Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:56, дипломная работа
Цель: Выявить взаимосвязь между организацией системы профориентационной работы школы и осуществлением учащимися осознанного выбора.
Введение
Глава 1. Специфика юношеского возраста в современном мире
1.1 Юношеский возраст в основных психолого-педагогических концепциях
1.2 Выводы
Глава 2. Проблематика выбора
2.1 Выбор в основных психолого-педагогических концепциях
2.2 Выбор как деятельность
2.3 Выбор профессии
Глава 3. Профориентационная работа
3.1 Современная ситуация в области профориентационной работы
3.2 Классификация основных направлений профориентационной работы
3.3 Выводы
Глава 4. Практическая часть
4.1 Анализ системы профориентационной работы школы №84
4.2 Исследование осознанности выбора старшеклассниками
4.3 Результаты исследования
Выводы
Заключение
Список литературы
Кроме того, Гинзбург подчеркивает, что:
У юношей
из семей с высоким доходом
процесс самоопределения
У подростков из менее обеспеченных семей период кристаллизации наступает раньше. То есть проблема выбора для детей из обеспеченных семей стоит гораздо острее.
Дети идут по набору ситуаций: школа, выбор после 9, выбор после 11, выбор после Профессионального обучения.
Каждая ситуация, как мы уже говорили, предъявляет перед человеком определенные задачи. "Деятельность всегда отвечает той или иной потребности; задача – это и есть цель, данная в определенных условиях"
В этом ряду ситуаций мы, кроме того, выделяем еще две принципиально разные задачи которые состоят из двух вопросов: Куда идти дальше? Чем я хочу заниматься? Задачи отличаются друг от друга в зависимости от того, какой вопрос выступает первично, то есть:
1. Первично: Куда идти дальше? (вторично – чем я хочу заниматься?)
2. Первично: Чем я хочу заниматься (вторично – куда пойти?)
Первая задача не является на наш взгляд связанной с профессиональной траекторией, вторая – напротив является основной, запускающей профессиональное самоопределение.
Эти разные цели и задачи, а так же условия, в которых они даны, определяют специфику профориентационной работы с разными категориями детей.
Исследование осознанности выбора старшеклассниками.
На основе работ Н.С. Пряжникова, Е.А. Климова и Д.А. Леонтьева нами была составлена анкета для определения особенностей осуществления выбора старшеклассниками.
Основными критериями для определения осознанности выбора в данной анкете согласно выделенным в Главе 2 для нас являлись:
1. Совершен или не совершен выбор;
2. Степень конкретизации выбора;
3. Насколько выбор осознается как собственный;
4. На кого старшеклассник возлагает ответственность за совершенный выбор;
5. Рассматривает ли старшеклассник альтернативные варианты;
6. Существует ли тревожность в отношении возможности реализации выбора;
7. Источник интереса к выбранной специальности;
8. Значимость профессиональной деятельности.
В данной работе мы не исследовали цели и мотивы старшеклассников, не смотря на огромную значимость этих компонентов. Исследование взаимосвязи целей, мотивов старшеклассников и осознанности их выбора представляет из себя отдельный многогранный предмет исследования.
В результате
исследования было опрошено 60 учащихся
старших классов школы №84.
Степень конкретизации.
М 11 (13) | Д 11 (16) | М 9 (16) | Д 9 (15) | ||
Учебное заведение | Указывают | 100% | 70% | 40% | 40% |
Не указывают | 0% | 30% | 60% | 60% | |
Специальность | Указывают | 70% | 90% | 60% | 40% |
Не указывают | 30% | 10% | 40% | 60% | |
Несколько специальностей | 0% | 40% | 0% | 30% | |
Расхождения спец. И УЗ | 1 случай |
Критерии | Мальчики 11 | Девочки 11 | Мальчики 9 | Девочки 9 |
Осознается как собственный | 90% | 100% | 60% | 80% |
Ответственность | 90% | 80% | 60% | 70% |
Альтернативные варианты | 0 | 40% | 0 | 30% |
Тревожность | 40% | 10% | 30% | 10% |
Интерес к специальности | 90% | 100% | 60% | 90% |
Значимость профессиональной деятельности | 70% | 90% | 80% | 50% |
Сопутствующие результаты:
М 11 | Д 11 | М 9 | Д 9 | |
Советовались с родителями | 50% | 90% | 80% | 90% |
Значимость учебной деятельности | 70% | 70% | 40% | 40% |
Ранее делали работу за плату | 90% | 70% | 100% | 50% |
Общие результаты:
1. Показатели осознанности учащихся 11ых классов в среднем значительно выше показателей учащихся 9ых классов.
2. Учащиеся 9ых классов гораздо чаще не отвечали на поставленные вопросы, что может объясняться недостаточной значимостью проблемы выбора на данном этапе и разницей в интенсивности профориентационной работы в 9 и 11 классах.
3. Большой процент, более 60%, мальчиков как 11ого так и 9ого класса указывают свою выбранную специальность.
