Управленческая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 07:20, реферат

Описание

Психология управления – междисциплинарная прикладная отрасль психологии, основной задачей которой является изучение и решение проблем управленческой деятельности с помощью психологических знаний и теорий.

Работа состоит из  1 файл

Управленческая психология.doc

— 394.00 Кб (Скачать документ)

 

        Эмоции - психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении значимости внешних воздействий. Эмоции регулируют психическую активность не специфично, а через соответствующие общие психические состояния, влияя на протекание всех психических процессов. Эмоции возникают в ответ на ключевые для удовлетворения определенной потребности особенности предметов. Отдельные биологически значимые свойства предметов и ситуаций вызывают эмоциональный тон ощущений. Они сигнализируют о встрече организма с искомым или опасным свойством предметов. Эмоции и чувства это субъективное отношение к предметам и явлениям, возникающее в результате отражения их непосредственной связи с актуализированными потребностями. Сознательная, рациональная регуляция поведения, с одной стороны, побуждается эмоциями, но, с другой стороны, она противостоит текущим эмоциям. Все волевые действия совершаются вопреки сильным конкурирующим эмоциям. Человек действует, превозмогая боль, жажду, голод и все- возможные влечения. Эмоции доминируют там, где недостаточна сознательная регуляция по- ведения: при дефиците информации для сознательного построения действий, при недостаточности фонда сознательных способов поведения.

Таким образом, чувства в большей  мере, чем эмоции, связаны со второй сигнальной системой. Эмоции ситуативно обусловлены, чувства могут быть длительными и устойчивыми. Наиболее устойчивые чувства являются свойствами личности (честность, гуманность и т.п.).

 

10. Личность  руководителя(биографические хар-ки, способности, черты личности) 
Личность руководителя можно “разложить” на три группы характеристик:

- биографические характеристики;

- способности (в том числе  управленческие);

- черты личности (личностные качества).

