Субъективное благополучие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 22:25, курсовая работа

Описание

Рассмотрев понятия субъективного благополучия личности и проанализировав его значимость в социализации личности, можно сказать, благополучие и чувство благополучия весьма значимы для всего субъективного (внутреннего) мира личности. Оно связано с реализацией физических, духовных и социальных потенций человека.
Понятие субъективного благополучия неоднозначно. Родственными понятиями для него и часто употребляемыми в научной литературе, являются «оптимизм», «удовлетворенность жизнью», «счастье». В большинстве вышеперечисленных исследованиях «субъективного благополучия» (subjective well-being - SWB) рассматривается как синонимичное понятию «счастье».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………
ГЛАВА 1. Подростковый возраст. Психологические особенности………………………….
Основные подходы к проблеме кризиса подросткового возраста………………………..
Особенности социальной ситуации развития подросткового возраста………………….
Подростковый комплекс…………………………………………………………………….
Формирование самосознания в подростковом возрасте…………………………………...
Кризис, связанный с отделением от семьи и приобретением самостоятельности…
ГЛАВА 2. Теоретический анализ проблемы субъективного благополучия………………….
Основные теоретические модели субъективного благополучия………………………….
2.1.1Счастье, удовлетворенность, благополучие…………………………………………..
2.1.2 Составляющие благополучия личности………………………………………………
Основные теоретические подходы к изучению субъективного благополучия…………..
Субъективное благополучие как составляющая индивидуального сознания личности..
Субъективное благополучие как составляющая Я-концепции……………………………
Основные детерминанты субъективного благополучия…………………………………...
Структура, механизмы и функции субъективного благополучия…………………………
Понятие феномена "психологическое благополучие" в современной психологии личности………………………………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………………………..
Список литературы……………………………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 116.89 Кб (Скачать документ)

     Главными  критериями психологического благополучия личности выступают объективная  успешность (социальное, физическое, психологическое  и соматическое здоровье) и субъективное переживание благополучия, проявляющееся  в ощущении счастья и удовлетворенности  жизнью в целом. Уровень психологического благополучия определяют различные  субъективные и объективные факторы, в том числе характеристики окружающей среды, степень влияния которых  определяется их значимостью для  личности.

     Все перечисленные составляющие благополучия тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Отнесение многих феноменов  к той или иной составляющей благополучия в немалой степени условно. Например, чувство общности, осознание и  переживание смысла жизни вполне могут быть причислены к факторам, создающим душевный комфорт, а не только социальное или духовное благополучие.

     В субъективном благополучии (в целом  и в его составляющих) целесообразно  выделять два основных компонента: когнитивный (рефлексивный) - представления  об отдельных сторонах своего бытия, и эмоциональный - доминирующий эмоциональный  тон отношений к этим сторонам. Когнитивный компонент благополучия возникает при целостной, относительно непротиворечивой картине мира у  субъекта, понимании текущей жизненной  ситуации. Диссонанс в когнитивную  сферу вносит противоречивая информация, восприятие ситуации как неопределенной, информационная или сенсорная депривация. Эмоциональный компонент благополучия предстает как переживание, объединяющее чувства, которые обусловлены успешным (или неуспешным) функционированием всех сфер личности. Дисгармония в любой сфере личности вызывает одновременно и эмоциональный дискомфорт. Именно в нем достаточно полно отражено неблагополучие в разных сферах личности.

     Субъективное  благополучие (или неблагополучие) конкретного человека складывается из частных оценок различных сторон жизни человека. Отдельные оценки сливаются в ощущение субъективного  благополучия. Эти стороны жизни  являются предметом изучения разных научных дисциплин. Благополучие предстает  интересным предметом изучения и  актуальной проблемой для психологии. Благополучие зависит от наличия  ясных целей, успешности реализации планов деятельности и поведения, наличия  ресурсов и условий для достижения целей. Благополучие создают удовлетворяющие  межличностные отношения, возможности  общаться и получать от этого положительные  эмоции, удовлетворять потребность  в эмоциональном тепле. Разрушает  благополучие социальная изоляция (депривация), напряженность в значимых межличностных связях. 

2.2. Основные теоретические подходы к изучению субъективного благополучия. 

     Целевой подход, связанный с ориентацией на конечную цель. Представители этого подхода утверждают, что благополучие возникает при достижении некоторой цели или предмета потребности. Многие исследовательские модели субъективного благополучия основываются на имплицитно подразумеваемых потребностях и целях.

     В зависимости от вида стремлений различают  два альтернативных течения в  русле целевого подхода. В теориях  потребностей утверждается существование  определенных врожденных или приобретенных  потребностей, которые личность стремиться удовлетворить, чтобы достичь благополучия. В теориях целей утверждается, что человек сознательно ставит себе определенные цели, а благополучие - результат их достижения.

