Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 22:25, курсовая работа
Рассмотрев понятия субъективного благополучия личности и проанализировав его значимость в социализации личности, можно сказать, благополучие и чувство благополучия весьма значимы для всего субъективного (внутреннего) мира личности. Оно связано с реализацией физических, духовных и социальных потенций человека.
Понятие субъективного благополучия неоднозначно. Родственными понятиями для него и часто употребляемыми в научной литературе, являются «оптимизм», «удовлетворенность жизнью», «счастье». В большинстве вышеперечисленных исследованиях «субъективного благополучия» (subjective well-being - SWB) рассматривается как синонимичное понятию «счастье».
Введение…………………………………………………………………………………………
ГЛАВА 1. Подростковый возраст. Психологические особенности………………………….
Основные подходы к проблеме кризиса подросткового возраста………………………..
Особенности социальной ситуации развития подросткового возраста………………….
Подростковый комплекс…………………………………………………………………….
Формирование самосознания в подростковом возрасте…………………………………...
Кризис, связанный с отделением от семьи и приобретением самостоятельности…
ГЛАВА 2. Теоретический анализ проблемы субъективного благополучия………………….
Основные теоретические модели субъективного благополучия………………………….
2.1.1Счастье, удовлетворенность, благополучие…………………………………………..
2.1.2 Составляющие благополучия личности………………………………………………
Основные теоретические подходы к изучению субъективного благополучия…………..
Субъективное благополучие как составляющая индивидуального сознания личности..
Субъективное благополучие как составляющая Я-концепции……………………………
Основные детерминанты субъективного благополучия…………………………………...
Структура, механизмы и функции субъективного благополучия…………………………
Понятие феномена "психологическое благополучие" в современной психологии личности………………………………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………………………..
Список литературы……………………………………………………………………………….
К этой же группе можно отнести теорию самодетерминации Р. Райана и Э. Диси, которые предположили, что личностное благополучие связано с базовыми психологическими потребностями: потребностью в автономии, компетентности и связи с другими [13].
Под автономией здесь понимается восприятие своего поведения как конгруэнтного внутренним ценностям и желаниям личности. В основе автономии лежат поддержка и отсутствие контроля со стороны других людей.
Потребность в компетентности - это склонность к овладению своим окружением и к эффективной деятельности в нём; она поддерживается такой средой, которая выдвигает перед человеком задачи оптимального уровня сложности и даёт ему положительную обратную связь.
К третьей группе отнесем понимание феномена "психологического благополучии" на основе психофизиологической сохранности функций.
Основу
этой группы составляет мнение о том,
что генетические факторы также
могут объяснить индивидуальные
различия в психологическом
Р.М. Райан и Э.Л. Диси считают, что связь между физическим здоровьем и психологическим благополучием является очевидной. Болезнь часто вызывает функциональные ограничения, которые уменьшают возможности для удовлетворенности жизни.
Р.М. Райан и К. Фредерик определили, что субъективная жизнеспособность является индикатором психологического благополучия. Они пришли к выводу, что субъективная жизнеспособность соотносится не только с такими шкалами психологического благополучия, как Автономия и Позитивные отношения с окружающими, но и с физическими симптомами [13].
А.В.
Воронина пространством бытия человека
рассматривает биологическое
А.В. Воронина разработала уровневую модель психологического благополучия: на разных уровнях пространства бытия человека, формируемых в разных типах деятельности, закладываются внутренние интенции (сознательные и бессознательные ресурсные установки). Они складываются в качественные своеобразно - иерархические уровни психологического благополучия человека: психосоматического здоровья, социальной адаптации, психического здоровья и психологического здоровья. Автор полагает, что каждый следующий уровень, формирующийся в процессе развития и воспитания, дает человеку новое видение самого себя, мира и себя в мире и, в силу этого, новые возможности для реализации замыслов, творческой активности, большую "степень свободы" для выбора путей адекватного реагирования [24]. К четвертой группе отнесем понимание феномена "психологического благополучия" рассмотренного П.П. Фесенко и Т.Д. Шевеленковой, как целостного переживания, выраженного в субъективном ощущении счастья, удовлетворённости собой и собственной жизнью, а также связанное с базовыми человеческими ценностями и потребностями.
Здесь психологическое благополучие рассматривается как субъективное явление, переживание (сходное с понятием субъективное благополучие в работах Э. Динера), которое напрямую зависит от системы внутренних оценок самого носителя данного переживания. При разработке понятия психологическое благополучие авторы делают акцент на субъективной оценке человеком себя и собственной жизни, а также на аспектах позитивного функционирования личности, считая, что наиболее удачно эти два аспекта синтезированы в охарактеризованной выше шестикомпонентной теории психологического благополучия К. Рифф [3].
Опираясь на теорию К. Рифф (которая была сформирована в русле гуманистической психологии), П.П. Фесенко и Т.Д. Шевеленкова предложили понимать психологическое благополучие личности как достаточно сложное переживание человеком удовлетворенности собственной жизнью, отражающее одновременно как актуальные, так и потенциальные аспекты жизни личности. Характеризуя переживание человеком психологического благополучия, отмечу, что любое переживание предполагает сравнение этого переживания с нормой, эталоном, идеалом, которые присутствуют в сознании самого переживающего человека в виде некого варианта самооценки, самоотношения [1].
На основе
сложного переживания человеком
удовлетворенности собственной
жизни, авторами было выделено "актуальное
психологическое благополучие" и
"идеальное психологическое
Заключение
Понятие
субъективного благополучия неоднозначно.
Родственными понятиями для него
и часто употребляемыми в научной
литературе, являются «оптимизм», «удовлетворенность
жизнью», «счастье». В большинстве
вышеперечисленных