Условия осуществления осознанного профессионального выбора старшеклассниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:56, дипломная работа

Описание

Цель: Выявить взаимосвязь между организацией системы профориентационной работы школы и осуществлением учащимися осознанного выбора.

Содержание

Введение
Глава 1. Специфика юношеского возраста в современном мире
1.1 Юношеский возраст в основных психолого-педагогических концепциях
1.2 Выводы
Глава 2. Проблематика выбора
2.1 Выбор в основных психолого-педагогических концепциях
2.2 Выбор как деятельность
2.3 Выбор профессии
Глава 3. Профориентационная работа
3.1 Современная ситуация в области профориентационной работы
3.2 Классификация основных направлений профориентационной работы
3.3 Выводы
Глава 4. Практическая часть
4.1 Анализ системы профориентационной работы школы №84
4.2 Исследование осознанности выбора старшеклассниками
4.3 Результаты исследования
Выводы
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

инфо из нета.doc

— 367.00 Кб (Скачать документ)

  ·  "явные осознаваемые цели являются лишь частью истинных целей субъекта, логическая обоснованность цели подразумевает ее осознанность, но это не всегда равноценно ее желательности… логически обоснованная цель может оказаться в противоречии с морально-ценностной сферой личности";

  ·  субъект должен в каждый момент времени обладать возможностью альтернативы в выборе и цели, и средств ее достижения;

  ·  при выборе цели субъект лишь частично осведомлен о перспективах каждой альтернативы – это "задача с неполными данными", полная осведомленность сводит выбор к простому расчету.

  Таким образом, альтернативам ставится соответствующий  прогноз, средствами построения которого являются расчет и воображение как  основа построения модели субъективного  будущего.

  Однако  каким образом организован сам  процесс выбора, как протекает  деятельность по его осуществлению и на каких основаниях ее можно простраивать. С точки зрения организации практической деятельности, связанной с выбором нам наиболее продуктивным представляется соответственно деятельностный подход к этой проблеме.

2.2 Выбор как деятельность

  Одним из наиболее ярких представителей деятельностного  подхода к выбору является Д.А. Леонтьев. Он рассматривает выбор как внутреннюю деятельность, основывающуюся на способах, приемах, орудиях, операциях, развитие которых обеспечивает возможность обучения процессу выбора [15]. Именно это утверждение и определило предпочтение нами деятельностного подхода для нашего исследования.

  Основоположник  деятельностного подхода, Сергей Леонидович Рубинштейн, говоря о деятельности, пишет: "Всякое действие человека исходит из тех или иных мотивов и направляется на определенную цель; оно разрешает ту или иную задачу и выражает определенное отношение человека к окружающему… Будучи мотивом, источником деятельности, потребности являются вместе с тем и ее результатом. Деятельность, которой человек начинает заниматься, побуждаемый теми или иными потребностями, становясь привычной, сама может превратиться в потребность… Формируясь в деятельности, психика, сознание в деятельности и проявляется… "

  В деятельностном подходе выбор рассматривается следующим образом: "Выбор – сложно организованная деятельность, имеющая свою мотивацию и операциональную структуру, обладающая внутренней динамикой, чувствительная к особенностям объекта и регулируемая со стороны субъекта" (Д.А. Леонтьев, Н.В. Пилипко). Отметим, что для осуществления деятельности огромное значение имеет прошлый опыт подобной деятельности.

  С точки  зрения Д.А. Леонтьева выбор разворачивается  как внутренняя деятельность по конструированию  оснований для сравнения альтернатив и осуществления их сопоставления в процессе принятия решения. Для определения вида выбора в классификации Д.А. Леонтьева ключевым является степень сформированности альтернатив с одной стороны и критериев их сравнения – с другой. Выделяется три типа выбора:

  1.  Простой выбор – в ситуации сравнения имеющихся альтернатив по известному субъекту критерию. Критерий не обязательно четко сформулирован. Смысл выбор как правило состоит в определении оптимального пути осуществления деятельности, направленной на достижение некоторого результата. Задача субъекта в данном случае состоит в определении того, какая из альтернатив лучше всего соответствует заданному критерию.

