Условия осуществления осознанного профессионального выбора старшеклассниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:56, дипломная работа

Описание

Цель: Выявить взаимосвязь между организацией системы профориентационной работы школы и осуществлением учащимися осознанного выбора.

Содержание

Введение
Глава 1. Специфика юношеского возраста в современном мире
1.1 Юношеский возраст в основных психолого-педагогических концепциях
1.2 Выводы
Глава 2. Проблематика выбора
2.1 Выбор в основных психолого-педагогических концепциях
2.2 Выбор как деятельность
2.3 Выбор профессии
Глава 3. Профориентационная работа
3.1 Современная ситуация в области профориентационной работы
3.2 Классификация основных направлений профориентационной работы
3.3 Выводы
Глава 4. Практическая часть
4.1 Анализ системы профориентационной работы школы №84
4.2 Исследование осознанности выбора старшеклассниками
4.3 Результаты исследования
Выводы
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

инфо из нета.doc

— 367.00 Кб (Скачать документ)

3. Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать).

Профессию мы выбираем по своему "вкусу" и "размеру" так же, как одежду и обувь. Чувство группы, ориентация на сверстников - очень позитивные особенности ребят твоего возраста. Они нужны для освоения норм поведения в обществе, формирования образа "Я" и самооценки. Поэтому оглядывайся на других, СРАВНИВАЯ (себя с друзьями), а не слепо повторяя. Старайся увидеть, чем ты отличаешься от товарищей - и в чем вы сходны. Это поможет понять, что если Вася идет на пожарника (а он - рискованный человек), тебе эта профессия может не понравиться (ты ведь очень осторожный и рассудительный).  

4. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию.

При выборе профессии  надо учитывать, прежде всего, особенности  данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности. Особенно опасно очарование преподавателем (если тебя восхищает душевность физика - это не значит, что тебе нравится физика сама по себе, вне "комплекта"). Кроме того, часто ребята совершают ошибку, стараясь получить профессию кумира - спортсмена, политика, журналиста, артиста. Спортсмены - они не все такие.  

5. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии.За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд. А журналисты не всегда выступают в телепередачах - чаще они перелопачивают массу информации, архивов, разговаривают с десятками людей - прежде, чем подготовят 10-минутное сообщение, которое, к тому же, озвучит другой (диктор на телевидении).  

6. Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий.

Есть такой  предмет, как иностранный язык, а  профессий, где требуется способность  к языку много - переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи  и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят. Для этого лучше всего не просто изучить профессиограммы или словари профессий. Стоит проанализировать газеты с вакансиями на бирже труда (там обычно указывается, какое образование требуется для конкретной вакансии). Например, человек с лингвистическим образованием ("русский язык и литература", "иностранный язык" в школе) может работать и преподавателем, и переводчиком, и редактором, и секретарем -референтом. Тем более, имей в виду, что профессий существует больше, чем школьных предметов. Можно стать юристом, маркетологом, аппаратчиком. Профессии обычно могут быть ассоциированы с несколькими школьными предметами (обычно соответствуют вступительным экзаменам в ВУЗ при поступлении на эту специальность). Скажем, будущему экономисту в школе может нравиться одновременно и математика, и география.  

7. Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства.

Во все профессии, и, прежде всего, в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда. (А компьютер внедряется в абсолютно все сферы деятельности - вплоть до животноводства).  

8. Неумение/ нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях)

Разобраться в  себе тебе помогут профконсультанты, родители, учителя, товарищи. Полезными  также могут оказаться психологические  тесты, а также статьи и публикации на тему популярной психологии. Однако, имей в виду, что среди них много  непрофессиональных, так что относить критически как к результатам тестов, так и к тому, что пишут в психологических книжках. Задача популярных тестов - активизация деятельности по самопознанию (самонаблюдению, самоанализу), а не выдача тебе готового ответа на вопрос о том, кем быть или наклеивание ярлыка о том, какой ты.  

9. Незнание/ недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии

Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказаны, т.к. они могут ухудшить твоё состояние здоровья. Таких профессий немного и к ним относятся, в основном, те, в которых требуется длительное напряжение тех или иных физиологических систем. Компьютерщики сильно напрягают глаза, а летчики - сердце...   

10. Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии

Когда ты решаешь  задачу по математике, то выполняешь определенные действия в определенной последовательности. Было бы разумно поступить также  и при выборе профессии.                         

Осознанный выбор профессии   

Хорошо, когда  проблема выбора профессии тревожит - это означает твою социальную и  психологическую зрелость.        

  Основными характеристиками профессиональной зрелости являются:  

· заинтересованность в том, чтобы совершить выбор профессии, используя при этом все ресурсы и имеющуюся информацию;

· стремление к  получению новой информации и  планированию предпочитаемого места  работы. При этом информация и планирование «примериваются» человеком к  самому себе;

· однородность профессиональных предпочтений в течение длительного времени в одной профессиональной области;

· независимость  от других людей и обстоятельств  при выборе профессии и продвижении  по ней, реализм профессиональных позиций, соответствие ценностей выбираемой работы интересам человека;

· соответствие предпочтений и способностей, интересов  и активности субъекта.        

  Понятие «профессиональная зрелость» объединяет поиск информации о рабочих местах, самостоятельное исследование профессий, осознанность профессионального пути, планирование карьеры, самостоятельное принятие решения о профессиональном пути, самосознание, активность в исследовании карьеры и боязнь решений в карьере.         

