Субъективное благополучие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 22:25, курсовая работа

Описание

Рассмотрев понятия субъективного благополучия личности и проанализировав его значимость в социализации личности, можно сказать, благополучие и чувство благополучия весьма значимы для всего субъективного (внутреннего) мира личности. Оно связано с реализацией физических, духовных и социальных потенций человека.
Понятие субъективного благополучия неоднозначно. Родственными понятиями для него и часто употребляемыми в научной литературе, являются «оптимизм», «удовлетворенность жизнью», «счастье». В большинстве вышеперечисленных исследованиях «субъективного благополучия» (subjective well-being - SWB) рассматривается как синонимичное понятию «счастье».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………
ГЛАВА 1. Подростковый возраст. Психологические особенности………………………….
Основные подходы к проблеме кризиса подросткового возраста………………………..
Особенности социальной ситуации развития подросткового возраста………………….
Подростковый комплекс…………………………………………………………………….
Формирование самосознания в подростковом возрасте…………………………………...
Кризис, связанный с отделением от семьи и приобретением самостоятельности…
ГЛАВА 2. Теоретический анализ проблемы субъективного благополучия………………….
Основные теоретические модели субъективного благополучия………………………….
2.1.1Счастье, удовлетворенность, благополучие…………………………………………..
2.1.2 Составляющие благополучия личности………………………………………………
Основные теоретические подходы к изучению субъективного благополучия…………..
Субъективное благополучие как составляющая индивидуального сознания личности..
Субъективное благополучие как составляющая Я-концепции……………………………
Основные детерминанты субъективного благополучия…………………………………...
Структура, механизмы и функции субъективного благополучия…………………………
Понятие феномена "психологическое благополучие" в современной психологии личности………………………………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………………………..
Список литературы……………………………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 116.89 Кб (Скачать документ)

     К этой же группе можно отнести теорию самодетерминации Р. Райана и Э. Диси, которые предположили, что личностное благополучие связано с базовыми психологическими потребностями: потребностью в автономии, компетентности и связи с другими [13].

     Под автономией здесь понимается восприятие своего поведения как конгруэнтного  внутренним ценностям и желаниям личности. В основе автономии лежат  поддержка и отсутствие контроля со стороны других людей.

     Потребность в компетентности - это склонность к овладению своим окружением и к эффективной деятельности в нём; она поддерживается такой  средой, которая выдвигает перед  человеком задачи оптимального уровня сложности и даёт ему положительную  обратную связь.

     К третьей группе отнесем понимание  феномена "психологического благополучии" на основе психофизиологической сохранности  функций.

     Основу  этой группы составляет мнение о том, что генетические факторы также  могут объяснить индивидуальные различия в психологическом благополучии.

     Р.М. Райан и Э.Л. Диси считают, что связь между физическим здоровьем и психологическим благополучием является очевидной. Болезнь часто вызывает функциональные ограничения, которые уменьшают возможности для удовлетворенности жизни.

     Р.М. Райан и К. Фредерик определили, что субъективная жизнеспособность является индикатором психологического благополучия. Они пришли к выводу, что субъективная жизнеспособность соотносится не только с такими шкалами психологического благополучия, как Автономия и Позитивные отношения с окружающими, но и с физическими симптомами [13].

     А.В. Воронина пространством бытия человека рассматривает биологическое пространство, в котором человек выступает  как естественное существо. Источником формирования биологического пространства служит сохранность биологических  систем организма, выражением которой  является барьер психической адаптации. Уровень психологического благополучия в данном случае - это психосоматическое  здоровье как отражение процесса взаимосвязи психической и соматической сфер.

