Управленческая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 07:20, реферат

Описание

Психология управления – междисциплинарная прикладная отрасль психологии, основной задачей которой является изучение и решение проблем управленческой деятельности с помощью психологических знаний и теорий.

Работа состоит из  1 файл

Управленческая психология.doc

— 394.00 Кб (Скачать документ)

          Включённое  наблюдение – специфическая форма  наблюдения; предполагает реальное 

участие исследователя в эксперименте, групповой дискуссии и т.п.

          В психологии  включённое наблюдение применяется  в практике психотерапевтической  работы.

          Эмпатическое  слушание как метод психологии  основан на способности человека  понять 

собеседника в сопереживании ему, т.е. на переживании исследователем тех же эмоциональных состояний, которые испытывает собеседник, через отождествление с ним.

        Идентификация  как метод понимания другого  представляет собой способность  человека 

мысленно поставить себя на место  другого, как бы воплотиться в другом. В отличие от эмоционального сопереживания (эмпатии), идентификация использует интеллектуальные, логические операции: сравнение, анализ, рассуждение и т.п.

      Диалогическая беседа  в отличие от классического  интервью строится на принципах

равноправного и равнопозиционного  общения, при котором партнёр  по общению не воспринимается как  изучаемый объект, а его познание усматривается только через понимание. В диалоге активны оба собеседника: не только ведущий беседы имеет право  и возможность задавать вопросы, но такими же правами обладает и его партнёр.

      Биографический метод  как способ познания человека  основан на изучении психологии 

человека в контексте его  истории, через описание его биографии. Понимание внутреннего мира человека осуществляется посредством описания прошедших этапов жизни.

      Интуиция  определяется  как знание, возникающее без осознания  путей и условий его 

получения. Описать способы и  пути интуитивного постижения другого  человека не представляется возможным  в силу самой природы интуиции. Однако в психологии установлено, что интуитивное усмотрение ситуации становится возможным. Если человек имеет большой опыт практической или познавательной деятельности в соответствующей области.

      Типы интуиции:

  • интеллектуальная – охват задачи или ситуации без использования развёрнутых аналитических средств (разумная догадка);
  • эстетическая – оценка возможности формирования вкусов обучаемых;
  • этическая – выражение морального чувства, проявляющееся в тактичном поведении.

Интерпретация внутреннего мира другого человека основана на использовании субъектом

совокупности внутренних психологических  средств, своего психологического опыта. Понимание чужой душевной жизни  осуществляется по механизму аналогии. При интерпретации внутреннего  мира другого человек использует многообразные сведения о внешнем поведении наблюдаемого: поступках, действиях, мимике, жестах, эмоциональных проявлениях и т.п.

            Герменевтика – метод, общий  для наук об обществе, культуре, человеке, - представляет собой искусство и теорию истолкования различного рода текстов – литературных, религиозных, исторических, научных и др. Аналогом герменевтики в объективных методах психологических исследований является метод анализа продуктов деятельности. Существует широкое понимание герменевтики, включающее в себя понимание и толкование любых текстов.

 

III. Практические методы психологических исследований предполагают возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого, представляют собой различные виды практик, различаются по формам и задачам. Основными среди них являются:

  • психотерапия – основной практический метод психологических исследований;

различают клиническую и личностно  ориентированную психотерапию;

клиническая психотерапия- это комплексное лечебное психологическое воздействие на человека при психических, нервных, психосоматических, наркологических заболеваниях;

личностно-ориентированная  психотерапия ставит задачу содействия пациенту в изменении его отношений  к социальному окружению и  собственной личности.

Жёсткого разделения методов  клинической и личностно ориентированной  психотерапии не существует; одни и  те же методы могут с успехом использоваться и здесь, и там.

Основой многих форм психотерапии стал психоанализ, разработанный З.Фрейдом. Психоанализ как способ работы с психологической реальностью применялся у Фрейда в форме психологического анализа свободных ассоциаций, сновидений, ошибочных действий, невротических симптомов.

Однако наиболее старым методом психотерапии является гипноз. Гипноз – это временное состояние сознания, характеризующееся сужением его объёма и направленностью   на содержание внушения. Гипноз позволяет воздействовать на сознание индивида с целью достижения психотерапевтического эффекта.

Наибольшую популярность в современной психологии завоевали групповые формы терапии и коррекции (групповая терапия, психокоррекционные группы, группы встреч, тренинг-группы и др.). 

  • психологическая консультация,
  • психокоррекция,
  • психотренинг,
  • разрешение социальных конфликтов
  • и др.

3. Структура и функции психики

Для того, чтобы руководитель мог успешно влиять на психику  своих сотрудников с целью  её развития, ему необходимо опираться  на индивидуальный опыт (эмпирически  приобретённые знания о психике) и на знания психологии. Психология как наука изучает психику человека.

          Психика – это субъективное  отражение человеком предметов  и явлений объективной действительности, представляющее собой функцию  мозга.

          Психика  сложна и многообразна по своим  проявлениям. Можно выделить четыре крупные группы психических явлений:

  1. психические процессы;
  2. психические состояния;
  3. психические состояния;
  4. психические образования.

