Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:56, дипломная работа
Цель: Выявить взаимосвязь между организацией системы профориентационной работы школы и осуществлением учащимися осознанного выбора.
Введение
Глава 1. Специфика юношеского возраста в современном мире
1.1 Юношеский возраст в основных психолого-педагогических концепциях
1.2 Выводы
Глава 2. Проблематика выбора
2.1 Выбор в основных психолого-педагогических концепциях
2.2 Выбор как деятельность
2.3 Выбор профессии
Глава 3. Профориентационная работа
3.1 Современная ситуация в области профориентационной работы
3.2 Классификация основных направлений профориентационной работы
3.3 Выводы
Глава 4. Практическая часть
4.1 Анализ системы профориентационной работы школы №84
4.2 Исследование осознанности выбора старшеклассниками
4.3 Результаты исследования
Выводы
Заключение
Список литературы
Пряжников выделяет следующие основные задачи профориентационной работы в учреждениях образования:
1) профориентационная
и профконсультационная помощь
в жизненном и
2) психодиагностика;
3) психокоррекция;
4) психопрофилактика;
5) консультативно-
6) морально-эмоциональная поддержка в кризисные периоды развития личности ребенка и подростка.
Пряжников отмечает соответствие задач профориентационной работы возрасту [22].
Так в
младших и средних классах
учеников надо постепенно знакомить
с миром профессионального
Ближе к старшим классам у школьников должна постепенно формироваться готовность к самоанализу основных склонностей и способностей. Именно это может стать основой для формирования готовности к подлинному самоопределению. Одновременно все больше рассматриваются, сравниваются и обсуждаются различные варианты построения своего счастья (различные образы жизни). Это невозможно без обращения к ценностно-смысловым аспектам профессионального и личностного самоопределения. Как считают многие серьезные специалисты, именно ценностно-нравственные ориентации составляют "ядро" самоопределяющейся личности.
В старших и выпускных классах основной акцент переносится на конкретный выбор. При этом школьникам не дают готовых рекомендаций, а постепенно формируют готовность самостоятельно совершать выбор. Только в этом случае можно говорить о настоящем профессиональном выборе и самоопределении. Роль психолога-профконсультанта сводится к тому, чтобы контролировать и "подстраховывать" самоопределяющегося молодого человека.
Обратимся еще к двум важным сторонам рассмотрения профориентационной работы.
Причину
возникновения длительного
Овладение
смыслами, овладение способами
Кроме выделяются три объекта профориентационной работы: мир профессиональной деятельности, субъект выбора и их взаимо-отношения.
На соотнесении и сопоставлении мира профессиональной деятельности и субъекта труда и конфликте, при этом возникающем, строится профориентационная работа.
Модель профориентационной работы школы в современной ситуации должна отвечать следующим требованиям:
v Обеспечивать освоение смыслов и способов профессиональной деятельности;
v Развитие способности самих школьников делать ответственный и принимаемый ими самими выбор, обучение выбору;
v Решать следующие группы задач: информационно-справочные, просветительские; диагностические (сюда же относится помощь в самопознании); морально-эмоциональная поддержка; помощь в выборе, принятии решения; помощь в становлении субъектом выбора, становление способности совершать осознанный выбор.
С точки зрения деятельностного подхода к выбору развитие способов, приемов, орудий, операций деятельности по выбору обеспечивает возможность обучения процессу выбора. С этой позиции профориентационная работа должна быть направлена на проработку следующих основных блоков:
· Мотивы выбора специальности, профессии;
· Осознание и построение целей старшеклассников (ближайших, будущих);
· Задачи и построение плана реализации выбора;
· Информационная основа выбора;
· Анализ альтернатив;
· План по достижению целей;
· Прогнозирование последствий выбора;
· Принятие решения;
· Принятие ответственности, самостоятельность, субъектность выбора;
· Исполнение выбора;
· Контроль и коррекция
Опыт осуществления
подобной деятельности, деятельности
по выбору.
Глава 4. Практическая часть
Исследовательская работа проводилась по двум основным направлениям: анализ системы профориентационной работы школы, исследование осознанности профессионального выбора старшеклассниками.
В результате анализа документации по планированию и проведению профориентационной работы школы и беседы с педагогами-психологами школы нами были выделены ключевые цели, методы и содержание системы профориентационной работы школы.
Система профориентационной работы школы анализировалась нами с точки зрения основных параметров, выделенных в пункте 3.3.
Цели профориентационной работы в школе №84, выделенные в результате анализа документов о проводимых мероприятиях и беседы с педагогами:
1. Инициация активной жизненной позиции учащихся, становление активности, самостоятельности и ответственности.
2. Помощь учащимся в осознании необходимости осознанного личного выбора из нескольких вариантов в различных жизненных ситуациях, осознать свою личную ответственность за сделанный выбор.
3. Инициация детской активности, направленной на совершение проб и профессиональное самоопределение через предпрофильную подготовку.
4. Появление у старшеклассников образа будущего.
5. Формирование целей, направленных в будущее.
6. Построение индивидуальной образовательной траектории.