Биографические характеристики включают в себя: возраст; пол; социальный статус; образование. 
Возраст. Существует немало аргументов в пользу того, что возраст (а значит, и опыт) позитивно влияет на качество управления. Было бы ошибочно думать, что только зрелый возраст и опыт дают основания рассчитывать на высокий пост и управленческий успех. Есть немало аргументов и в пользу молодости. Хорошим управленцем (так же, как и плохим) можно быть в любом возрасте.  Понятие “возраст” может быть истолковано двояко. Есть возраст биологический (число прожитых лет) и социально-психологический (социальная зрелость, активность человека). Говоря о возрасте руководителя и о его влиянии на качество работы, мы имеем в виду, прежде всего возраст социальный. Социально зрелым человек может быть и в молодости, и это, во многом зависит от самого человека.  
Пол. И женщина, и мужчина могут быть и не быть эффективными руководителями, и это зависит не от половой принадлежности. Пол, как и возраст, может рассматриваться с точки зрения биологической и психологической. Опыт совместной работы мужчин и женщин в решении политических, социальных, психологических, экономических и производственных проблем так обширен и длителен, что нужно говорить не о противостоянии мужчин и женщин в деловой сфере.  
Социальный статус и образование. И статус, и образование важны не только для того, чтобы занять руководящую должность, но и для того, чтобы успешно функционировать в ней. Образование - это, прежде всего уровень профессиональной подготовки, умение применять свои знания и умения в реальной жизни. Можно получить должность благодаря своему диплому, но удержать ее, справиться с работой наличие диплома едва ли поможет; для этого нужны, прежде всего, знания и умения. Что же касается социально-психологического статуса (происхождения) как предпосылки реализации личности в менеджменте, то утверждение, что высокий статус способен оказать положительное влияние на карьеру, в доказательствах не нуждается. И все же многие выдающиеся руководители начинали свои блистательные карьеры с очень низких стартовых площадок, и, наоборот, известны случаи, когда, получив во владение компанию, наследники приводили ее к банкротству. Так что путь наверх в менеджменте открыт для каждого.         Способности. 
Под способностями, в общем смысле этого слова, в психологии понимаются некоторые свойства и качества личности, позволяющие успешно осуществлять определенные виды деятельности. Способности можно подразделить на общие (например, интеллектуальные) и специфические (профессиональные). Доказано, что наиболее успешными оказываются руководители со средними умственными способностями. Дело в том, что существует, по меньшей мере, два вида (типа) интеллекта - теоретический и практический. При этом не следует думать, что теоретический интеллект есть нечто более высокое, чем практический. С точки зрения многообразия, а иногда и внутренней противоречивости интеллектуальных задач, а также жесткости условий, в которых протекает умственная работа, первые места должны занять высшие формы практической (умственной) деятельности. Так что нет основания считать работу практического ума более простой и элементарной, чем работу ума теоретического. Одно дело - решать задачи (теоретические и практические) самому и совсем другое - организовывать на их решение других людей. Среди специальных способностей, необходимых эффективному руководителю, можно выделить такие: специальные умения и знания; компетентность; информированность.  
Личностные качества. 
Из множества личностных качеств, черт личности, влияющих на эффективность управления, наиболее существенными являются:  
Доминантность (влияние). Руководителю, безусловно, необходимо обладать этой чертой. Но, вырабатывая ее в себе, не следует забывать о психологической стороне вопроса.  
Во-первых, для влияния совершенно недостаточно опоры только на властные, должностные полномочия, то есть на формальный авторитет. Влияние руководителя, основанное только на средствах формально-организационного характера, должно обязательно подпитываться влиянием неформальным.  
Во-вторых, неформальное влияние дает нужный эффект только тогда, когда оно находит внутренний отклик. Без позитивной ответной реакции стремление руководителя доминировать будет выглядеть как примитивная претензия на власть.  
