Введение
Младший
школьный возраст является наиболее
ответственным этапом школьного
детства. Высокая сензитивность
этого возрастного периода определяет
большие потенциальные возможности
разностороннего развития ребенка.
А также правильно подобранные
и хорошо организованные игры способствуют
всестороннему, гармоничному развитию
школьников, содействуют укреплению их
здоровья, помогают выработать необходимые
в жизни и учебе полезные навыки и качества.
Играет
также большую роль и межличностное
общение. Свобода, доброжелательность,
сотворчество обусловливают и взаимоотношения
в игре педагога и ребенка. В игровой среде
ученик нее может быть объектом прямого
воздействия педагогов, как в учебном
процессе, когда их отношения строго регламентированы,
ограничены определенной ролевой позицией
каждого из них.
В
игре позиции педагогов и детей
разнообразны, динамичны, менее регламентированы.
Ученик здесь активный участник,
субъект организации игры. И этому,
прежде всего, способствует эмоционально
значимое игровое окружение и вызывающая
положительный эмоциональный настрой
система развивающих отношений.
Средства
в достижении цели социального
роста ребенка могут быть самые
разнообразные, и прежде всего
они должны отвечать его интересам
и возрастным особенностям. Поэтому
важнейшее значение в социальном развитии
ребенка может иметь игра.
Игра
в тех формах, в каких она
существовала в дошкольном детстве,
в младшем школьном возрасте
начинает утрачивать свое развивающее
значение и постепенно заменяется
учением и трудовой деятельностью,
суть которых состоит в том, что данные
виды деятельности в течение от игры, доставляющие
просто удовольствие, имеют определенную
цель. Сами по себе игры становятся новыми.
Большой интерес для младших школьников
представляют игры в процессе обучения.
Это игры, заставляющие возможность ученику
проверить и развить свои способности,
включающие его в соревнования с другими
учащимися, также это могут быть игры на
межличностные отношения.
Участие
младших школьников в таких
играх способствует их самоутверждению,
развивает настойчивость, стремление
к успеху и различные мотивационные качества.
В таких играх совершенствуется мышление,
включая действия по планированию, прогнозированию,
взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.
Вопрос
о природе и сущности игры волновал и до
сих пор продолжает привлекать внимание
многих исследователей, таких как: Гальперин
П.Я., В.Л. Данилова, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин,
А.К. Бондаренко.
Разные
подходы к детской игре отражены
во многих работах. Среди этих подходов
можно выделить объяснение природы сущности
детской игры, как формы общения (Лисина
М.И.), либо как формы деятельности, в том
числе усвоения деятельности взрослых
(Эльконин Д.Б.), либо как проявление и условие
умственного развития (Пиаже Ж.).
Каждый
из этих подходов, выделяя какую
– то сторону игры, в конечном
счете, оказывается недостаточным
для объяснения сущности, специфики
детской игры в целом. А также
в формировании важного значения
в социальном развитии ребенка
может иметь игра. Без игр воспитательный
процесс представить нельзя. Например,
можно сказать, что жизнь детского объединения
– это игра, а любая игра – это основа
жизни младших школьников.
Игры,
которые проводятся с детьми,
различны не только по содержанию,
но и по времени. И места проведения
игр самые разные: школа, холл, лес, пляж
и даже поход.
Интерес
ребенка к игре обусловлен
многими факторами: стремлением
узнать новое, реализовать себя,
выступить в роли лидера и
просто развлечься. Все эти факторы
учитывают педагоги. С детьми проводят
и развлекательные, и познавательные,
и такие игры, где нужна ловкость и сноровка.
Заслуживает
внимания мнение С.А. Шмакова
о том, что, все таки существуют
игры с наибольшим социальным
запасом и ориентацией на социализацию
личности человека».
Автор
называет их социальными. Наиболее
ярко особенности этого типа
игр С.А. Шмаков раскрывает
в своих характеристиках сюжетно
– ролевой игры. Мы приводим
из близко к авторскому тексту.
