Условия осуществления осознанного профессионального выбора старшеклассниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:56, дипломная работа

Описание

Цель: Выявить взаимосвязь между организацией системы профориентационной работы школы и осуществлением учащимися осознанного выбора.

Содержание

Введение
Глава 1. Специфика юношеского возраста в современном мире
1.1 Юношеский возраст в основных психолого-педагогических концепциях
1.2 Выводы
Глава 2. Проблематика выбора
2.1 Выбор в основных психолого-педагогических концепциях
2.2 Выбор как деятельность
2.3 Выбор профессии
Глава 3. Профориентационная работа
3.1 Современная ситуация в области профориентационной работы
3.2 Классификация основных направлений профориентационной работы
3.3 Выводы
Глава 4. Практическая часть
4.1 Анализ системы профориентационной работы школы №84
4.2 Исследование осознанности выбора старшеклассниками
4.3 Результаты исследования
Выводы
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

инфо из нета.doc

— 367.00 Кб (Скачать документ)

  Пряжников выделяет следующие основные задачи профориентационной работы в учреждениях  образования:

  1) профориентационная  и профконсультационная помощь  в жизненном и профессиональном  самоопределении, в поиске смысла жизни;

  2) психодиагностика;

  3) психокоррекция;

  4) психопрофилактика;

  5) консультативно-просветительская  работа с учителями, родителями, с самими учащимися;

  6) морально-эмоциональная  поддержка в кризисные периоды  развития личности ребенка и  подростка.

  Пряжников отмечает соответствие задач профориентационной работы возрасту [22].

  Так в  младших и средних классах  учеников надо постепенно знакомить  с миром профессионального труда, выявлять их основные склонности и  способности (прежде всего общую  динамику их изменения, на основании чего и можно выстраивать более долгосрочные прогнозы). Здесь в идеале, дают школьникам попробовать себя хотя бы по некоторым доступным видам труда (примерно так, как это делается в "профессиональных пробах" в известной японской системе "Фукуяма - тест ").

  Ближе к  старшим классам у школьников должна постепенно формироваться готовность к самоанализу основных склонностей  и способностей. Именно это может  стать основой для формирования готовности к подлинному самоопределению. Одновременно все больше рассматриваются, сравниваются и обсуждаются различные варианты построения своего счастья (различные образы жизни). Это невозможно без обращения к ценностно-смысловым аспектам профессионального и личностного самоопределения. Как считают многие серьезные специалисты, именно ценностно-нравственные ориентации составляют "ядро" самоопределяющейся личности.

  В старших  и выпускных классах основной акцент переносится на конкретный выбор. При этом школьникам не дают готовых  рекомендаций, а постепенно формируют готовность самостоятельно совершать выбор. Только в этом случае можно говорить о настоящем профессиональном выборе и самоопределении. Роль психолога-профконсультанта сводится к тому, чтобы контролировать и "подстраховывать" самоопределяющегося молодого человека.

  Обратимся еще к двум важным сторонам рассмотрения профориентационной работы.

  Причину возникновения длительного периода  детства Д.Б. Эльконин [34] связывает  с невозможностью детей в связи  усложнением технологий, непосредственно  включиться в общественно полезную, производительную деятельность. В возрастном развитии ребенка он выделяет периоды освоения смыслов и периоды освоения способов общественной деятельности. Это утверждение кажется нам чрезвычайно важным для понимания профориентационной работы, т.к. по-нашему мнению, она строится по тому же принципу.

  Овладение смыслами, овладение способами профессиональной деятельности, деятельности по выбору (деятельности по самоопределению).

  

  Кроме выделяются три объекта профориентационной работы: мир профессиональной деятельности, субъект выбора и их взаимо-отношения.

  

  На соотнесении  и сопоставлении мира профессиональной деятельности и субъекта труда и  конфликте, при этом возникающем, строится профориентационная работа.