4. Показатель ответственности и принятия выбора как собственного очень высок, более 80% особенно у одиннадцатых классов.
5. В большинстве случаев учащимися отмечается значимость профессиональной деятельности, в среднем более 60%.
6. В качестве наиболее часто встречающегося критерия выбора специальности выступает личный интерес.
7. Альтернативные варианты обучения учитываются в крайне низкой степени, они не сформулированы. Мальчиками не сформулированы вообще, девочками – в небольшой степени.
8. Тревожность мальчиков в отношении своего будущего значительно больше чем у девочек.
9. Сто процентов мальчиков девятого класса имели опыт трудовой деятельности.
10. Девочки в гораздо меньшем проценте случаем, чем мальчики имели опыт трудовой деятельности.
11. Разница между показателями осознанности мальчиков и девочек в девятом классе меньше, чем в одиннадцатом. Показатели мальчиков и девочек одиннадцатого класса схожи.
12. В среднем значительной разницы между показателями ответственности девочек и мальчиков в девятом классе нет. В одиннадцатом классе показатели девочек выше, чем мальчиков.
Интерпретация полученных данных:
В целом
в соответствии с выделенными
критериями осознанного выбора большинство
старшеклассников школы №84 осуществили
осознанный выбор. Наблюдается особенно
высокие показатели осознанности по блокам,
которым уделяется усиленное внимание
в профориентационной работе школы. Показатели
осознанности в 9-х классах в среднем ниже,
чем в одиннадцатых, что объясняется меньшей
интенсивностью профориентационной работы
в 9-х классах. Однако выбор специальности
в 9-х классах осуществлен в более 50% случаев.
Выводы
1. Старшеклассники демонстрируют эффективность реализации тех компонентов осознанного выбора, над которыми ведется наиболее интенсивная работа в школе.
2. Обнаружены
существенные отличия осуществления выбора
мальчиками и девочками.
Заключение
Целью данной работы являлось выявление взаимосвязи между структурой организации системы профориентационной работы школы и осуществлением учащимися осознанного выбора.
Для этого нами были рассмотрены особенности юношеского возраста и выделены его актуальные задачи, центральной из которых является способность к самоопределению.
Самоопределение
в свою очередь понимается как
способность к
Далее мы на основе деятельностного подхода к выбору вообще и выбору профессий выделили критерии осознанного выбора профессий. Деятельностный подход был выбран нами т.к. он предполагает возможность научения выбору путем развития его деятельностных компонентов.
Система
профориентационной работы школы была
рассмотрена нами как условие
осуществления осознанного
Гипотезой нашей работы было утверждение о том, что система профориентационной работы, направленная на проработку компонентов осознанного выбора, способствует его осуществлению школьниками.
В результате
исследования гипотеза подтвердилась
частично. Было выявлено, что старшеклассники
демонстрируют эффективность
Анализ профориентационной работы школы с точки зрения проработки деятельностных компонентов выбора позволяет оценить сильные и слабые стороны работы, дефициты, что в свою очередь способствует повышению ее эффективности.
Деятельностный
подход к профориентационной работе
позволяет планировать работу так,
чтобы происходило становление
способности осуществлять выбор
осознано.
Список литературы
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. – М., 1984.
2. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. М., 1973г.
3. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991г. – 299с.
4. Башев В.В. О четырех стратегиях принятия решений подростками.// Педагогика развития и перемены в Российском образовании, Материалы 2-й научно-практической конференции, Ч. 2. Красноярск, 1995. С. 1-11.
5. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблема формирования личности. Под редакцией Д.И. Фельдштейна. Москва. Международная педагогическая академия. 1995 г.
6. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. М.: Мирос. – 2002. 176 с.
7. Василюк Ф.Е. Психотехника выбора.//Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М.: Смысл. 1997. С 284-314.
8. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения.// Вопросы психологии. – 1994. - №3.
9. Каспржак А.Г. Старшая школа.// Педагогика развития: Ключевые компетентности и их становление: Материалы 9-й научно-практической конф. / Красноярский государственный университет. – Красноярск, 2003. – 322 с.
10. Климов Е.А. Как выбрать профессию. – М., 1984.
11. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону. Издательство "Феникс", 1996 – 512 с
12. Колонтаевская
Елена Александровна, г. Харьков. http://socpedagogika.narod.ru
http://socpedagogika.narod.ru/
13. Кондаков И.М. Диагностика профессиональных установок подростков.// Вопросы психологии. – 1997. - №2.
14. Леонтьев Д.А., Мандрикова Е.Ю. Личностный подход к профилированию обучения в старших классах: выбор жизненных целей. – "Психология образования: проблемы и перспективы" (Москва, 16-18 декабря 2004 г.): материалы Первой Международной Научно-практической Конференции. – М.: Смысл, 2004. – 448 с.
Информация о работе Условия осуществления осознанного профессионального выбора старшеклассниками