     А.В. Воронина разработала уровневую  модель психологического благополучия: на разных уровнях пространства бытия  человека, формируемых в разных типах  деятельности, закладываются внутренние интенции (сознательные и бессознательные  ресурсные установки). Они складываются в качественные своеобразно - иерархические  уровни психологического благополучия человека: психосоматического здоровья, социальной адаптации, психического здоровья и психологического здоровья. Автор полагает, что каждый следующий уровень, формирующийся в процессе развития и воспитания, дает человеку новое видение самого себя, мира и себя в мире и, в силу этого, новые возможности для реализации замыслов, творческой активности, большую "степень свободы" для выбора путей адекватного реагирования [24]. К четвертой группе отнесем понимание феномена "психологического благополучия" рассмотренного П.П. Фесенко и Т.Д. Шевеленковой, как целостного переживания, выраженного в субъективном ощущении счастья, удовлетворённости собой и собственной жизнью, а также связанное с базовыми человеческими ценностями и потребностями.

     Здесь психологическое благополучие рассматривается  как субъективное явление, переживание (сходное с понятием субъективное благополучие в работах Э. Динера), которое напрямую зависит от системы внутренних оценок самого носителя данного переживания. При разработке понятия психологическое благополучие авторы делают акцент на субъективной оценке человеком себя и собственной жизни, а также на аспектах позитивного функционирования личности, считая, что наиболее удачно эти два аспекта синтезированы в охарактеризованной выше шестикомпонентной теории психологического благополучия К. Рифф [3].

     Опираясь  на теорию К. Рифф (которая была сформирована в русле гуманистической психологии), П.П. Фесенко и Т.Д. Шевеленкова предложили понимать психологическое благополучие личности как достаточно сложное переживание человеком удовлетворенности собственной жизнью, отражающее одновременно как актуальные, так и потенциальные аспекты жизни личности. Характеризуя переживание человеком психологического благополучия, отмечу, что любое переживание предполагает сравнение этого переживания с нормой, эталоном, идеалом, которые присутствуют в сознании самого переживающего человека в виде некого варианта самооценки, самоотношения [1].

На основе сложного переживания человеком  удовлетворенности собственной  жизни, авторами было выделено "актуальное психологическое благополучие" и "идеальное психологическое благополучие", в котором представление об "идеальном" выступает глобальным инструментом оценки человеком своего бытия. При этом необходимо отметить, что эта внутренняя оценка по всей вероятности имеет социально-культурную специфику и можно предположить, что эта специфика формируется в процессе усвоения человеком некоторых существующих в социуме и культуре представлений, т.е. соотноситься с понятием социальной нормы, социально-культурного идеала функционирования человека [13]. 

Заключение

     Рассмотрев  понятия субъективного благополучия личности и проанализировав его  значимость в социализации личности, можно сказать, благополучие и чувство  благополучия весьма значимы для  всего субъективного (внутреннего) мира личности. Оно связано с реализацией  физических, духовных и социальных потенций человека.

     Понятие субъективного благополучия неоднозначно. Родственными понятиями для него и часто употребляемыми в научной  литературе, являются «оптимизм», «удовлетворенность жизнью», «счастье». В большинстве  вышеперечисленных исследованиях  «субъективного благополучия» (subjective well-being - SWB) рассматривается как синонимичное понятию «счастье».

     В ходе исследования уровня ощущения субъективного  благополучия у подростков, мы установили, что преобладает средний уровень благополучия Это может быть истолковано следующим образом: подростки испытывают дисбаланс положительных и отрицательных аффективных переживаний, у них отсутствует выраженная тревожность и депрессивные симптомы; удовлетворенность своим социальным статусом и актуальным состоянием общества, к которому они принадлежат, это также удовлетворенность межличностными связями и статусом в микросоциальном окружении, чувство общности; хорошее физическое самочувствие, телесный комфорт, ощущение здоровья; позитивно относятся к своим учебным занятиям.

     Субъективное  благополучие (или неблагополучие) конкретного человека складывается из частных оценок различных сторон жизни человека. Отдельные оценки сливаются в ощущение субъективного  благополучия. Благополучие создают  удовлетворяющие межличностные  отношения, возможности общаться и  получать от этого положительные  эмоции, удовлетворять потребность  в эмоциональном тепле. Разрушает  благополучие социальная изоляция (депривация), напряженность в значимых межличностных связях.


Информация о работе Субъективное благополучие