3.3 Выводы

  Модель  профориентационной работы школы в  современной ситуации должна отвечать следующим требованиям:

  v  Обеспечивать освоение смыслов и способов профессиональной деятельности;

  v  Развитие способности самих школьников делать ответственный и принимаемый ими самими выбор, обучение выбору;

  v  Решать следующие группы задач: информационно-справочные, просветительские; диагностические (сюда же относится помощь в самопознании); морально-эмоциональная поддержка; помощь в выборе, принятии решения; помощь в становлении субъектом выбора, становление способности совершать осознанный выбор.

  С точки  зрения деятельностного подхода к выбору развитие способов, приемов, орудий, операций деятельности по выбору обеспечивает возможность обучения процессу выбора. С этой позиции профориентационная работа должна быть направлена на проработку следующих основных блоков:

  ·  Мотивы выбора специальности, профессии;

  ·  Осознание и построение целей старшеклассников (ближайших, будущих);

  ·  Задачи и построение плана реализации выбора;

  ·  Информационная основа выбора;

  ·  Анализ альтернатив;

  ·  План по достижению целей;

  ·  Прогнозирование последствий выбора;

  ·  Принятие решения;

  ·  Принятие ответственности, самостоятельность, субъектность выбора;

  ·  Исполнение выбора;

  ·  Контроль и коррекция

  Опыт осуществления  подобной деятельности, деятельности по выбору. 

  Глава 4. Практическая часть

  Исследовательская работа проводилась по двум основным направлениям: анализ системы профориентационной работы школы, исследование осознанности профессионального выбора старшеклассниками.

 

 

4.1 Анализ системы  профориентационной  работы школы №84

  В результате анализа документации по планированию и проведению профориентационной работы школы и беседы с педагогами-психологами школы нами были выделены ключевые цели, методы и содержание системы профориентационной работы школы.

  Система профориентационной работы школы анализировалась нами с точки зрения основных параметров, выделенных в пункте 3.3.

  Цели профориентационной работы в школе №84, выделенные в  результате анализа документов о  проводимых мероприятиях и беседы с  педагогами:

  1.  Инициация активной жизненной позиции учащихся, становление активности, самостоятельности и ответственности.

  2.  Помощь учащимся в осознании необходимости осознанного личного выбора из нескольких вариантов в различных жизненных ситуациях, осознать свою личную ответственность за сделанный выбор.

  3.  Инициация детской активности, направленной на совершение проб и профессиональное самоопределение через предпрофильную подготовку.

  4.  Появление у старшеклассников образа будущего.

  5.  Формирование целей, направленных в будущее.

  6.  Построение индивидуальной образовательной траектории.

  Уровни  профориентационной работы школы №84:

  1.  Проблема решается вместе со старшеклассником (диалог, взаимодействие, сотрудничество).

  2.  Постепенное развитие у старшеклассника готовности к самостоятельному решению проблем. Помощь в становлении субъектом.

  Что соответствует  второму и третьему уровню в классификации  Н.С. Пряжникова. Методы профориентационной работы школы №84: тестирование, опросники, родительские собрания, профориентационные игры, тренинги общения, дискуссии, экскурсии, сочинения, встречи с представителями профессий, собеседования, профориентационное консультирование (групповое и индивидуальное), проектная деятельность и т.д. Основные мероприятия системы профориентационной работы школы №84:

  ·  Профориентационное тестирование (комплексная диагностика способности школьника к профессиональному самоопределению)

  ·  Курс "Конструктивное общение"

  ·  Оформление стенда профессиональной ориентации

  ·  Курс "Мой выбор"

  ·  Собеседование с учащимися 8-9 классов о дальнейшем обучении

  ·  Месячник "Строим свою перспективу" (игры, запуски, классные часы)

  ·  Свобода и ответственность – выбор XXI

  ·  Экскурсии по лицеям, профтехучилищам и техникумам города

  ·  Игра "Выбери свой путь" (8-9 классы)

  ·  Игра "Будущее начинается сегодня" (10-11 классы)

  ·  Форум старшеклассников "Перспективы развития Красноярского края"

