Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 07:20, реферат
Психология управления – междисциплинарная прикладная отрасль психологии, основной задачей которой является изучение и решение проблем управленческой деятельности с помощью психологических знаний и теорий.
Психология управления – междисциплинарная прикладная отрасль психологии, основной задачей которой является изучение и решение проблем управленческой деятельности с помощью психологических знаний и теорий.
Предметом психологии управления, т.е. того, что изучает данная наука, являются факты, закономерности освоения человеком управленческого опыта и вызываемые этим процессом освоения изменения в уровне интеллектуального и личного развития руководителя как субъекта управления. Предмет психологии управления – это деятельность должностных лиц, возглавляющих коллективы, её психологические проблемы.
Объектами управленческой психологии выступают:
Цели психологии управления:
Задачи психологии управления:
Таким образом, психология управления – это комплексная область знаний, объединяющая достижения различных наук в области изучения психологических аспектов процесса управления, исследующая индивидуальные различия руководителей и подчинённых, их взаимодействие и общение и направленная на оптимизацию профессиональной деятельности организации.
Каждая наука имеет
Изучая психические процессы, индивидуальные
психологические особенности
Методы исследования можно подразделить на объективные, описательные и практические.
I. Объективные методы исследования в психологии –
наблюдение и эксперимент,
выступающие в различных формах
К специфическим
объективным методам
тестирование, опрос, анализ продуктов деятельности.
Широкое применение
в психологии нашли также
Метод наблюдения – это преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека для его последующего анализа и объяснения.
Существуют разные виды наблюдения.
Примитивной формой
наблюдения – житейскими
Виды научного наблюдения:
Общая процедура (этапы) наблюдения:
Задачами наблюдения могут быть изучение индивидуально-психологических особенностей личности, группы, коллектива.
Соответственно объектами наблюдения могут быть как отдельные лица в различных видах деятельности, различных ситуациях общения, так и группы.
Наблюдаемые ситуации могут быть естественные и экспериментальные (т.е. специально организованные).
Предметом наблюдения могут являться речевые и неречевые акты поведения отдельной личности или группы в любой ситуации.
Метод эксперимента является основным методом объяснительной психологии. Экспериментируя, исследователь создаёт условия, в которых психологический факт может быть изменён в направлении. Желательном для экспериментатора, и может быть неоднократно повторён для всестороннего рассмотрения.
Виды психологического эксперимента:
И лабораторный, и естественный эксперименты могут проводиться не только с целью
выявления каких-либо качеств личности ( констатирующий эксперимент, без оказания влияния на изменение исследуемых параметров), но и для их формирования (формирующий эксперимент – метод психического развития личности в условиях педагогического процесса. Цель его объясняется в названиях: преобразующий, созидательный, воспитывающий, обучающий, психолого-педагогический, активного формирования психики, генетико-моделирующий.).
По типу формирующих
Виды экспериментальных
Тестирование – это краткий
экспериментально-
Метод опроса используется в психологии в двух формах: анкетирования и беседы (интервью).
Анкетирование (опрос с помощью анкеты) хорошо тем, что в нём одновременно может участвовать группа лиц. Анкетирование представляет собой средство первичной ориентировки. Полученные при анкетировании данные намечают направления дальнейшего изучения личности или группы.
Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение сведений о деятельности испытуемого, в которых объективируются свойственные ему психические явления.
Виды бесед:
Анамнез (от лат. «по памяти»), сбор анамнеза – сведения о прошлом изучаемого, получаемые от него самого или, при объективном анамнезе, от хорошо знающих его лиц.
Интервью – вид беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определённые (заранее подготовленные) вопросы. В том случае, когда вопросы и ответы представляются в письменной форме, имеет место анкетирование.
Метод анализа результатов (
Специфические формы этого метода:
Контент-анализ- позволяет выявлять и оценивать специфические характеристики литературных , научных, публицистических текстов и на их основе определять психологические характеристики автора).
Графология – определение психических свойств автора по характеристикам почерка.
Своеобразным синтезом методов наблюдения и беседы является метод обобщения независимых характеристик (К.К.Платонов), который широко применяется при изучении личности. Сущность данного метода состоит в обобщении сведений о личности, полученных от лиц, наблюдавших её в различных видах деятельности. В обобщённой характеристике каждая учитываемая черта может оцениваться условным баллом по методу полярных баллов: 5- названная черта личности развита очень хорошо, ярко выражена и проявляется часто и в различных видах деятельности как черта характера; 4 – заметно выражена, но проявляется непостоянно, хотя противоположная черта проявляется крайне редко; 3 – названная и противоположная ей черты личности выражены не резко и в проявлениях уравновешивают одна другую, хотя обе проявляются нечасто; 2 – заметно выражена и часто проявляется противоположная черта личности; 1 – противоположная названной черта личности проявляется часто и в различных видах деятельности, являясь чертой характера; 0 – нет сведений для оценки данной черты.
Метод
обобщения независимых
Математические методы в
II. Описательные методы исследования. В качестве конкретных форм понимания и методов описательной психологии выступают:
Интроспекция (или самонаблюдение)- «всматривание» во внутренние процессы сознания, явления душевной жизни, психические переживания. Так же как и внешнее объективное восприятие, внутреннее восприятие происходит с помощью логических процессов – различения, анализа, абстрагирования, синтеза, обобщения.
Метод самоотчёта непосредственно
вытекает из метода
Культурно оформленные виды самоотчёта: