Условия осуществления осознанного профессионального выбора старшеклассниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:56, дипломная работа

Описание

Цель: Выявить взаимосвязь между организацией системы профориентационной работы школы и осуществлением учащимися осознанного выбора.

Содержание

Введение
Глава 1. Специфика юношеского возраста в современном мире
1.1 Юношеский возраст в основных психолого-педагогических концепциях
1.2 Выводы
Глава 2. Проблематика выбора
2.1 Выбор в основных психолого-педагогических концепциях
2.2 Выбор как деятельность
2.3 Выбор профессии
Глава 3. Профориентационная работа
3.1 Современная ситуация в области профориентационной работы
3.2 Классификация основных направлений профориентационной работы
3.3 Выводы
Глава 4. Практическая часть
4.1 Анализ системы профориентационной работы школы №84
4.2 Исследование осознанности выбора старшеклассниками
4.3 Результаты исследования
Выводы
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

инфо из нета.doc

— 367.00 Кб (Скачать документ)

  Каким образом  происходит этот выбор и, что следует  учитывать, осуществляя его?

  При всем многообразии индивидуальных ситуаций выбора профессии все они имеют  общую структуру. Климов [11] выделяет восемь важнейших типов обстоятельств, которые нужно принять во внимание при обдумывании профессионального  будущего.

  Типы обстоятельств в ситуации выбора:

  1.  Позиция старших членов семьи

  2.  Позиция товарищей, подруг (сверстников)

  3.  Позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя

  4.  Личные профессиональные планы

  ·  Главная цель (что буду делать, какой трудовой вклад внесу, каким буду, с кем буду, где буду, чего достигну; мой идеал жизни и деятельности)

  ·  Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (первая область деятельности, специальность, работа, трудовая проба сил; чему и где учиться, перспективы профессионального роста)

  ·  Пути и средства достижения ближайших жизненных целей (изучение справочной литературы, беседы со знающими людьми, самообразование, поступление в определенное профессиональное заведение)

  ·  Внешние условия достижения целей (трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей)

  ·  Внутренние условия достижения целей (свои возможности: состояние здоровья, способности к обучению, настойчивость, терпение, склонности к практической или теоретической работе и другие личные качества, необходимые для учебы и работы по данной специальности)

  ·  Запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых трудностей в реализации основных вариантов

  5.  Способности

  6.  Уровень притязаний на общественное признание

  7.  Информированность

  8.  Склонности

  Когда уже  выбор совершен, по каким параметрам можно узнать степень его осознанности, качество выбора? Рассмотрим критерии осознанного выбора.

  Критерии  осознанного выбора профессии.

  Осознанный  выбор происходит, когда человек осознает свои цели, осознает основания предпочтения выбранной альтернативы, прогнозирует последствия выбора, когда выбор, совершается самостоятельно, ответственность за него человек несет сам, прежде всего, перед собой.

  Д.А. Леонтьев пишет: "Оценить "качество" выбора можно по тому, насколько ответственно он был сделан, и насколько выбор понимается как сделанный самостоятельно" [14]

  В социологических  исследованиях в качестве одного из критериев осознанности профессионального  выбора выделяют конкретизацию намерений.

  Различают: 1) полную конкретизацию намерения, при которой опрашиваемый указывает  название предполагаемого места  учебы или работы и будущую  профессию; 2) частичную конкретизацию, при которой указана или только будущая профессия, или только место будущей учебы и работы; 3) неконкретное намерение, если не указано ни то, ни другое.

  Существенным  для определения "качества выбора" является то, рассчитывает ли молодой  человек в будущем в основном на свои собственные силы или на внешние обстоятельства, видит ли он себя в будущем самостоятельным или зависимым.

  Так же существенным является то, как выступает для  молодого человека профессиональная деятельность – то ли как деятельность, позволяющая  развить свои способности, реализовать  себя и принести пользу людям, то ли всего лишь как средство, позволяющее удовлетворить иные потребности. [8]

  ВЫВОД: Анализ сформированности осознанного выбора должен осуществляться с учетом следующих  основных параметров:

  ·  Самостоятельность, субъектность – степень, в которой человек является субъектом собственного выбора (способность к постановке собственных целей и действовать, достигая их);

  ·  Наличие сформулированной цели;

  ·  Наличие прогноза последствий выбора;

  ·  Осознание предпочтения выбранной альтернативы;

  ·  Наличие плана по достижению цели;

  ·  Наличие альтернативных вариантов, простроенных субъектом;

  ·  Принятие на себя ответственности. 

  Глава 3. Профориентационная работа

 

 

3.1 Современная ситуация  в области профориентационной  работы

  В настоящее  время, среди требований, предъявляемых к школьной системе, обострилось требование формирования навыков поведения в современной динамичной и конкурентной среде, где требуется принятие и реализация самостоятельных решений.

  По данным собственных исследований А.Г. Каспаржак [9] говорит, что выпускники не удовлетворены своей школьной подготовкой:

  "Доминанта  неудовлетворенности в уровне  подготовленности выпускников –  их неподготовленность к социальному  взаимодействию с окружающими,  неумение принимать решение, в  том числе и профессиональное, и нести за него ответственность.

  Проблема  профориентационной работы в школе  решается по-разному не только в  регионах, городах, но и в отдельных  школах нашей страны. Большинством исследователей этой проблемы отмечается низкий уровень работы и слабая подготовка специалистов. В основном деятельность осуществляется однобоко, лишь с использованием тестов, то есть ограничивается диагностикой и вынесением рекомендации. При таком подходе старшеклассник выступает объектом деятельности и не является субъектом выбора.