     В соответствии с целевым подходом уровень СБ зависит от специфических условий: например, индивид может желать достижения целей, которые приносят кратковременное удовлетворение, но имеют долговременные неприятные последствия, цели и желания личности могут быть в конфликте друг с другом, и поэтому их невозможно удовлетворить полностью и т. п.

     Современные целевые подходы к изучению СБ имеют ряд недостатков. Прежде всего в изучении СБ редко существует возможность тщательно спланировать эксперимент: потребности и цели иногда описываются весьма приблизительно, а для точной проверки того, действительно ли достижение целей повышает уровень СБ, необходимо лонгитюдное исследование.

     Ценностный  подход. При ценностном подходе к пониманию и определению счастья наибольший интерес представляет для нас философско-психологическая концепция С.Л.Рубинштейна, хотя в ней проблема счастья, как впрочем и ценности, не была выделена ( и это вполне понятно в условиях тех лет) как отдельная научная проблема. Тем не менее многие аспекты этой проблемы, как и общий подход к ее разработке, были заложены в том комплексе философско-психологических идей о человеке, которые определили новаторский дух и гуманистическую направленность его учения.

     С.Л. Рубинштейн делает важный для нашего понимания ценностной специфики счастья вывод о том, что не стремление к «счастью.» ( к удовольствиям и т.д.) определяет в качестве мотива, побуждения деятельность людей, их поведение, а соотношение между конкретным побуждением и результатом их деятельности определяет их « счастье» и удовлетворение, которое они получают от жизни. Критикуя принцип гедонизма, при котором жизнь превращается « в погоню за удовольствиями», отвращающую человека от решения его жизненных задач, он высказывает принципиальную для нас мысль о том, что «чем меньше мы гонимся за счастьем, чем больше мы заняты делом своей жизни, тем больше положительного удовлетворения, счастья мы находим».

     Счастье принадлежит к тем ценностям, которые достигаются тем успешнее, чем меньше о них заботятся  и непосредственно к ним стремятся. Давно замечено, и не раз высказывалась  мысль о том, что искать надо не само по себе счастье как таковое, как самостоятельную и отдельную  сущность, а нечто другое, что  является важным и значимым в жизни  людей и из чего это счастье  вырастает. По мере осуществления этих конкретных значимостей и целей, в процессе стремления к ним человек« находит попутно» и свое счастье. И не только себя, но и других людей  можно осчастливить, не ставя это  в качестве специальной цели, а  как бы параллельно и вместе с  решением других жизненно важных задач.

     Субъектный  подход, связанный с ориентацией на активность человека в достижении субъективного благополучия. В то время, как целевые подходы помещают апогей субъективного благополучия в точку достижения конечного результата, подходы, ориентированные на активность утверждают, что СБ - это побочный продукт человеческой активности.

     Одна  из идей, часто встречающихся в  русле этого подхода свидетельствует  о том, что самосознание уменьшает  ощущение благополучия, концентрация на достижение СБ может быть саморазрушительной. Отсюда следует, что человек должен сосредотачиваться на важных видах деятельности, а благополучие придет как побочный продукт.

     Личностный  и ситуативный  подходы. Два этих подхода берут начало от философских течений. Локк утверждал, что счастье - это сумма маленьких удовольствий, а Кант - что существует глобальная склонность видеть все в благоприятном свете и эта склонность влияет на сиюминутные взаимодействия человека с окружающим миром.

     В психологических исследованиях  СБ существуют две проблемы, которые по-разному решаются с точки зрения этих подходов. Во-первых, приверженцы первого подхода, рассматривают субъективное благополучие как черту или предрасположенность личности, а в рамках второго подхода, СБ считается временным состоянием, зависящим от определенной ситуации. Во-вторых, по-разному оценивается роль приятных событий в жизни человека. С одной стороны, утверждается, что отсутствие приятных событий ведет к депрессии, а с другой - наоборот, депрессия ведет к неспособности получать удовольствие от обычно приятных вещей.

     Когнитивный подход. В целом ряде моделей делаются попытки объяснить предрасположенность некоторых людей к переживанию субъективного благополучия с помощью памяти, мышления или других когнитивных закономерностей. Если у человека более развита сеть положительных ассоциаций, то соответственно, большее число событий «запускает» у него счастливые воспоминания и чувства. Следовательно, такой человек склонен реагировать на большинство событий положительно. В рамках других концепций, во главу угла выдвигаются те свойства, которые люди приписывают происходящим с ними событиям. Например, людям приносят большее удовлетворение те приятные события, причина которых приписана действию внутренних, личностных факторов.

