Условия осуществления осознанного профессионального выбора старшеклассниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:56, дипломная работа

Описание

Цель: Выявить взаимосвязь между организацией системы профориентационной работы школы и осуществлением учащимися осознанного выбора.

Содержание

Введение
Глава 1. Специфика юношеского возраста в современном мире
1.1 Юношеский возраст в основных психолого-педагогических концепциях
1.2 Выводы
Глава 2. Проблематика выбора
2.1 Выбор в основных психолого-педагогических концепциях
2.2 Выбор как деятельность
2.3 Выбор профессии
Глава 3. Профориентационная работа
3.1 Современная ситуация в области профориентационной работы
3.2 Классификация основных направлений профориентационной работы
3.3 Выводы
Глава 4. Практическая часть
4.1 Анализ системы профориентационной работы школы №84
4.2 Исследование осознанности выбора старшеклассниками
4.3 Результаты исследования
Выводы
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

инфо из нета.doc

— 367.00 Кб (Скачать документ)

  Дипломная работа

  Условия осуществления осознанного профессионального  выбора старшеклассниками 

  Содержание

  Введение

  Глава 1. Специфика  юношеского возраста в современном  мире

  1.1 Юношеский  возраст в основных психолого-педагогических  концепциях

  1.2 Выводы

  Глава 2. Проблематика выбора

  2.1 Выбор  в основных психолого-педагогических  концепциях

  2.2 Выбор  как деятельность

  2.3 Выбор  профессии

  Глава 3. Профориентационная работа

  3.1 Современная  ситуация в области профориентационной  работы

  3.2 Классификация  основных направлений профориентационной работы

  3.3 Выводы

  Глава 4. Практическая часть

  4.1 Анализ  системы профориентационной работы  школы №84

  4.2 Исследование  осознанности выбора старшеклассниками

  4.3 Результаты  исследования

  Выводы

  Заключение

  Список  литературы

  Приложения 

  Введение

  В современной  динамичной социально-экономической  ситуации очень изменчив рынок труда  и образования. Человеку необходимо уметь быстро ориентироваться в  изменяющихся условиях и постоянно  выбирать из множества альтернатив  наиболее подходящее именно ему. Умение выбирать, выбирать осознанно – одно из ключевых умений современного человека.

  Школьники сталкиваются с "проблемой выбора" неоднократно. Это выбор профиля  либо другого учебного заведения  в девятом классе, выбор кружков  и факультативов (если таковой имеется в рамках школы), выбор специальности после окончания школы.

  В настоящее  время многими исследователями  отмечается психологическая неготовность подростков и даже юношей к осуществлению  осознанного профессионального  выбора [5, 9, 21, 30]. В нашей работе мы отвечали на вопрос: каким образом должна быть организована профориентационная работа в школе, чтобы способствовать осуществлению учениками осознанного профессионального выбора. Система профориентационной работы в школе рассматривалась нами как условие осуществления осознанного профессионального выбора старшеклассниками.

  Цель: Выявить  взаимосвязь между организацией системы профориентационной работы школы и осуществлением учащимися  осознанного выбора.

  Выбор мы рассматриваем как сложно организованную деятельность, имеющую свою мотивационную и операциональную структуру, обладающую внутренней динамикой, чувствительную к особенностям объекта и регулируемую со стороны субъекта [15].

  В соответствии с этим подходом в структуре деятельности выделяются следующие компоненты: мотивы, цели, информационная основа, анализ альтернатив, прогнозирование, принятие решения, построение плана его реализации, контроль и коррекция.

  Гипотеза:

  ·  Система профориентационной работы, направленная на проработку компонентов осознанного выбора, способствует его осуществлению школьниками.

  ·  Мальчики и девочки по-разному осуществляют выбор.

  Объект  исследования: Учащиеся 9 и 11ого классов, находящиеся в ситуации выбора.

  Предмет исследования: Условия осуществления  осознанного выбора.

  Задачи:

  ·  рассмотреть описанные в литературе теории и особенности юношеского возраста и выделить его актуальные задачи

  ·  на основе обзора литературы описать феномен осознанного выбора

  ·  выделить критерии осознанного выбора

  ·  исследование профориентационной работы школы №84 с точки зрения деятельностного подхода к выбору

  ·  рассмотреть описанные в литературе модели и особенности организации профориентационной работы в школе

  ·  исследовать способность совершать осознанный выбор учеников 9, 11 классов, обучающихся по исследованной модели

  Для поставленных задач использовались следующие  методы:

  ·  анализ литературы

  ·  анализ документации

  ·  беседа с преподавателями, психологами, социальными педагогами школы

  ·  анкетирование

  юношеский профессия старшеклассник профориентационный

 
Глава 1. Специфика юношеского возраста в современном мире

 

 

1.1 Юношеский возраст  в основных психолого-педагогических  концепциях

  Юношеский возраст большинством исследователей считается одним из самых спутанных  и противоречивых в психологических и педагогических теориях [27]. Что объясняется становящимся характером в истории цивилизации как юношеского, так и подросткового возрастов. По гипотезе Д.Б. Эльконина об историческом содержании детства [33, 34] оба возраста исторически молоды и еще не обрели своей культурно-исторической формы и механизмов развития, в следствии чего, представляют особенную сложность для исследования.

  Рассмотрим  основные подходы к определению  границ и содержания юношеского возраста.

  Задачи  и особенности возраста определяются как различные в разных теориях. Даже определение его границ затруднено. Если в отношении определения нижней возрастной границы у исследователей наблюдается некоторое единство мнений: 14-15 лет, то верхняя – колеблется в пределах 17-25 лет. Некоторые исследователи также отдельно выделяют старший школьный возраст как самостоятельный.

  По мнению одного из первых исследователей юности Стэнли Холла юность охватывает период от начала полового созревания (12-13 лет) до наступления взрослости (22-25 лет) и соответствует эпохе романтизма.

  В психоаналитическая теории Зигмунда Фрейда конфликт в  пубертате связан с переходом  на генитальную стадию, характеризующуюся  зрелой сексуальностью. В этот период человек должен отказаться от детской  пассивности и научиться получать комфорт, любовь и безопасность, прикладывая усилия. Таким образом, человек берет на себя активную роль в решении жизненных проблем.

  Анна Фрейд  рассматривала детское развитие как постепенный процесс социализации ребенка, подчиняющийся закону перехода от принципа удовольствия к принципу реальности. Продвижение ребенка от принципа удовольствия к принципу реальности не может наступать раньше, чем процессы памяти, фантазии, речи не достигнут определенных ступеней развития. Становление принципа реальности и мыслительных процессов открывает путь для новых механизмов социализации: подражание, идентификация, интроекция, которые способствуют образованию инстанции Сверх–Я или нравственного сознания. Далее должны быть сделаны новые шаги в социум: из семьи в школу, из школы в общественную жизнь.

  Анна Фрейд  характеризовала юность как период внутреннего конфликта психической  неуравновешенности и неустойчивого  поведения, акцентируя значение психических  влечений и потребностей, указывая на психическую неуравновешенность как характерную черту юношеского возраста.

  Открытие "Я", развитие рефлексии, осознание  собственной индивидуальности и  ее свойств, появление жизненного плана, установки на сознательное построение собственной жизни, постепенное  врастание в различные сферы жизни как новообразования возраста выделяет Эдуард Шпрангер. По его мнению, юношеский возраст (у девочек – с 13 до 19 лет, у мальчиков – с 14 до 22 лет) – стадия, прежде всего духовного развития, хотя он и не отрицал его связи с психофизиологическими процессами. При этом процесс развития идет изнутри вовне: от открытия "Я" к включению в виды жизнедеятельности.

  Курт Левин  связывал развитие личности с изменением ее социального положения. Так юношество  характеризуется маргинальностью, так как подросток (юноша) уже не ребенок, но еще и не взрослый. Подобное положение отражается на его поведении и психике, что выражается в агрессивности, застенчивости, внутренних противоречиях, склонности принимать крайние позиции. Левин выделяет следующие ключевые процессы переходного возраста: расширение жизненного мира личности, круга общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется.

