Условия осуществления осознанного профессионального выбора старшеклассниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:56, дипломная работа

Описание

Цель: Выявить взаимосвязь между организацией системы профориентационной работы школы и осуществлением учащимися осознанного выбора.

Содержание

Введение
Глава 1. Специфика юношеского возраста в современном мире
1.1 Юношеский возраст в основных психолого-педагогических концепциях
1.2 Выводы
Глава 2. Проблематика выбора
2.1 Выбор в основных психолого-педагогических концепциях
2.2 Выбор как деятельность
2.3 Выбор профессии
Глава 3. Профориентационная работа
3.1 Современная ситуация в области профориентационной работы
3.2 Классификация основных направлений профориентационной работы
3.3 Выводы
Глава 4. Практическая часть
4.1 Анализ системы профориентационной работы школы №84
4.2 Исследование осознанности выбора старшеклассниками
4.3 Результаты исследования
Выводы
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

инфо из нета.doc

— 367.00 Кб (Скачать документ)

  15.  Леонтьев Д.А., Пилипко Н.В. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования// Вопросы психологии, 1995, №1. С. 97-110.

  16.  Майерс Д. Социальная психология. 6-е изд., – Спб.: Питер, 2002.

  17.  Майорова Л.В., Сергоманов П.А. Эффект выбора учебных групп старшеклассниками.// Педагогика развития: Проблема образовательных результатов (эффектов): Материалы 5-й научно-практической конференции. Часть 1./ Красноярский государственный университет. – Красноярск, 1998.

  18.  Муздыбаев К. Психология ответственности. – Л.: Наука. 1983.

  19.  Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М., Российское педагогическое агентство. 1996, – 374 с.

  20.  Пряжникова Е.Ю. Профориентация как элемент государственной кадровой политики и как личная проблема самоопределяющегося человека. – "Психология образования: проблемы и перспективы" (Москва, 16-18 декабря 2004 г.): материалы Первой Международной Научно-практической Конференции. – М.: Смысл, 2004. – 448 с.

  21.  Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., стер. – М.: Издательство Московского психолого-социального института. 2003.

  22.  Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение в культурно-исторической перспективе.

  23.  Пряжников Н.С., Выбираем профессию вместе. http://archive.1september.ru/psy

  24.  Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Принципы организации и перспективы школьной психологической службы в России. // Вопросы психологии, 1994, №2.

  25.  Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Спб. Питер, 2002. – 720 с. – (Серия "Мастера психологии")

  26.  Савченко М.Ю. Профориентация. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс)/ Под науч. ред. Л.А. Обуховой. – М.: Вако, 2005.

  27.  Сергоманов П.А. К вопросу о ведущей деятельности в старшем школьном возрасте. – Педагогика развития: соотношения учения и обучения. 7ая науч. - практич. конференция, 2000 г.

  28.  Сергоманов П.А., Лученков А.В. Возрастно-психологическое обоснование содержания в старшей школе (Терминология). – Педагогика развития. 10ая научно-практическая конференция. Красноярск 2004 год.

  29.  Тимощенкова Е.И. Исследование локуса контроля подростков успешного и неуспешного классов. – Психолого-педагогическая наука и образование: гуманитарные технологии: Сб. материалов научной конференции студентов и молодых ученых. – Красноярск, 2004.

  30.  Тоффлер Э. Шок будущего: Пер. с англ. / Э. Тоффлер. – М.: ООО "Издательство ACT", 2002. —557, [3] с. — (Philosophy).

  31.  Фадеева Е.И., Ясюкевич М.В. Выбирая профессию, выбираем образ жизни. Учебно-методическое пособие. М.: ЦГЛ, 2004.

  32.  Шамбарова И., Митина Т. Психологи гимназии Москвы. Профориентационная работа в гимназии.// Теоретический и научно-методический журнал. Воспитание школьников, "Школьная пресса", 2004, №4, 1-80.

  33.  Эльконин Б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития.// Вопросы психологии №3-4, 1992.

  34.  Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989.

  35.  Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ./Общ. ред. и предисл. Толстых А.В. – М.: "Прогресс", 1996. – 344 с.

  36.  Яценко Т.О. О самоопределении личности в современном обществе. – "Психология образования: проблемы и перспективы" (Москва, 16-18 декабря 2004 г.): материалы Первой Международной Научно-практической Конференции. – М.: Смысл, 2004. – 448 с.  

Приложение

  Инструкция  анкеты

  Уважаемый старшеклассник, Вы скоро закончите  этот учебный год! Это важный шаг  в вашем профессиональном выборе. Мы просим вас принять участие в нашем опросе, который поможет нам в понимании современных проблем профессионального выбора. Вам будет предложен ряд вопросов. Просим вас внимательно читать инструкцию к каждому вопросу и четко выражать ваше личное мнение. По результатам анкетирования вы сможете задать нам интересующие вас вопросы.

  Блок А

  1.  ФИО

  2.  Возраст, класс

  3.  Что Вы намерены делать после окончания 9-ого/11-го класса? (отметьте один вариант):

  a. работать

  b.учиться

  c. совмещать  работу с учебой

  d.не работать и не учиться

  e. другое (что именно?)

  4.  Если после окончания этого учебного года Вы намерены учиться, то где Вы планируете учиться?

  a.  учиться в школе (для тех, кто заканчивает 9-ый)

  b.  поступить в ВУЗ (только для тех, кто заканчивает 11-ый)

  c.  в техникуме

  d.  в среднем специальном училище

  e.  в ПТУ

  f.  на курсах (на каких?)

  g.  другое (что именно?)

  5.  Если после окончания школы Вы планируете работать, то по какой специальности Вы намерены работать?

