взаимодействия ребенка с окружающим миром и выступает как важнейшая детерминанта ответных реакций на других людей. В результате оценочного взаимодействия с другими людьми у ребенка возникает представление о себе и самооценка как конфигурация восприятия "Я". К. Роджерс дает несколько определений "Я-концепции". Он утверждает, что "Я-концепция" складывается из представлений о собственных характеристиках и способностях индивида, представлений о возможностях его взаимодействия с другими людьми и окружающим миром, ценностными представлениями, связанными с объектами и действиями и представлениями о целях и идеях, которые могут иметь позитивную или негативную направленность.
В книге "Взгляд на психотерапию. Становление человека." К. Роджерс определяет понятие "Я-концепции" как структурированного гештальта, состоящего из представлений свойств "Я" как субъекта /I / и "Я" как объекта / те /, из восприятия отношений III или / те / к другим людям и различным сторонам жизни, а также оценок, связанными с этими представлениями.
С позиции современного направления в изучении функций регуляции и саморегуляции поведения В.К. Гербачевский выделяет самосознание (или "Я"), как центральную инстанцию личности, определяющую либо как совокупность атитьюдов, направленных на себя, либо как группа психологических процессов, управляющих поведением. В структуре самосознания им выделено несколько "Я"-образований: "Я" - схемы, теории - "Я", знания - "Я", "Я - концепции". Знания - "Я" входят в структуру "Я" -концепции как основной элемент и составляют существенный компонент личности. В.К. Гербачевский вводит понятие альтернативных "Я", с целью выяснения того, как цели и мотивы могут быть представлены на уровне самосознания для понимания механизма регуляции, осуществляемой мотивами [111].
Экспериментально
наиболее часто изучается такое
образование самосознания как самооценка.
При этом самооценка рассматривается
и как стержень личности, и как
регулятор деятельности, и как
важное звено мотивационно-
В
психологической литературе определенное
распространение получила гипотеза,
рассматривающая мотивационное
влияние "идеального Я" на динамику
развития личности. В потенции каждый
человек обладает образом самого
себя и идеальным образом как
совокупностью желаемого и