Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 22:25, курсовая работа
Рассмотрев понятия субъективного благополучия личности и проанализировав его значимость в социализации личности, можно сказать, благополучие и чувство благополучия весьма значимы для всего субъективного (внутреннего) мира личности. Оно связано с реализацией физических, духовных и социальных потенций человека.
Понятие субъективного благополучия неоднозначно. Родственными понятиями для него и часто употребляемыми в научной литературе, являются «оптимизм», «удовлетворенность жизнью», «счастье». В большинстве вышеперечисленных исследованиях «субъективного благополучия» (subjective well-being - SWB) рассматривается как синонимичное понятию «счастье».
Введение…………………………………………………………………………………………
ГЛАВА 1. Подростковый возраст. Психологические особенности………………………….
Основные подходы к проблеме кризиса подросткового возраста………………………..
Особенности социальной ситуации развития подросткового возраста………………….
Подростковый комплекс…………………………………………………………………….
Формирование самосознания в подростковом возрасте…………………………………...
Кризис, связанный с отделением от семьи и приобретением самостоятельности…
ГЛАВА 2. Теоретический анализ проблемы субъективного благополучия………………….
Основные теоретические модели субъективного благополучия………………………….
2.1.1Счастье, удовлетворенность, благополучие…………………………………………..
2.1.2 Составляющие благополучия личности………………………………………………
Основные теоретические подходы к изучению субъективного благополучия…………..
Субъективное благополучие как составляющая индивидуального сознания личности..
Субъективное благополучие как составляющая Я-концепции……………………………
Основные детерминанты субъективного благополучия…………………………………...
Структура, механизмы и функции субъективного благополучия…………………………
Понятие феномена "психологическое благополучие" в современной психологии личности………………………………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………………………..
Список литературы……………………………………………………………………………….
1.5.
Кризис, связанный с
отделением от семьи
и приобретением самостоятельности.
Отечественные психологи выделяют еще
одну важную особенность подросткового
возраста – чувство взрослости. Внешне
это выглядит как стремление к самостоятельности
и независимости. Он стремиться расширить
свои права, делать так, как он сам хочет,
знает, умеет. Такое поведение часто провоцирует
запреты. Но это необходимо, т.к. именно
подобном противостоянии со взрослыми
подросток исследует свои границы, пределы
своих физических и социальных возможностей,
рамки дозволенного. Через такую борьбу
за независимость он удовлетворяет потребности
в самопознании и самоутверждении, узнает
свои возможности и учиться действовать
самостоятельно.
Важно, чтобы эта борьба происходила в
безопасных условиях и не принимала крайних
форм. Ведь для подростка важна не столько
сама возможность самостоятельно распоряжаться
собой, сколько признание окружающими
взрослыми этой возможности. В этом возрасте
они считают, что между ними и взрослым
нет принципиальной разницы. Однако не
нужно путать безопасные условия с попустительством
и вседозволенностью. Как уже говорилось
выше, подросткам необходимы ограничения
для того, чтобы познать свои границы.
Кроме того, еще одной характерной чертой
подросткового возраста является несоответствие
представлений о своих желаемых и реальных
возможностях. Вседозволенность в этой
ситуации может привести к непоправимым
последствиям, вплоть до криминальных
действий.
Очень часто родители, уже прошедшие период
становления и самоутверждения в жизни,
но, имея в своем жизненном опыте ошибки
и трудности, стараются оградить от них
своих детей. Забывая при этом, что человек
не может учиться только на положительном
опыте. Чтобы «познать, что такое хорошо
и что такое плохо» подросток должен все
это пропустить через себя. Роль родителей
в этом процессе заключается в том, чтобы
ребенок не допускал фатальных и неисправимых
ошибок, смягчая и не допуская до крайности
процесс жизненного познания.
Теоретический
анализ проблемы субъективного
благополучия
2.1. Основные теоретические модели субъективного благополучия.
В 1960-е гг. американские исследовательские организации стали задавать людям вопросы о счастье и удовлетворенности. Это привело к появлению ранних классических работ, таких как: «Модель человеческих тревог» Кентрила, «Структура психологического благополучия» Бредберна, «Качество американской жизни» Кэмпбелла, Конверса и Роджерса
В 1974 г. основан журнал «Исследования социальных показателей» (Social Indicators Research), в котором появилось много материалов по проблемам счастья, благополучия и удовлетворения жизнью. В издании «Личность и индивидуальные различия» (Personality and Individual Differences) стали публиковаться статьи на тему индивидуальных различий в восприятии субъективного балгополучия. Журнал «Психология личности и социальная психология» (The Journal of Personality and Social Psychology) также стал размещать на своих страницах статьи о счастье. В 1999 г. был создан журнал «Исследования счастья» (Journal of Happiness Research), редактор которого - Венховен. В 1994 г. этот исследователь выпустил свой объемный трехтомник «Корреляты счастья» (Correlates of Happiness), где заново проанализированы 630 крупнейших исследований со всего мира. Канман, Динер и Шварц подготовили другой объемный труд «Основы гедонистической психологии» (Foundations ofHedonic Psychology, Kahneman, Diener, & Schwarz, 1999, базирующийся на результатах состоявшейся в Принстоне конференции. Психологии счастья и субъективного благополучия посвящены монографии Аргайла.