  6.  Совпадают ли у Вас профессия/специальность, по которой вы хотите работать с той, по которой планируете (будете) работать?

  a.  да

  b.  нет

  7.  Если не совпадают, то укажите, пожалуйста, ниже

  a.  профессия, по которой я хочу работать это

  b.  профессия, по которой я планирую (буду) работать это

  8.  Выбор этой специальности вы совершили

  a.  самостоятельно

  b.  при помощи родителей

  c.  при помощи друзей

  d.  при помощи психолога

  e.  другое

  Блок Б

  Заполняется теми участниками, кто после окончания  этого учебного года планирует продолжить обучение.

  9.  Укажите максимально точно название учебного заведения, специальности, факультета, профиля, где Вы хотите учиться (допускаются один или несколько вариантов)

  10.  Какую профессию Вы хотите приобрести в результате обучения? (в данном вопросе допускается не более трех вариантов ответа с необходимостью проранжировать, то есть проставить рядом с выбранными ответами цифры 1, 2 или 3 в зависимости от значимости выбранного высказывания: 1 – значимо в первую очередь, 2 – во вторую, 3 – в третью)

  Вы выбрали  данную специальность/вуз/профиль, т.к. это …

  a.  связано с семейными традициями (работают родственники из поколения в поколение)

  b.  работает кто-то из близких

  c.  востребованная

  d.  высоко оплачивается

  e.  современная

  f.  перспективная

  g.  интересная

  h.  имели опыт работы

  i.  другое (что именно?)

  11.  На что прежде всего Вы ориентировались при выборе будущей профессии? (допускается не более трех вариантов ответа; проранжируйте: рядом с выбранными высказываниями в зависимости от их значимости проставьте 1 – значимо в первую очередь, 2 – во вторую, 3 – в третью)

  a.  на свои способности (на то, что я умею)

  b.  на то, каким хотите быть в будущем

  c.  на мнение друзей (их советы)

  d.  на мнения/советы родителей

  e.  на общественное мнение

  f.  на рынок труда

  g.  на то, что имею опыт работы в этой сфере

  h.  на доступность

  i.  другое (что именно?)

  12.  Кто или что пробудило Ваш интерес к данной профессии? (возможно несколько вариантов; если вариантов выбрано больше одного – проранжируйте)

  a.  родители

  b.  учитель в школе

  c.  преподаватели курсов

  d.  преподаватель кружка, секции

  e.  личный интерес

  f.  друзья

  g.  другое (что именно?)

  13.  Как Вы готовитесь к поступлению в учебное заведение? (несколько вариантов ответов)

  a.  занимаюсь с репетиторами

  b.  занимаюсь на подготовительных курсах

  c.  занимаюсь самостоятельно

  d.  не готовлюсь

  e.  другое (что именно?)

  14.  Уверены ли Вы в том, что сумеете получить намеченную Вами профессию?

  a.  да

  b.  нет

  Блок В

  Заполняется всеми.

  15.  Когда Вы задумались о выборе профессии и по какой причине?

  a.  мечтал с детства

  b.  в девятом классе, когда выбирал профиль

  c.  в девятом классе, когда решал, идти в 10-й класс или нет

  d.  когда началось профтестирование

  e.  не задумывался до сих пор

  f.  когда спросили родные

  g.  когда спросили учителя

  h.  другое (что именно?)

  16.  Если после школы Вы не поступите в выбранное вами учебное заведение и не найдете желаемой работы, то что Вы будете делать (выберите только один вариант):

  a.  где угодно, но сразу начну работать

  b.  соглашусь на временную работу, которая позволит мне искать что-нибудь более подходящее

  c.  использую это время для подготовки к поступлению в учебное заведение в следующем году (работать в это время не буду)

  d.  буду работать и готовиться к поступлению

  e.  пойду в армию

  f.  попытаюсь поступить в другое учебное заведение

  g.  другое (что именно?):

  17.  Сразу после школы или позже Вы столкнетесь с проблемой поиска и устройства на работу. Как Вы себе представляете проблему поиска работы? (проранжировать по степени значимости: самое значимое обозначить цифрой 1, менее значимое – 2 и т.д.)

  a.  могу рассчитывать только на себя

  b.  рассчитываю на помощь друзей

  c.  рассчитываю на помощь родителей

  d.  рассчитываю на связи родственников, членов семьи

  e.  обращусь в систему трудоустройства

  f.  обращусь в службу занятости

  g.  обращусь в кадровое агентство

  h.  буду искать в газетах

  i.  другое (что именно?)

  18.  Вступая в трудовую жизнь, Вы можете столкнуться с финансовыми и другими трудностями. Что станет для Вас опорой? (проранжировать)

  a.  государство

  b.  родители

  c.  друзья

  d.  вступление в брак

  e.  свои собственные силы

  f.  другое (что именно?)

  19.  К кому Вы обращались за помощью в выборе дальнейшего пути? (возможно несколько вариантов ответа)

  a.  к школьному психологу

  b.  советовался с друзьями

  c.  советовался с родителями

  d.  к профконсультант

  e.  к классному руководителю

  f.  не обращался

  g.  другое (что именно?)

  20.  На какую работу ориентируют Вас Ваши родители?

  a.  советуют конкретную специальность/направление (что именно?)

  b.  считают, что не могут ничего посоветовать

  c.  полагаются на мой выбор

  d.  другое (что именно?)

  21.  Что для Вас значит достичь успеха в жизни? (отметьте не более трех вариантов)

  a.  быть настоящим специалистом в своем деле

  b.  иметь интересную и любимую работу

Информация о работе Условия осуществления осознанного профессионального выбора старшеклассниками