Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 07:20, реферат
Психология управления – междисциплинарная прикладная отрасль психологии, основной задачей которой является изучение и решение проблем управленческой деятельности с помощью психологических знаний и теорий.
Билет № 7 Основные теории мотивации (пирамида Маслоу)(см. билет 6)
Понятие мотивации
Мотивация, в организационном контексте - это процесс, с помощью которого
менеджер побуждает других людей работать для достижения организационных
целей, тем самым удовлетворяя их личные желания и потребности.[1] Даже если
создаётся впечатление, что служащие работают только ради достижения общих
целей организации, то всё равно ведут они себя так потому, что уверены, что
это лучший способ достижения собственных целей.
Содержательные теории мотивации (теории потребностей).
Иерархия потребностей Абрахама Маслоу.
Маслоу утверждал, что поведение человека зависит от того, какой из пяти
основных видов потребностей является на данный момент доминирующим. Каждый
человек в одно и то же время имеет потребности всех пяти типов, но сила
каждой потребности в какое-то конкретное время зависит от личностных
приоритетов человека. В зависимости от этих приоритетов выстраивается
иерархия потребностей. Маслоу утверждал, что основные пять типов
потребностей почти всегда идут в порядке, показанном на рис. 2.
Менеждер, который знает уровень потребностей своего подчинённого,
может предвидеть, какой тип потребностей будет доминировать у него в
будущем, и следовательно, может выбрать наиболее эффективный мотиватор.
Рассмотрим все пять уровней иерархии потребностей Маслоу.
1. Физиологические потребности. Состоят из основных, первичных потребностей
человека, иногда даже неосознанных. Иногда, в работах современных
исследователей, их называют
биологическими потребностями.
рабочей среде, это
обеспечении, перерывах,
отоплении и вентиляции.
2. Потребность в безопасности. Как
только физиологические
удовлетворены, на передний план выходит потребность в безопасности. Эти
потребности отражают желание
сохранить уже полученные
и защитить себя от опасности, вреда, угроз, травм, потерь или лишений. В
организациях эти потребности имеют форму борьбы служащих за безопасность
работы, введения системы старшинства, организацию профсоюзов, безопасные
условия работы, дополнительные льготы, страховку и выходное пособие.
3. Социальные потребности. Когда
достигнуто удовлетворение
потребностей и потребностей в безопасности, внимание человека
перемещается на потребность в дружбе, любви и принадлежности. Как
«социальные животные», люди испытывают желание нравиться другим и хотят
удовоетворить свои социальные потребности на работе. Это происходит путём
вхождения в формальные и неформальные рабочие группы, путём
сотрудничества с другими рабочими и принятия участия в разнообразной
совместной деятельности.
4. Потребности в уважении. Эти потребности могут принимать две различные
формы. Первая - это потребность в самоуважении, т.е. удовлетворение самим
собой. Самоуважение тесно связано с чувством достижения цели,
компетентности, знаний, зрелости и зави-
Симости. Вторая форма - потребность в уважении других людей. Эта
потребность связана с
внутри группы. В любой организации
награды, которые могут
потребность в уважении, включают в себя почётные звания, другие формы
признания, похвалы,
5. Потребности в самореализации и в самовыражении. Когда удовлетворены
потребности четырёх нижних
уровней, человек фокусирует
удовлетворении потребности в самореализации. Пытаясь этого достичь, люди
стараются реализовать весь свой потенуиал, чвеличить свои способности и
быть «лучшими». Такая
из всех человеческих
Факт, что человеческие потребности можно расположить в иерархическом
порядке, имеет важное знвчение. Во-первых, потребности нижних уровней
должны быть удовлетворены в первую очередь; только после этого можно
обращаться к потребностям более высоких уровней.
Кроме этого, стоит учесть, что потребности низших уровней формируют
тот фундамент, на котором строятся потребности высших уровней. Только в том
случае, если потребности низшего уровня остаются удовлетворёнными, у
менеджера есть шанс добиться успеха,
мотивируя рабочих через
потребностей более высокого уровня.
Важное значение имеет замечание Маслоу о т.н. «движущей силе»,
согласно которому каждый человек прогрессирует от мотивации потребностями
низшего уровня к мотивации потребностями более высоких уровней.