Термин
«субъективное благополучие»
Определимся, что такое субъективное благополучие. По мнению P.M. Шамионова, субъективное благополучие - понятие, выражающее собственное отношение человека к своей личности, жизни и процессам, имеющим важное значение для личности с точки зрения усвоенных нормативных представлений о внешней и внутренней среде и характеризующееся ощущением удовлетворенности.
Родственными
понятиями для субъективного
благополучия, часто употребляемыми
в научной литературе, являются понятия
«оптимизм», «удовлетворенность жизнью»,
«счастье». В большинстве
Определение субъективного благополучия, содержащееся в работах различных авторов, можно сгруппировать в три категории:
1.
Нормативное благополучие, которое
определяется по внешним
2.
Определение субъективного
3.
Третье значение понятия
Понятие субъективного благополучия очень неоднозначно, Е. Diener [181], анализируя литературные данные, выделил следующие признаки субъективного благополучия:
1.
Субъективность. Это означает, что
субъективное благополучие
2.
Позитивность измерения.
3.
Глобальность измерения.
Именно субъективное отношение личности к жизни, её коллизиям и изменениям определяет душевное и моральное удовлетворение собственной жизнью, даже в том случае, когда объективные характеристики говорят об обратном.
Исследователи различают три варианта субъективного благополучия : физическое, психологическое и социальное. Такое понимание родилось не случайно. Оно согласуется с подходами психологов к внутренней структуре личности, включающих неразрывное единство трех «Я»: физическое «Я», социальное «Я» и духовное «Я» (У. Джеймса)
Физическое
«Я» включает телесную организацию
и все материальное, чем обладает
человек. Структуру социального
«Я» составляют роли, нормы и стремление
человека к обществу. Духовное «Я» -
это «полное объединение
В
понятие субъективного
Таким образом, субъективное благополучие личности представляет собой интегральное социально-психологическое образование, включающее оценку и отношение человека к своей жизни и самому себе. Оно содержит все три компонента психического явления - когнитивный, эмоциональный, конотативный (поведенческий), и характеризуется субъективностью, позитивностью и глобальностью измерения (Е. Diener).
В
исследованиях субъективного
Можно
предположить, что уровень благополучия
будет соответствовать
1)
витальные (биологические)
2)
социальные потребности в
3)
идеальные потребности
В
связи с бесконечностью движения
от одной потребности к
В разработке проблемы самосознания исследователи обращают внимание на информационное обеспечение благополучия. Так, И.С. Кон подчеркивает, что в рефлексивном «Я» наиболее тщательно регистрируются те мнения о себе, которые способствуют поддержанию устойчивости образа «Я».
Следует сказать и о разных стратегиях субъективного контроля, теснейшим образом связанного с «Я»-образом. Одни склонны приписывать ответственность за успехи и неудачи себе, другие - внешним факторам и, следовательно, по-разному представляют себе свое благополучие. Между тем, и те и другие стремятся к устойчивости в области самовосприятия и его оценочному выражению, но делают это по-разному.
В
последнее время внимание исследователей
обращается на то, что субъективное
благополучие обеспечивается не только
внутренним физическим и психическим
благополучием, но и состоянием духовно
-нравственного здоровья социальной среды.
2.1.1
Счастье, удовлетворенность,
благополучие
Для характеристики состояния субъективного мира личности в аспекте его благоприятности употребляют различные термины: переживание (ощущение) счастья, удовлетворенность жизнью, эмоциональный комфорт, благополучие." Удовлетворение (и удовлетворенность)" - термин с очень широким значением, весьма распространенный и в связи с этим имеющий область определения с размытыми границами. Говорят и пишут об удовлетворенности жизнью в целом и об удовлетворенности отношениями с конкретным человеком независимо от степени значимости данного человека для личности [25]. Удовлетворение можно испытать от событий различного по значимости для личности масштаба. Одним словом обозначается переживание при успешном завершении книги, которая писалась несколько лет, и ощущение после неплохого обеда. В последнем случае слово " благополучие " вряд ли уместно - мы не говорим, что недурно поев, переживаем благополучие. Последнее предполагает обобщенные, особо значимые для личности переживания. Физическое (телесное) благополучие не может возникнуть благодаря лишь тому, что нет острого чувства голода и желудок работает хорошо или оттого что обувь удобна для ног. Хотя и то, и другое может доставлять удовлетворение и быть важным для телесного благополучия в целом. Телесное благополучие объединяет множество чувств, определяемых физическим существованием индивида, и ощущениями, возникающими в организме. Важной для психолога особенностью термина "удовлетворенность жизнью" является его неопределенность в предмете оценки - в том, что именно удовлетворяет или не удовлетворяет отвечающего. Предмет оценки очень часто от внимания исследователей ускользает. Но, в зависимости от того, что именно респондент принимает в расчет: внешние обстоятельства жизни (лишь в некоторой степени изменяемые его усилиями) или оценивает свои решения, действия и поступки, собственную успешность, существенно зависит сама оценка. Несмотря на эту неопределенность, отказаться от этого термина или полностью заменить его другим не представляется возможным, поскольку он занимает свое заметное место в менталитете и отдельной личности и общества в целом.