Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 07:20, реферат
Психология управления – междисциплинарная прикладная отрасль психологии, основной задачей которой является изучение и решение проблем управленческой деятельности с помощью психологических знаний и теорий.
Интроверт предпочитает избегать стимулирования, занимаясь обдумыванием собственных идей. Он проявляет свое стремление к индивидуальности следующими способами:
- использует сдержанный язык
тела, не ищет стимулирования
со стороны других людей, не
прибегает к драматизации
- носит одежду, не вызывающую активной реакции окружающих, спокойных цветов и простого покроя. Его внешний вид может выражать безразличие к мнению окружающих или подчеркивать исключительность и отражать тем самым стремление добиться восхищения немногих избранных;
- не видит особой необходимости в разговорах, поскольку потребность в сопричастности с другими не входит в круг приоритетов; если говорит много, то лишь для того, чтобы выразить свои идеи;
- говорит спокойно, давая себе
время на обдумывание,
- выражает тщательно продуманные взгляды и мнения, не стремится вызвать реакцию окружающих;
- интересуется больше идеями, нежели чувствами;
- равнодушен к окружающей
Каждый человек создает
21. Трудности и дефекты общения.
ТРУДНОСТИ ОБЩЕНИЯ — несоответствие коммуникативного поведения ситуации и условиям достижения его целей. Трудности общения вызываются несдержанностью, внутренней напряженностью, застенчивостью, тревожностью, агрессивностью, грубостью, недостаточной социально-психологической компетентностью. Возникновение трудности общения вытекает из внутренней взаимосвязи общения и психики. В актах общения осуществляется как бы презентация *внутреннего мира* субъекта другим субъектом, и вместе с тем сам этот акт предполагает наличие такого *внутреннего мира*. Разговор об общении с *неодушевленными* предметами имеет только метафорический смысл. В общение вступают познающие и преобразующие окружающий мир личности. Учащиеся чаще указывают на трудности общения в ситуациях вхождения в контакт, в ходе развития взаимопознания, взаимопонимания: *трудно общаться с человеком, который тебя не понимает*, *трудно контактировать с человеком, вызывающим неприязнь*, *с недоброжелательно настроенным* и т. д.
Все дело в типе личности. Однозначно, в основе любого психологического конфликта — непонимание личностных особенностей другого человека, его убеждений, системы взглядов, потребностей, возможностей его психологии. Для того, чтобы добиться успеха в жизни, в том числе и личной, надо уметь и мочь правильно общаться, преодолевать имеющиеся в этом проблемы. И действовать необходимо в двух направлениях:
1. необходимо овладеть основами
психологической грамотности —
уметь распознавать
2. поднять собственную самооценку, раскрепоститься, избавиться от комплексов, преодолеть неуверенность в себе, наслаждаться роскошью человеческого общения.
Овладев первым направлением, человек сумеет выбрать правильный стиль поведения, научиться так строить беседу, что она станет успешной, верно оценит того или иного человека, а значит сумеет добиться того успеха, которого он по праву заслуживает.
Теперь о самооценке. С ней напрямую связаны трудности в общении. Если человек не может себя по праву, надлежащим образом оценить, то он находится в постоянном психологическом напряжении: все ли о нем хорошо говорят, не выглядит ли он глупым, нравится ли он всем и т.д. И вот потому, как нас оценивают окружающие, мы и судим о себе. Мы эту оценку принимаем, поскольку другой информации о себе не имеем. Но кто эти люди? Что они о нас думают? Чаще всего суждение о себе у нас «родом из детства». Если нас любили, хвалили, гордились нами, то скорее всего мы вырастаем уверенными, сильными, а если нами всегда были недовольны, стращали, ругали, не по делу наказывали, унижали, ...то что мы начинаем думать о себе? Дальше — больше!!! Человек уже верит только тому, что он плохой, слабый, ни на что не способный. Мнение людей, которые думают и говорят об этом человеке иначе, не принимается за правду. В общем, формируется предвзятое отношение к себе. А раз «я плохой», то и окружающ
ие ко мне относятся «как к человеку второго сорта». Отсюда самоуничижение (ведь человек не считает себя таким, каким в его представлении в идеале он должен быть), убежденность, что люди воспринимают его критически, осуждающе, человек смущается, робеет, стесняется, пытается «спрятаться за спины», «раствориться». А если короче, то схема такая: с детства навязанное представление о себе как о никчемном, ни на что не годном человеке, далее — предвзятое отношение к себе и своим достоинствам, несоответствие себя некоему «идеалу», и, далее как следствие — изменение требований к себе, к другим, окружающему миру. За этим следует самоуничижение, робость, стеснительность, замкнутость как результат трудностей в общении.
25. Роль психологического климата в обеспечении эффективного управления.
Внутренний психологический
О важности благоприятного психологического климата можно судить, например, по тому обстоятельству, что плохое настроение снижает эффективность работы коллектива примерно в полтора раза. Поскольку обстоятельства поддаются целенаправленному воздействию, психологический климат можно в определенной степени формировать и корректировать.
Психологическое состояние коллектива характеризуется степенью удовлетворенности его участников своим положением. На нее влияют характер и содержание работы, отношение к ней людей, престижность, размеры вознаграждения, перспективы роста, наличие дополнительных возможностей (решить какие-то собственные проблемы, увидеть мир, познакомиться с интересными или полезными людьми, прославиться), место осуществления, психологический климат. Во многом психологическое состояние коллектива зависит и от умения его членов сознательно жить по его законам, подчиняться установленным требованиям и порядкам
26. Типы и причины конфликтов, возникающих в организации
В общем виде в возникновении конфликтов можно выделить две стороны — объективную и субъективную. Значительная часть конфликтов представляет собой результат объективных, не зависящих от воли конфликтующих сторон противоречий.