Не менее важное
значение имеет идея
испытает чувства полного удовлетворения своих потребностей. Большинство
людей хотят ещё больше денег, безопасности, друзей, уважения и
самоуверенности, независимо от того,
сколько они уже всего
образом, человек двигается вверх по иерархии не в случае, когда его
потребности полностью удовлетворены, а когда они достаточно удовлетворены.
При применении
иерархии потребностей по
интуиции, что и является лучшим объяснением её популярности. Однако, с
точки зрения конкретных действий руководства, подход Маслоу имеет ряд
трудностей. Прежде всего, большинство из нас в одно и тоже время могут
находиться на нескольких уровнях иерархии потребностей.
Во-вторых, крайне
трудно определить уровень
удовлетворением которых можно мотивировать человека в настоящий момент.
Частично проблема происходит от того, что очень трудно отличить мелкие,
незначительные изменения в потребностях, которые происходят ежедневно, и
более значительными и реже встречающимися изменениями (сдвигами) в
человеческих потребностях.
Третья сложность
возникает при измерении
Большинство из нас испытывают большие сложности в определении своих
собственных потребностей и при расстановке приоритетов. Менеджер же,
который должен создать мотивационную среду для многих своих подчинённых,
сталкивается со сложнейшей задачей.
Кроме этого, люди
значительно различаются в
такое достаточно кдовлетворённая потребность. В любом случае необходимо
помнить, что приоритеты, относящиеся к различным уровням потребностей,
меняются, и что оюбой подход
и приём будет намного
будут понимать сущность этого подхода.
Билет № 8 Способности личности, как залог успешности профессиональной деятельности
Способности – это формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально-психологические особенности, от которых зависит возможность осуществления и степень успешности деятельности.
Достойная работа дает человеку большие возможности: она позволяет ему самореализовать себя, проявить свою индивидуальность, создает финансовую основу благополучия личности, поддерживает психическое здоровье и что очень важно – дает ощущение нужности обществу, удовлетворенность жизнью. Ученые убедились в том, что люди, достигшие профессиональных вершин, сделавшие карьеру, живут намного дольше тех, кто неудачлив в работе. Получается, правильный выбор работы – один из значимых факторов успешности в жизни человека.
Следующий этап - профессиональное обучение - осуществляется после получения школьного образования для освоения выбранной профессии.
На этапе профессиональной адаптации происходит формирование индивидуального стиля деятельности, преобладание системы производственных и социальных отношений, после чего следует самореализация в труде - выполнение или невыполнение ожиданий, связанных с профессиональным трудом.
Профессиональное
Структурные элементы личности, как
ближайшие психологические
- особенности личности,
обеспечивающие возможность
- потребность в
Билет № 9 Эмоциональная и волевая регуляция поведения
Все действия человека могут быть поделены на две категории: непроизвольные и Непроизвольные действия совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений (влечений, установок и т. д.). Они имеют импульсивный характер, лишены четкого плана. Примером непроизвольных действий могут служить поступки людей в состоянии аффекта (изумления, страха, восторга, гнева).
Произвольные действия предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность. Все производимые действия, совершаемые сознательно и имеющие цель, названы так, поскольку они производны от воли человека.
Воля есть сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Воля как характеристика сознания и деятельности появилась вместе с возникновением общества, трудовой деятельности. Воля
является важным компонентом психики человека, неразрывно связанной с познавательными мотивами и эмоциональными процессами.
Волевые действия бывают простые и сложные. К простым волевым действиям относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться, т.е. побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически.произвольные. Для сложного волевого действия характерны следующие этапы: 1) осознание цели и стремление достичь ее; 2) осознание ряда возможностей достижения цели; 3) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности; 4) борьба мотивов и выбор; 5) принятие одной из возможностей в качестве решения; 6) осуществление принятого решения; 7) преодоление внешних препятствий, объективных трудностей самого дела, всевозможных помех до тех пор, пока принятое решение и поставленная цель не будут достигнуты, реализованы. Результаты любого волевого действия имеют для человека два следствия: первое — это достижение конкретной цели; второе связано с тем, что человек оценивает свои действия и извлекает соответствующие уроки на будущее относительно способов достижения цели, затраченных усилий.