  Центральное место в своей периодизации отводит  юношескому возрасту один из самых  известных исследователей юношества Эрик Эриксон [35]. Он считал развитие "трехсторонним" процессом (соматическое развитие, развитие сознательного "Я" и социальное развитие). Основной закон, на котором построена теория Эриксона – "эпигенетический принцип": человек в своем развитии проходит ряд стадий, каждая из которых наступает в определенное для нее время и характеризуется появлением нового, не присутствующего на предыдущей стадии качества. При этом переход на каждую последующую стадию протекает в форме "нормативного кризиса" и при условии разрешения основного противоречия, свойственного предыдущей фазе. В своей периодизации Эриксон подчеркивает важность юности и уделяет ее рассмотрению больше внимания. Новообразованием возраста по Эриксону будет эго-идентичность: построение целостного образа "Я", соотнесение его с представлениями значимых других, согласование этих образов. В противном случае возникает кризис идентичности или ролевое смешение, который характеризуется ролевой и личностной неопределенностью, расплывчатым "Я" и приводит к неспособности выбрать профессию или продолжить образование. "Кризис идентичности состоит из серии: выборов в различных сферах, идентификаций и самоопределений". Необходимо отметить еще одну типичную для юношества черту – "психосоциальный или ролевой мораторий" – диапазон выполняемых ролей расширяется, но они не принимаются окончательно, происходит их опробование.

  Жан Пиаже  рассматривал развитие, прежде всего  как изменение мышления. Интеллектуальное новообразование юности – способность  рассуждать с помощью одних понятий, не прибегая к манипуляциям с конкретными предметами. На стадии конкретных операций ребенок способен к выдвижению гипотез, планированию, постановке целей. При этом юношеское мышление характеризуется склонностью к теоретизированию и устремленностью в будущее, так сказать, "первостепенностью категории возможности" [19]. Можно сказать, что мышление юноши готово (теоретически) к принятию ситуации выбора и действованию в ней.

  Среди представителей Культурно-исторического подхода  так же нет единого мнения. Старший школьный возраст одни авторы относят к юности, другие – к подростковому возрасту. Среди наиболее значимых деятельностей в данный период разные авторы отмечают: учебную; учебно-профессиональную; профессиональное, социально-политическое, жизненное самоопределение; интимно-личностное общение; включение в жизнь больших и малых групп [27].

  Согласно  Л.С. Выготскому, новообразование юношества  – самосознание, "последняя" высшая психическая функция. Самосознание понимается в концепции как самопознание и связывается с когнитивным развитием ребёнка. Характерным для этого возраста считается и появление рефлексии. Кроме того, Выготский подчеркивает важность выбора профессии не только как профессиональной деятельности, но и как поиск определенного места в обществе, выбор жизненного пути. То есть самоопределение, которое в советской психологии наиболее часто определяется как одно из новообразований юношеского возраста.

  Д.Б. Эльконин разделяет эту точку зрения. Весь период как он его называет "подростничества" разделен им на два этапа:

  ·  средний школьный возраст (11-15 лет);

  ·  старший школьный возраст (15-17 лет).

  Для последнего – характерна профессионально-учебная  деятельность как ведущая. В это  время формируются самосознание, познавательные и профессиональные интересы, способность вырабатывать жизненные идеалы, строить жизненные планы.

  Юношеский период характеризуется установлением  психологической независимости  в суждениях и поступках. Это  период принятия ответственности за свою судьбу. В отличие от подросткового, юношеский возраст характеризуется повышением уровня самоконтроля и саморегуляции. Расширяется диапазон социальных ролей.

  Социальная  ситуация развития старшеклассника  характеризуется приближением окончания  школы и последующим выбором  вуза (как подготавливающего к профессиональной деятельности). Все учащиеся поставлены в ситуацию выбора перспектив собственного развития повторно (первично это происходит после окончания девятого класса). В этой ситуации образование связывается с профессией [28].

  Л.И. Божович [5] характеризует кризис подросткового возраста как самый сложный и длительный, характеризующийся в первой его фазе (12-15 лет) возникновением способности ориентироваться на цели, выходящие за пределы сегодняшнего дня ("способность к целеполаганию"), а на второй фазе (15-17 лет) – осознанием своего места в будущем, т.е. рождением "жизненной перспективы": в нее входит представление о своем желаемом "Я", и о том, что он хочет совершить в своей жизни.

Информация о работе Условия осуществления осознанного профессионального выбора старшеклассниками