Объективное начало в возникновении конфликтов связано со сложной, противоречивой ситуацией. Нечеткое разделение полномочий, функций, ответственности, нехватка ресурсов объективно являются предпосылками для возникновения конфликтных ситуаций. Работа в таких неопределенных условиях, независимо от персональных качеств служащих и отношений в коллективе, увеличивает вероятность возникновения конфликтов. В многоуровневых системах управления со сложными отношениями и связями между элементами системы вероятность конфликтов значительно увеличивается. Отсутствие необходимой нормативной базы или ее несовершенство также вызывает увеличение числа конфликтов.
Полное отсутствие конфликтов внутри организации — условие не только невозможное, но и часто нежелательное. Даже в организации, система управления которой построена наиболее эффективным образом, неизбежно будут возникать конфликты по поводу выбора целей и использования ограниченных ресурсов. Важно просто не допускать того, чтобы конфликты приводили к снижению эффективности управления. Рассматривая конфликты в муниципальном образовании с подобной точки зрения, можно отметить следующие положительные стороны конфликтов:
— получение информации о потребностях и интересах населения;
— создание и поддержание баланса сил в местном сообществе и в органах местного самоуправления;
— конфликты дают импульс нормотворчеству;
— конфликты способствуют созданию новых муниципальных служб, подразделений, реорганизации старых.
Конфликт от других отношений отличают следующие признаки:
— нарушены интересы хотя бы одной из сторон;
— противодействие
— сохранение существующего положения вещей приводит к тому, что совместная работа прекращается, либо снижается ее эффективность, риски возрастают.
С точки зрения причин конфликтной ситуации выделяются:
— конфликт целей, при котором участвующие
в нем стороны по-разному
— конфликт понимания состоит в том, что взгляды, идеи участников конфликта по решаемой проблеме противоречивы, несовместимы;
— эмоциональный конфликт, наиболее трудноразрешимая форма, возникает, когда стороны испытывают личностные отрицательные чувства и эмоции.
Также можно выделить специфические конфликты, возникающие между различными уровнями управления из-за несовершенства российского законодательства, нераспределенности полномочий и др.
Конструктивные (функциональные) конфликты приводят к принятию обоснованных решений и способствуют развитию взаимоотношений.
Деструктивные (дисфункциональные)конфликты препятствуют эффективному взаимодействию и принятию решений.
Можно выделить несколько основных причин конфликтов в организациях.
Распределение ресурсов. В любых организациях, даже самых крупных и богатых, ресурсы всегда ограничены. Необходимость их распределять практически всегда приводит к конфликтам, так как люди всегда хотят получать не меньше, а больше, и собственные потребности всегда кажутся более обоснованными.
Взаимозависимость задач. Если один человек (или группа) зависит от другого человека (или группы) в выполнении задачи, то это всегда возможность для конфликтов. Например, руководитель подразделения объясняет низкую производительность труда своих подчиненных неспособностью ремонтной службы быстро и качественно ремонтировать оборудование. Ремонтники же, в свою очередь, жалуются на нехватку специалистов и винят отдел кадров, который не может принять на работу новых работников.
Различия в целях. Вероятность такой причины возрастает по мере увеличения организации, когда она разбивается на специализированные подразделения. Например, отдел сбыта может настаивать на расширении ассортимента продукции, ориентируясь на потребности рынка, а производственные подразделения заинтересованы в увеличении объёма выпуска существующей номенклатуры изделий, поскольку освоение новых видов связано с объективными трудностями.
Различия в способах достижения целей. Очень часто руководители и непосредственные исполнители могут иметь разные взгляды на пути и способы достижения общих целей даже при отсутствии противоречивых интересов. При этом каждый считает, что его решение самое лучшее, и это является основой для конфликта.
Неудовлетворительные
Различие в психологических особенностях являются еще одной причиной возникновения конфликтов. Она отнюдь не главная и основная, но игнорировать роль психологических особенностей тоже нельзя. Каждый человек обладает определенными личностными особенностями: темпераментом, характером, потребностями, установками, привычками и т. д. Каждый человек своеобразен и уникален. Однако порой психологические различия участников совместной деятельности бывают столь велики, что мешают ее осуществлению и повышают вероятность возникновения всех типов конфликтов. В таком случае можно говорить о психологической несовместимости людей.
27. Структура и динамика конфликта.
Конфликт вырастает из конфликтной ситуации , которая составляет базу конфликта . Конфликтной ситуацией называют такую ситуацию, в которой проявилась и осознана сторонами несовместимость действий одной стороны с нормами и ожиданиями другой.
Конфликтная ситуация включает прежде всего объект конфликта . Объект конфликта – то, из-за чего возник конфликт между оппонентами, на что претендует каждый из его участников. Объект конфликта может быть материальным (например, какая-нибудь престижная вещь), так и идеальными
(например, правила поведения, статус в коллективе и т.п.).
В конфликтную ситуацию входят и участники конфликта (оппоненты).
Участники конфликта обладают разной «силой», имеют разный ранг в зависимости от того, кого они представляют (например, человек говорит только от своего имени или выражает мнение большинства людей).