Итак,
ролевая игра имеет
социализирующий
эффект, поскольку она:
- представляет
собой форму моделирования ребенком, прежде
всего социальных отношений;
- воссоздает
социальные отношения в материальной,
доступной ребенку форме;
- выступает
активной формой экспериментального поведения.
Для
данного типа игр наиболее адекватным
мы считаем понятие социально ориентирующей
игры.
Социально
ориентирующая игра – это большой
импровизированный спектакль, в
котором участвуют все. В этих
играх создаются ситуации выбора,
когда ребенок выбирает не
только направление своего участия
в игре, но и способ достижения цели. Он
может идти к цели один, или со своим другом,
или с большой группой детей.
Главный
педагогический смысл этих игр
– создание условий для социальных
проб детей в имитируемой социальной
деятельности, т.е. создание ситуаций выбора,
в которых ребенок должен найти способ
решения той или иной социальной проблемы
на основе сформированных у него ценностей,
нравственных установок и своего социального
опыта. Социально ориентирующая игра имеет
свои особенности. Так, в ней, помимо взаимоотношений,
которые разыгрываются детьми в соответствии
с принятым сюжетом и взятой на себя ролью,
возникают другого рода отклонения –
уже не изображаемые, а действительные,
реальные. Эти виды отношений тесно взаимосвязаны,
но не тождественны и могут расходиться
друг с другом.
Несмотря
на то, что игровая деятельность
является ведущей дошкольном
возрасте, значимость ее не снижается
и у детей младшего школьного
возраста. Л.С. Выготский отмечал,
что в школьном возрасте игра
и занятия, игра и труд образуют два
основных русла, по которым протекает
деятельность школьников. Выготский Л.С.
видел в игре неиссякаемый источник развития
личности, сферу определяющую «зону ближайшего
развития».
Отсюда
– сущность проблемы заключается
во влиянии игры на развитие личностных
качеств. Игра создает положительный эмоциональный
фон, на котором все психические процессы
протекают наиболее активно. Использование
игровых приемов и методов, их последовательности
и взаимосвязь будут способствовать в
решении данной проблемы.
Актуальность
поднятой проблемы вызвана потребностью
психологов, педагогов, родителей
в совершенствующихся методах
психолого-педагогического воздействия
на формирующуюся личность ребенка
с целью развития коммуникативных
коммуникабельных отношений.
Определение
проблемы и актуальности темы
позволяет сформулировать достаточно
конкретно цель исследования: разработать
и доказать эффективность игровых
средств для развития межличностных
отношений среди детей младшего
школьного возраста.
Объект
исследования – процесс развития творческого
начала личности средствами игровой деятельности.
Предмет
исследования – игровые средства развития
творческого начала младших школьников.
Цель
исследования – изучение влияния игры
на социальный статус младшего школьного
возраста.
Исходя,
из этого можно сформировать
следующую гипотезу:
развитие младших
школьников средствами
игры на личность будет
эффективно при условии:
- изменение
позиции личности в коллективе;
- корректировка
взаимоотношений в совместной деятельности;
- влияние на
характер участия детей в деятельности.
Из
поставленной гипотезы вытекают
следующие задачи:
- изучение
специальной литературы по данной проблеме;
- характеристика
современного состояния применения игровой
деятельности в развитии детей младшего
школьного возраста;
- разработка
комплекса обучающих игровых средств
для учащихся начальных классов;
- проведение
педагогического эксперимента поданному
исследованию;
- обобщение
результатов исследования.
В
исследовании использовались
следующие методы:
- теоретический
анализ литературных источников по исследуемой
проблеме;
- наблюдение,
беседа, тестирование;
- констатирующий
и формирующий эксперимент, статистическая
обработка данных.
Теоретическая
и практическая значимость исследования
заключается в том, что изучено значение
игры как основы развития творческого
начала детей младшего школьного возраста,
разработана вариативная форма использования
игр на уроках в начальной школе, которая
апробирована и подтверждена результатами
экспериментальной работы.