  Проблема  профориентационной работы в настоящее  время рассматривается на многих уровнях, в том числе как элемент  государственной политики. Н.С. Пряжников [20, 22] отмечает определенную зависимость  уровня развития профориентации и уровня развития реальной свободы в обществе на данном этапе его развития и отмечает, что, несмотря на демократизацию общества сегодня при реально декларируемой свободе, существуют определенные ограничения, препятствующие реальному свободному выбору места обучения и дальнейшей работы. Государство не заставляет человека самоопределяться по готовому образцу, но оно задает определенные ориентиры для самоопределения через специально культивируемые образы "успеха" и "счастья", которые предоставляются в основном через СМИ.

  Пряжников выражает опасение, что могут произойти ужесточения касающиеся профессиональной ориентации как государственно регулируемого психолого-педагогического направления и тогда профориентация может стать придатком того или иного политического режима. Далее он отмечает, что при более благоприятном и оптимистичном (идеальном) прогнозе основное внимание государство должно уделить школьной профориентации, что должно способствовать постепенному формированию у будущих граждан страны внутренней потребности и готовности к полноценному, свободному самоопределению.

  Развитие  профориентационной работы в европейских  странах проходило через следующие  основные этапы: 1) основной упор делался  на непосредственном трудоустройстве  клиентов на работу; 2) определение профпригодности клиентов с помощью психодиагностических тестов; 3) преобладающим направлением работы становилось воспитание у молодежи самой способности делать выбор[22]. Соотнося эти этапы с развитием профориентационной работы в нашей стране легко заметить определенную логику развития и следовательно спрогнозировать дальнейшие изменения.

 

 

3.2 Классификация основных  направлений профориентационной  работы

  Ключевыми для определения содержания профориентационной работы являются ее цели. В качестве идеальной цели профориентационной работы Пряжников [21] выделяет активизацию субъекта самоопределения. Однако существуют и другие цели. В соответствии с ними выделяются концептуальные уровни помощи человеку в профессиональном и личностном самоопределении:

  1.  Адаптационно-технологический уровень. Ориентирован на помощь человеку в том, чтобы оптимально "вписаться" в определенную систему в качестве "винтика". Главная цель – максимальная эффективность данной системы.

  2.  Социально-адаптационный уровень. Направлен на помощь человеку в адаптации к данному обществу, что предполагает помощь в построении определенного образа жизни. Сам выбор профессии часто рассматривается как средство для построения определенного образа жизни. Здесь важна не сама профессия, а то, что она даст данному человеку.

  3.  Ценностно-смысловой уровень, нравственный уровень. Здесь затрагиваются проблемы смысла. А профессиональное самоопределение есть поиск смысла выбираемой профессии.

  В зависимости  от целей профориентации также выделяются следующие ее направления: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика, профконсультация. Каждому направлению соответствует определенная группа задач и методов.

  Целям соответствуют  группы задач.

  Н.С. Пряжников [21] выделяет следующие группы среди  основных задач профориентационной работы:

  1.  информационно-справочные, просветительские

  2.  диагностические (сюда же относится помощь в самопознании)

  3.  морально-эмоциональная поддержка

  4.  помощь в выборе, принятии решения

  5.  помощь в становлении субъектом выбора, становление способности совершать осознанный выбор

  Соответственно  основные методы профориентационной работы: профориентационное тестирование, опросники, профориентационные игры, тренинги общения, дискуссии, экскурсии, сочинения, встречи  с представителями профессий, собеседования, профориентационное консультирование и т.д.

  Профориентационная  работа может выступать как взаимодействие, может выступать как воздействие. Это в свою очередь также зависит  от целей и функций, которые берет  на себя профориентатор либо от заказа клиента. В соответствии с этими критериями различают уровни профориентационной работы:

  1.  Проблема решается вместо человека, человек не является субъектом выбора.

  2.  Проблема решается вместе с человеком (диалог, взаимодействие, сотрудничество). Человек частично является субъектом самоопределения.

  3.  Постепенное формирование у человека готовности к самостоятельному решению проблем. Помощь в становлении субъектом.

  Близка  к этой классификации классификация  возможных подходов в деле педагогического  содействия развития учащегося как потенциального (будущего) субъекта профессионального труда, описываемая Климовым [11]:

  ·  Директивный подход: проявляется прежде всего в неуважении к самостоятельности учащегося, в педагогическом нетерпении и стремлении решать за детей их проблемы;

  ·  Просветительский: дает обзорную классификацию занятий, профессий, наук, ориентированную на молодого человека, думающего о профессиональном будущем;

  ·  Диагностический: реализуется с помощью тестов на выявление профессионально значимых качеств;

  ·  Воспитательный: связан с реализацией основной функции педагога – воспитанием и развитием ребенка в соответствии с запросом общества;

  ·  Диалогический: идея основывается на диалогичной природе сознания и диалоге как наиболее адекватным методом для активизации самопознания и самоопределения оптанта;

  ·  Имитационно-игровой: освоение основных профессиональных ролей;

  ·  Комплексный: сводится к разумному использованию различных средств.

  В настоящее  время наиболее актуален личностный подход к профильности и профориентационной работе.

  Суть личностного  подхода к задаче профилирования обучения состоит в том, что акцент ставится не столько на проработке содержательных альтернатив и нахождении соответствия между склонностями и  способностями школьника, с одной стороны, и программами обучения, с другой, сколько на развитии способности самих школьников делать ответственный и принимаемый ими самими выбор.

  Д.А. Леонтьев [14] отмечает, что основным моментом психологического сопровождения выбора школьниками направления профильного обучения в рамках личностного подхода является диагностика, формирование и поддержка готовности школьника к самостоятельному и ответственному выбору. Вместе с тем необходимо дополнять это сопровождение поддерживающей работой с членами семей и школьными психологами и методистами.

Информация о работе Условия осуществления осознанного профессионального выбора старшеклассниками