Условия осуществления осознанного профессионального выбора старшеклассниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:56, дипломная работа

Описание

Цель: Выявить взаимосвязь между организацией системы профориентационной работы школы и осуществлением учащимися осознанного выбора.

Содержание

Введение
Глава 1. Специфика юношеского возраста в современном мире
1.1 Юношеский возраст в основных психолого-педагогических концепциях
1.2 Выводы
Глава 2. Проблематика выбора
2.1 Выбор в основных психолого-педагогических концепциях
2.2 Выбор как деятельность
2.3 Выбор профессии
Глава 3. Профориентационная работа
3.1 Современная ситуация в области профориентационной работы
3.2 Классификация основных направлений профориентационной работы
3.3 Выводы
Глава 4. Практическая часть
4.1 Анализ системы профориентационной работы школы №84
4.2 Исследование осознанности выбора старшеклассниками
4.3 Результаты исследования
Выводы
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

инфо из нета.doc

— 367.00 Кб (Скачать документ)

6. Формулировка  плана действий для новых возможностей  и развития. Это очень важный  этап принятия решения. Человек должен всегда иметь перспективные цели. Только в этом случае его развитие не остановится. Поэтому решать частные проблемы необходимо в русле перспективного развития и их решение не должно препятствовать развитию.         

 Для того чтобы принимать эффективные решения, учитывающие все важные факторы настоящей ситуации и перспективы, человек должен обладать определенными качествами, способностями, знаниями и навыками.       

Основными среди них являются:  

 · любознательность, любопытство - желание и умение собирать и накапливать информацию;  

 · предвидение,  предусмотрительность - способность  предвосхищать проблемы и заранее  готовить альтернативы; здравый  смысл, проницательность - способность  соотнести имеющуюся информацию  с рассматриваемой проблемой и оценить ее;  

 · решительность  - способность поручиться за принятое  решение и взять на себя  ответственность за него;  

 · делегирование  полномочий - умение эффективно разделить  авторитет и ответственность  с коллегами;  

 · планирование - умение разработать для коллектива реальный, конкретный и действенный план решения проблемы;  

 · оценка  риска - способность оценить потенциальный  риск принятого решения;  

 · ответственность  за риск - способность оценить  риск и взять ответственность  на себя;  

 · контроль - способность получить в процессе  решения проблемы именно тот  результат, который планировался.    

Умение планировать свою профессиональную жизнь  

 
     Психологи предлагают следующие этапы  планирования профессионального пути. Данные стадии применимы ко всем видам карьерных решений, вне зависимости от их сложности или возраста, в котором они принимаются.

 
 

Этапы планирования Вопросы для  изучения Деятельность
1 Сбор информации Что необходимо сделать? Сборка и  оценка

информации

2 Концертуализация Что возможно? Моделирование и

визуализация

3 Дизайн Что реально? Выработка

стратегии

4 Претворение в  жизнь Какие шаги необходимо

предпринять?

Планирование

действий

5 Оценка(формирование

нового плана)

Что необходимо дополнить или

изменить?

Оценка и  выработка

нового плана

 

   

 
      Как видно из приведенной  таблицы, планирование профессиональной  жизни - это непрерывный процесс:  даже не меняя своего рабочего  места, человек всегда развивается  - получает дополнительную квалификацию, осваивает новые методы работы, меняет свою роль от ученика до наставника, от подмастерья до мастера и т.д.  
 

Эмоциональная включенность в ситуацию решения       

 Период принятия  решений, как и профессиональный  путь, всегда связан с эмоциями. Они проявляются в эмоциональном отношении к разным профессиям и профессиональным группам (частный случай – к конкретным людям, представителям той или иной профессии) и к необходимости принятия решения о выборе профессии.      

 Роль эмоционального  фактора в ситуации карьерноого решения практически не исследована, поэтому можно основываться лишь на самых общих положениях.       

 Эмоциональное  отношение, или эмоциональная  включенность, оказывает на принятие  решения большое влияние. Данный  фактор включает в себя не  только отношение к различным вариантам при выборе, но и отношение к планированию, к тому, что надо принять какое-то решение, отношение к ответственности за решение и планирование, к тому, что при этом надо проявлять активность, идти на компромисс и т.д. Негативное отношение к необходимости принять решение, касающееся будущего, может надолго удлинить этот процесс и в результате может быть принято ошибочное решение. Таким образом, эмоциональный компонент профессиональной готовности проявляется в общем настрое человека и тесно связан с эмоциональным компонентом зрелости личности в целом, который проявляется в положительном эмоциональном настроении, жизненном оптимизме, эмоциональной уравновешенности и переносимости неудач.

Информация о работе Условия осуществления осознанного профессионального выбора старшеклассниками