Уверенность в себе. Уверенный в себе руководитель обеспечивает определенный психологический комфорт и повышает мотивацию к работе просто самим фактом уверенности в себе. Вместе с тем следует отметить два важных обстоятельства. Во-первых, существует разница между уверенностью в себе и самоуверенностью. Это различие легко уловимо, но трудно преодолимо. Сказать можно только то, что человек, уверенный в себе, исходит из реалистичных представлений о своих возможностях, достоинствах и недостатках, не преуменьшая и не преувеличивая их. У него есть реальные, а не мнимые основания для уверенности. Во-вторых, известно, что подчиненные, как правило, очень хорошо чувствуют состояние руководителя, а значит, как бы ни складывались обстоятельства, следует, хотя бы внешне, держать себя спокойно и уверенно. И, наконец, есть еще одна сторона управленческой деятельности, в которой уверенность в себе играет не последнюю роль. Это контакты и переговоры с другими руководителями. Понятно, что колеблющийся и неуверенный в себе руководитель едва ли сможет вызвать доверие с их стороны.  
Эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость. Что касается первой из них, то исследователи в области психологии управления обращают внимание на два важных обстоятельства. Во-первых, на необходимость контролировать свои эмоции. Неконтролируемые эмоции (даже положительные) неблагоприятно влияют на психологический климат в коллективе. Поэтому к руководителю предъявляется обязательное требование: поддерживать со всеми сотрудниками ровные, уважительные деловые отношения, независимо от личных симпатий и антипатий. Во-вторых, руководитель - это такой же человек, как и все другие: он может предаваться раздражению, негодованию, унынию и т. д. Постоянное подавление негативных эмоций, их сдерживание в рабочей обстановке может обернуться рядом неприятных последствий - неврозами, психическими заболеваниями и т. д. Поэтому руководителю исключительно важно найти средства эмоционально-психологической разгрузки. Такими средствами могут служить физические упражнения, встречи с друзьями, хобби и т. д.  
Прежде чем вести разговор о стрессоустойчивости, давайте выясним отличие двух понятий - “стресс” и “дистресс”. Стресс - это напряжение (физическое, физиологическое и эмоционально-психологическое), активизирующее усилия человека на достижение целей. Дистресс - это перенапряжение, снижающее жизненную активность, дезорганизующее человека. Некоторые причины, вызывающие дистресс у руководителей. Это: страх не справиться с работой; страх допустить ошибку; страх быть обойденным другими; страх потерять работу; страх потерять собственное “Я”.  
Креативность. Это способность человека к творческому решению задач, очень важная черта личности, особенно существенная для инновационной деятельности. Применительно к управленческой деятельности креативность может рассматриваться с точки зрения способности руководителя видеть элементы новизны, творчества в деятельности подчиненных и поддерживать их.  
Стремление к достижениям и предприимчивость. В стремлении человека к достижениям отражается одна из фундаментальных потребностей - потребность в самореализации, в достижении целей. Исследования показывают, что руководители обладающие этими чертами, имеют ряд особенностей. Во-первых, они предпочитают ситуации, в которых можно брать на себя ответственность в решении проблемы. Во-вторых, они не склонны подвергать себя слишком большому риску и ставят перед собой умеренные цели, стараясь, чтобы риск был в значительной степени предсказуем и просчитан. В-третьих, люди, стремящиеся к достижениям, всегда заинтересованы в наличии обратной связи - информации о том, насколько успешно они справляются с заданием.  
Ответственность и надежность. Репутация стоит дороже денег, и если она потеряна, то - навсегда. Для фирмы, дорожащей своей репутацией, совершенно очевидно, что обязательства должны быть выполнены, даже если это принесет убытки. Будущее за теми компаниями и руководителями, девиз которых - отличное качество, надежность исполнения и верность в отношениях с клиентами.  
Независимость. Независимость - это готовность руководителя самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них. Как бы ни хороши были консультанты, какие бы советы окружающие ни давали, конечное решение руководитель должен принимать сам. Чем более независимым является руководитель, чем самостоятельнее он себя ведет, тем ценнее и полезнее для него прислушиваться к мнению коллег, если в них содержится рациональное зерно. Следует заметить, что выдающиеся предприниматели поощряют инакомыслие в своих компаниях. Это важно со всех точек зрения, ведь единомышленники - это не те, кто думает одинаково, а те, кто думает об одном и том же. Сильный, самостоятельный руководитель может позволить себе иметь среди подчиненных инакомыслящих людей. Опираться можно только на то, что оказывает сопротивление.  
Общительность (коммуникабельность). По данным некоторых исследователей, руководитель затрачивает на общение более трех четвертей своего рабочего времени. Ограничимся следующими основными положениями.