 

Психический процесс – психическое явление в динамике (имеет начало, развитие и конец),

проявляющееся в виде реакции. Конец одного псих-го процесса связан с началом нового. Поэтому в состоянии бодрствования человека психическая деятельность непрерывна. Начало псих-го процесса может быть обусловлено воздействием внешних или внутренних раздражителей.

К психическим процессам относят (их 8):

  • ощущения
  • восприятие
  • внимание
  • память
  • представления
  • воображение
  • мышление
  • речь 

       Психическое состояние  – относительно устойчивый уровень психической деятельности, определившийся в данное время и проявляющийся в повышенной или пониженной активности личности.

Псих-е сост-я возникают под  воздействием окружающей обстановки и  физиологической природы человека.

        К психическим  состояниям относят: сосредоточенность  или рассеянность, активность, апатию, вдохновение и др. Все психич-е  сост-я можно объединить в две группы:

  • состояния подъёма
  • состояния угнетения

       Психические свойства  – типичные для данного человека устойчивые образования, определяющие количественно-качественный уровень его поведения и деятельности. Психические свойства формируются под воздействием природных и социальных факторов.

       К психическим  свойствам относятся (их 4):

  • направленность личности
  • темперамент
  • характер
  • способности

 

       Психические образования  –

  • Знания (убеждения, привычки, характер)
  • Умения
  • Навыки
  • Мастерство

 

       Психические   процессы, свойства, состояния и  образования обеспечивают выполнение основных функций психики:

    1. отражение окружающего мира;
    2. регуляция поведения и деятельности человека.

4. Понятие о  личности в психологии.

Понятие «личность» является объектом изучения многих наук: философии, социологии,

психологии, этики, эстетики, педагогики и т.д. Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием  биологического (природные данные), психологического и социального (общественная среда) факторов. В развитии  одних свойств личности главенствует биологический фактор (темперамент), в развитии других – социальный (формирование навыков, умений, приобретение знаний, опыта, мировоззрения, идеалов).

            Личность, как биолого-социально-психологическая сущность человека, формируется в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества. Дети, с самого раннего возраста развивающиеся вне общества, остаются на уровне развития животных: у них не формируются речь, сознание, мышление, нет вертикальной походки. Таким образом, личность формируется прижизненно и является не только объектом и продуктом общественных отношений, но и активным субъектом деятельности, общения, сознания, самосознания.

 Быть личностью – значит:

  • осуществлять выбор, возникающий в силу внутренней необходимости;
  • оценивать последствия принятого решения и держать ответ за них перед собой и перед обществом;
  • постоянно строить самого себя и других;
  • обладать свободой выбора и нести её бремя.

             Личность – это человек, рассматриваемый как сознательное, разумное существо,

обладающее речью, способностью к  трудовой деятельности и находящееся  в определённых отношениях с другими  людьми.

              Английский философ-материалист середины XII в. Томас Гоббс дал такое образное определение личности: «Личностью является тот, чьи слова или действия рассматриваются как его собственные».

               Личность характеризуется пятью потенциалами:

  1. познавательным (гносеологическим) – это объём и качество информации, которой располагает личность;
  2. ценностным (аксиологическим) – приобретённая в процессе социализации система ценностных ориентаций в нравственной, политической, религиозной, эстетической сферах;
  3. творческим – полученные личностью и самостоятельно выработанные умения и навыки, способности к деятельности;
  4. коммуникативным – мера и формы общительности, характер и прочность контактов, устанавливаемых личностью с другими людьми;
  5. художественным – уровень, содержание, интенсивность художественных потребностей и то, как личность их удовлетворяет.

           Начиная  с немецкого психолога Вильгельма  Штерна, категория личности изучается  как целостное понимание человека  с учётом его индивидуально-психологического  начала. В отечественной психологии проблемами личности занимались многие учёные (например, А.Ф.Лазурский, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, К.К.Платонов, Б.Г.Ананьев, Ю.М.Забродин, …,А.Ф.Шикун и др.).

Личность как динамическая функциональная структура.

(можно представить рисунком трёхгранной пирамиды)

            Наиболее удачна в этом отношении  концепция динамической функциональной  структуры личности, предложенная  К.К.Платоновым. Элементами психологической структуры  личности являются её психологические свойства и особенности, которые можно рассматривать в разрезе четырёх подструктур:

  1. биологической (биологически обусловленные качества- основание пирамиды) - возрастные, половые, иногда патологические свойства психики, врождённые свойства и типы нервной системы (темперамент, задатки, простейшие потребности);
  2. психологической (индивидуальные особенности различных психических процессов – боковая грань пирамиды) – индивидуальные особенности психических процессов (ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления), чувств и воли;
  3. подструктуры социального опыта(обученность личности – боковая грань пирамиды) – умения, навыки, знания и привычки;
  4. подструктуры направленности личности (боковая грань пирамиды) – влечения, желания, склонности, идеалы, убеждения, мировоззрения, личностные смыслы, интересы.

 

Типология личности.

        В основу  типологии людей могут быть  положены различные проявления  особенностей личностных свойств.

Информация о работе Управленческая психология