  ·  Практикум самоопределения 8 классы

  ·  Проектная деятельность в школьном самоуправлении

  ·  Оформление личного портфолио "История моего успеха"

  ·  Профессиональное консультирование (групповое, индивидуальное)

  Мы проанализировали систему профориентационной работы школы и пришли к следующим  выводам:

  1.  Профориентационная работа школы ведется в соответствии со всеми основными группами задач профориентации;

  2.  Профориентационная работа школы ведется преимущественно в личностном комплексном деятельностном подходе;

  3.  Смыслы профессиональной деятельности проработаны в большей мере, чем способы.

  4.  Педагогами и психологами школы основной акцент делается на проработке образа будущего, будущих целей, образа жизни. На это направлено большинство мероприятий, проводимых в школе.

  5.  Работа на построение целей в настоящем ведется только в контексте проектов в рамках школы и практически не затрагивает интересы и планы старшеклассника в целом. Соответственно его альтернативы в настоящем рассматриваются в основном с позиции "уходить или оставаться в школе", если уходить, то куда, либо с позиции его участия в школьных мероприятиях.

  6.  Компоненты выбора как деятельности поработаны не в равной степени. Недостаточно проработано пространство проб,

  7.  Одним из наиболее прорабатываемых направлений является направление ответственности и самостоятельности. Оно идет в качестве рамки практически для каждого проводимого мероприятия.

  8.  Ситуация пробы выбора имеет место лишь в выборе факультатива и выборах в Совет школы.

4.2 Исследование осознанности  выбора старшеклассниками

  Наш интерес  к данному исследованию берет  свое начало из исследования, проводимого  нами в этой же школе ранее [29]. Мы считаем необходимым коротко описать его результаты.

  Мы исследовали  два девятых класса. Класс "А" и класс "Д". Класс "Д" в  прошлом носил статус коррекционного и считается неуспешным. Дети этого  класса неуспешны в учебе и  практически не участвуют в общешкольных мероприятиях. В школьном совете нет ни одного их представителя. В классе "А" ситуация полностью противоположная. Гипотезой нашей работы было предположение о том, что дети успешного класса имеют в основном интернальный локус контроля, и наоборот. Напомним, что локус контроля напрямую связан с ответственностью, а ответственность – с самодетерминацией.

  При столкновении с противоположной ситуацией (преобладание интернального локуса контроля в  классе "Д") мы продолжили исследование.

  Для класса "А" по результатам исследования вступление во взрослую жизнь и реальное профессиональное самоопределение откладывается на окончание университета, т.к. до этого времени их перспектива в той или иной степени определена ВУЗом. После окончания ВУЗа происходит переоценка выбора, и очень часто студенты разочаровываются в выборе и работают не по специальности.

  Учащиеся  же класса "Д" уже сейчас поставлены в ситуацию необходимости покинуть стены школы и самоопределение  относительно профессиональной деятельности либо профессионального обучения у них должно было уже произойти на данном этапе. У них другие условия и другие цели и задачи в этих условиях. Действительно оказалось, что часть учеников "Д" класса уже работают или имеют хобби, которое позволяет зарабатывать деньги. Многие из них спокойно и даже с гордостью рассказывали о том, что не собираются идти в десятый класс, а, овладев специальностью в училище, пойдут работать.

  Практически сто процентов детей "Д" класса в отличие от класса "А" уже  самоопределились со своей будущей профессией, а значит и с выбором жизненного пути. С точки зрения теории исторического развития детства Д.Б. Эльконина [34] эти дети вплотную приблизились к "зрелости" с позиции включенности в общественно-производительный труд, что требует освоения смыслов и способов этого труда. Обучение в свою очередь – это организованное овладение этими смыслами и способами.

  Таким образом, получается, что учащиеся, оставшиеся в школе после девятого класса в большей степени нуждаются в профориентационной помощи в связи с другим типом задач и другими условиями.

Информация о работе Условия осуществления осознанного профессионального выбора старшеклассниками