1. Без общительности, коммуникабельности  невозможно такое основополагающее  качество, как умение строить  отношения с людьми.

2. Коммуникабельность можно развивать.  Развитие коммуникативных навыков  - важнейшая часть самосовершенствования  и саморазвития менеджера. 

Таковы основные характеристики, имеющие  отношение к личности руководителя. Необходимо отметить, что человек  не рождается с набором перечисленных выше качеств, а все они являются сочетанием полученных от природы особенностей и социально-исторических условий его жизни. Формированию нужных качеств могут способствовать социально-психологические тренинги, иные специальные формы обучения. Однако главное состоит в том, чтобы у руководителя было желание самосовершенствоваться, и он понимал, что необходимо ежедневно “строить”, создавать свою личность.

11.Взаимосвязь  руководства и лидерства (см. тетрадь)

Руководство и лидерство является частью управления, которой различные управленческие вопросы решаются воздействием на подчинённых.

Управление-это процесс  руководства действиями, направленными  на достижение поставленных целей.

Руководство-это интеллектуальная и физическая деятельность с целью выполнения подчинёнными предписанных им действий и решение определённых задач.

Лидерство-это процесс  с помощью которого один человек  оказывает влияние на другого  человека или группу. Отличительные особенности руководителя от лидера по Филановичу. Руководитель:                                                                                               
1.Администратор 
2.Поручает 
3.Работает по целям других

4.Основа действий-план

5.Полагается на систему

6. Использует доводы

7.Контролирует

8.Поддерживает движение

9.Профессионал 
10.Принимает решения

11.Делает дело правильно

12.Уважаемый 
Лидер: 
1.Инноватор 
2.Вдохновляет 
3.Работает по своим целям

4.Основа действий-видение перспективы

5.Полагается на людей

6.Использует эмоции

7.Доверяет 
8.Даёт импульс движению

9.Энтузиаст 
10.Превращает решения в реальность

11.Делает правильное дело

12.Обожаемый 
В зависимости от официального положения в организации, наличия прав и обязанностей.

 Понятии руководитель и лидер  различаются по следующим параметрам

Руководитель: 
1.Назначается официально

2.Даны права и полномочия  законом

3.Выполняет несколько социальных  ролей

4.Несёт перед законом ответственность  за деятельность группы и её  результаты

5.Имеет организационную природу

Лидер: 
1.Выдвигается не официально

2.Не является обладателем прав  и полномочий

3.Деятельность ограничивается  рамками внутри групповых отношений

4.Не несёт ответственности

5.Имеет психологическую природу

Взаимосвязь :Руководитель должен обладать лидерским влиянием для эффективного руководства.  В заключение  можно  сказать,  что  любому  управленцу  для  успешного осуществления  своих  функций  нужно  уметь  вести  за  собой   подчиненных, проявляя себя как лидера в организации.

12. Стили руководства

Стиль руководства  — способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных. Один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива. Большинство исследователей выделяют следующие стили руководства:

• Директивный стиль (авторитарный);

• Демократический стиль (коллегиальный);

• Либеральный стиль (попустительский  или анархический).

Директивный стиль управления характеризуется  высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. Руководитель требует, чтобы о всех делах докладывали именно ему, единолично принимает решения или отменяет их. К мнению коллектива не прислушивается, все решает за коллектив сам. Преобладающими методами управления являются приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот. Контроль очень строгий, детальный, лишающий подчиненных инициативы. Интересы дела ставятся значительно выше интересов людей, в общении преобладают резкость и грубость. Авторитарный стиль руководства отрицательно сказывается на морально-психологическом климате, ведет к значительному снижению инициативности, самоконтроля и ответственности работников 
Демократический стиль управления характеризуется распределением полномочий, инициативы и ответственности между руководителем и заместителями, руководителем и подчиненными. Руководитель демократического стиля всегда выясняет мнение коллектива по важным производственным вопросам, принимает коллегиальные решения. Регулярно и своевременно проводится информирование членов коллектива по важным для них вопросам. Общение с подчиненными проходит в форме просьб, пожеланий, рекомендаций, советов, поощрений за качественную и оперативную работу, доброжелательно и вежливо; по необходимости применяются приказы. Руководитель стимулирует благоприятный психологический климат в коллективе, отстаивает интересы подчиненных.  
Либеральный стиль управления характеризуется отсутствием активного участия руководителя в управлении коллективом. Такой руководитель «плывет по течению», ждет или требует указаний сверху или попадает под влияние коллектива. Предпочитает не рисковать, «не высовываться», увиливает от разрешения назревших конфликтов, стремится уменьшить свою персональную ответственность. Работу пускает на самотек, редко ее контролирует. Такой стиль руководства предпочтителен в творческих коллективах, где сотрудники отличаются самостоятельностью и творческой индивидуальностью.

Не существует «плохих» или «хороших»  стилей управления.  Конкретная ситуация, вид деятельности, личностные особенности  подчиненных и др. факторы обусловливают оптимальное соотношение каждого стиля и преобладающий стиль руководства. Изучение практики руководства организациями свидетельствует, что в работе эффективного руководителя в той или иной степени присутствует каждый из трех стилей руководства.  Вопреки распространенным стереотипам преобладающий стиль руководства практически не зависит от пола. (Бытует ошибочное мнение, что женщины-руководители более мягки и ориентированы в первую очередь на поддерживание хороших отношений с деловыми партнерами, в то время как мужчины-руководители более агрессивны и ориентированы на конечный результат).  Причинами разделения стилей руководства  скорее могут быть личностные особенности и темперамент, а не половые характеристики. Успешные топ-менеджеры — и мужчины, и женщины — не являются приверженцами только одного стиля. Как правило, они интуитивно или вполне осознанно комбинируют различные стратегии руководства.