Выделяют пять основных параметров профессиональной зрелости:  

-автономность,

-информированность о мире профессий и умение соотнести информацию со своими особенностями,

-умение принимать  решения,

-умение планировать  свою профессиональную жизнь,

-эмоциональная  включенность в ситуацию решения.    

Автономность         

 Любой человек  будет удовлетворен своим профессиональным решением (выбор или смена профессии, места обучения, места работы, специализации, переобучения и т. д.) только в том случае, если он будет воспринимать это решение как свое собственное, а не навязанное извне. Какими же основными характеристиками обладает «автономный» человек?       

1. Вычленение  себя из мира окружающих людей.  Умение отделить свои цели  от целей родителей и других  значимых лиц. Понимание целостности  своей личности, социальной общности, к которой принадлежит человек, какому типу личности хотел бы соответствовать, образа жизни, который хотел бы вести.       

2. Стремление  реализовать возможность в практических  действиях, иметь глубокие знания  и навыки хотя бы в одной  области. Уверенность в том,  что человек обязательно будет иметь глубокие знания и навыки. Общая ориентация на успех. Знание шагов, которые необходимо сделать для приобретения знаний и навыков. Принятие на себя ответственности за собственные действия.       

3. Накопление  опыта. Наличие собственного рабочего опыта, опыта решения жизненных проблем. Самостоятельный опыт по планированию своих поступков, общих дел, своего времени и т. д. С накоплением опыта возникает умение соотносить свои действия с требованиями общества.       

4. Умение прогнозировать профессиональный рост. Однородность профессиональных предпочтений в течение длительного времени.       

5. Инициатива  и изобретательность в реализации  возможностей. Собственная активность  в получении информации и выборе  профессионального пути. Наличие собственной инициативы и активности в карьерном решении.        

6. Уровень реализма  в принятии карьерных решений  (в том числе собственная оценка  уровня реализма). Компромисс между  желаниями и возможностями, на  который способен пойти человек.  Осознание необходимости таких компромиссов.        

 Для возникновения  основных признаков автономности  необходим определенный набор  новообразований:     

 · человек  должен ощутить свою независимость  от родителей (в делах, мыслях, поступках);     

 · от внешней  детерминации своего поведения он должен перейти на самодетерминацию;     

 · он должен  осознавать свой идеальный образ  Я-концепции и стремиться к  его достижению.        

Информированность о мире профессий и умение соотнести информацию со своими особенностями         

 При низком  уровне самосознания человек  не в состоянии воспринимать  предлагаемую ему информацию. Поэтому  первым условием развития информированности  является развитие автономности. Второе условие - полнота представления  об источниках получения информации. Если человек не замыкается на один источник (семью, друзей и т. д.), то у него возникает возможность принять более объективное и обоснованное решение. Для того чтобы выбрать профессию, человек должен обладать значительным объемом информации на двух уровнях.          

1. Информация о мире профессий в целом. В круг этой информации входят:         

 а) осознание  подразделения мира профессий  по предмету и целям труда,  орудиям производства;       

 б) знание  общетрудовых и общепроизводственных  понятий (культура труда, трудовая дисциплина, принципы планирования производства, структура предприятия, принципы оплаты);         

 в) знание  отдельных профессий;       

 г) знание  или практическое умение по  приобретению профессии; по поиску  и поступлению на работу; о  требуемом уровне образования для различных профессий; о том, как удержаться на работе, как совершенствовать свой профессионализм и продвигаться по профессиональной лестнице.           

2. Информация об отдельных профессиях или группах профессий.          

 Кроме того, важным является вопрос об источниках получения профессиональной информации. Именно с незнанием источников получения информации связаны основные трудности и ошибки в выборе профессии.         

 Человек с  высоким уровнем профессиональной  зрелости не накапливает информацию, а ищет ее дополнительно для вынесения суждения о соответствии специфики личности специфике профессиональной деятельности.   

Умение принимать решения          

 Все крупные  и важные шаги человека в  профессиональной жизни объединяет одно - всегда есть альтернатива для оценки и принятия на этой основе решения. Именно наличие нескольких возможных путей решения приводит к тому, что человек воспринимает ситуацию как требующую принятия решения.           

 Важным условием  умения принимать решение является автономность и самостоятельность человека, когда он принимает на себя ответственность за решение и его последствия, когда он в состоянии самостоятельно выдвигать и оценивать альтернативу. Таким образом, уровень умений по принятию решения неразрывно связан с уровнем зрелости личности.           

Кроме того, важно знать алгоритм принятия решения.       

1. Сбор возможных  вариантов решения. На этом  этапе задачей человека становится  сбор как можно большего их  числа - глобальных и частных,  реальных и нереальных, имеющих под собой основу и не имеющих. Все идеи лучше записать и подвергнуть первичному анализу.    

2. Сбор информации  по каждому варианту решения.  Чем полнее собранная информация, тем с большей уверенностью  можно будет принять или отвергнуть путь решения проблемы. На этапе сбора информации некоторые идеи уже отвергаются.     

3. Исследование  шансов успешности в каждой  альтернативе. На этом этапе человек  ищет ответ на вопрос: «Могу  ли я на деле осуществить  данный вариант?»    

4. Связь каждой альтернативы с целями и ценностями человека. Иногда наиболее успешный путь решения конкретной проблемы не соответствует общим принципам человека, его этическим нормам или жизненным целям. Поэтому на данном этапе идут поиски такого решения, которое бы учитывало все эти факторы.      

5. Разработка  конкретного плана действий и  определение факторов, способствующих  или препятствующих данному варианту  решения проблемы.    

Информация о работе Условия осуществления осознанного профессионального выбора старшеклассниками