База
исследования: ученики 3 «А» класса СШ№4
(8 мальчиков, 9 девочек); 3 «Б» класс СШ№4
(10 мальчиков, 8 девочек) город Щучинск.
В экспериментальном исследовании участвовало
тридцать пять человек младшего школьного
возраста.
Глава
I. Теоретические основы
игры как средство воспитания.
- Исторические
предпосылки возникновения
игры
Игра
– великое изобретение человека;
она имеет для его биологического,
социального и духовного развития
не меньше, а, может быть, даже
и большее значение, чем огонь и колесо
…. В ней, как в зеркале отображалась история
человечества со всеми его традициями
и комедиями, сильными и слабыми сторонам.
Еще в первобытном обществе существовали
игры, изображавшие войну, охоту, земледельческие
работы, переживания дикарей по поводу
смерти раненого товарища. Игра была связана
с разными видами искусства. Дикари играли
как дети, в игру видами искусства. Дикари
играли как дети, в игру входили пляски,
песни, элементе драматического и изобразительного
искусства. Иногда играм приписывали магические
действия. Таким образом, человеческая
игра возникает как деятельность, отделившаяся
от продуктивной трудовой деятельности
и представляющая собой воспроизведение
отношений между людьми. Так появляется
игра взрослых, игра как основа будущей
эстетической, изобразительной деятельности.
С чем связано возникновение детской игры?
Детство
существовало не всегда. О возникновении
детства можно говорить лишь
тогда, когда исчезает возможность
непосредственного включения детей
в производственный труд взрослых.
К человеческому детству, как к особому
этапу подготовки ребенка к будущей взрослой
жизни предъявлялись все большие и большие
требования. Чем выше развитие общества,
тем сложнее становится период подготовки
ребенка к взрослой жизни.
Игра
возникает в ходе исторического развития
общества в результате изменения места
ребенка в системе общественных отношений.
Она социальна по своему происхождению,
по своей природе. Ведь игра – одно из
самых древних занятий людей. Наверное,
с появлением на земле человека у него
родилась потребность играть.
Люди
всегда играют с удовольствием.
В игре происходит освоение
или новых социальных ролей,
самореализация, приобретение нового
социального опыта. Игра увлекает
и включает человека в новые
для него отношения. Как считает
известный голландский исследователь
игры Йохан Хейзинга, всякая игра есть,
прежде всего, и в первую голову свободная
деятельность.
Игра
не возникает стихийно, а складывается
в процессе воспитания.
Являясь
мощным стимулом развития ребенка,
она сама формируется под воздействием
взрослых. В процессе взаимодействия ребенка
с предметным миром, обязательно при участии
взрослого, не сразу, а на определенном
этапе развития этого взаимодействия
и возникает подлинно человеческая детская
игра.
«Игра,
игровая деятельность, один из
видов деятельности, характерных
для животных человека» - отмечается
в Педагогической энциклопедии.
Понятие «игра» («игрица») в русском
языке встречается еще в Лавреньтьевской
летописи. В летописи говорится
о лесных славянских племенах (радимичи,
вятичи), которые «браци не бываху в них,
но игрища между селы, схожахуся на игрища,
на плясания и на все бесовская игрища,
и ту умыкаху жены себе».
По
свидетельству Платона, еще жрецы
Древнего Египта славились конструированием
специальных обучающих и воспитывающих
игр. Арсенал таких игр пополнялся. Платон
в своем «Государстве» этимологически
сближал два слова: «воспитание» и «игра».
Он справедливо утверждал, что обучение
ремеслам и воинскому искусству немыслимо
без игры.
Попытку
систематического изучения игры
первым предпринял в XIX века немецкий
ученый К. Гросс, считавший, что в игре
происходит предупреждение инстинктов
к будущим условиям борьбы за существование
(«теория предупреждения»). К.Гросс называет
игры изначальной школой поведения. Для
него, какими бы внешними или внутренними
факторами игры не мотивировались, смысл
их именно в том, чтобы стать для детей
школой жизни.