  2.  Смысловой выбор – в ситуации, когда критерии для сравнения имеющихся альтернатив не даны изначально и субъекту и ему необходимо их сконструировать самому (выбор профессии, супруга, товара и др.). Субъект должен найти общие основания для сопоставления качественно разных альтернатив и сформулировать критерии оценки разных альтернатив, по отношению к которым альтернативы приобретают тот или иной смысл. По сути, перед субъектом в данном случае стоит задача на смысл, задача определить для себя смысл каждой из альтернатив, локализовать ее в своем жизненном мире.

  3.  Личностный, экзистенциальный – в ситуации когда речь идет о жизненно важном выборе в критических жизненных ситуациях, когда субъекту не даны ни критерии сравнения альтернатив, ни сами альтернативы. Он должен сам конструировать эти альтернативы вместе с возможными будущими, являющимися следствиями выбора той или иной из них, и на основании сравнения возможных будущих и возможностей ответственной реализации выбранной альтернативы делать свой выбор. Это выбор одного из возможных в данный момент будущих.

  Отметим, что ситуация выбора профессии или  специальности обычно относится к смысловому выбору. Однако позже сам Леонтьев пишет:

  "В ситуации  личностного выбора не только  критерии не ясны, но и сам  перечень альтернатив не является  окончательным, полным, закрытым (например, если мы имеем дело с большим городом или регионом, то выбор профессии не сводится к выбору из 10 возможных альтернатив, этот список принципиально открыт)" [14]

  Выбор также  рассматривается в теориях принятия решения.

  С одной  стороны, выбор выступает как  компонент процесса принятия решения, с другой – в результате выбора мы должны получить решение проблемы. С этой точки зрения он включает в себя следующие компоненты [6]:

  (схема  принятия решения по Бауэр)

  ·  определение цели;

  ·  идентификация альтернатив;

  ·  анализ альтернатив;

  ·  ранжирование альтернатив;

  ·  оценка самой престижной альтернативы;

  ·  выбор лучшего варианта;

  пункты, добавленные  Бутенко А.В., Ходосом Е.А.

  ·  оценка последствий решения;

  ·  принятие ответственности за возможные последствие;

  ·  проверка результатов и коррекция решения.

  Таким образом, в результате синтеза этих подходов к выбору как деятельности выделяются следующие функциональные блоки:

  ·  мотивы;

  ·  цели;

  ·  задачи;

  ·  информационная основа;

  ·  анализ альтернатив;

  ·  прогнозирование;

  ·  принятие решения;

  ·  принятие ответственности;

  ·  исполнение;

  ·  контроль и коррекция.

  В ситуации, когда человек осознает свои цели, осознает основания предпочтения выбранной  альтернативы, прогнозирует последствия  выбора, когда выбор, совершается  самостоятельно, ответственность за него человек несет сам, прежде всего, перед собой – имеет место осознанный выбор.

  "Осознанный  способ жизнедеятельности индивида, т.е. тот, в котором индивид  может отдать себе отчет и  который он сознательно, последовательно  и целеустремленно реализует" [2]

  Сам факт осознания своей деятельности изменяет условия ее протекания, а тем самым  ее течение и характер; она по-иному  регулируется.

  Это ситуация, когда индивид является субъектом  своего выбора.

  "Анализ  человеческой деятельности показывает, что самая осознанность или неосознанность того или иного действия зависит от отношений, которые складываются в ходе самой деятельности", – пишет С.Л. Рубинштейн [25].

  "Механизм" осознания или процесс осознания  совершается через включение  переживания совершаемого субъектом акта или события в объективные предметные связи, его определяющие.

  Понятие осознанного действия напрямую связано  с понятием ответственности. Ответственность  является ключевым компонентом в  структуре осознанного выбора.

  К.А. Абульханова-Славская [3] определяет ответственность –  как самостоятельное, добровольное осуществление необходимости в  границах и формах, определяемых самим  субъектом или – обеспечение  самой личностью и способа  действия, и результата своими силами. В этой ситуации личность проявляет готовность к самостоятельному достижению результата.

  Это понятие  тесно связано с понятием "локуса контроля" личности, выведенным Дж. Роттером [16] из теории социального  научения. Локус контроля – степень, в какой люди воспринимают свою жизнь как контролируемую изнутри посредством собственных усилий и действий или контролируемую извне случаем или внешними другими силами. Выделяют интернальный (внутренний) локус контроля – когда человек в большей степени принимает ответственность за события, происходящие в его жизни на себя, и экстернальный (внешний) локус контроля – когда причины событий приписываются внешним факторам (судьбе, другим людям, случаю). Причем, речь идет лишь о преобладании того или иного свойства. Кроме того, локус контроля может быть разным в зависимости от сферы деятельности (производственные, межличностные отношения, семья и т.д.). Замечено, что интерналы и экстерналы отличаются по ряду параметров. К. Муздыбаевым обнаружены положительные корреляции между наличием смысла жизни, интернальным локусом контроля, ответственностью, высокой когнитивной активностью, достижением успеха и самостоятельностью.

  Рассматривает понятие "ответственность" в своих  работах о самоопределении и  С.Л.Рубинштейн [25]. Ключевыми понятиями  в его подходе являются "субъект жизни" – человек, сам строящий условия жизни и свое отношение к ней; "ответственность" – способность человека детерминировать события, действия в момент их осуществления, по ходу их свершения, вплоть до радикального изменения всей жизни. Ответственность существует как самоограничение а также проявляется в свободе выбора, в осознании права на него, и в способности его отстаивать.

  То есть, самостоятельно и свободно выбирая, человек проявляет ответственность. Соответственно, осознанный, ответственный выбор – это выбор, совершаемый самостоятельно, ответственность за который человек несет, прежде всего, перед самим собой, и, совершая который, опирается на свои ценности и свое мнение.

  Подводя итоги еще раз определим осознанный выбор.

  -   И так, осознанный выбор – поведенческий акт, осуществляемый посредством четкого представления цели, простраивание альтернатив ее достижения на основе критериев соответствующих приоритету ценностей и целей индивида, с учетом внешних обстоятельств.

  Компоненты сознанного выбора как деятельности:

  -   мотивы;

  -   цели;

  -   задачи;

  -   информационная основа;

  -   анализ альтернатив;

  -   прогнозирование;

  -   принятие решения;

  -   принятие ответственности;

  -   исполнение;

  -   контроль и коррекция.

 

 

2.3 Выбор профессии

  "Согласно  конституции СССР, существует право  на выбор профессии и принадлежит  оно самим выбирающим людям"  Климов Е.А.

  "Выбор  профессии – это выбор пути  обучения профессии, это проектирование  трудового жизненного пути" [10]

  Однако  отмечается, что выбор, направленный на построение профессионального пути не окончательный раз и навсегда. Профессиональный путь представляет из себя череду выборов. Считается даже, "чтобы продлить деловую молодость", надо сменить направление деятельности от двух-трех, до пяти-семи раз для представителей различных специальностей.

  "Проектирование  профессиональной карьеры – процесс  постоянный и требующий от  человека умения делать выбор,  принимать ответственные решения,  анализировать свои личностные  и профессиональные достоинства и недостатки, меняться в сложных жизненных ситуациях" (Д.А. Леонтьев, Е.Ю. Мандрикова [14])

  Выбор профильного  направления при переходе в 10 класс  – это еще не в полном смысле выбор профессии, а только формирование основы для этого выбора. Выбор  профиля, как и выбор профессии, является первым звеном в цепочке последовательных жизненных выборов. (Пишет Д.А. Леонтьев.)

  Как показывает практика, выбор своего профессионального  пути меняется даже после окончания  института или университета, не смотря на то, что выбор и учебного заведения и специальности казался обдуманным и осознанным.

  Эти утверждения  еще более подчеркивают значимость умения самостоятельно, ответственно и осознанно выбирать.

Информация о работе Условия осуществления осознанного профессионального выбора старшеклассниками