     Важность  когнитивных факторов в структуре  отношения со средой признана в работах  различных авторов. В рамках психологии стресса, еще Лазарусом [74], ведущая роль в восприятии жизненного события была отведена когнитивным механизмам. В контексте ситуационного подхода, в работах Т. Шибутани [169] мы находим, что «поведение человека обусловлено не столько внешним окружением, сколько его интерпретацией этого окружения». Значимость когнитивного компонента, процессов понимания и интерпретирования в определении ситуации подчеркиваются в работах отечественных исследователей: Рубинштейна СЛ. [130-133], Мясищева В.Н. [100], Леонтьева А.Н. [76], Узнадзе Д.Н. [], Надирашвили Ш.А [101], Леонтьева Д.Н. [77,78], , Князева В.Н. [60], Коломинского Я.Л. [62,63], Абульхановой-Славской К.А. [1,2], зарубежных исследователей Келли Дж. [187], Форгаса Дж. [201-202] и других.

     Социально-психологический  подход. Один из основных признаков, по которым различаются исследовательские модели в русле подходов, основанных на влиянии социально-психологических факторов - это используемые социальные стандарты.

     - В модели социального сравнения человек использует в качестве стандарта других людей, если он в чем-то имеет преимущества над ними, то он испытывает удовлетворение или счастье. В моделях адаптации и диапазона-частоты в качестве стандарта используется прошлая жизнь человека: если текущая жизнь не хуже прошлой, то человек счастлив. Индивид может использовать и другие стандарты. Например, он может быть вдохновлен определенным уровнем достижений, основанным на его концепции «Я».

2.3. Субъективное благополучие  как составляющая  индивидуального  сознания личности. 

     Конкретное  содержание субъективного благополучия в сознании человека соотносится  с мировосприятием конкретной личности, с присущими ей способами категоризации  действительности, а также с мотивационными, коммуникативными, стилевыми характеристиками личности.

     Значительную  часть всего содержания психологии составляет анализ того, как человек  отражает реальный мир, как он получает субъективный образ объективного мира. Глубинное исследование личности, при  котором ставится задача проникновения  в ее смысловую сферу, выявления  ее мотивов, потребностей, установок  обычно включает в себя изучение индивидуального  образа мира - интегральной системы  представлений субъекта о действительности.

     Исследование  субъективного благополучия в самосознании личности неизбежно вовлекает в  круг рассмотрения проблематику, связанную  с жизненным миром личности.

     Жизненный мир, представленный в работах Ф.Е. Василюка [26], является предметом типологического анализа. В нем выделяются два аспекта - внешний мир и внутренний. Внешний мир может быть легким либо трудным. Внутренний мир - простой или сложный. Под "легкостью" внешнего   мира   понимается   гарантированная      обеспеченность   всех актуализировавшихся потребностей живущего в нем существа, а под "трудностью" - отсутствие таковой. "Простота" внутреннего мира характеризуется освобождением деятельности от всевозможных внутренних препятствий в процессе достижения потребностей субъекта. Внутренний "сложный" мир наделен замыслами, целями, планами, намерениями, стремлениям к постоянным выборам. Пересечение этих категорий и задает четыре типа "жизненного мира".

     Первый  тип. Внешне легкий и внутренне простой (инфантильный) жизненный мир основывается на стремлении к немедленному (здесь - и -теперь) удовлетворению единственной своей потребности. Норма этого мира - полная удовлетворенность, поэтому жизнь обитающего в нем существа сведена к непосредственной витальности и подчиняется принципу удовольствия. Малейшая боль или неудовлетворенность воспринимается как глобальная и вечная катастрофа и приводит к субъективному неблагополучию.

     Второй  тип. Внутренне простой и внешне трудный (реалистический) жизненный  мир, считает Ф.Е. Василюк, отличается от первого тем, что блага, необходимые для жизни, не даны здесь непосредственно. Внешнее пространство насыщено преградами, сопротивлением вещей, и потому главным "органом" жизни обитающего здесь существа становится предметная деятельность, оснащенная психикой. Жизнедеятельности в этом мире присуща неуклонная устремленность к предмету потребности. Эта деятельность не подвержена ни каким отвлечениям, уводящим в сторону искушениям и соблазнам, субъект не знает сомнений, колебаний, чувств вины и мук совести - одним словом, простата внутреннего мира освобождает деятельность от всевозможных внутренних препятствий и ограничений. Ей известны только одни препятствия - внешние, которые выступают для этой личности точкой отсчета ее субъективного благополучия.

     Третий  тип. Внутренне сложный и внешне легкий (ценностный) мир представлен автором не внешне (как достичь цель?), а внутренне (какую цель поставить? Ради чего действовать?). Внутренняя цельность является главной жизненной необходимостью этого мира. Главная проблематичность и устремленность внутренне сложной жизни состоит в том, чтобы избавиться от мучительной необходимости постоянных выборов с помощью ценностного сознания. Для человека, проникнутого высшей духовной ценностью, заключает автор, выбор перестает быть животрепещущей проблемой, поскольку он уже раз и навсегда выбрал свой жизненный путь, нашел себя, свою главную устремленность, обнаружил источник осмысленности бытия и тем самым как бы предрешил все возможные последующие выборы. Следовательно, точкой отсчета субъективного благополучия для этой личности будет сохранение внутренней целостности.

Информация о работе Субъективное благополучие