Уровни профориентационной работы школы №84:
1. Проблема решается вместе со старшеклассником (диалог, взаимодействие, сотрудничество).
2. Постепенное развитие у старшеклассника готовности к самостоятельному решению проблем. Помощь в становлении субъектом.
Что соответствует второму и третьему уровню в классификации Н.С. Пряжникова. Методы профориентационной работы школы №84: тестирование, опросники, родительские собрания, профориентационные игры, тренинги общения, дискуссии, экскурсии, сочинения, встречи с представителями профессий, собеседования, профориентационное консультирование (групповое и индивидуальное), проектная деятельность и т.д. Основные мероприятия системы профориентационной работы школы №84:
· Профориентационное тестирование (комплексная диагностика способности школьника к профессиональному самоопределению)
· Курс "Конструктивное общение"
· Оформление стенда профессиональной ориентации
· Курс "Мой выбор"
· Собеседование с учащимися 8-9 классов о дальнейшем обучении
· Месячник "Строим свою перспективу" (игры, запуски, классные часы)
· Свобода и ответственность – выбор XXI
· Экскурсии по лицеям, профтехучилищам и техникумам города
· Игра "Выбери свой путь" (8-9 классы)
· Игра "Будущее начинается сегодня" (10-11 классы)
· Форум старшеклассников "Перспективы развития Красноярского края"
· Практикум самоопределения 8 классы
· Проектная деятельность в школьном самоуправлении
· Оформление личного портфолио "История моего успеха"
· Профессиональное консультирование (групповое, индивидуальное)
Мы проанализировали систему профориентационной работы школы и пришли к следующим выводам:
1. Профориентационная работа школы ведется в соответствии со всеми основными группами задач профориентации;
2. Профориентационная работа школы ведется преимущественно в личностном комплексном деятельностном подходе;
3. Смыслы профессиональной деятельности проработаны в большей мере, чем способы.
4. Педагогами и психологами школы основной акцент делается на проработке образа будущего, будущих целей, образа жизни. На это направлено большинство мероприятий, проводимых в школе.
5. Работа на построение целей в настоящем ведется только в контексте проектов в рамках школы и практически не затрагивает интересы и планы старшеклассника в целом. Соответственно его альтернативы в настоящем рассматриваются в основном с позиции "уходить или оставаться в школе", если уходить, то куда, либо с позиции его участия в школьных мероприятиях.
6. Компоненты выбора как деятельности поработаны не в равной степени. Недостаточно проработано пространство проб,
7. Одним из наиболее прорабатываемых направлений является направление ответственности и самостоятельности. Оно идет в качестве рамки практически для каждого проводимого мероприятия.
8. Ситуация пробы выбора имеет место лишь в выборе факультатива и выборах в Совет школы.
Наш интерес к данному исследованию берет свое начало из исследования, проводимого нами в этой же школе ранее [29]. Мы считаем необходимым коротко описать его результаты.
Мы исследовали два девятых класса. Класс "А" и класс "Д". Класс "Д" в прошлом носил статус коррекционного и считается неуспешным. Дети этого класса неуспешны в учебе и практически не участвуют в общешкольных мероприятиях. В школьном совете нет ни одного их представителя. В классе "А" ситуация полностью противоположная. Гипотезой нашей работы было предположение о том, что дети успешного класса имеют в основном интернальный локус контроля, и наоборот. Напомним, что локус контроля напрямую связан с ответственностью, а ответственность – с самодетерминацией.
При столкновении с противоположной ситуацией (преобладание интернального локуса контроля в классе "Д") мы продолжили исследование.
Для класса "А" по результатам исследования вступление во взрослую жизнь и реальное профессиональное самоопределение откладывается на окончание университета, т.к. до этого времени их перспектива в той или иной степени определена ВУЗом. После окончания ВУЗа происходит переоценка выбора, и очень часто студенты разочаровываются в выборе и работают не по специальности.
Учащиеся же класса "Д" уже сейчас поставлены в ситуацию необходимости покинуть стены школы и самоопределение относительно профессиональной деятельности либо профессионального обучения у них должно было уже произойти на данном этапе. У них другие условия и другие цели и задачи в этих условиях. Действительно оказалось, что часть учеников "Д" класса уже работают или имеют хобби, которое позволяет зарабатывать деньги. Многие из них спокойно и даже с гордостью рассказывали о том, что не собираются идти в десятый класс, а, овладев специальностью в училище, пойдут работать.
Практически сто процентов детей "Д" класса в отличие от класса "А" уже самоопределились со своей будущей профессией, а значит и с выбором жизненного пути. С точки зрения теории исторического развития детства Д.Б. Эльконина [34] эти дети вплотную приблизились к "зрелости" с позиции включенности в общественно-производительный труд, что требует освоения смыслов и способов этого труда. Обучение в свою очередь – это организованное овладение этими смыслами и способами.
Таким образом, получается, что учащиеся, оставшиеся в школе после девятого класса в большей степени нуждаются в профориентационной помощи в связи с другим типом задач и другими условиями.
Информация о работе Условия осуществления осознанного профессионального выбора старшеклассниками