Билет-13. Основные требования к принятию управленческих решений.

Современный менеджмент работает в  условиях высокой неопределенности и конфликтности. На плечах руководителя лежит решение стратегических и тактических проблем и согласование большого количества противоречивых интересов. Соответственно растут требования к способности менеджера принимать эффективные решения в сжатые сроки, организовывать и осуществлять индивидуальное и групповое творчество при решении нестандартных вопросов, повышать инициативность и ответственность членов своей команды и строить эффективные системы делегирования.

Существует ряд общих требований, которые должны соответствовать решениям, принимаемым в процессе управления. К таким требованиям можно отнести:

  1. Минимальное число корректировок.
  2. Сбалансированность прав и обязанностей менеджера, принимающего решение (ответственность должна быть равна его полномочиям).
  3. Единство распорядительства, т.е. решение должно исходить от непосредственного руководства. На практике это означает, что вышестоящее руководство не должно отдавать распоряжения «через голову» нижестоящего руководителя.
  4. Строгая ответственность, т.е. упр решения не должно противоречить друг другу.
  5. Обоснованность – это означает, что упр решение должно быть принято на основе достоверной инф о состоянии объекта с учетом тенденций его развития.
  6. Конкретность
  7. Полномочность – упр решение должно быть полномочным, т.е. должно быть принято органами или лицом, имеющим право принимать его.
  8. Своевременность – упр решение должно быть своевременным, ибо задержка решения резко снижает эффективность управления.

Билет 14. Управленческое общение (формы, принципы, стадии).

 

Общение – атрибутивное свойство человека, основной способ его жизнедеятельности. Реализуя свои материальные и духовные потребности, человек посредством общения вступает в различного рода отношения – производственные, политические, идеологические, нравственные и т.д.

Выделяют несколько форм упр  общения.

  1. Субординационная. Это общение между руководителями и подчиненными, в основу которого положены административно-правовые нормы. Такое общение складывается как между руководителями и исполнителями, так и между руководителями разных уровней. Субординационная форма общения может носить линейный, функциональный, и смешанный характер.
  2. Служебно-товарищеская форма общения. Это общение между коллегами, в основу которого положены административно-моральные нормы.
  3. Дружеская форма общения – это общение между руководителями, руководителями и подчиненными. В основе лежат морально-психологические нормы общния.

Современная наука выделяет след принципы упр общения:

1 Принцип создания условий для  проявления личностного потенциала  сотрудников, их проф знаний, опыта, способностей. Этому во многом способствует делегирование полномочий руководителя, т.е. передача подчиненным задач или некоторых видов деятельности из сферы действий руководителя.

2 принцип полномочий и ответственности. Каждый работник должен четко знать свою компетенцию, т.е. задачи, обязанности и права по их реализации.

3 Принцип поощрения и наказания.  Всякий человек стремиться к  самоутверждению, и большинство  из нас – к признанию именно  в производственной сфере. Поэтому руководитель должен уметь видеть не только наиболее активных и добросовестных работников, но и отмечать отдельные, пусть небольшие, успехи каждого подчиненного. Несвоевременная и неадекватная оценка личности руководителем и коллективом вызывает у нее желание восстановить справедливость, что в случае недооценки заслуг кого-либо из сотрудников чревато снижением уровня его трудовых достижений и появлением у него чувства неудовлетворенности и обиды.

4 Принцип рационального использования рабочего времени руководителя. Существуют 2 наиболее важных принципа. 1- Принцип приоритетов. Суть заключается в распределении дел в порядке их значимости, начиная с самого существенного. 2- Принцип Парето, согласно которому, в процессе работы за 20 % расходуемого времени менеджер достигает 80% результатов. А остальные 80% затраченного времени дают лишь 20% общего итога.

Информация о работе Управленческая психология